Психологические особенности отчужденного поведения младших подростков
статья по психологии
Статья посвящена изучению психологических особенностей отчуждённого поведения младших подростков. Работа содержит анализ причин и механизмов, приводящих к отчужденному поведению, а также последствий воздействия отчуждения на психическое развитие подростков. Дана психологическая характеристика различных сфер отчужденного поведения подростков и форм отчуждения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Разина Наталья Анатольевна
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТЧУЖДЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация: Статья посвящена изучению психологических особенностей отчуждённого поведения младших подростков. Работа содержит анализ причин и механизмов, приводящих к отчужденному поведению, а также последствий воздействия отчуждения на психическое развитие подростков. Дана психологическая характеристика различных сфер отчужденного поведения подростков и форм отчуждения. Обозначены направления будущих исследований, которые могут углубить понимание данной проблемы и способствовать разработке новых подходов к работе с отчужденными подростками.
Ключевые слова: подростковый возраст, отчуждение, феномен отчуждённого поведения, виды и формы отчуждения, Я – концепция, самоотношение, самооценка.
Современное общество сталкивается с множеством социальных и психологических проблем, среди которых одной из наиболее острых и актуальных является проблема социально-психологического отчуждения современных подростков. Это явление обусловлено множеством факторов, среди которых - социальные изменения, цифровизация, негативные тенденции в развитии современной семьи. Отчуждённое поведение может иметь долгосрочные негативные последствия как для индивидуального развития подростка, так и для общества в целом, проявляясь в различных формах, таких, как депрессия, тревога и социальная изоляция. Исследование отчуждённого поведения актуально в связи с необходимостью разработки эффективных интервенций и мероприятий, направленных на профилактику, предупреждение и снижение уровня социальной изоляции подростков.
Отчуждение как психологический феномен проявляется в утрате связи с окружающим миром, что может приводить к различным негативным последствиям, включая снижение самооценки, развитие депрессивных состояний и даже асоциальное поведение. Важно отметить, что отчуждённое поведение не является изолированным явлением, а представляет собой сложный комплекс, включающий в себя как индивидуальные, так и социальные факторы. Исследования показывают, что отчуждение негативно влияет на формирование идентичности, социализацию в целом, может стать предпосылкой девиантного и делинквентного поведения субъекта [2]. Устойчивые связи между ощущением отчуждения и социальной дезадаптацией подчеркивают необходимость глубокого анализа этого феномена. Понимание того, как социокультурные факторы влияют на формирование идентичности подростков и отчуждённое поведение, может помочь в разработке программ, направленных на поддержку подростков в их стремлении к самовыражению и социальной интеграции.
Подростковый возраст — это время, когда происходит становление личности, развитие коммуникативных навыков и взаимоотношений, активный поиск своего места в социуме, формируются дружеские связи и происходит осознание значения социального признания и принятия. В современных социокультурных условиях актуализируется проблема утраты Эго-идентичности, возникающего ощущения чуждости окружающему миру, разрыва отношений человека с миром, с другими людьми, с самим собой. Особенно актуальной проблема отчуждения становится в подростковом возрасте, когда возникают новые потребности – в автономии, обособлении, отстаивании себя, и когда в ситуации неспособности справиться с трудностями взросления отчуждение может приобретать особую остроту [12].
Отчуждение – сложный социально-психологический феномен, проявляющийся в отстраненности от окружающего мира, социальной изолированности, дисгармонии отношений с собой, с другими, с миром. В кратком психологическом словаре отчуждение определяется как индивидуальное чувство отстраненности, отдаленности от какой-либо ситуации, группы, культуры или общества в целом; чувство нехватки теплых или дружеских взаимоотношений с людьми [10].
