Семинар "Рекомендации педагогам по профилактике травли"
презентация к уроку по психологии
Разработанная мной презентация к семинару "Рекомендации педагогам по профилактике травли" для классных руководителей 1-11 классов. Содержит результаты современных исследований и практические рекомендации. К ней добавлены рабочие листы для групповой работы педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.24 МБ | |
| 17.79 КБ | |
| 15.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План Блиц-опрос Рабочий лист Виды буллинга Стороны процесса Профилактика
Блиц-опрос Что не является синонимом к слову «травля» Конфликт Издевательство Буллинг Травля более распространена в Начальной школе Средней школе Старшей школе
Исследование феномена школьного насилия Д.А.Александров (2021) 18,5 тысяч учеников 201 школа Калужской области. С возрастом доля жертв буллинга среди школьников уменьшается: начальная школа (25% - ретроспективно), 6 класс (19%), 9 класс (11 %). Частота буллинга не зависит ни от расположения школы, ни от ее типа, ни от размера , ни от СЭС учащихся. Мальчики чаще сообщают об актах физической агрессии в свой адрес (пинают, толкают, бьют), девочки - о случаях социальной агрессии (не разговаривают , издеваются).
Блиц-опрос Буллинг – социальное явление, появившееся В незапамятные времена В ХХ веке В ХХ I веке
Издевательство и травля в детской среде — Пустите меня, я сам! курточку разорвете! — кричала несчастная жертва. Но эти крики отчаяния еще более воодушевляли нас; мы помирали со смеху ; зеленая курточка трещала на всех швах . … Иленька , не будучи более поддерживаем нами, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слез мог только выговорить: — За что вы меня тираните ? … Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка . Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Л.Н.Толстой . Детство. 1852 г.
Основные признаки буллинга Неравенство сил (дисбаланс) Обидчик сильнее физически или психологически / обидчиков несколько Целенаправленность Действие не импульсивно, а целенаправленно Повторяемость Действия систематические, регулярные.
Исследование феномена школьного насилия Д.А.Александров (2021) Интересный факт: Разговоры с детьми о травле , как ни странно, могут приводить к увеличению уровня агрессии или к более острому переживанию у жертв . Наказание агрессора может усилить уровень его статусности . Основным фактором, влияющим на снижение буллинга , является создание благоприятной атмосферы в школе, включая взаимодействие между учителями и учениками.
Педагогический опыт наших классных руководителей насчитывает несколько сотен лет. Давайте воспользуемся им, заполняя следующий рабочий лист
Профилактика травли Правила для здорового климата в классе (уважение личности и имущества) Д оверие учеников и родителей к учителю Сплоченность между учениками Конструктивная коммуникация Хорошая репутация класса
В школе должно стать «не круто» травить кого-либо и, наоборот, « круто» помогать тем, кого травят или обижают, или тем, кто в этом просто нуждается.
Если травля уже происходит Прекратить действия обидчика. Обратить , в первую очередь, внимание на жертву, на то, что ребенок чувствует в данной ситуации, а не выдать дисциплинарное взыскание агрессору. Проинформировать классного руководителя. Проинформировать службу сопровождения. Наметить совместный план действий классного руководителя и психолога. «Перевод» свидетелей в категории «защитников » или хотя бы «возможных защитников ». Организация мероприятий в классе, улучшающих климат. Личная работа с обидчиком, жертвой, активом класса.
Литература Лафицкая Е.К. Обзор современных отечественных и зарубежных исследований буллинга в подростковой среде (за последние 10 лет ) https:// herzenpsyconf.ru/wp-content/uploads/2023/12/36-lafitskaya.pdf Иванюшина В.А . , Ходоренко Д.К . , Александров Д.А. Распространенность буллинга : возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы. https :// publications.hse.ru/pubs/share/direct/541873534.pdf stop-ugroza.ru Опросник риска буллинга https:// drive.google.com/file/d/1Qfk-nenjUuPCybAt2VNZYrEWiFcA9VU4/view
Предварительный просмотр:
Рабочий лист семинара
«Рекомендации педагогам по профилактике травли»
1. Обведите признаки, присущие травле как явлению
(в одной строчке могут быть 1 или 2 признака)
РАВЕНСТВО СИЛ | НЕРАВЕНСТВО СИЛ | |
ПРИНЕСЕНИЕ ПОЛЬЗЫ | ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА | |
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ | СЛУЧАЙНОЕ | |
ПОВТОРЯЮЩЕЕСЯ | ОДНОКРАТНОЕ | |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ | ФИЗИЧЕСКОЕ | |
ОДНИМ ЧЕЛОВЕКОМ | ГРУППОЙ | |
НАСИЛЬСТВЕННОЕ | НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ | |
СТАГНИРУЮЩЕЕ | РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ | |
ВЛИЯЮЩЕЕ НА БУДУЩЕЕ | НЕ ВЛИЯЮЩЕЕ НА БУДУЩЕЕ | |
ВЗАИМНОЕ | ОДНОСТОРОННЕЕ |
2. Отметьте маркером в таблице три самых существенных признака травли.
3. Определите, какой вид буллинга описан, и соедините стрелочками
Вид буллинга | Описание ситуации |
1) Вербальный буллинг 2) Физический буллинг 3) Социальный буллинг 4) Кибербуллинг | а) группа девочек в танцевальном классе обсуждает вечеринку в выходные и обменивается фотографиями, не обращая при этом никакого внимания на одну девочку, которую они решили не приглашать, делая вид, что её не существует б) с ребёнка прилюдно стягивают брюки или юбку в школьной библиотеке в) кто-то размещает в социальных сетях следующий текст: «Вася полный неудачник. Почему кто-то вообще с ним общается?!» г) один ребёнок говорит другому: «Ты очень, очень жирный, прямо как твой папа» |
Предварительный просмотр:
Что способствует обучению конструктивной коммуникации у учащихся?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие игры, мероприятия способствуют конструктивной коммуникации?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что способствует развитию доверия учеников и родителей к учителю?
(вспомните свой педагогический и личный опыт)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что способствует хорошей репутации класса в школе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие мероприятия, способствующие хорошей репутации класса, можно организовать?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что способствует развитию сплоченности между учениками в классе?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие мероприятия помогают укрепить отношения в классе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие правила способствуют здоровому климату в классе?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какие игры, мероприятия способствуют формированию норм уважения личности и имущества?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-травля. Семинар для педагогов по профилактике кибербуллинга.
Материал к семинару для педагогов по профилактике кибербуллинга...

Этапы формирования подростковой группы и профилактика травли
Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Это – о буллинге в школе – травл...

Антибуллинг-навигатор: дорожная карта по оценке ситуации и планированию работы по противодействию и профилактике травли в коллективе
Методическое пособие содержит материал для построения стратегии работы в случае профилактики травли или работе со случаем. В пособие содержится схема консультирования: опросник для оценки ситуации, ко...

Рабочая программа по профилактике травли (буллинга) среди несовершеннолетних на 2023– 2024 учебный год.
Актуальная тема современного общества....

Описание кейса комплексного сопровождения участников образовательных отношений по реализации мероприятий, направленных на профилактику травли
Комплексные профилактические мероприятия по предотвращению травли и формированию благоприятного социально-психологического климата представляют собой совокупность методов, способов, приемов психолого-...

Травля. Профилактика травли в школе
Статья «Травля. Профилактика травли в школе» адресована педагогам, классным руководителям, социальным - педагогам общеобразовательных учреждений, которые сталкиваются в своей работе ...

