«Психологическая гостиная»
методическая разработка по психологии
Программа психологических тренингов для педагогов «Психологическая гостиная»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 113.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Программа психологических тренингов для педагогов
«Психологическая гостиная»
Пояснительная записка
Путь от самопознания к самоанализу связан с риском и болью самооткрытия, это трудный и медленный процесс, временами причиняющий огорчения и страдания, и требующий от человека всю имеющуюся в распоряжении творческую энергию. Принятие себя - это развитие ответственности за свои чувства, мысли и поступки. В каждом человеке есть нечто неизвестное и закрытое для него самого. Это «нечто» и делает наше поведение иной раз непредсказуемым и неуправляемым. Чем больше у человека эта непознанная область, тем больше у него проблем во взаимодействии с другими людьми. И только узнав и приняв свои личностные особенности, человек получает возможность управлять собой и использовать эти свои индивидуальные качества в общении. Мы не можем доверять тому, кого мы не знаем. Мы не можем доверять себе, если не знаем себя. Не доверяя себе, человек испытывает недоверие и к окружающим его людям. Не многие из людей способны признать за собой все «плохие» черты характера; не так уж много и тех, кто имеет достаточно высокую самооценку, чтобы признать весь свой положительный личностный потенциал. Поэтому облик человека, предъявляемый в общении, часто мало схож с подлинной личностной природой. И положительные, и отрицательные черты оттеснены в «теневую» часть человеческой личности.
Программа учитывает следующие принципы работы:
- принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;
- принцип комплексности;
- принцип творческой активности участников тренинга.
своих недостатков и слабостей и осознание сильных сторон своей личности.
Идея гостиной: психологически «здоровый» педагог обучает и воспитывает психологически «здорового» учащегося.
Цель: создание системы психологической поддержки педагога. Актуализация процесса самопознания и личностного роста, формирование стрессоустойчивости через принятие
Задачи:
- Выявление индивидуальных и коллективных потребностей педагогов в оказании психологической поддержки.
- Осуществление информационного обмена, оптимизация продуктивного общения.
- Инициация внедрения полученных знаний и умений в собственной педагогической деятельности.
- Мотивация саморегуляции и саморазвития.
- Формирование позитивного самоотношения.
- Развитие социального интеллекта участников и навыков внимательного отношения к другим людям.
- Формирование сознательного действия во всех ситуациях. Открытие перед собой новых, ранее незнакомых перспектив развития себя и своих целей.
Основные принципы работы:
- полезность – информирование и передача таких знаний и умений, которые могут быть применены педагогами в реальной профессиональной деятельности;
- практичность – ориентация на конкретные приемы, способы решения проблемных ситуаций, типичных затруднений в педагогической деятельности;
- осознанность – создание условий для осознания слушателями процессов, происходящих во время обучения, с целью трансформации рефлексии на процесс осуществления профессиональной деятельности;
- креативность – создание условий для раскрытия творческого потенциала педагогов и его использования, в том числе и в практической деятельности;
- перспективность – обучение прогнозированию ближайших и отдаленных последствий педагогических воздействий, как для школьника, так и для самого педагога, формирование мотивации здорового образа жизни.
Основные понятия тренинга:
- Ресурсное состояние – качества и личностные состояния субъекта (неосознаваемые или осознаваемые), позволяющие ему восстановить и мобилизовать свои силы для решения насущных задач с позиции максимального личностного комфорта.
- Стресс – состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Реакция организма на неблагоприятное воздействие.
- Саморегуляция – целостный процесс приведения своего психологического состояния в положение субъективной нормы действия.
- Релаксация – состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта в следствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
- Самоидентичность – процесс самопознания, идентификации, обобщения представлений человека о себе самом, своем социальном, физическом, индивидуальном, ценностном «Я».
- Идентичность – часть индивидуальной Я – концепции, которая происходит от знаний человека о себе самом, включая ценностные и эмоциональные проявления человека.
- Контроль над эмоциями – система способов управления своим эмоциональным состоянием с целью саморегуляции и гармонизации состояния.