Основы исследования отчужденного поведения заложил Э. Фромм, который трактовал его как отчуждение от самого себя, утрату самости. На основе исследований Э. Фромма создал свою концепцию отчужденного поведения С. Мадди. В своих ранних работах С.Мадди вводит понятие «экзистенциального невроза» как хронического состояния, характеризующегося рядом симптомов, и выделяет четыре формы проявления отчуждения – вегетативность, бессилие, нигилизм, авантюризм (1998; 2005). Основной идеей его работ и «общим знаменателем» всех форм отчуждения является идея утраты смысла, потери веры, неспособности человека поверить в истину. На основе концепции отчуждения С.Мадди разработан опросник субъективного отчуждения (ОСОТЧ), который предназначен для измерения выраженности отчуждения (смыслоутраты) в различных сферах, таких, как работа, общество, межличностные отношения, семья, собственная личность [6].
Сегодня актуальной проблемой становится выявление специфики отчужденного поведения у современных подростков и поиск путей его преодоления в педагогическом процессе, направлений, форм и методов психолого-педагогической помощи отчужденным подросткам. Многочисленные исследования, проводимые такими учёными, как Абраменкова В.В., Грицанов А.А., Овчаренко В.И., Кравцов Г.Г., Сулейманов Л.Р., Топорков А.А. и другие, подтверждают не только неугасающий, но и усиливающийся интерес к данной проблематике, стимулируя поиск новых подходов к её пониманию и решению. Такая озабоченность связана с тем, что в подростковом возрасте происходит формирование новых личностных потребностей, к числу которых относятся стремление к самостоятельности и потребность в принадлежности к группе сверстников.
Подростковый возраст характеризуется множеством сложных изменений как в психологическом, так и в социальном аспекте. И отчуждение может затрагивать различные сферы жизненной активности подростка.
Наиболее значимым в подростковом возрасте является процесс самопознания и построения собственной идентичности, поиска собственного "Я" [4]. Это явление затрагивает не только отдельные аспекты личности (Эго-идентичность), но и осознание себя как члена социальных групп (социальная идентичность). Истинное "Я" подростка проявляется в его способности сопереживать другим, радоваться вместе с ними, а также в умении отстаивать свои ценности и убеждения. Это период, когда подростки учатся находить баланс между принадлежностью к группе и сохранением своей индивидуальности. В это время происходит становление нового уровня самосознания. Подросток стремится понять себя, свои возможности и особенности, своё сходство с другими людьми и своё отличие — уникальность и неповторимость. В ситуации отчуждения, когда подросток чувствует себя изолированным от социального окружения, процесс формирования идентичности может принимать крайне негативные формы. Подростки, не имеющие достаточного уровня поддержки, могут столкнуться с усилением таких негативных явлений, как депрессия и внутренняя тревога [5]. Современная подростковая культура, наполненная противоречиями и сложностями, требует от подростков умения адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, что нередко вызывает серьезные затруднения. В результате подростки могут испытывать чувство отчуждения от собственного Я, которое только усугубляет их состояние.
Отчуждение от себя в подростковом возрасте – это сложный феномен, проявляющийся в несоответствии между внутренним миром подростка и его внешним поведением, а также в затруднениях с самопониманием и самопринятием. И.С. Кон, классик отечественной психологии, описывал самоотчуждение как разрыв связи с самим собой, результат длительного пребывания в состоянии либо чрезмерного слияния с другими, либо глубокой изоляции. Это состояние, по его мнению, не является статичным, а представляет собой динамический процесс, где колебания между полюсами слияния и отчуждения могут приводить к дестабилизации личности. А.В. Абраменкова, Л.Б. Шнейдер и С.Г. Корчагина расширяют эту концепцию, подчеркивая дисбаланс между процессами обособления (индивидуализации) и идентификации (слияния с другими).
Подросток, столкнувшись с трудностями построения собственного Я, может либо чрезмерно дистанцироваться от окружающих и собственных эмоций, либо полностью растворяться в отношениях с другими, теряя чувство собственной уникальности. Этот дисбаланс является ключевым фактором, приводящим к самоотчуждению. Многие исследователи отмечают, что подростковый возраст сам по себе является периодом повышенного риска развития самоотчуждения. Это связано со стремительными изменениями в физическом и психическом развитии, поиском собственной идентичности и необходимостью освоения новых социальных ролей. Внутренний мир подростка наполняется противоречивыми эмоциями, скрытыми переживаниями, неопределённостью будущего и стремлением к самоутверждению, которые часто не находят адекватного выражения во внешнем мире. Это приводит к диссонансу между внутренним "Я" (субъективным представлением о себе) и внешним "Я" (образом, который подросток демонстрирует окружающим). Гармония в данном контексте достигается при согласовании этих двух "Я" при отсутствии внутреннего конфликта и противоречий [1].
