Основные направления воспитательной работы в школе и их взаимосвязь
методическая разработка по психологии

Основные направления воспитательной работы в школе и их взаимосвязь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления воспитательной работы в школе и их взаимосвязь


Содержание

Введение

3

Глава I. Система деятельности педагога – воспитателя

5

1.1. Система воспитательной работы школы

5

1.2. Характеристика деятельности педагога - воспитателя

7

1.3. Методика планирования воспитательной работы в школе

10

Глава II. Основные направления воспитательной работы в школе 

27

2.1.  «Здоровье»

27

2.2. «Интеллект»

29

2.3.  «Общение»

30

2.4. «Нравственность»

31

2.5.  «Досуг»

33

2.6. «Гражданин»

34

2.7. «Семья»

36

2.8. Личностно-ориентированный подход в воспитательной работе школы

37

Заключение  

43

Литература

45

Приложение

47


Введение

Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содержание, средства. История дает яркие примеры особенностей воспитания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Античность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура народов и народностей разных стран проявляется не только в традициях и обычаях, но и в характере воспитания.

К.Д.Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л.И.Маленкова, человечество (в филогенезе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет колыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.

В русском языке слова «воспитание, воспитатель, воспитывать, воспитательная работа» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает питание не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» — сущность любого воспитания. Воспитание — непрерывный процесс, пока живет человек, и... вечный, пока существует человечество.

Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук.

Актуальность темы, данная тема выбрана и разработана не случайно, поскольку  воспитательная работа играет ведущую роль в становлении человека – школьника как будущую личность, а направления воспитательной работы дают пути, по которым придется пройти для достижения поставленной цели – воспитанный, гармонично развитый человек.    

Цель работы, используя теоретический материал научно-методической литературы мы постараемся рассказать об основных направлениях воспитательной работы в школе.  

Рабочая гипотеза: предполагается, что зная основные направления воспитательной работы в школе, мы можем повлиять на воспитательную работу обучающего, на создание школьника - гармонично развитою личность как духовна, так и физически.

Задачи работы:

1. Раскрыть систему деятельности педагога – воспитателя.

2. Изучить научно методическую литературу по теме методика планирования воспитательной работы в школе

3. Рассмотреть основные направления воспитательной работы в школе.

4. Ознакомиться с личностно-ориентированный подход в воспитании школьника.


Глава I. Система деятельности педагога – воспитателя

1.1. Система воспитательной работы школы

Воспитание в образовательном учреждении реализуется через воспитательный процесс. Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса возможно при осознании педагогами важности воспитательной работы наряду с преподаванием учебных дисциплин.

Воспитательная работа — это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения.

Систему воспитательной работы в школе можно представить в виде взаимосвязанных блоков.

Система воспитательной работы в школе или во внешкольном учреждении включает воспитание учащихся в процессе обучения и вне учебной деятельности, в ходе которых решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в школе, классе, группе. Организация воспитательной работы подразумевает взаимодействие школы с социумом, сотрудничество с семьей с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата.

Функции организаторов воспитательной работы различны, они изменяются в зависимости от занимаемой ими должности и осуществляемого воспитательного процесса. Например, деятельность заместителя директора школы по воспитательной работе включает широкий круг функций, главными из которых являются: административная (социальная, развивающая, образовательная, воспитательная); организаторская (аналитико-рефлексивная, корректирующая, оценочно-результативная, стимулирующая); технологическая (диагностическая, конструктивная, методическая, коммуникативная, организаторская, исследовательская). Прил. №1. С. 47.                                      

Главные функции классного руководителя: системно-организующая, диагностирующая, коммуникативная, воспитательная, проектирующая, организационно-деятельностная, развивающая, методическая, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая. Указанные функции определяют важнейшие направления деятельности педагога-воспитателя.

Наличие различных воспитательных систем, а также система воспитательной работы в школе требуют пересмотра и перераспределения воспитательных функций между различными социальными институтами, изменения целей и задач в деятельности педагогов.

Среди ведущих задач следует выделить: признание личности человека как абсолютной ценности; знание идей гуманистического воспитания и использование их на практике; определение воспитывающей среды; выявление уровня воспитанности личности и коллектива; создание программы воспитания учащихся; обеспечение инновационных подходов к организации воспитательного процесса (системно-структурного, гуманистического, ценностного, культурологического, организационно-деятельностного, отношенческого, личностно-ориентированного, комплексного и пр.); организацию разносторонней деятельности и работу с органами самоуправления; использование системы методов и вариативных технологий воспитательного процесса.

Реализация этих задач предъявляет высокие требования к профессионализму и общей культуре педагога, организатора учебно-воспитательного процесса. Построение воспитательной системы образовательного учреждения требует от учителя создания воспитательной системы подразделений: класса, группы, объединения и др. Так, можно выделить основные направления воспитательной работы классного руководителя: организация разнообразной увлекательной социально значимой коллективной деятельности через соуправление и самоуправление; организация общения детей для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе.

Ряд педагогов (Е.Н.Степанов, Е.В.Алексеева, А.А.Андреев, Л. В. Байбородова и др.) рассматривают воспитательную систему класса как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющую собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов, способствующих развитию личности и коллектива (индивидуально-группового, ценностно-ориентационного; функционально-деятельностного, пространственно-временного, диагностико-аналитического). Прил.№2. С. 48. [9, 74]

1.2. Характеристика деятельности педагога - воспитателя

Система деятельности педагога-воспитателя представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности.

