Прошлое приемного ребенка. Техника работы с жизненной историей ребенка «Книга жизни». Занятие для замещающих родителей.
методическая разработка по психологии
Тема занятия связана с историей жизни, с прошлым приемных детей. В каком бы возрасте ребенок ни был взят в семью, у него уже есть за плечами его история жизни. Она, конечно, разной продолжительности, разной насыщенности фактами. У кого-то случалось больше сложностей и неприятных моментов, у кого-то меньше. Но понятно, что это болезненная и травматическая история. Даже если это младенец, который, вроде бы, недолго провел в стенах учреждений — все равно это человек, лишившийся самого необходимого для его жизни — контакта с матерью, причем в самые первые дни, когда он меньше всего готов к этому. История есть у каждого приемного ребенка, она есть и у кровных детей. Но другой вопрос, что им она известна, их окружают люди, которые знают их с рождения. С приемным ребенком все по-другому. Занятие затрагивает вопросы: как говорить с ребенком о его прошлом, как работат с жизненной историей ребенка, чтобы она еще больше не травмировала его, как создавать "Книгу жизни".
Материал будет полезен специалистам служб сопровождения замещающих семей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Прошлое приемного ребенка.
Техника работы с жизненной историей ребенка «Книга жизни».
Занятие для замещающих родителей.
Тухикова С.М . педагог-психолог ГКУСО РО Мясниковского центра помощи детям
- Приветствие, введение в тему занятия: Добрый день, уважаемые родители! Тема нашего занятия связана с историей жизни, с прошлым приемных детей. Ведь очевидно, что в каком бы возрасте ребенок ни был взят в семью, у него уже есть за плечами какая-то история жизни. Она, конечно, разной продолжительности, разной насыщенности фактами. У кого-то случалось больше сложностей и неприятных моментов, у кого-то меньше. Но понятно, что это болезненная и травматическая история. Даже если это младенец, который, вроде бы, недолго провел в стенах учреждений — все равно это человек, лишившийся самого необходимого для его жизни — контакта с матерью, причем в самые первые дни, когда он меньше всего готов к этому.
История есть у каждого приемного ребенка, она есть и у кровных детей. Но другой вопрос, что им она известна, их окружают люди, которые знают их с рождения. С приемным ребенком все по-другому. И об этом мы сегодня будем говорить.
- Знакомство. Упражнение «Анна-активная»
- Принятие правил работы в группе
- Мозговой штурм: Говорить о прошлом приемных детей, на ваш взгляд, это важно или нет? Какие есть хорошие или плохие последствия от этой работы.
ВЫВОД: ВАЖНА ВАША ГОТОВНОСТЬ РАБОТАТЬ С ТЕМОЙ ПРОШЛОГО РЕБЕНКА
Заниматься проработкой темы прошлого ребенка нужно только тогда, когда вы сами внутренне с этим согласны. Когда вы для себя эту тему со всех сторон рассмотрели, приняли для себя важность и понимаете, для чего это нужно сделать.
Если же остаются какие-то сомнения или есть свой взгляд, что не надо об этом распространяться, ребенку это лучше не знать, лучше сохранить тайну усыновления…
Нужно сначала внутренне сжиться с этой мыслью и потом решить, что с этим делать.
И это абсолютно на ваше усмотрение.
Иногда родители хотят уберечь от переживаний о том, что было, от плохой самооценки, свойственной детям в детских домах (потому что низкая самооценка у ребенка в детском доме естественна, ему не за что себя любить, нет рядом взрослых, которые учат тому, что ты ценный, ты нужный, мы тебя любим).
Но, как ни странно, если родители делают попытку уберечь ребенка от этих негативных эмоциональных переживаний, они все равно у него есть.
ПЕРЕЖИТЫЙ ОПЫТ НАВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ С РЕБЕНКОМ
Вполне логично, почему так происходит. Вот к примеру, случилась с человеком какая-то травма. Он остался без родителей, без внимания, любви, заботы. От него отказались, либо он живет в неадекватных условиях, с ним плохо обращаются и пренебрегают его потребностями.
