Взаимодействие семьи и школы
методическая разработка по психологии

Родительское собрание о сотрудничестве родителей и школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_semi_i_shkoly.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и школы

(методические рекомендации)

Только вместе с родителями, общими усилиями,

Учителя могут дать детям большее человеческое счастье

В.А. Сухомлинский

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованных действии которых зависит эффективность процесса воспитания.

Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование своих детей. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Если родители с первых дней рождения ребенка уделяют ему должное внимание, формируют у него творческие способности и познавательные интересы, то они являются для ребенка авторитетом.

А.С. Макаренко писал, что воспитывает всё: вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

При поступлении ребенка в школу он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Но Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Воспитательная работа ведется в различных направлениях: гражданско-патриотическом, нравственном, экологическом, экологическом и т.д. Для выполнения этих целей организуются общешкольные, классные мероприятия, совместная работа с межведомственными организациями ( Володарская РБ, ОМВД, опекой, сельской администрацией, сельской модельной библиотекой, АУК РКЦ). Многие учащиеся вовлечены в спортивные кружки (футбол, волейбол, баскетбол, шашки, шахматы, бокс), участвуют в районных и областных соревнованиях. Так, например, в прошлом году сборная команды девочек заняла первое место на областных соревнованиях по футболу, принесли Кубок первенства по футболу среди женских команд.

По волейболу – 2 место в районных соревнованиях среди мальчиков, по баскетболу среди учащихся 8-9 класс, 10-11 классов -3 место, 3 общекомандное место в легкоатлетическом кроссе, по линии кексбаскет (Пермская лига чемпионов среди школьников) девушки и юноши заняли 3 место.

Шахматы. В районы соревнованиях -2 место, в областных соревнованиях среди сельских школ -3 общекомандное место. Мухтаров Ранжит в личном первенстве занял 2 место.

По шашкам учащиеся заняли второе место в районных соревнованиях.

Можно выделить следующие приоритетные направления совместной деятельности школы и семьи:

  • организация диагностической работы по изучению семей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей;
  • создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся;
  • выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
  • внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
  • использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета;
  • создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением;

Классный руководитель может использовать следующие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и т.д

Посещение семей учащихся и проведение бесед дома.

Огромный диагностический материал классному руководителю (учителю) дает посещение семей школьника. При посещении семьи для классного руководителя может быть интересна следующая информация:

  1. Состав родителей и общие сведения о них (Ф.И.О., год рождения, образование, специальность, сфера деятельности, номер домашнего и рабочего телефона).
  2. Общие сведения о детях (количество, возраст, интересы).
  3. Жилищные условия, материальная обеспеченность.
  4. Общая атмосфера, микроклимат в семье: как складываются отношения между родителями и детьми, другими членами семьи. Поэтому желательно, чтобы учитель пришел, когда дома будут взрослые.
  5. Общий порядок в доме: есть ли у школьника специально выделенное место для занятий, где находятся его вещи, учебные принадлежности, книги, игрушки. Есть ли в доме радио, телевизор, домашняя библиотека, что читает ребенок. Как организуется свободное время ребенка.
  6. Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Кто в основном занимается учеником или контролирует его учебную деятельность. Выполняется или нет режим дня. Какие трудовые обязанности имеет ребенок в семье.
  7. Отношение родителей к взглядам ребенка на свои успехи в учебе, поведении, перспективы будущей профессиональной деятельности. Деятельность родителей. Семейные профессии. Традиции. Самостоятельный выбор ребенка.
  8. Совпадение взглядов семьи и школы в оценке воспитанности школьника и эффективности мер, направленных на повышение его образовательного уровня, воспитанности и общего развития.
  9. Увлечения в семье. Чем увлекаются старшие члены семьи. Приобщены ли дети к этим увлечениям. Как родители формируют познавательные интересы, организованность, настойчивость, трудолюбие ребенка, используя его увлечения.

На основе диагностической работы по изучению семьи составляется социальный паспорт класса, школы, выделяются типы семей, и планируется дифференцированная работа с ними, составляются акты обследования семей.

Или, Например, Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Значительное место в системе работы с родителями обучающихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

Основными формами организации педагогического просвещения являются:

Родительские собрания., на них обсуждаются вопросы, связанные с основными направлениями, задачами и итогами работы класса, школы, рассматриваются актуальные педагогические проблемы.

Наряду с родительскими общешкольными, классными собраниями используются нетрадиционные формы работы с родителями, такие как, конференции, праздники, «День открытых дверей» класса, школы, а также индивидуальные консультации и беседы с родителями по всем интересующим их вопросам.

#1057;оздание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением.

Родители могут выступать за различные изменения, помогать в реализации программ развития школы и участвовать в управлении школой в основном через

родительские комитеты (классные и общешкольные).

Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является мощным средством в формировании личности ребенка.

Современные семьи развиваются в новых условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных семей и семей имеющего одного ребенка.