Корнем проблемы часто является неопосредованность – отсутствие сформированных конструктивных моделей поведения и межличностных отношений. Подростки испытывают трудности в адекватной реакции на различные ситуации, не умеют эффективно разрешать конфликты, строить долгосрочные и глубокие отношения. Они могут импульсивно реагировать на внешние раздражители, что приводит к деструктивным поведенческим паттернам. Развитие гармонии между внутренним и внешним "Я" требует целенаправленной работы над собой, развития самосознания и саморегуляции. Это включает в себя понимание собственных эмоций, ценностей, стремлений, развитие навыков коммуникации, формирование адекватной самооценки, поиск собственных интересов и развитие своих способностей, построение позитивных отношений с окружающими.
Еще одна из особенностей подросткового возрастного периода состоит в стремлении подростка к обособлению от родителей и в повышении значимости для него общения со сверстниками (Р. Бернс, Л. И. Божович, Е. М. Борисова, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн Д. Б. Эльконин и др.). Именно со стороны родительского окружения подросток должен получать основную поддержку в решении этой задачи, однако, нередко наблюдается эмоциональное отстранение, что влияет на уровень самопринятия подростка и его способность к социализации [11]. Отчуждение от родителей проявляется в ссорах, дефиците общения, отдалении подростка от семьи, неодобрении родителями его друзей. Постоянный контроль, недоверие, отказ в просьбах и желаниях, несогласие и навязчивые советы со стороны родителей приводят к фрустрации естественной потребности подростка в автономии, самореализации и самоутверждении. Кроме того, родители не всегда находят в себе силы противостоять общественному давлению и оказывать поддержку своему ребенку в случае, например, плохой учебы, низкой дисциплины. В результате подросток оказывается в психологической изоляции, лишается принятия и любви родителей. Это может привести к закреплению чувства отчуждения и социальной изоляции, что в конечном итоге может привести к глубокому чувству одиночества.
Следующей значимой для подростка жизненной сферой являются отношения со сверстниками. Несмотря на значимость этих отношений, общение со сверстниками может приобретать дисгармоничные формы. Нередко у подростков не получается строить и поддерживать партнерские отношения, они часто ссорятся, ругаются по пустякам, не знают, как себя вести в сложных, непривычных для них ситуациях. Отчуждение в сфере общения приобретает такие формы, как отстраненность, замкнутость, а нередко выглядит как социальная изоляция [9].
Еще одной формой отчуждения у подростков является отчуждение от учебного труда. Педагог, применяющий в своей работе авторитарный стиль общения (критика, замечания, публичные разбирательства), вызывает у подростков внутреннее эмоциональное напряжение, которое проявляется в различных ситуациях, требующих ответственности и принятия решений, что приводит к усилению отчуждения, поскольку формирует у значительной части подростков неадекватное отношение к самому себе. Чаще всего отчуждение от учебного труда и, в целом, от школы происходит по причине непонимания педагогами особенностей психического развития подростков, навязывания им чуждой им мотивации деятельности.
Однако, необходимо отметить, что отчужденное поведение не является однозначно негативным явлением. В некоторых случаях оно может выступать как защитный механизм, позволяющий подростку дистанцироваться от стрессогенных ситуаций, переосмыслить свои ценности и искать новые пути самореализации. Это особенно актуально для младших подростков, для которых характерен процесс активного формирования собственной идентичности. Они могут использовать ресурсы подросткового возраста для самопознания, поиска социальных групп, в которых они будут ощущать себя принятыми и понятыми.