Все равно, негативное отношение к себе берется не от того, что ему про это рассказали, а просто потому, что это с ним действительно произошло.
Хотелось бы, конечно, как волшебник съездить на машине времени в прошлое и изменить историю ребенка, но прошлое все-таки уже случилось
и отменить его нельзя. Оно не перестанет существовать и не перестанет влиять на ребенка. Пережитые боль и горе влияют на жизнь ребенка.
Если он был очень маленький, он может не помнить это фактически. Вообще дети немного по-другому воспринимают то, что с ними происходит. Когда они еще малыши, они ведь воспринимают не словами, а на эмоциональном уровне, бессознательно. И оно живет внутри и продолжает влиять на жизнь ребенка, и, если об этом не говорить, оно как раз никогда никуда не денется.
Ребенок пережил этот опыт, он в нем есть, эти сложные запутанные чувства к родителям, желание их любить, как-то их оправдать и в то же время обида и боль за то, что с ним сделали — вот такая буря внутри.
И тут надо понимать, что если с ребенком об этом не говорить, то на поверхности оно может быть сначала не видно, но потом все эти бури — они выливаются в поведении, в сложном отношении к себе. И если взрослый не помогает ребенку эту тему понять и проработать, то ребенок остается один на один с такими вопросами, которые осмыслить сам не может.
Поэтому мы всегда говорим приемным родителям, что даже до того, как они выбрали конкретного ребенка и просто думают про тему принятия ребенка в семью, они должны определить свое отношение к тому, что у каждого ребенка есть своя история. У него за плечами есть свой род. Есть люди, у которых он родился, есть прошлое. Как вы готовы с этим обходиться?
5. Упражнение «Спорные тезисы»
1. «Прошлое ребёнка определяет его будущее»
Аргументы за:
Генетическая предрасположенность и опыт жизни в неблагополучной семье могут влиять на поведение и характер ребёнка.
Дети, пережившие травму, часто демонстрируют специфические модели поведения (агрессия, замкнутость, трудности с доверием).
Аргументы против:
Ребёнок — не пассивный носитель прошлого, а активный субъект, способный к изменению и развитию.
Ключевую роль играет поддержка приёмной семьи и профессиональная помощь, которые могут компенсировать негативные последствия.
Вывод: Прошлое важно учитывать, но не стоит воспринимать его как приговор. Задача родителей — создать условия для преодоления травм и раскрытия потенциала ребёнка.
2. «Нужно скрывать от ребёнка информацию о его прошлом»
Аргументы за:
Знание о неблагополучной семье может снизить самооценку и усилить чувство вины.
Родители боятся, что правда разрушит доверие или спровоцирует негативные эмоции.
Аргументы против:
Замалчивание усиливает тревогу и чувство неопределённости.
Открытое обсуждение помогает ребёнку принять прошлое, сформировать здоровую идентичность и избежать внутренних конфликтов.
Вывод: Информация о прошлом должна предоставляться дозировано и своевременно, с учётом возраста и эмоционального состояния ребёнка. Поддержка родителей в этот момент критически важна.
3. «Ребёнок должен забыть о своей кровной семье»
Аргументы за:
Сохранение связи с биологическими родителями может мешать формированию привязанности к приёмной семье.
Воспоминания о прошлом могут вызывать болезненные эмоции и препятствовать адаптации.
Аргументы против:
Полное отрицание прошлого лишает ребёнка части его идентичности.
Принятие истории, включая отношения с кровными родителями, способствует психологическому здоровью.
Вывод: Важно помочь ребёнку осознать, что прошлое — часть его жизни, но не определяющая её целиком. Поддержка в проработке чувств по отношению к кровной семье способствует исцелению.
4. «Все проблемы ребёнка — результат плохой генетики»
Аргументы за:
В некоторых случаях генетические факторы могут влиять на поведение и здоровье.
Родители иногда списывают трудности на «плохие гены», чтобы избежать чувства вины.
Аргументы против:
Чаще проблемы связаны не с генетикой, а с травматическим опытом (насилие, пренебрежение, нестабильность).
