Разумное и нравственное всегда совпадают?
методическая разработка по психологии (9 класс)
Цель: формирование нравственной культуры обучающихся, воспитание в подростках человечности, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородными в жизни. Знакомство с понятиями "нравственное", "разумное", прослушивание рассказа В. Дегтева "Аморальный приказ".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Разумное и нравственное всегда совпадают?
Цель: способствовать формированию нравственной культуры учащихся
Воспитание в подростках человечности, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Задачи:
познакомить обучающихся раскрыть содержание понятий «разумные», «нравственные» поступки.
- развивать умения анализировать поступки других, выражать свои взгляды;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов и морального кодекса.
Содержание:
Психолог:
-Здравствуйте ребята! Я рада вас сегодня приветствовать на нашей встрече!
Давайте вспомним правила работы на наших встречах. (Активны, внимательны, серьезны).
Тема нашего разговора, это слова замечательного русского писателя Л.Н. Толстого «Разумное и нравственное всегда совпадают».
А может, стоит поспорить с Л.Н.Толстым…Всегда ли нравственное совпадает с разумным или разумное не совпадает с нравственным? – этот вопрос и будет главным в нашей беседе, к которому мы еще вернемся.
Для этого нам необходимо вспомнить значение слов «нравственное», «разумное» (учащимся предлагается высказать свое мнение).
Прежде чем перейти к примерам, необходимо определить, что подразумевается под разумным и нравственным. Разумное можно определить как то, что основывается на здравом смысле, рациональном рассуждении и логике. Нравственное же относится к моральным принципам, ценностям и этическим нормам, в соответствии с которыми мы оцениваем и принимаем решения о том, что справедливо и хорошо.
Разумное – оценочная характеристика ситуации, чьих-либо действий, поступков как разумных, основанных на требованиях здравого смысла, не противоречащих ему.
Нравственность - это внутренняя установка действовать согласно своей совести и свободной воле.
Продолжить я хочу прослушиванием рассказа В. Дегтева «Аморальный приказ» (13 минут).
- Какое впечатление осталось после прослушивания?
- Как вы считаете, соответствует ли поступок капитана нравственным нормам?
- Можем ли мы назвать его поступок разумным?
- Совпадают ли понятия «разумное» и «нравственное» в этом поступке?
- А как бы вы поступили в данной ситуации?
- Проанализируйте самооценку капитана: «Не о людях, запертых в трюмах, думал, а о том, как выгляжу в этот роковой миг».
- А в повседневной жизни мы встречаемся, когда эти понятия расходятся?
-Приведу пример: человек находит на улице израненного котенка, полудохлого практически, с кучей заболеваний и сломанными лапами. Что в таком случае разумно? Разумно пойти и усыпить его, чтоб не мучился, чтоб денег на его лечение не тратить, чтоб калекой потом не жил. Многие ли из нас так поступят? Наверное, найдутся те, которые так и сделают и это люди разумные, равнодушные - то просто мимо пройдут. А что делают некоторые из нас? Они берут этого котенка, несут его в ветклинику, делают за свой счет операцию, забирают его домой, выхаживают и, в конце концов, он остается у них жить навсегда.
- Почему люди по-разному поступают? (ответы)
- Делают так они по своему внутреннему убеждению, по тем нормам морали, которые в них заложены.
В настоящее время часто говорится о падении нравственности в современном обществе. На первое место поставлены материальные ценности, а нравственные уходят на второй план. В первобытном обществе существовал категорический запрет каких-либо действий или побуждений, и оно было связано со страхом перед чем-то смертельно опасным. Родовая община за нарушение табу приговаривала к смерти. Неужели и современному обществу необходимо смертельно бояться, чтобы быть нравственным?
Таким образом, ответ на вопрос о том, совпадают ли разумное и нравственное, не является простым. В некоторых случаях они могут совпадать, в других — различаться. Однако, нам следует помнить, что нравственные принципы и этические ценности являются основой нашего общества и взаимодействия с другими людьми. Умение объединять разумное и нравственное, делая эти значения взаимозависимыми, помогает нам принимать правильные решения и действовать в соответствии с нашей совестью.
Спасибо за вашу активную жизненную позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему нравственности "Светить всегда"
На классном часе рассматривается понятие активной жизненной позиции, ребята приходят к мысли о ее важности в наше время. Приводятся примеры людей с такой позицией. Используется музыкальное...

Нравственно-психологиеский практикум "Дружба - главное чудо всегда"
Этот конспект занятия может пригодится воспитателям коррекционных детских домов...

Нравственно-психологиеский практикум "Дружба - главное чудо всегда"
Этот конспект занятия может пригодится воспитателям коррекционных детских домов...

Мастерская "Разумное и нравственное всегда совпадают"
Воспитание в подростках человечности, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни...

Нравственный выбор. Всегда ли «Да» лучше «Нет»? (По рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Тип урока – вводный, урок усвоения учащимися новых знаний; Проблемно-развивающий с использованием ИКТФорма про...

Урок внеклассного чтения в 10 классе Доброта – спутник «разумных существ»? (урок - размышление по рассказу «Разумные существа» В. Дёгтева)
Предлагаем материал к уроку внеклассного чтения в 10 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа В. Дегтева «Разумные существа» ...

Проект по духовно-нравственному воспитанию «В жизни всегда есть место подвигу»
В результате реализации проекта детии их родители познакомились с подвигами блокадного Ленинграда, житием святой Нины, просветительницы Грузии и молитвенницы о блокадном Ленинграде, культурой и духовн...