Кроме того, важна работа с семьей и школой. Родители должны быть вовлечены в процесс коррекционной работы, получать консультации психолога и поддержку специалистов. Школа должна создавать благоприятную среду, способствующую социальной адаптации подростков, проводить профилактические мероприятия, направленные на предупреждение отчужденного поведения. Важно также сотрудничество со специалистами в области социальной работы, чтобы обеспечить подростку необходимую социальную поддержку. Это может включать помощь в поиске друзей, участие в социальных группах и мероприятиях, доступ к ресурсам для развития интересов и хобби.
Подводя итог сказанному выше, отмечу, что отчужденное поведение в подростковом возрасте, безусловно, ведет к деформации личностных структур подростка. В случае выраженного отчуждения подростку может понадобиться психологическая помощь в преодолении внутренних конфликтов, налаживании отношений с самим собой и окружающим миром. Поддержка со стороны близких людей, понимание и терпение играют ключевую роль в прохождении этого сложного возрастного периода. В некоторых случаях может потребоваться профессиональная помощь психолога или психиатра. Раннее выявление и своевременная коррекция проблем взросления помогут предотвратить более серьезные последствия отчуждения в будущем, способствуя формированию здоровой и гармоничной личности.
В заключение, необходимо подчеркнуть, что отчужденное поведение подростков – это сложная проблема. Своевременная помощь, направленная на развитие позитивной Я-концепции и формирование адекватных способов взаимодействия с окружающим миром, может существенно повлиять на жизнь подростка, помочь ему преодолеть чувство изоляции и найти свое место в обществе. Важно помнить, что отчуждение – это не приговор, а сигнал о том, что подросток нуждается в психолого-педагогической поддержке. Игнорирование этой проблемы может привести к серьезным негативным последствиям в будущем.
Список используемых источников
- Абраменкова В.В. Проблема отчуждения в психологии // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 5-12.
- Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -440 стр. ISBN 5-9268-0026-1 ISBN 5-9268-0015-3 СПб.: Изд-во «Речь», 2006
- Выготский Л. С. Проблемы возраста // Собрание сочинений: в 6 т. М., 1983. Т. 4.
- Заковоротная М.В. Идентичность человека социально-философские аспекты. Ростов н/Д:Северо-Кавказский нвучный центр высшей школы, 1999.200с.
- Мадди С. Смыслообразование в процессе принятия решений // Психол. журн. – 2005. – Т. 26, № 6. – С. 87–101.
- Осин Е.Н. Отчуждение как психологическое понятие // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2007. С. 97-100.
- Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: МГУ, 1988
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
- Сигарева М.А. Формы отчуждения и пути его преодоления в современном обществе: Дис. канд. филос. наук. Махачкала, 2006.168с.
- Силяева А.А. Феномен отчуждения подростков: социально-психологическая помощь средствами иппотерапии: Дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 204 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия в "ЗОНУ ОТЧУЖДЕНИЯ"
Открытый урок в 11 классе по разделу "Атомная физика" - "Чернобыль - 24 года спустя"....

Статья в помощь родителям. В записную книжку С чем живут ваши дети, или Один из способов преодоления проблемы отчуждения
Данная статья - это своего рода заметки о проблемах, с которыми сталкиваются родители ребенка и сам ребенок в эпоху переходного возраста. Спектр этих проблем и возможных путей их решения настолько вел...

Использование электронных образовательных ресурсов как средства преодоления отчуждения учащихся от образования
Информатизация образования предполагает использование современных информационных технологий. Специфика предмета ИЯ обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Обучающие компьюте...
Взаимопонимание или отчужденность? Ваш выбор
Цель собрания: дать знания родителям о конструктивных взаимоотношениях между ними и детьми; о важности предотвращения отчужденности в семье.Задачи:1. Рассмотреть существующие формы в...

Классный час "За стеной отчуждения": правила безопасного поведения в виртуальном пространстве.
Данный классный час был проведен мною как открытое мероприятие муниципального уровня и получило множество положительных отзывов от коллег. Его несомненное достоинство заключается в том, что на этом кл...

Статья "Возможности образовательного пространства города в преодолении отчуждения подростков от учебы"
В последнее время исследователи всё чаще обращаются к идее образовательного пространства при решении разного типа педагогических задач. Но понятие образовательного пространства имеет разное содержание...