Форма проведения: групповая (шеринг, работа в мини – группах и парах) и индивидуальная работа, информирование, мозговой штурм, упражнения - разминки, ролевые игры, релаксация, упражнения «веревочного» тренинга.
Место проведения тренинга
Занятия должны проводиться в отдельном помещении. Для предотвращения возможных помех желательно, чтобы оно запиралось изнутри (особенно если тренинг проходит в помещении школы). Помещение должно быть довольно просторным, чтобы участники группы могли сесть в круг и имели достаточно места для возможных перемещений. Некоторые тренинговые процедуры, особенно упражнения на групповое сплочение, подразумевают двигательную активность участников, многие упражнения выполняются в парах – места должно быть достаточно для того, чтобы пары не мешали друг другу. Парты и столы для работы группы не нужны.
Структура программы
Занятие по каждой теме состоит из нескольких разделов.
1. Упражнения на разогрев и групповое сплочение
Цель: создание у участников эмоционального настроя на работу в группе.
На первый взгляд предлагаемые в этом разделе процедуры никак не связаны с содержанием работы, но это не так. Их психологический смысл заключается в том, чтобы дать участникам группы возможность разрушить привычные стереотипы поведения, ослабить психологические защиты, испытать совместные переживания. Все это развивает как сензитивность участников, их готовность к восприятию и пониманию чувств других людей, так и спонтанность, готовность к выражению собственных чувств. Кроме того, способствует более быстрому и эффективному вхождению участников в атмосферу групповой психологической работы.
2. Дискуссия на тему занятия или обсуждение домашнего задания
Дискуссия
Цель: дать участникам группы возможность понять, каким образом психологические идеи могут быть реализованы в их профессиональной практике.
Дискуссия на тему занятия – это обсуждение участниками группы содержания соответствующего материала из текстов для участников. Хорошо, когда участники самостоятельно прочитывают соответствующие части текста, однако если такой возможности нет, то ведущий сам озвучивает его, то есть на занятиях излагает основные идеи.
Дискуссия – это не проверка знаний. Ведущему необходимо поддерживать каждого участника в его попытках понять те или иные психологические принципы. Нельзя допускать, чтобы дискуссия превращалась в «обмен мнениями», стоит поощрять высказывания участников об их реальном и конкретном опыте в связи с основной темой занятия.
Обсуждение домашнего задания
Цель: дать возможность участникам группы поделиться опытом применения в жизни изучаемых навыков, поддержать друг друга и увидеть пути своего дальнейшего психологического роста.
Домашнее задание помогает участникам получить некоторые впечатления и переживания в связи с использованием в жизни психологических принципов и как-то отнестись к ним. «Проговаривание» этого опыта, с одной стороны, дает возможность каждому участнику получить поддержку от группы, понять свои ошибки и увидеть свои сильные стороны, а с другой стороны, создает в группе продуктивную атмосферу взаимного доверия.
3. Упражнения на овладение навыком
Цель: дать участникам возможность испытать специфические переживания, связанные с применением изучаемого навыка.
Упражнения на овладение навыком несут основную смысловую нагрузку в первом занятии по теме. Их выполнение дает участникам возможность на опыте собственных переживаний понять психологический смысл изучаемого навыка. На данном этапе работы алгоритм поведения задан и навык выделен из контекста ситуации.
4. Разыгрывание и анализ проблемных ситуаций
Цель: дать возможность участникам группы включить изучаемый навык в контекст поведения в конкретной ситуации, научиться выбирать соответствующий стиль поведения в общении с подростками.
Ролевое разыгрывание дает возможность участникам:
- побыть в роли подростка, испытать чувства, которые возникают у ребенка при различных стилях поведения со стороны взрослого;
- увидеть реальную возможность применения навыка в профессиональной практике;
- ощутить самому результат выбора и использования изучаемого навыка в жизни.
Обычно это наиболее интересная и продуктивная часть работы по теме. По отзывам членов группы, участие в разыгрывании ситуаций помогает им неожиданно увидеть ситуацию другими глазами, открыть в себе что-то новое.
