Этапы формирования подростковой группы и профилактика травли
презентация к уроку по психологии

Руснак Елена Васильевна
Все мы помним прекрасный советский фильм «Чучело» о девочке Лене Бессольцевой, которая стала жертвой агрессии и психологического давления со стороны одноклассников. Это – о буллинге в школе – травле, запугивании, третировании. Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь жестокость этих проявлений порой переходит все допустимые границы. Сегодня масштабы этого явления становятся все заметнее, по сведениям интернет-источников статистика такова: 44% российских детей в возрасте 11 лет и 27% 15-летних подростков становятся объектами издевательств и насмешек. Буллинг (от английского bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Исследователи выделяют среди причин буллинга высокий уровень недоверия в обществе (подростки воспринимают мир как враждебную среду), нападки со стороны родителей и педагогов, проблемы в семье, возрастные кризисы (подростковые бунты), трудности с учёбой и общением, а также вредные привычки (курение, алкоголизм и пр.). Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту. Важнейший ресурс ребенка - это родительская любовь и внимание, доверительное общение, эмоциональный контакт, умение открыто обсуждать возникающие каждодневные трудности ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антибуллинг-навигатор: дорожная карта по оценке ситуации и планированию работы по противодействию и профилактике травли в коллективе

Методическое пособие содержит материал для построения стратегии работы в случае профилактики травли или работе со случаем. В пособие содержится схема консультирования: опросник для оценки ситуации, ко...

Описание кейса комплексного сопровождения участников образовательных отношений по реализации мероприятий, направленных на профилактику травли

Комплексные профилактические мероприятия по предотвращению травли и формированию благоприятного социально-психологического климата представляют собой совокупность методов, способов, приемов психолого-...

Семинар "Рекомендации педагогам по профилактике травли"

Разработанная мной презентация к семинару "Рекомендации педагогам по профилактике травли" для классных руководителей 1-11 классов. Содержит результаты современных исследований и практические...

Травля. Профилактика травли в школе

Статья «Травля. Профилактика травли в школе» адресована педагогам, классным руководителям, социальным - педагогам общеобразовательных  учреждений, которые сталкиваются в своей работе ...