Структура системы деятельности педагога включает целеполагающую, диагностическую, прогностическую, проектировочную, конструктивную, коррекционную коммуникативную и организаторскую деятельность.

Целеполагающая деятельность — это определение близких и далеких целей воспитания, развития коллектива и личности. Развитие личности как ведущая цель воспитания предполагает органичное единство бытия, сознания и самосознания человека, его ценностной и эмоционально-потребностной сферы. Общая цель, связанная с формированием сознания и самосознания, чувств, воли и поведения учащихся, нуждается в конкретизации с учетом как современных социальных условий в стране, так и типа школы, класса, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, возможностей и профессионализма педагога. При постановке целей воспитательной работы с детским коллективом педагог прогнозирует изменения, которые должны произойти в отношениях между детьми, в ценностной ориентации коллектива и личности.

Цель воспитания конкретизируется путем постановки воспитательных задач, например, какое мировоззрение, способности, качества, будут развиты, какими умениями, навыками и знаниями (теориями, фактами, понятиями, лексическими единицами, системами, структурами, правилами, нормами) овладеет учащийся. Формулировка воспитательных задач педагогом должна быть четкой и ясной, так как ею обусловливается отбор содержания и соответствующих видов и форм деятельности учащихся.

Диагностическая деятельность — это оценочная практика, направленная на изучение коллектива и личности с целью определения уровня воспитанности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Прогностическая деятельность связана с прогнозированием целей, содержания, методов и результатов воспитательной работы. Прогнозирование осуществляется через диагностично сформулированные цели, позволяющие увидеть, каким будет детский коллектив и личность. Исходя из уровня актуального развития школьника, его возрастных, индивидуально-психологических особенностей, уровня развития коллектива педагог определяет возможные достижения в ходе развития и саморазвития детей в конкретный временной период. Перспективы развития личности или детского коллектива отражаются в своеобразной «модели», или «видении», «образе» личности школьника или ученического коллектива. Модель личности ученика представляет отражающую результаты воспитательной работы качественную характеристику взаимосвязанных знаний, умений, способностей, качеств творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации.

Проектировочная деятельность направлена на создание концепций и программы развития системы воспитательной работы, это процесс прогнозирования дальнейшего развития ребенка, детского коллектива и определения стратегии воспитательной работы с ними.

Конструктивная деятельность предусматривает отбор оптимальных видов и содержания воспитывающей деятельности, ее форм и их последовательности, вариативных технологий воспитательного процесса, эффективных методов педагогического взаимодействия и воздействия, определяет основные направления планирования воспитательной работы.

Коррекционная деятельность, как правило, связана с внесением корректив в воспитательную работу и закреплением ценностной ориентации, позитивных качеств личности и коллектива, преодолением негативных явлений. Конкретные результаты развития и саморазвития коллектива и личности представляются как определенные новообразования в ученическом коллективе и отражают сформированность качеств личности, ее способностей, потребностей, мотивов, убеждений, чувств, овладение определенными знаниями, умениями, навыками и др.

Коммуникативная деятельность способствует формированию демократического стиля общения, гуманистических отношений, созданию ситуации успеха, положительной мотивации. Она пронизывает все структурные компоненты деятельности.

Организаторская деятельность — это организация совместной деятельности педагога и учеников, направленная на реализацию воспитательных целей. Чем разнообразнее воспитывающая деятельность, тем больше возможностей создается для развития личности, ее интересов и способностей. Чтобы виды деятельности стали своеобразными ступеньками в развитии учащихся, необходимо создание условий взаимообогащающего общения, что возможно только в среде с благоприятным морально-психологическим климатом. Такой средой может стать, в частности, коллектив класса. В коллективной взаимообогащающей деятельности происходит становление индивидуальности каждого ученика. Образуется триада деятельность — коллектив — личность, которую можно трактовать следующим образом: через воспитывающую деятельность развивать коллектив и личность, способную в разнообразных видах деятельности реализовать все богатство своей индивидуальности.

Рефлексивная деятельность — это аналитическая деятельность, направленная на анализ собственных действий и состояний. Саморефлексия помогает осознать свои успехи и недостатки, стимулирует совершенствование деятельности.

Каждый структурный элемент системы деятельности педагога-воспитателя предусматривает использование определенного комплекса общих или специфических методов и приемов воспитания. Например, при диагностировании применяется комплекс научно-педагогических методов исследования, в том числе тестирование, анкетирование, беседа, наблюдение, метод независимых характеристик, изучение школьной документации, анализ опыта творчески работающих воспитателей и др. [11, 36]

1.3. Методика планирования воспитательной работы в школе

Планирование является частью конструктивной деятельности педагога-воспитателя. Модель и стратегия воспитательной работы создается на основе концептуального видения предназначения образовательного учреждения.

Согласно концепции Е.В. Бондаревской о воспитании учащейся молодежи, важное  значение имеют следующие задачи, которые ставятся перед различными воспитательными институтами и прежде всего перед школой:

- философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических изменений, новых форм хозяйствования, формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации;

- приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культуры отечества, своего народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, подростка, юноши, девушки, реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах деятельности и общении;

- формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям), культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;

- развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности и готовности к рефлексии;

- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности  как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о своей стране, сохранении человеческой цивилизации;

- воспитание положительного отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности к творческому труду, воспитание социально значимой целеустремленности, честности и ответственности в деловых отношениях;

- развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином и жить счастливо.

О. С. Газман в «Концептуальных основах содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)» определил три типа задач любого педагога-воспитателя: воспитатель (Здоровье – Нравственность -  Способности).