Значительная часть подростков отделяется от родителей, живут с бабушками и дедушками. А детям нужны родители, хотя бы один из них, мама или папа.

В настоящее время еще недостаточно полно разработана единая классификация и типология функции семьи. Так в качестве важнейших функций семьи называют – продолжение рода, воспитательную, хозяйственную и взаимопомощи. Рассмотрим наиболее важную семейную функцию - воспитательную. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи.

#1042;оспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей.

Семья выступает посредником между ребенком и обществом, служит передаче ему социального опыта. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности: В силу ряда особенностей, присущих семье, она оказывается самым действенным воспитателем, особенно в первые годы жизни человека.

2 Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.

В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, основу которой составляют те или иные ценностные ориентации. Ребенок очень рано чувствует, что в его поведении, словах порадует, а что огорчит близких. Затем он начинает понимать «семейное кредо» - так в нашей семье не делают, в нашей семье поступают иначе. Воспитание, начинаясь с первых дней жизни человека, в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания.

#1055;остоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию.

Любой процесс воспитания основывается на самовоспитании воспитателей.

Желание иметь детей диктуется жизненно важными потребностями, которые хотят реализовать родители. Однако потребности и возможности не всегда совпадают, поэтому для удовлетворения первых приходится «работать над собой», расширять свой кругозор, овладевать умением понимать ребенка, развивать у себя те или иные способности и т.д. Другими словами, чтобы стать хорошим воспитателем своих детей, необходимо постоянно стремиться к самосовершенствованию, заниматься самовоспитанием.

Можно выделить следующие особенности домашнего воспитания.

а) Одной из важнейших задач семьи - является воспитание здорового ребенка. Особо следует здесь выделить гигиеническое воспитание, рациональное питание ребенка и соблюдение им режима дня.

б) Семье принадлежит решающая роль в формировании нравственной позиции человека и его эмоциональном воспитании.

в) В последние годы в ряду важнейших задач семейного воспитания все отчетливее заявляет о себе забота о развитии интеллекта ребенка. В связи с этим возрастает образовательная функция семьи, ее деятельность, имеющая цель повысить интеллектуальный уровень своих детей и качество их знаний.

г) Семья - первая школа овладения ребенка родным языком. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности речевого развития ребенка.

В воспитательных системах современных отечественных семей к требованиям относятся по-разному, что определяет и разную тактику воспитания.

диктат,гипер опека, мирное сосуществование на основе невмешательства, сотрудничество.

Диктат характеризуется тем, что во главу угла ставятся требования, правила, которые родители «вводят» в жизнь ребенка с помощью приказа, насилия, угроз и других жестких мер.

К максимуму требовательности необходим в воспитании о, но при условии, что она будет сочетаться с максимумом уважения и доверия к ребенку. Требовательность без сочетания с доверием и уважением к ребенку оборачивается грубым давлением и принуждением.

Опека на первый взгляд прямо противоположна диктату: освободить ребенка от трудностей, избавить от «лишних» требований. Но, по сути, диктат родителей и опека - явления одного порядка, различаются они формой, а не по существу. Отрицательные результаты таких стилей во многом совпадают.

Мирное сосуществование на основе невмешательства - достаточно распространенная тактика в современных семьях, где родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными. Отсюда - минимум требований; правил, норм поведения. Более отчетливо курс на независимость двух миров - родителей и детей - наблюдается в семьях, где взрослые заняты своими проблемами, в том числе и карьерными, где мать и отец «берегут» свой покой, занимают позицию невмешательства; предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществование. Результат такого воспитания - отчуждение родителей и детей, эмоциональная автономия.

Сотрудничество характеризуется балансом любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи).

Здесь требования «не выпячиваются», они естественны, если все действенно проявляют свою любовь и заботу друг о друге. У ребенка нет страха перед выполнением и невыполнением норм, правил, требований, поскольку ему напомнят, подскажут, в случае необходимости - помогут. Но самое главное - ему внушают веру в собственные силы, возможности, другими словами, положительно стимулируют его компетентность.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребёнка – чтобы его любили таким, какой он есть.

Поэтому в сложных современных условиях нужная взаимодействие семьи и школы.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастит ваш ребенок. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

А мне остается пожелать вам успехов в воспитании своих детей, не прерывая сотрудничества со школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы

доклад на тему  "Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы" был представлен на круглом столе,посвященнном дню Матери.На примере отдельно взятого у...

Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.

Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...

«Школа рекламы книги – основа взаимодействия семьи и школы в вопросах формирования читательской культуры»

Данный проект рассчитан на обучающихся 3-4 классов. Основной целью проекта является повышение читательской компетентности у обучающихся 3-4–х классов через использование совместных форм работы семьи и...

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

Взаимодействие семьи и школы, как основа воспитательного процесса в школе

Аннотация: В данной статье мы рассмотрели актуальную в нынешнее время проблему — взаимодействие семье и школы в воспитательном процессе. В статье было показано, что не только со стороны родителе...

«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....