5. Обсуждение итогов работы
Цель: получить обратную связь от участников группы, дать им возможность выразить чувства, возникшие в ходе занятия, и создать у них ощущение, что их мнения и впечатления важны для каждого.
Обсуждение итогов работы – важная часть каждой встречи. Имеет смысл выслушать всех членов группы. Основой для обсуждения являются вопросы типа «Что нового вы узнали сегодня?», «Что вы получили от занятия?», «Считаете ли вы полезным для себя сегодняшнее занятие?».
6. Домашнее задание
Цель: продолжение психологической работы участников группы в течение перерыва между встречами.
Домашнее задание должно формулироваться в конце каждой встречи.
Режим работы: программа рассчитана на 5 занятий, которые реализуются в течение девяти месяцев (1 раз в четверть, каникулярное время). Продолжительность занятий – 1,5 часа (90 мин.)
Количество часов: 5 часов.
Целевая группа: программа рассчитана на педагогов разновозрастной категории. Оптимальным количеством участников является 10-12 человек, данное количество участников позволяет создать и сохранить атмосферу доверия и открытости, способствует сплочению группы, проявлению активности от каждого участника и получению продуктивной обратной связи.
Формы работы, применяемые в программе:
- групповая;
- индивидуальная;
- работа в малых группах.
Анализ эффективности: программу можно считать эффективной, если достигнуты поставленные цели и задачи. В связи с этим можно выделить следующие критерии эффективности:
- осознание особенностей своей личности;
- освоение навыков самопознания и самоанализа;
- сформированность адекватной самооценки.
Ожидаемые результаты: позитивная мотивация участников к самопознанию и самоанализу, повышение уровня самопринятия, освоение навыков внимательного отношения к другим людям, обращение педагогов к собственной ценностно-смысловой сфере.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цель | Упражнения |
1. | "Огонь, сияющий в сосуде". | Обсуждение правил группы; выявление представлений членов группы о самих себе. Актуализация процесса самопознания и личностного роста. | 1. "Самопрезентация". 2. "Ассоциации". 3. Упражнение с использованием МАК "Огонь, сияющий в сосуде". 4. "Это - Я!". Арт - терапия с трафаретами из набора МАК Т.Ушаковой. 5. Релаксация "Полет белой птицы". 6. "Шеринг". Домашнее задание. |
2. | "Мои копинг - стратегии". | Формирование навыков стрессоустойчивости через принятие своих недостатков и слабостей и осознание сильных сторон своей личности. Определение личных копинг - стратегий. | 1. "Мое настроение сегодня". (используется колода МАК "Цвета и чувства" Н.Жигамонт). 2. Мини - лекция "Что такое копинг - стратегии?". 3. Копинг - тест Лазаруса. (Приложение №1). 4. Упражнение "Мои копинг - стратегии". Используется набор МАК "Зонтики" Г. Гераськиной. 5. Релаксация "Поплвок"(Приложение №2). 6."Шеринг". Домашнее задание. |
3. | "Из сундука прошлого". | Актуализация внутренних ресурсов; позитивного самоотношения; осознание сильных сторон своей личности. | 1."Мое настроение". 2. "Раунд историй". (домашнее задание было принести из дома значимую вещь из прошлого, связанную с приятными воспоминаниями). 3. Упражнение с метафорическими картами «Из сундука прошлого» набор Г.Кац, Е.Мухаматулиной. 4.Релаксация. Упражнение «Мой внутренний ребенок». 5.Упражнение «Сокровищница жизненных сил». Набор открыток с притчами Т. Зинкевич - Евстигнеевой. 6. "Шеринг". Домашнее задание. |
4. | "Моя вершина". | Стимулирование личностного роста участников тренинга, самораскрытия творческого потенциала. | 1. Упражнение с набором МАК "О природе и погоде" Г. Кац, Е. Мухаматулиной. "Мое настроение сегодня". 2. Упражнение "Я -реальное, я- идеальное"(Приложение №3). 3. Тест "Путешествие в горы"(Приложение №4). 4. Упражнение "Мой девиз". Составление личных аффирмаций, регулярное повторение которых обеспечит целебный и вдохновляющий результат. (используется набор психологических открыток). 5. "Шеринг". |
5. | "Картина будущего". | Создание условий для обращения педагогов к собственной ценностно-смысловой сфере. Формирование навыков открытия перед собой новых, ранее незнакомых перспектив развития себя и своих целей. | 1. Упражнение "Что нужно моей душе?" (используется набор спектрокарт У.Халкола, А.Копытина). 2. Игра: «Для уверенности в себе мне надо... »(Приложение №5). 3. Упражнение "Мои достижения и мои трудности в этом учебном году". 4. Упражнение "Коллективный рисунок Картина будущего". 5. "Шеринг". |
Итог | 5 занятий |
Список используемой литературы:
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста – М., издательство «Международная педагогическая академия», 1995
- Дж. Рейнуотер «Это в ваших силах» – М., 1993
- Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками» – М., 2001
- Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. -СПб, 2005 – 42с.