Реализация этих задач обеспечивает успешное развитие ребенка в ведущих видах деятельности, общении, быту. Следовательно, деятельность, общение, образ жизни ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, с помощью которых воспитатель осуществляет физическое и духовно-нравственное воспитание, содействует развитию здоровья каждой личности.

Исходя из этого для планирования воспитательной работы педагог должен усвоить целевые программы и подпрограммы, например, «Здоровье», «Общение», «Образ жизни», «Учение», «Досуг».

Концепция Н. Е. Щурковой, которую можно использовать при планировании воспитательной работы, основывается на ценностном, культурологическом и организационно-деятельностном подходах к воспитанию. Целью воспитания она считает формирование личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Цель, по ее мнению, достигается путем формирования достойного образа жизни; самоуважения; способности человека быть субъектом собственной жизни; образа общества и системы связей человека и общества; образа мира и представления о его устройстве; жизненной позиции; культурологических умений взаимодействия с миром. Воспитательные задачи решаются педагогом в совместной деятельности и общении с учащимися. Н.Е. Щуркова предлагает разнообразные виды и формы деятельности учащихся: познавательную, творческую, трудовую, ценностно-ориентировочную, художественную, спортивно-оздоровительную, общение и др.

Эти теоретические предпосылки положены в основу методики планирования воспитательной работы в школе и классе. [18, 61] [22, 47]

Общие подходы к планированию внеклассной работы

Планирование воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя, своеобразный прогноз воспитательной ситуации в классе. Значение планирования состоит в том, что оно позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагога, а также упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.

План - это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, родителей).

Хорошо продуманный, обоснованный план позволяет: во-первых, четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания; во-вторых, целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы; в-третьих, прогнозировать результаты своей деятельности.

Планирование воспитательной работы - это не догма. План может видоизменяться как внешне, так и по содержанию, с учетом особенностей развития коллектива, воспитательной ситуации.

Планирование - это не только прерогатива классного руководителя, в планировании воспитательной работы в классе могут и должны участвовать учащиеся, родители.

Прежде чем классный руководитель приступит к планированию воспитательной работы в коллективе, он должен:

- познакомиться с государственными документами, определяющими задачи воспитательной работы на современном этапе;

- изучить документы школы, регламентирующие организацию воспитательной работы в классе;

- изучить особенности развития воспитательной ситуации до его назначения классным руководителем;

- изучить особенности возраста учащихся класса и определить, исходя из них, цели и задачи воспитательной работы;

- изучить уровень развития коллектива класса;

познакомиться с методами и стилем руководства классом предыдущего классного руководителя (особенно это касается перехода из начальной школы на старшую ступень обучения);

- получить консультацию завуча по воспитательной работе (рекомендации по содержанию планирования в данном классе);

- изучить анализ развития классного коллектива за предыдущий год, проблемы и перспективы развития;

- изучить календарь памятных дат предстоящего года и определить даты, необходимые для воспитания идейно-нравственной и политической культуры учащихся;

-        привлечь учащихся и родителей к планированию.
В классном коллективе чаще всего составляют:

- план воспитательной работы классного руководителя (на четверть, полугодие, год);

- план ученического коллектива;

- план работы коллектива на определенный период (месяц, год, несколько лет) по важнейшему направлению, например поисковой работе, работе с младшими учениками;

- план подготовки и проведения дела в коллективе;

- план работы творческого объединения, групп.

Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса.

Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим образом:

1. Определение предмета планирования (всей деятельности, какого-то направления, конкретного дела).

2. Определение временного периода (год, четверть, месяц и т. д.).

3. Структурирование предмета планирования (выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки, т. е. представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное).

4. Анализ результатов и состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.).

5. Обобщение результатов анализа.

6. Целеполагание (ради чего, над чем работать, что хотелось бы получить в итоге).

7. Коллективное планирование (предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе).

8. Выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. Отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решать поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Результаты планируемых дел уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.

9. Распределение событий во времени. В зависимости от того какой
отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты;
выстраивается логика дел и событий.

10. Оформление (написание) плана.

Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематическим. В этом случае изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на Месяц и менее), при оперативном, текущем (на день, конкретное дело).

Планирование есть процесс моделирования деятельности на какой-то период времени, когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную.

Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:

- подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;

- аналитический: диагностика и анализ результатов и имеющегося опыта, обобщение результатов анализа;

- моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;

- заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.

Планирование воспитательной работы не должно ограничиваться составлением плана, как это часто, к сожалению, практикуется в школе. Планирование — творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Планирование является составной частью профессиональной деятельности администрации школы и учителя и основывается на сотрудничестве педагогов, учащихся и родителей, осознавших цели и задачи совместной деятельности, и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной, творческой.

Практика показывает, что заместителю директора по воспитательной работе приходится сложнее всего: он должен «придумать» самые разные дела для всей школы, параллелей, постараться внести новое, учесть интересы взрослых и детей.

Эту задачу можно успешно выполнить, если придерживаться некоторых организаторских истин:

1. Не надо взваливать все лишь на свои плечи. Так, классные руководители, зная особенности своих учебных коллективов, интересы ребят, могут предложить включить в общешкольный план самые разные дела, в которых будут участвовать и их классы.

