Травля. Профилактика травли в школе
статья

Фирсенко Елена Александровна

Статья «Травля. Профилактика травли в школе» адресована педагогам, классным руководителям, социальным - педагогам общеобразовательных  учреждений, которые сталкиваются в своей работе со случаями буллинга среди несовершеннолетних. Целью данной статьи является раскрытие понятий, связанных  с феноменом буллинга, с его психологическими последствиями и важностью профилактической работы в этом направлении, осуществляемой  педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Буллинг. Профилактика буллинга в школе

Фирсенко Е.А.,

Педагог-психолог

МКОУ Новобирюсинская СОШ

р.п.Новобирюсинский

Тайшетский район

elenafirsenko80.@mail.ru 

Статья «Буллинг. Профилактика буллинга в школе» адресована педагогам, классным руководителям, социальным - педагогам общеобразовательных  учреждений, которые сталкиваются в своей работе со случаями буллинга среди несовершеннолетних. Целью данной статьи является раскрытие понятий, связанных  с феноменом буллинга, с его психологическими последствиями и важностью профилактической работы в этом направлении, осуществляемой  педагогами.

Ключевые слова: буллинг, буллер, жертва, школа, профилактика, предохранение, предупреждение, устранение.

             

             Буллинг - (в переводе с английского языка обозначает хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) притеснение, травля, дискриминация.

    В более распространенном смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайного конфликта буллинг отличается систематичностью и частотой повторов. Цель буллинга - за агрессивным, деструктивным  поведением скрыть свою неполноценность. Буллинг не имеет ничего общего с лидерством в  коллективе, если он применяется взрослыми, так как хороший педагог руководит классным коллективом, плохой - травит. Поэтому, любой, кто определяет травлю как метод, будь то взрослый или несовершеннолетний, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень своей неполноценности. В буллинге участвуют не только учащиеся, но и педагоги. То есть, как жертвами буллинга могут стать и несовершеннолетние и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. 

Причины возникновения буллинга в детских коллективах

Определен целый ряд факторов, способствующих расцвету буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспитание в семье и климат того образовательного учреждения, куда попадают дети.

 Из нашего опыта работы можно выделить следующие факторы, способствующие буллингу:

наличие в классе признанного «лидера»;

возникновение конфликта между двумя или несколькими  учениками под влиянием внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора;

отсутствие контроля со стороны учителей за поведением и общением обучающихся на переменах.

Мотивами травли у несовершеннолетних являются: зависть, месть, чувство неприязни, борьба за власть, нейтрализация соперника через показ преимущества над ним, стремление быть лидером, выглядеть «круто», модно, стремление получить эмоциональную разрядку, «приколоться».

Как показывает опыт работы, буллерами часто становятся   дети, воспитывающиеся родителями-одиночками, дети из авторитарных семей,  из конфликтных семей, дети с низкой устойчивостью к стрессу, дети с низкой успеваемостью. Кто же такие буллеры? Буллеры - это:

активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

агрессивные несовершеннолетние, использующие для повышения самооценки слабую жертву;

 ребята, желающие быть всегда  в центре внимания;

высокомерные, разделяющие окружающих на «своих» и «чужих» (что является результатом определенного воспитания в семье);

дети с низким самоконтролем, которые не научились отвечать за свои поступки, брать на себя ответственность;

дети, не обученные другим способам поведения, то есть не воспитанные.

Как правило, жертвами травли, как показывает школьная жизнь, становятся ребята, имеющие: физические недостатки (имеющие плохое зрение, слух), кто физически слабее своих сверстников, так же замкнутые,  стеснительные, тревожные или дети с импульсивным поведением. Активные дети бывают слишком назойливыми: вмешиваются в чужие разговоры, игры, споры, навязывают свое мнение, испытывающие нетерпение в ожидании своей очереди в игре, такие дети тоже могут оказаться жертвами буллинга [1]

Дети, имеющие особые черты внешности, плохие социальные навыки общения, имеющие страх перед учебой, неуспевающие  в учебе, «домашние дети», обучающиеся с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении. Низкая успеваемость формирует низкую самооценку: «у меня не получится», «Я хуже других» и т. д. Уровень самооценки может способствовать в одном случае определению роли жертвы, а в другом – агрессивному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и буллером [3].