- Л.Д. Лебедева. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за¬нятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
- Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006. – 80 с
- Юлия Марьина «Школа флористики: Коллажи и панно», Издательство: Ниола 21 век, 2005, – 96 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2005. – 369 с.
- Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. -СПб, 2005 – 42 с.
- Копытин А.И. (ред.) Арт-терапия. Хрестоматия.- СПб, 2002.- 320 с.
Приложение №1
Копинг-тест Лазаруса
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой в 2004 году.
Процедура проведения:
Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.
Обработка результатов:
По суммарному баллу:
- 0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
- 7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
- 13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Ключ:
- Конфронтационный копинг – пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
- Дистанцирование – пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
- Самоконтроль – пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
- Поиск социальной поддержки – пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
- Принятие ответственности – пункты: 5, 19, 22, 42.
- Бегство-избегание – пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
- Планирование решения проблемы – пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
- Положительная переоценка – пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
Описание
- Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;
- Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;
- Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;
- Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;
- Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;
- Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;
- Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;
- Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Бланк для ответов копинг-теста
№ | Оказавшись в трудной ситуации, я... | Никогда | Редко | Иногда | Часто |
1 | ...сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше, – на следующем шаге | 0 | 1 | 2 | 3 |
2 | ...начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
3 | ...пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | 0 | 1 | 2 | 3 |
4 | ...говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
5 | ...критиковал и укорял себя | 0 | 1 | 2 | 3 |
6 | ...пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все как есть | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | ...надеялся на чудо | 0 | 1 | 2 | 3 |
8 | ...смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | 0 | 1 | 2 | 3 |
9 | ...вел себя, как будто ничего не произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
10 | ...старался не показывать своих чувств | 0 | 1 | 2 | 3 |
11 | ...пытался увидеть в ситуации что-то положительное | 0 | 1 | 2 | 3 |
12 | ...спал больше обычного | 0 | 1 | 2 | 3 |
13 | ...срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
14 | ...искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
15 | ...испытывал потребность выразить себя творчески | 0 | 1 | 2 | 3 |
16 | ...пытался забыть все это | 0 | 1 | 2 | 3 |
17 | ...обращался за помощью к специалистам | 0 | 1 | 2 | 3 |
18 | ...менялся или рос как личность в положительную сторону | 0 | 1 | 2 | 3 |
19 | ...извинялся или старался все загладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
20 | ...составлял план действий | 0 | 1 | 2 | 3 |
21 | ...старался дать какой-то выход своим чувствам | 0 | 1 | 2 | 3 |
22 | ...понимал, что сам вызвал эту проблему | 0 | 1 | 2 | 3 |
23 | ...набирался опыта в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
24 | ...говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
25 | ...пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | 0 | 1 | 2 | 3 |
26 | ...рисковал напропалую | 0 | 1 | 2 | 3 |
27 | ...старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | 0 | 1 | 2 | 3 |
28 | ...находил новую веру во что-то | 0 | 1 | 2 | 3 |
29 | ...вновь открывал для себя что-то важное | 0 | 1 | 2 | 3 |