2. Дела должны быть разнообразны по содержанию. В план вносятся мероприятия, развивающие знания и способности ребят (интеллектуальные, духовно-нравственные, художественные, трудовые, спортивные и др.), а также ряд развлечений, которые легко придумывают сами дети и с удовольствием берутся за их организацию. Следует предусмотреть различные формы работы по каждому из направлений. Возможно, у каких-то классных коллективов будут преобладать предложения по определенному направлению, связанному со школьными традициями и с теми задачами, которые ставит педагог, учитывая интересы учащихся. Дела по направлениям для общешкольного плана могут предложить и методические объединения учителей.

3. Сложившийся коллектив обязательно имеет традиции — это передаваемые обычаи, то, что позволяет школе, классу иметь свое лицо. Традиционные дела, как правило, привлекательны, к ним можно готовиться заранее. Школу трудно представить без Дня знаний, Дня учителя, Дня школы, Новогоднего вечера, Последнего звонка и др. Итак, традиционные дела обязательно нужны, однако следует ежегодно обновлять их содержание, форму и методику.

4. При составлении общешкольного плана полезно учитывать календарь знаменательных дат. Стоит заранее поинтересоваться, чем замечателен предстоящий учебный год: выделить даты, связанные с историей государства, знаменитыми людьми, событиями города, родной школы и пр. Народный календарь подскажет проведение дел, возрождающих старинные обряды.

5. В создании общешкольного плана работы поможет «мозговой штурм». Его участники — классные руководители, воспитатели, руководители методических объединений, учащиеся, организаторы детских клубов, кружков и т. п.

Классный руководитель должен учитывать совокупность принципов в планировании: целенаправленность; учет возрастных особенностей учащихся, ведущих интересов в классном коллективе; преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел; реальность; разнообразие форм и методов; творческий характер планирования.

Планирование воспитательной работы в классе должно быть увлекательным для школьников и реализовываться в разных формах, например: «разведка полезных дел», «мозговой штурм», «защита проектов плана», «аукцион полезных дел». Родительский коллектив, участвуя в планировании, продумывает совместные дела, которые можно подготовить и провести с детьми, работу микрокружков, клубов, секций, которые будут вести родители. Классный руководитель определяет содержание, различные формы работы с детьми в соответствии с поставленными целями и требованиями, предъявляемыми к плану воспитательной работы.

После опроса родителей и коллективного планирования можно провести совместное собрание родителей и учащихся.

Скоординировав свои предложения с предложениями детей и родителей, классный руководитель оформляет план воспитательной работы. [17, 22]

Структура плана воспитательной работы.

1. Характеристика классного коллектива:

- состав класса и его общая характеристика (количество учащихся, мальчиков, девочек; их здоровье, уровень воспитанности, работоспособность и успеваемость; интерес к общим делам класса; занятость учеников на факультативах, в кружках, секциях и т.д.; образовательный уровень родителей, наличие в классе детей из многодетных семей, а также неполных или нуждающихся в повышенном внимании педагога);

- сплоченность класса (на какой стадии развития находится коллектив, есть ли актив класса, действуют ли советы дел, инициативные группы, умеют ли учащиеся сами объединяться для выполнения различных видов деятельности, характер отношений учащихся в коллективе, наличие группировок в классе); ценностные ориентации;

- связь классного коллектива с общешкольным коллективом, с социумом (выходит ли коллектив в организации своих дел за рамки класса, организует ли дела для младших школьников, для школы в целом, вносит ли предложения для улучшения жизни класса, школы). Прил. №3. Таблица №1. С. 49.

2. Воспитательные задачи.

3. Жизнедеятельность классного коллектива.

4. Работа с родителями учащихся.

5. Индивидуальная работа с учащимися.

Существуют различные подходы к оформлению раздела «Жизнедеятельность классного коллектива» и собственно планированию дел: это планирование по видам деятельности (Н.Е.Щуркова); по ключевым делам (В. А. Караковский); календарное планирование; план-сетка и др. При желании педагог может разработать и свой оригинальный вариант оформления плана воспитательной работы. При составлении плана важно учитывать особенности образовательного учреждения, соответствие содержания, форм и методов поставленным воспитательным задачам, уровень воспитанности школьников и развития коллектива.

Продуманный неформальный план воспитательной работы окажет несомненную помощь в организации воспитывающей деятельности в школе и классе, координации усилий педагогов, родителей, детей в создании условий для развития и коллектива, и личности каждого школьника. [24, 53]

Эффективность воспитательной работы определяют:

- уровень организации классного коллектива, как в учебной, так и во вне учебной работе (дисциплина, порядок, четкая организация самообслуживания, обязательность выполнения заданий школьного коллектива и органов ученического самоуправления);

- уровень учебной мотивации у учеников класса (постоянный рост качества знаний, эффективность работы со слабоуспевающими школьниками, активность участия учеников класса во внеурочной учебной работе: в факультативах, учебных кружках, в научно-исследовательской работе, в учебных экскурсиях, предметных олимпиадах, конкурсах, вечерах, в интеллектуальных марафонах и т.п.);

- разнообразная и интересная для учеников вне учебная жизнь класса: походы, поездки, экскурсии, культпоходы, тематические классные часы, вечера, встречи, КВН, театральные постановки и т.п.;

- постоянный рост уровня воспитанности учащихся, определяемый умением классного руководителя изучить уровень воспитанности, школьника и организовать педагогическое руководство его самовоспитанием и самообразованием;

- уровень развития классного коллектива (его сплоченность: поддержка друг друга, заинтересованность в делах класса, дружеские взаимоотношения, желание вместе развлекаться, общаться в свободное время; его организованность; развитость общественного мнения, характер связей в коллективе;

- активность и инициатива при участии в делах класса и в делах школьного коллектива; воспитательное влияние коллектива на его членов);

- степень развития сотрудничества класса с классным руководителем (уровень взаимного доверия, степень включенности классного руководителя в дела класса, наличие актива и взаимодействия актива и классного руководителя, взаимное развитие инициативы и творчества);

- контакты с семьями учащихся, активность участия родителей в воспитательном процессе;

- глубина и серьезность работы с учащимися, требующими особого педагогического внимания, оказания им поддержки на основе сугубо индивидуального подхода к каждому из них;

- комфортность и защищенность каждого воспитанника в классе и в школе.