Распознать буллинг можно по поведению, особым признакам и настроению ребенка. Жертва, как правило, чувствует свою незащищенность и удрученность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и, как следствие, к потере уважения к себе. Другими словами, ребенок – жертва, становится действительно, уязвим перед выпадами хулиганов. Крайне жесткий буллинг может подтолкнуть жертву на суицид. В связи с этим педагогам необходимо проявлять максимальное внимание даже к малозначительному  изменению в поведении ребенка [2].

Поведенческие специфики жертвы буллинга: дистанцированность от взрослых и ровесников, негативизм при обсуждении темы угнетения, агрессивность к взрослым и сверстникам.

Эмоциональные особенности жертвы буллинга: напряженность и страх при появлении одноклассников, обидчивость и раздражительность, грусть, печаль и неустойчивое настроение.

Буллинг оставляет четкий отпечаток в жизни жертв и отражается на психоэмоциональном и социальном становлении, на школьной социализации, может иметь тяжелые психофизиологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место: физический или психологический. Это одна из самых сильнейших эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь.

Буллинг оказывает воздействие не только на жертву, но и на буллера и на зрителей. Жертвы буллинга ощущают сложности с самочувствием и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, подавленность. Взрослые, которые были в отрочестве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, мучаются от социальной тревожности, одиночества и беспокойства.  У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте, развивается высокий риск угодить в криминальные группировки [1].

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение Новобирюсинская средняя общеобразовательная школа  расположена в рабочем  поселке Новобирюсинский. Особенностью расположения школы  является то, что на территории поселка находятся исправительные колонии для осужденных, отбывающих наказание. Такая территориальная особенность может негативно влиять на обучающихся.  Возможен рост количества обучающихся с девиантным поведением и процветанием буллинга в школе.

Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от коллеги. Но ему понадобится помощь психолога и родителей в борьбе с разделением класса на отдельные группировки и с развитием буллинга.

Лучший способ разрешения проблем насилия  - это профилактика. В 2023-2024 учебном году МКОУ Новобирюсинская СОШ приняла участие в проекте «Новое школьное пространство», который реализует единую модель профилактической работы в образовательных организациях.

Цель профилактической работы школы -  создание комфортного психологического микроклимата, сохранение физического, психического и психологического здоровья.

В профилактической работе задействованы все педагоги школы, социально-психологическая служба  и администрация школы.

В настоящее время обучающихся, состоящих на различных видах учета, в том числе региональном Банке  СОП, ОДН  вовлеченных в травлю (буллинг) сверстников и получивших уголовно-правовую оценку в нашей школе нет.

Профилактическая работа с обучающими начинается с изучения состояний эмоционально-психологических отношений в подростковой общности, детском коллективе и положении в них каждого несовершеннолетнего.

Работа строится на следующих локальных актах:

  1. Антибуллинговая хартия.
  2. Положение о мобильной группе по рассмотрению случаев буллинга.
  3. Алгоритм действий педагогического коллектива при столкновении с кризисными ситуациями, нарушающими психологическую безопасность образовательной среды.
  4. Положение о школьной службе медиации (примирения). В этом учебном году письменных и устных обращений в службу не было. В январе 2024 года  была разработана и принята к работе программа обучения медиации обучающихся. С 01.09.2024 школа начнет работу по обучению медиации обучающихся «групп равных».
  5. Правила, направленные против кризисных ситуаций, нарушающих психологическую безопасность образовательной среды.
  6. План профилактической работы способствующей формированию у обучающихся личных и социальных  (жизненных) навыков для развития и поддержания здоровых межличностных отношений без насилия и дискриминации.

Работа по профилактике буллинга ведется с начальной школы с целью формирования детского коллектива, добрых отношений между детьми в классе, развитием стремления быть терпимым в обществе. Работа ведется на основании плана профилактической работы, плана работы педагога-психолога, плана воспитательной работы школы, планов воспитательной работы классных руководителей.

Проводятся  классные часы: «Ребята, давайте жить дружно!» где ребята говорят о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг. Проводятся так же  мероприятия по профилактике бесконфликтного общения.

 В 5 классах мы проводим диагностику: «Психологическая атмосфера в коллективе» По результатам диагностики этого года  можно сделать вывод о том, что у ребят положительная психологическая атмосфера коллектива. Учащиеся доброжелательно относятся друг к другу.  В 6 классе  «Наши отношения». По результатам диагностики мы выявили, что учащиеся считают свой класс дружным, сплоченным. Ребята помогают друг другу. Это свидетельствует о том, что взаимоотношения и атмосфера в коллективе доброжелательные.  В 7-8 классах была проведена диагностика: «Стратегия поведения в конфликтной ситуации».  По результатам диагностики поведения в конфликтных ситуациях можно сделать вывод о том, что ребята не конфликтны, стараются найти различные методы, чтобы сгладить конфликт. Присутствует «демократичный» стиль поведения в конфликте. Придерживаются мнения, что всегда можно договориться. Во время спора пытаются предложить альтернативу, ищут решения, которые удовлетворяли бы обе стороны. В старших классах «Диагностика конфликтности школьника» По результатам диагностики «Конфликтная ли вы личность», можно сделать вывод о том, что ребята не конфликтны.