30 | ...что-то менял так, что все улаживалось | 0 | 1 | 2 | 3 |
31 | ...в целом избегал общения с людьми | 0 | 1 | 2 | 3 |
32 | ...не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | 0 | 1 | 2 | 3 |
33 | ...спрашивал совета у родственника или друга, которого уважал | 0 | 1 | 2 | 3 |
34 | ...старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | 0 | 1 | 2 | 3 |
35 | ...отказывался воспринимать это слишком серьезно | 0 | 1 | 2 | 3 |
36 | ...говорил о том, что я чувствую | 0 | 1 | 2 | 3 |
37 | ...стоял на своем и боролся за то, чего хотел | 0 | 1 | 2 | 3 |
38 | ...вымещал это на других людях | 0 | 1 | 2 | 3 |
39 | ...пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
40 | ...знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
41 | ...отказывался верить, что это действительно произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
42 | ...давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | 0 | 1 | 2 | 3 |
43 | ...находил пару других способов решения проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
44 | ...старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | 0 | 1 | 2 | 3 |
45 | ...что-то менял в себе | 0 | 1 | 2 | 3 |
46 | ...хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | 0 | 1 | 2 | 3 |
47 | ...представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | 0 | 1 | 2 | 3 |
48 | ...молился | 0 | 1 | 2 | 3 |
49 | ..прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | 0 | 1 | 2 | 3 |
50 | ...думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался | 0 | 1 | 2 | 3 |
Приложение №2
Релаксация "Поплавок".
«Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане… У вас не цели… компаса… карты… руля… весел… Вы движетесь туда, куда несет вас ветер … океанские волны… Большая волна может на некоторое время накрыть вас… но вновь и вновь выныриваете на поверхность… Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривание… Ощутите движение волны… тепло солнца… капли воды… подушку моря под вами, поддерживающую вас… Посмотрите, какие ощущения возникают у вас… когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане…».
Приложение №3
Тест Путешествие в горы.
Инструкция: Используя свое воображение, постарайтесь нарисовать предложенную ниже картинку. Представьте ее как можно более точно и ярко, чтобы можно было ответить на вопросы, сопровождающие каждый этап Вашего воображаемого путешествия. Будьте откровенны и не пытайтесь нарисовать что-то специально, пусть образ как бы сам возникает у Вас в голове, без Вашего произвольного влияния.
Описание:
1. Представьте себе, что Вы решили совершить восхождение в горы, а точнее, покорить одну единственную вершину. Ведь Вы знаете, что там Вас ждет интересная находка в виде необычайно редкого камня. Сейчас Вы стоите недалеко от горы и можете хорошо ее рассмотреть. Какой Вам видится эта гора? Какова ее высота, какие у нее склоны? Какое впечатление она у Вас вызывает?
2. Вот уже путь пройден, и подъем остался позади. Вы добрались до вершины горы и принялись за поиски спрятанного там камня. Вы ищете долго и упорно, тщательно осматривая каждую щелочку. Но вот уже день близится к концу, и солнце почти закатилось за горизонт, а Вы так и не смогли отыскать спрятанный камень. Что Вы сделаете дальше?
3. Ура! Наконец-то камень найден, и Вы держите его в руках. Что это за камень? Опишите его размеры, цвет, фактуру, вес, стоимость.
4. Теперь самое время возвратиться домой с вновь обретенным сокровищем в руках. Вы спускаетесь с горы, и решаете с ней попрощаться. Какие слова Вы скажете горе на последок, и какой ответ услышите от нее?
Ну вот и все, Ваше путешествие подошло к концу, и самое время узнать о том, какое скрытое значение заложено в тех образах, которые мы в нем использовали.
Ключ.
Та гора, которую Вы увидели перед собой в самом начале своего путешествия, символически представляет собой Вашего отца или же образ внутреннего отца в Вашей психике. А камень, в поисках которого Вы забрались на ее вершину, отражает Ваше представление о своих способностях и талантах, которые Вы открываете в себе во время своего путешествия к независимой и взрослой жизни.