Варианты совместного с учащимися планирования внеклассной работы

Вариант первый

Классный руководитель записывает на школьной доске все предполагаемые внеклассные дела, в которых будет участвовать коллектив учащихся в классе и в школе. Ребятам предлагается определить самые важные, интересные и значимые для жизни класса дела.

Затем группа ребят (по желанию или по выбору самих учащихся) анализирует выбор учащимися мероприятий и определяет группы ребят, которым интересны одинаковые мероприятия.

Ребята, которые выбрали одни и те же мероприятия, получают возможность объединиться и определить содержание и форму будущего мероприятия. Свои проекты ребята сдают классному руководителю или обсуждают совместно.

Такая работа всего класса совместно с классным руководителем позволяет многое узнать об учащихся: как они общаются друг с другом, кто занимает лидерскую позицию, за кем следуют ребята, к кому прислушиваются, кто безразличен и отстранен от общего дела.

Вариант второй

Учащимся класса предлагаются написанные на доске даты красного календаря, но рядом с датой ее значение не пишется. Учащимся класса необходимо вспомнить значение каждой даты, определить ее важность, для каждого из них и коллектива в целом, а также определить, какие из дат, написанных на доске, можно включить в план классных дел на текущий год.

Затем ребята выступают и объясняют, почему необходимо включить или, наоборот, исключить из плана ту или иную дату.

Учащимся предлагается объединиться в группы и составить план проведения мероприятия, а также определить, в какой форме оно будет проходить.

Вариант третий

Классный руководитель заранее готовит маленькие записочки, на которых написаны различные формы внеклассных мероприятий: классный час, беседа, диспут, праздник, экскурсия, читательская конференция, поход, брейн-ринг, викторина и т. д. Учащиеся по очереди вытягивают по одной записочке и придумывают содержание данного вида внеклассного мероприятия. Для выполнения этой работы можно дать учащимся 30 мин.

Созданный вариант внеклассного мероприятия учащиеся записывают на листок бумаги.

Надо отметить, что в записочках одна форма проведения внеклассного мероприятия может встречаться дважды и даже трижды. В результате проведенной работы получится несколько вариантов бесед, праздников и т. д.

Свои творения ребята сдают в жюри внеклассных дел, которое оценивает разработки ребят по следующим критериям:

1) занимательность;

2) познавательная значимость;

3) задействованность учащихся класса;

4) полезность для учащихся, класса и школы.

Затем жюри внеклассных дел совместно с классным руководителем анализирует полученные разработки и определяет те из них, которые отвечают всем выше перечисленным критериям. Эти разработки с учетом дополнений и замечаний классного руководителя можно вполне успешно использовать в составлении содержания плана воспитательной работы.

Вариант четвертый

Учащимся предлагается побыть в роли классного руководителя, которому необходимо составить план воспитательной работы в своем классе. Вот этой работой и должны заняться сами ребята. С этой целью класс разбивается на четыре группы, по количеству учебных четвертей в учебном году. В каждой группе выбирается руководитель группы. Руководитель группы имеет право вытянуть из коробки листок бумаги, на котором написаны времена года, к примеру, осень.

Таким образом, учащимся становится понятно, что одна группа готовит план воспитательной работы на I четверть, вторая группа - на II четверть, третья - на III четверть и четвертая - на IV четверть. Ребятам разрешается самим определить в каких внеклассных мероприятиях будет участвовать класс, в каких общешкольных мероприятиях они могут проявить себя, какими эти мероприятия будут по содержанию и кто будет отвечать за их проведение.

Ребята могут выполнить эту работу в классе. Если же они захотят продолжить обсуждение и попросят дополнительное время, то можно предложить им эту информацию подготовить к следующему классному часу.

Приведенные выше варианты совместного с учащимися планирования воспитательной работы полезны тем, что позволяют сделать процесс планирования занимательным и творческим не только для педагога, но и для детей. Они понимают, что взрослый неравнодушен к тому, чем и как будут жить дети. Да и родители начинают по-иному относиться и к школе, и классу, и к своему посещению учебного заведения.

Планирование - это первый шаг к тесному сотрудничеству педагога, детского коллектива и родителей.

Изучив результаты совместной деятельности детей и родителей, классный руководитель может приступать к анализу полученных результатов и оформлению плана воспитательной работы.

В современной школе могут быть различные виды планирования воспитательной работы.

Среди них можно назвать следующие виды планов:

- общешкольный план воспитательной работы;  

- план классного руководителя;

- план работы кружка;

- план секции;

- план клуба и т. д.

Планирование воспитательной работы может быть кратковременным, долговременным, тематическим.

К кратковременному планированию можно отнести планирование воспитательной работы на время проведения внеклассного мероприятия, планирование на неделю.

Долговременное планирование предполагает планирование воспитательной работы на четверть, год.