В течение всего учебного периода проводим тематические классные часы: «Поговорим о дружбе», «Класс без конфликтов», «Дружный класс», «Конструктивное разрешение конфликтов», «Учимся жить без конфликтов» «Позитивное и негативное», игра «Правильные правила», «Учимся строить отношения». На таких мероприятиях ребята раскрывают сущность понятия «дружба», определяют качества, которыми должны обладать настоящие друзья. Обсуждают ситуации, из которых усваивают какую роль, играют друзья в жизни людей. На таких часах ученики знакомятся с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, уметь анализировать свое поведение, принимать решение в конкретной ситуации.

Используем в работе  мероприятия в рамках Движения «Первых»,  а так же  на занятиях с «Орлятами России» по профилактике межличностных конфликтов, используя игровые формы работы со школьниками, что  позволяет в доступной и интересной форме рассказать детям о методах сглаживания конфликтов, стилях поведения в конфликтных ситуациях, способах разрешения конфликтов.

В холле школы мы оформили красочный стенд «Школьный ориентир» с изображением, контактами педагогов и администрации школы. Под каждым изображением педагога предложена индивидуальная, адресная  помощь в доброжелательном ключе. Положительным моментом реализации этого направления можно отметить, что ученики стали чаще посещать библиотеку,  без опаски общаться с социальным педагогом и педагогом-психологом.

В рамках реализации проекта проводили фестиваль социального театра «Театр дружбы», разыгрывание социальных ситуаций. Ученики каждого класса готовили красочные сценки, которые затем обсуждали за круглым столом.

Согласно методическим рекомендациям «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, профилактики, реабилитации и коррекции» г.Иркутска  провели квест-игру  «Класс#ВместеДружба».  Участники игры во время испытаний проявляли сплоченность, смекалку. По итогам игры у всех участников остались хорошие впечатления, эмоциональный подъем. По решению ученического самоуправления было принято решение проводить эту игру ежегодно и включить ее в традиции школы.

В рамках профилактической работы по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних мы тесно сотрудничаем  с инспектором ОДН и  сотрудниками линейной полиции г.Иланска, которые регулярно проводят тематические беседы.

 Ключевыми понятиями, раскрывающими, смысл педагогической профилактики является - предохранение, предупреждение, устранение и контроль. Профилактика буллинга в нашей школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам. Учителя не должны оставаться безучастными  и терпимыми к агрессивным и деструктивным выходкам учеников. Главная роль отводится классному руководителю. Он  не имеет права «не замечать, что происходит с его детьми». Необходимо обращать внимание на формирование группировок в классе, знать о взаимоотношениях детей, оказывать своевременную психологическую поддержку ученикам. Сотрудничать с семьями, родителями, законными представителями. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию незамедлительно.

Проблему насилия детей в школе, на наш взгляд, в ближайшее время полностью устранить невозможно, но, объединив усилия  всех участников образовательного процесса, мы обязаны создавать условия для безопасного, комфортного пребывания детей в школе, учить их жить в психологически  безопасной среде.

Электронные ресурсы

  1. http://ouy-podol.cher.obr55.ru/files/202...
  2. https://okha7.shl.eduru.ru/media/2023/04..
  3. https://sh2-sosnovo-ozerskoe-r81.gosweb....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...

Буклет. Профилактика буллинга в школе.

Буллинг -  школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей....

Профилактика буллинга в школе

Памятки для коллег, для родителей...

Профилактика буллинга в школе

Часто дети не рассказывают своим родителям о проблемах. Чем старше становится ребенок, тем меньше вероятность, что он придет к родителям  рассказывать о том, что его беспокоит. Поэтому важно проя...

Профилактика буллинга в школе

Повышение толерантности и эмпатии у учащихся, профилактика конфликтов в межличностных отношениях подростков....

Памятка для родителей по профилактике буллинга в школе

Рекомендации для родителей по предупреждению буллинга в образовательной среде....