1. Первое, на что Вы должны были обратить внимание – это то впечатление, которое производит на Вас воображаемая гора. Оно отражает то представление, которое сложилось у Вас о своем собственном отце. Какой он? Неприступный и холодный, или теплая поверхность камня как будто звала Вас взобраться на себя? Ваша гора казалась далекой и непреодолимой или это был небольшой пологий холмик, по которому Вы смогли легко взобраться? А может быть, у Вас возник образ величественной вершины, которую так трудно, но так почетно покорить? Именно такая, как она есть, гора вдохновляет Вас на грандиозные свершения и на поиск скрытых сокровищ…
2. Поиск внутренних сокровищ, как правило, требует много времени, значительных усилий и завидного терпения. Хватило ли Вам всего этого, и смогли ли Вы продолжать столь безрезультатный поиск и далее, даже отчаявшись достигнуть успеха в ближайшее время? Ответ на этот вопрос показывает, насколько Вы в реальной жизни способны реализовать свой скрытый потенциал. Если Вы сказали, что продолжите свои поиски, несмотря ни на что, то, скорее всего, и в реальной жизни, Вы отличаетесь известной настойчивостью и решимостью, и никогда не сдаетесь, пока не достигнете поставленной цели.
Если же Вы решили прервать свои поиски, чтобы вновь вернуться к ним после небольшого отдыха, то о Вас можно сказать, что Вы привыкли двигаться цели в своем собственном темпе, не впадая в зависимость от обстоятельств. Правда, велика вероятность, что Ваша награда найдет Вас позже, чем других людей, и успех придет к Вам в более позднем возрасте.
Если же Вы решили не тратить попусту время в поисках каких-то там сокровищ, то и в жизни, скорее всего, Вы не сможете реализовать свой внутренний потенциал в полной мере.
3. Найдя свое внутреннее сокровище, Вы имели возможность хорошенько рассмотреть его и описать. То, каким Вы его увидели, отражает Ваше собственное представление о себе и собственной значимости. Те, кто в результате поисков обнаружил невзрачный камушек, немногим отличающийся от простого булыжника и о себе самих думают как о посредственности, серости, мало чем отличающейся от людской массы. Они не ценят и не замечают сокровища, таящиеся в их душе, предпочитая умалять их, а значит и свою значимость. Так поступают люди неуверенные в себе. Если же Вы, напротив, обнаружили красивый крупный камень, яркий и притягивающий взгляд, то смело можно утверждать, что и в себе Вы видите много скрытых возможностей и даже явных талантов, которые Вы вполне можете реализовать, приложив соответствующие усилия. Если же обнаруженный Вами камень оказался алмазом огромной величины и стоимости, то стоит задуматься, не переоцениваете ли Вы свой потенциал… Хотя, все таки, лучше переоценивать, чем недооценивать.
4. Когда Вы прощались с горой, то произнесли какие-то слова. Что это были за слова? Именно их Вы по каким-то причинам не смогли или не захотели сказать своему отцу ранее. Это как бы Ваше суммарное впечатление от общения со своим отцом, сухой остаток, который есть у Вас на душе. А ответ горы показывает то, что Вы ожидаете услышать от него в ответ. Что за диалог у Вас получился? Можно ли сказать, что общались любящие и ценящие друг друга люди? Или же в словах чувствовалось присутствие явных или скрытых претензий друг к другу? А может, недовольство было сугубо односторонним?
Надеюсь, что Вам понравился этот тест. При всей своей внешней простоте, он способен преподнести Вам сюрприз и обнаружить такие скрытые мысли и установки, о присутствии у себя которых Вы даже не подозревали. Конечно же, он не ответит на все Ваши вопросы, и тем более, не даст Вам исчерпывающие рекомендации о том, как поступать в дальнейшем. Но что он может сделать, так это заставить Вас задуматься о своей жизни, о том, как и куда двигаться дальше и поможет обнаружить те внутренние препятствия, которые могут возникнуть на этом пути. Ведь все мы знаем, что ограничения, мешающие нам жить, находятся не вне, а именно внутри нас. И только увидев и поняв, что это за ограничения, мы получаем возможность уменьшить их влияние на нашу жизнь.