Тематическое планирование предполагает планирование воспитательной работы по какому-либо направлению, например, по программе «Здоровье» и т. д.

Большое внимание анализу планирования воспитательной работы в классном коллективе уделяется в педагогической литературе. Многие педагоги современности предлагают свои подходы к структуре и содержанию плана воспитательной работы:

- планирование по ключевым делам в классе (В.А. Караковский);

- календарное планирование;

- план-сеткр;

- планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова);

- планирование по комплексным программам (О.С. Газман).

Структура плана воспитательной работы может быть такой:

- цель и задачи воспитательно-образовательного процесса в школе;

- цель и задачи воспитательно-образовательного процесса в классе;

-        характеристика классного коллектива.

Формы планирования, которые приведены в виде примера, не являются образцом, которому необходимо слепо подражать. Существуют различные формы оформления плана воспитательной работы. Самое главное - никакая форма, даже самая совершенная, не заменит содержания, самой сути плана воспитательной работы.

В книге А. Гина «Приемы педагогической техники» приводятся высказывания Джейн Поли, ведущей программы новостей одного из телеканалов США. Она сказала: «Хорошо организованная жизнь - это как сетка для страховки. Благодаря ней вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки». Эта фраза как нельзя лучше отражает суть работы с классным коллективом.

Чем глубже и серьезнее классный руководитель относится к планированию воспитательной работы, тем интереснее будет жизнь классного коллектива. [23, 84]

Правила планирования

Приступая к планированию воспитательной работы с классным коллективом, классный руководитель обязан руководствоваться следующими правилами:

Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся, т. е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.

Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.

Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.

Правило четвертое. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнение учащихся и их родителей.

Правило пятое. Если классный руководитель начинает работу с классным коллективом впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь совершенствуя, шлифуя и добавляя свое.

Правило шестое. В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям школы и параллелей, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах.  

Правило седьмое. Классный руководитель при анализе воспитательной работы за предыдущий год обязан выявить проблемы классного коллектива и школы, которые необходимо решить в будущем году.

Правило восьмое. Классный руководитель должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими.

Правило девятое. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, города, района, в котором расположена школа, самой школы. Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.

Правило десятое. В составлении плана воспитательной работы могут и должны участвовать как дети, так и родители. Это необходимо для того, чтобы четко представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к себе и другим, к жизни в классном коллективе. [8, 43]


Глава II. Основные направления воспитательной работы в школе

В школе сложилась эффективная система воспитательной работы, удобная для практической реализации актуальных направлений воспитания.

2.1.  «Здоровье»

Цель работы классного руководителя в этом направлении - использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

Виды деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:

- Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения
и медицинскими учреждениями города, поселка, деревни с целью
изучения состояния физического здоровья учащихся класса.

- Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками.

- Сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции их здоровья.

- Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися.

- Формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.

- Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Основные понятия направления «Здоровье»:

Психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.

Формы внеклассной работы:

- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, спортландии, марафоны;

- встречи с выдающимися спортсменами, родителями и семьями, активно занимающимися спортом, со студентами физкультурных вузов;

- предметные вечера (вечер физической культуры и спорта), спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, праздники и фестивали спортивной песни, конкурсы спортивных газет;

- тематические консилиумы и собрания педагогов по вопросу сохранения здоровья учащихся класса;

- беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Спортивные столицы мира», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в нашей семье», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью, «Спорт и интеллект - понятия совместимые?», «Экстремальные виды спорта. Что стоит за этими словами?» «Красивый спорт и грубый спорт», «Вредные привычки. Как от них избавиться?»;

- походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;

- ведение книги классных спортивных рекордов учащихся на спортивных площадках школы, а также села и города;

- встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;

-        обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме,
читательские конференции, просмотр видео- и художественных
фильмов.

2.2. «Интеллект»

Цель работы классного руководителя в этом направлении - оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.

Задачи:

- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;

- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

Виды деятельности в направлении «Интеллект»:

- изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;

- сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;

- интеллектуальное просвещение учащихся класса* формирование культуры умственного труда;

- организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;

- сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся;

- сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.

Основные понятия направления «Интеллект»:

- умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития (1(2), креативность, практический интеллект, социальный интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.

Формы внеклассной работы:

- внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;

- интеллектуальные марафоны в классе и параллели;

- интеллектуальные бои, ринги, дебаты;

- научно-исследовательские конференции;

- спецкурсы и факультативы.

2.3.  «Общение»

Цель работы классного руководителя в этом направлении - передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.

Задачи:

- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель -ученик», «ученик - ученик», «взрослый - ребенок»;

- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.

Виды деятельности в направлении «Общение»:

- изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;        

- изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений;

- обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

- обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование аналитических и рефлексивных умений общения;

- организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения;

- обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения,

Основные понятия направления «Общение»:

- эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой.

Формы внеклассной работы:

- спецкурсы, тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;

- тренинги общения учащихся и их родителей;

- тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;

- самопрезентации и самопредставления;

- праздники, конкурсы, дебаты.

2.4. «Нравственность»

Цель работы в этом направлении - помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

-        формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;

-        формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
Виды деятельности в направлении «Нравственность»:

- развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;

- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;

- знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;

- воспитание интереса учащихся к самим себе желание самосовершенствования;

- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Основные понятия направления «Нравственность»:

- нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающие люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических учений, нравственный опыт.

