Тренинг для подростков "Сплочение коллектива"
материал по психологии (6 класс)

Аксененко Юлия Александровна

Сплочение – это возможность  стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У нас с вами есть общие цели – учеба в любимой школе, получение знаний и приятное общение друг с другом, которое перерастает в крепкую дружбу! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все вы нуждаетесь в поддержке и вы можете ее получить именно в своем классе! Ведь только сплоченный школьный коллектив добивается многих вершин и побед!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_splochenie_kollektiva_podrostkov.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Сплочение коллектива» с элементами Арт – терапии

Актуальность проблемы

Подростковый возраст - переходный возраст, именно в этом возрасте происходит активное становление и развитие межличностных отношений школьников, закладываются основные социальные связи и эталоны взаимоотношений. От гармонично сформированных межличностных отношений зависит дальнейшее личностное развитие. Межличностные отношения в группе – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу. Межличностные отношения в подростковой группе - это взаимные ориентации, которые складываются у школьников, находящихся в длительном и тесном контакте. Именно в подростковой среде посредством межличностных отношений формируется социально адаптированная личность, готовая к дальнейшей продуктивной деятельности. Поэтому важно проводить беседы, дискуссии, различные занятия на сплочение коллектива подростков, для того чтобы они чувствовали себя более уверенными, были с развитым чувством принадлежности к коллективу.

Целевая аудитория: подростки 12-13 лет

Форма работы: групповая

Время: 60 минут, 1 раз в 2 недели, 18 занятий

Цель: создать условия, способствующие сплочению коллектива подростков, построению эффективного взаимодействия.

Задачи:

- Формировать навыки эффективного взаимодействия в группе;

-Способствовать устранению эмоциональных барьеров между членами группы;

- Способствовать повышению уровня рефлексивности.

План мероприятия:

Начальный этап работы

1. Упражнение «Снежный ком» Участники представляются по именам, каждый следующий участник должен повторить имена всех предшествующих и только после этого представиться сам.

2. Погружение

Внимательно слушайте и выполняйте мои команды. Нужно поднять руку тем, у кого сейчас отличное настроение. А теперь тем, у кого, наоборот, настроение не очень. И в заключение пусть поднимут руку вверх все, у кого в классе есть товарищи.

Основная часть работы.

  1. Упражнение «Печатная машинка»

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

  1. Упражнение «Посылка»

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет посылку», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и должен вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (разное количество или виды движений).

  1. Техника «Ритм (импульс)» Модификация Е. Тарариной

Инструкция. Участникам предлагается стать в круг. Тренер знакомит их с первым ритмом (слабым): 3 хлопка в ладоши (с интервалом в 4 секунды); затем со вторым ритмом (средним): 3 хлопка в ладоши (с интервалом в 2 секунды); с третьим ритмом (сильным): 3 хлопка в ладоши (без интервала). Задача участников – услышать, какой ритм задает тренер, и повторить его сообща. Работа продолжается до тех пор, пока участники не научатся слышать тренера и правильно сообща воспроизводить ритм. Эту технику можно дополнить еще одним упражнением – «Импульс». Тренер показывает участникам, что такое импульс и каким образом его передавать: делается хлопок в ладоши, после чего сразу же прямой рукой с небольшой подачей своего тела вперед необходимо указать на любого человека, находящегося в кругу. Этот человек «ловит» импульс: делает такой же хлопок и передает импульс другому.

  1. Техника «Инсталляция»

Группе предлагается из подручных материалов, из того, что есть в комнате, создать скульптуру (инсталляцию) на заданную тему. Особое внимание уделяется тому, чтобы в процессе работы принималось во внимание мнение каждого члена группы.

В процессе работы обратить внимание на то, кто взял на себя роль организатора, кто исполнителя, кто активно включался в работу, кто был пассивным. По окончании работы группа должна объяснить значение составляющих частей и сделать презентацию. Обсуждение.

  1. Техника «Рисунок в паре». Модификация Е. Тарариной

Инвентарь: белый лист бумаги А 4, разноцветные карандаши (мелки, краски, фломастеры).

Просим участников найти себе партнера, с которым им хотелось бы выполнить это упражнение. Предлагаем взять лист А 4 и карандаши (мелки, краски, фломастеры).

Инструкция к действию. Сядьте за стол рядом друг с другом и положите перед собой лист бумаги. Вам необходимо совместно нарисовать картину, ничего не обсуждая при этом.

Вы можете выбирать любые цвета, но в тот момент, когда один рисует каким-то цветом, второй должен пользоваться другим. Разговаривать друг с другом нельзя, молча концентрируйтесь на своей работе. Заканчивайте рисовать тогда, когда почувствуете, что картина готова. Разместите рисунок перед собой. Ответьте на следующие вопросы: На что мне кажется похожим взаимодействие с партнером в процессе рисования? (Метафора приветствуется). Какие чувства в процессе рисования картины я испытывал к себе (партнеру, результату совместного творчества)? Что в работе было самым легким/сложным? Что в работе для меня было самым важным? Как мне кажется, что было важным для партнера? Как я это понял? Какие чувства испытываю сейчас? Хотелось ли бы повторить этот опыт? Почему? Что бы я изменил во взаимодействии с партнером?

В случае если у пары есть желание повторить опыт, даем им такую возможность на занятии или в качестве домашнего задания, затем обсуждаем после повторного выполнения задания или на следующей сессии, используя вопросы: Что вы/партнер делали так же, а что иначе? На что обратили внимание на этот раз? Какие чувства испытывали? Какие выводы сделали? Что из этого опыта возьмете в жизнь, используете для изменения в отношениях?

Выводы. У каждого человека есть определенные стратегии поведения, которые он использует при взаимодействии с другими людьми. Данное упражнение позволяет ответить на вопросы: Насколько мои стратегии поведения эффективны? Совпадает ли мое восприятие своего поведения с восприятием партнера? Что я могу сделать, чтобы быть более эффективным в партнерском взаимодействии?

Завершающая часть.

Проведение беседы - обратная связь по тренингу.

Ожидаемые результаты:

Сформированы навыки эффективного взаимодействия в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

психологический тренинг с педагогчиеским коллективом

Данный тренинг направлен на формирование коммуникативных комментенций  педагогов. Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной лич...

Обучающий тренинг для педагогического коллектива : «Волшебный мир бабочки».

Тренинг расширяет представления участников образовательного процесса о роли арт-терапевтических приемов в работе с младшими подростками,  на этапе перехода из начальной школы в среднее звен...

Тренинг для педагогического коллектива

Без взаимопонимания невозможно общение,координация действий. Человек понимает поведение другого, его мысли и мотивы. Понимание строится на основе сопереживания, идентификации.Коррекции в педагог...

Психологический тренинг на сплочение коллектива «Связанные единой целью»

Цель тренинга - сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей....

"Комплексный тренинг для театрального коллектива"

Комплексный тренинг для театрального коллектива младшего школьного возраста (основа актерского мастерства, пластики и сценической речи)Цели тренинга: развитие творческих способностей учащихся.Задачи т...

Тренинг общения "Сплочение коллектива"

данный тренинг возможно использовать в работе с детьми и подростками на этапе сплочения коллектива....