Приложение №4
Упражнение "Я -реальное, я- идеальное".
Цель упражнения: создать условия, помочь участникам выстроить адекватную самооценку.
Участникам раздаются по 2 листа бумаги и карандаши. Ведущий просит нарисовать себя в "двух ипостасях": Я-реальное и Я-идеальное. Дается 10-15 минут. После этого происходит обсуждение:
- Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали идеальное или реальное?
- Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными?
Приложение №5
Игра: «Для уверенности всебе, мне нужно....».
Участникам предлагается выбрать то качество, которое, по их мнению, им не хватает. В дальнейшем это качество положат в «конверт уверенности».
Методика: «Спектрокарты».
ТР: Благодаря картам, возможно, проявить и осознать индивидуальные особенности участников группы. Ни одна карта не лучше и не хуже чем другие. Любое значение карты определяется тем человеком, который ее выбрал.
Структура упражнения:
- Фотографии располагаются на столе или иной поверхности.
- Ведущий формулирует задачу с учетом особенности группы:
- Карта, которая в наибольшей мере соответствует состоянию участника группы;
- Как участник группы воспринимает человеческие отношения;
- Что является для участника наиболее важно в данный момент др.
- Участникам предлагается внимательно рассмотреть карты в течении 5-10 минут и выбрать из них одну или две, ассоциируя их с обозначенной темой.
- Фотографии выбираются в тишине. После того как участники выбрали карту, они садятся с ними на свои места.
- Каждый член группы показывает и комментирует свою фотографию. Его не должны прерывать вопросы и комментарии других участников. Каждый лишь по очереди рассказывает про свою фотографию.
- После того как все расскажут про выбранные фотографии, ведущий и участники группы могут перейти к вопросам и комментариям, связанных с фотографиями друг друга. Работа с выбранными фотографиями может быть продолжена индивидуально или в группе.
- В случае необходимости можно использовать следующие вопросы:
- Почему вы выбрали эту фотографию?
- Какие чувства, мысли, фантазии она вызывает?
- Какие воспоминания с ней связаны?
- С кем вместе вы хотели бы рассмотреть данную фотографию?
- Что вы чувствуете, делясь своими чувствами по поводу этого снимка?
- Хотите ли вы рассказать историю, которая навеяна выбранной фотографией?
- Какое название вы могли бы дать этой фотографии? И др.
Список используемой литературы:
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста – М., издательство «Международная педагогическая академия», 1995
- Дж. Рейнуотер «Это в ваших силах» – М., 1993
- Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками» – М., 2001
- Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. -СПб, 2005 – 42с.
- Л.Д. Лебедева. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система за¬нятий. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с.
- Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006. – 80 с
- Юлия Марьина «Школа флористики: Коллажи и панно», Издательство: Ниола 21 век, 2005, – 96 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2005. – 369 с.
- Сакович Н.А. Методичка по арт-терапии. -СПб, 2005 – 42 с.
- Копытин А.И. (ред.) Арт-терапия. Хрестоматия.- СПб, 2002.- 320 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая безопасность или психологический комфорт в образовательном учреждении
Статья для педагогов...
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)
данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Психологическая гостиная с элементами тренинга «Адаптация в педагогике»
Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Готовность применить теоретические знания на практике необходима, но, педагогу настолько же важно суметь адаптироваться в ко...

Психологическая гостиная «Всё в твоих руках»
Интерес человека к себе, к своему внутреннему миру всегда особенный, ведь в каждом из нас живёт множество образов своего «Я», которые существуют в разных уровнях развития: каким воспринима...
Профилактическая программа "Психологическая гостиная "Между нами девочками"
У воспитанниц детских домов не сформированы адекватные полоролевые стереотипы поведения, что неизбежно ведет к трудностям общения со сверстниками как своего, так и противоположного пола. У них нет пра...

Встречи в Психологической гостиной
Школа. Дети, родители, педагоги. У всех цель одна - сотрудничество для интереса в обучении, радости познания и развития. Много есть возможностей достижения этой цели. Одну из них предлагаю вашему вним...