Формы внеклассной работы:

- спецкурсы по нравственной тематике;

- тематические классные часы;

- тренинги нравственного самосовершенствования;

- театральные и кинопросмотры;

- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами 'страны, города, поселка;

- дискуссии по нравственной тематике;

- поисковая работа, создание музеев;

- шефская работа в детских домах, больницах, детских садах, хосписах;

- изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;

- организация цикла нравственных бесед;

- изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, заповеди Нагорной проповеди;

- праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, сюрпризные моменты, конкурсы.

- клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины».

2.5.  «Досуг»

Цель работы классного руководителя в этом направлении - создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;

- использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся;

- изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;

- просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций, обществ;

- постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;

- развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;

- использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся.

Виды деятельности в направлении «Досуг»:

- изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

- предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение;

- изучение мнения руководителей внешкольных объединений об участии учащихся класса в их работе;

- изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них;

- предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся;

- стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.

Формы внеклассной работы:

- празднование памятных дат в жизни учащихся;

- празднование памятных дат календаря;

- посещение театров, музеев, выставок;

- театрализованные представления;

- фестивали, презентации;

- литературные балы, конкурсы талантов, марафоны.

2.6. «Гражданин»

Цель работы классного руководителя в этом направлении - формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Задачи:

- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;

- обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.

Виды деятельности в направлении «Гражданин»:

- изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;

- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;

- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.

Основные понятия направления «Гражданин»:

- право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы.

Формы внеклассной работы:

- тематические классные часы, спецкурсы;

- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

- посещение воинских частей;

- конкурсы, викторины по правовой тематике;

- праздники получения паспорта, дня Конституции;

- интерактивные игры, дебаты, дискуссии на тему «Я имею право на...»;

- читательские конференции по правовой тематике.


2.7. «Семья»

Цель работы классного руководителя в этом направлении - максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;

- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;

- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».

Виды деятельности в направлении «Семья»:

- сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;

- сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;

- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;

-        поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:

- семейный уклад и традиции семей, родительский дом, генеалогическое дерево, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищенность ребенка в семье. Формы внеклассной работы:

- тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи»;

- праздники семьи, спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, дедушек, родителей;

- создание клубов общения «Родители и дети»,

- праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля), и красным датам школы (Первое сентября, День учителя, Праздник вступления в школьную жизнь и т. д.);

- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями,

- походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;

- дни творчества, дни открытых дверей. [17, 28]

2.8. Личностно-ориентированный подход

в воспитательной работе школы

В современных условиях активизируется развитие педагогики самых разных направлений: гуманистической, социальной, диагностической, коррекционной, экспериментальной, антропософской, христианской, педагогики мира, коллективного творческого воспитания, сотрудничества, ненасилия.

Предметом гуманистической педагогики является воспитание Человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в демократическом обществе.

В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированное воспитание», «личностно-ориентированное обучение», «личностный подход».

Личностно-ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным уровнем.

Личностно-ориентированное образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовать себя в познании, в учебной деятельности, принимая во внимание его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.

Личностно-ориентированное воспитание — это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Е. В. Бондаревская считает, что «гуманистическое личностно-ориентированное воспитание — это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которой происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей».

Личностный подход — это важнейший принцип психолого-педагогической науки, предусматривающий создание активной образовательно-воспитательной среды и учет своеобразия индивидуальности личности в развитии и саморазвитии. Именно этот принцип определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом деятельности, а, следовательно, означает становление субъект-субъектных отношений. Теоретиком личностного подхода был признан известный психолог С.Л.Рубинштейн. Другой известный психолог К.К.Платонов считал, что личностный подход — это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.

Значение личностного подхода в педагогике раскрывает Б. П. Беспалько. Он отмечает, что такой подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. Исследователь проблемы личностного подхода к подростку Н. Г. Савина пришла к выводу, что личностный подход, в отличие от индивидуального, требует знания структуры личности, ее элементов, их взаимосвязи как между собой, так и с целостной личностью. Индивидуальный подход она рассматривает как организацию педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.

Подобная мысль была высказана на встрече учителей-экспериментаторов еще в 1986 г. Развивая и отстаивая педагогику сотрудничества, они среди многих важных вопросов выделили идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать педагогу в своей работе. Он должен знать и использовать такие методы и приемы (их выработала педагогика сотрудничества), при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему, уважение и доброжелательность окружающих. Все ученики защищены в своем классе и в своей школе.

Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется только при наличии гуманистической системы воспитания. Он требует от педагога знания интегративных личностных качеств, направленности личности и восприимчивости ученика к воспитанию. Анализ современных воспитательных систем показывает, что только в контексте системы гуманистического типа воспитания личность школьника рассматривается как общечеловеческая ценность. Только в такой системе обеспечивается развитие личностных качеств ребенка на уровне гуманистических отношений. Только коллектив педагогов-гуманистов способен связать воедино личность, личностные качества, личностное развитие и саморазвитие ребенка. Именно личность школьника и личность педагога — главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы.

Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню облученности и воспитанности учащихся. Дифференциация направлена на изучение качеств личности, ее интересов, склонностей, уровня самосознания и социальной зрелости. При дифференцированном подходе учащиеся группируются на основе сходства в интеллекте, поведении, отношениях, уровне сформированно ведущих качеств. В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудных подростков и др. Воспитательная работа при дифференцированном подходе ведется с группами. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а также своей системы методов педагогического воздействия.

Индивидуальный подход определяется своеобразием каждой конкретной личности: сочетанием интегративных качеств, задатками, дарованиями, способностями, сильными сторонами характера, типом темперамента, самоуправлением, поведением и деятельностью, отношением к себе. По мнению В. М. Коротова, индивидуальный подход должен учитывать интересы каждого ребенка, особенности характера и темперамента, уровень физического и психического развития, условия его воспитания и развития в семье, отношения с окружающими, в частности со сверстниками в коллективе. Следовательно, будучи принципом педагогической деятельности, он включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.

Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности. Таким образом, индивидуальная работа — это деятельность педагога-воспитателя, требующая знаний общего, типичного и индивидуального, и осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании.

Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации и советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуально-воспитательной работы зависит от профессионализма и опытности педагога питателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет формы и методы воспитательного воздействия и взаимодействия. Все это требует от преподавателя не только педагогической подготовки, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе.

В индивидуальной работе с детьми, по мнению Н.Е. Щурковой, педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:

- установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель—ученик—класс»;

- уважение самооценки личности ученика;

- вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

- постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности;

- создание адекватной психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания. [3, 63]


Заключение

Воспитательная работа — это целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом либо отдельным педагогом с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации. Ее содержание, методика и технологии определяются системой воспитательной работы того или иного образовательного учреждения.

Систему воспитательной работы в школе можно представить в виде взаимосвязанных блоков.

Система воспитательной работы в школе или во внешкольном учреждении включает воспитание учащихся в процессе обучения и вне учебной деятельности, в ходе которых решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в школе, классе, группе. Организация воспитательной работы подразумевает взаимодействие школы с социумом, сотрудничество с семьей с целью установления гуманистических отношений и благоприятного морально-психологического климата.

Целеполагающая деятельность — это определение близких и далеких целей воспитания, развития коллектива и личности.

Диагностическая деятельность — это оценочная практика, направленная на изучение коллектива и личности с целью определения уровня воспитанности и оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Организаторская деятельность — это организация совместной деятельности педагога и учеников, направленная на реализацию воспитательных целей.

Рефлексивная деятельность — это аналитическая деятельность, направленная на анализ собственных действий и состояний.

Планирование воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя, своеобразный прогноз воспитательной ситуации в классе.

План - это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, родителей).

Планирование - это не только прерогатива классного руководителя, в планировании воспитательной работы в классе могут и должны участвовать учащиеся, родители.

В школе сложилась эффективная система воспитательной работы, удобная для практической реализации актуальных направлений воспитания.


Литература

1. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. — М., 1994.

2. Акимова М.К., Козлова В, Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция. — М., 2002.

3. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: 2 ч.- М.; Воронеж, 1996-1997. С. – 63.

4. Верцинская  Н.Н. Индивидуальная   работа  с  учащимися. — Минск, 1983.

5. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Селиванова. — М., 1989.

6. Гребенкина Л. К., Анциферова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. — М, 2000.

7. Данилов СВ., Казакова Е.И, Концепция эффективного воспитания // Классный руководитель. — 1998. — № 2.

8. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989. С. - 43.

9. Караковский В. А. Воспитательная   система   школы:   Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992. С. – 74.

10. Кочетов А. И. Мастерство перевоспитания. — Минск, 1991.

11. Кутьев В. О. Воспитание в школе: Оптимистическая гипотеза. — Новосибирск, 1999. С. – 36.

12. Немое Р. С. Психология: В 3 кн. — М., 1997. - Кн. 1.

13. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. — М., 1988.

14. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Под ред. Л.К.Гребенкиной, Л.А. Байковой. — М., 2000.

15. Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. — М., 2000.

16. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. - М., 1999.

17. Спутник классного руководителя. — М., 2001. С. – 22, 28.

18. Степанов Е.Н. Воспитательная система сельской школы // Классный руководитель. — 1998. — № 1. С. 61.

19. Сухомлинский В. А. Методика воспитания коллектива. — М., 1981.

20. Теория и практика воспитания: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Байковой, Л.К.Гребенкиной, О.В.Еремкиной. — Рязань, 1997.

21. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. — М., 1997.

22. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1986. С. – 47.

23. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. — М., 2000. С. – 84.

24. Щуркова И. Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994. С. – 53.


Приложение № 1

Воспитательная работа

Воспитание

в процессе

обучения

Стиль, тон отношений,

морально-психологический

климат в школьном коллективе

Внеучебная

деятельность

Внеклассная

воспитательная

работа

Внешкольная

воспитательная

работа

Взаимодействие школы с семьей

Организация

взаимодействия

в социуме

 Рис. 1. Система воспитательной работы школы


Приложение № 2

Рис. 2. Система деятельности педагога – воспитателя


Приложение № 3

Таблица 1. Мероприятия для координации совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления воспитательной работы епархиальной православной гимназии

статья содержит отчет по воспитательной работе в православной гимназии за 2011-2012 учебный год...

Основные направления воспитательной работы

Основные направления воспитательнойдеятельности классного руководителя...

Основные направления воспитательной работы

•         Общеинтеллектуальное направление•         Спортивно-оздоровительное•...

Основные направления воспитательной работы

Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. В. М. Бехтерев            ...

Основные направления воспитательной работы в 2019-2020 учебном году

Основные направления воспитательной работы в 2019-2020 учебном году в 10 Б классе....

«Задачи и основные направления воспитательной работы в школе-интернате для детей с ОВЗ».

Основная цель воспитательной работы школы: подготовить к жизни человека, физически и нравственно способного и желающего жить в современном мире, посильно участвовать в труде и общественной жизни....