Окружающая среда и воспитание играют решающую роль в развитии личности.
Вывод: Генетика — лишь один из факторов. Главное — создать условия, в которых ребёнок сможет преодолеть последствия травмы и реализовать свой потенциал.
5. «Приёмные дети всегда будут отличаться от кровных»
Аргументы за:
Опыт жизни в детском доме или неблагополучной семье формирует уникальные модели поведения и мышления.
Трудности с доверием, привязанностью и социализацией могут сохраняться надолго.
Аргументы против:
При правильной поддержке и терапии многие проблемы можно преодолеть.
Любовь, стабильность и последовательность в воспитании помогают ребёнку адаптироваться и стать полноценным членом семьи.
Вывод: Хотя прошлое оставляет след, при благоприятных условиях ребёнок может интегрироваться в семью и достичь успеха. Ключевую роль играет терпение и профессионализм родителей.
- Упражнение «Что дает ребенку кровный родитель и приемный родитель?»
Участники делятся на 2 группы. Одна обсуждает и записывает на листе «Что дает ребенку приемный родитель?», вторая – «Что дает ребенку приемный родитель?». Результаты вывешиваются на флип-чарт и обсуждается всей группой.
Разработаны стратегии работы с прошлым ребенка, специальные сказки, много разных техник. И об одной из них я бы хотела сегодня поговорить с вами - техника создания Книги жизни.
Цели создания Книги жизни:
восстановление хронологии жизни ребенка;
сохранение информации о семье, роде ребенка и событиях его прошлого;
помощь ребенку в принятии его негативного прошлого.
ЧТОБЫ помочь ребенку расти с чувством самоуважения и значимости собственной жизни, своей нужности, несмотря на все, что с ним произошло!
Почему необходимо?
Ребенок хочет знать, НО
Иногда он не знает ответы на свои вопросы («кажется, с моим появлением связана какая-то тайна», «почему-то моя мать бросила меня в роддоме, наверное, со мной что-то не то» и т.д.),
и тогда он что-то придумывает или делает странные выводы, например,
… слишком хорошее про кровную семью (например, «я наследный принц»);
…или слишком плохое про приемную семью (напр., «нынешняя мама меня сама оставила в роддоме, а потом забрала обратно» или «это они- приемные родители меня украли»).
Ребенок хочет помнить, НО
Иногда он помнит плохо, тогда остальное он додумывает или он помнит, но
… не знает, как к этому относиться,
… или относится «неправильно» (напр., «моя мать –алкашиха», «лучше б меня не рожали, им всем на меня наплевать»).
Ребенок хочет чувствовать, НО
Чувствует злость, обиду, но…
…не знает, на кого именно, не может ее выразить адекватно. Поэтому может «доставаться» новым членам семьи и друзьям.
Ребенок хочет понимать, почему именно с ним ЭТО случилось и
… часто не говорит об этом своим приемным родителям, носит в себе.
Благодаря работе с прошлым ребенок:
- узнаёт свою жизненную историю,
- проживает приятные воспоминания,
- отрабатывает неприятные воспоминания,
- получает право чувствовать и помнить.
«Нам важно найти крохи хорошего, и поднять их на поверхность, создавая в дальнейшем опорные точки, по которым ребенок сможет идти, как сквозь болото, сквозь свою беду». (М.Пичугина, Капилина)
Процедура работы с Книгой жизни:
- Подготовка (изучение документов, сбор информации)
- Изготовление (встречи - создание)
- Самостоятельная доработка (ребенком или ребенком+ приемным родителем)
Выбор: делаем в «Книге жизни» на печатной основе или самостоятельно
Этап подготовки:
Встреча/ онлайн диалог с приемным родителем, изучение документов ребенка, свидетельств очевидцев, страниц родственников ребенка в соцсетях, писем и переписок и др.
Обязательно: свидетельства о рождении, постановление суда о лишении родительских прав родителей;
Дополнительно: свидетельства о смерти родителей, выписка из роддома, из дома ребенка и др.
- Подготовка материалов либо готовая «Книга жизни» (альбом, папка, листы А4, фотографии, ленточка, мешок крупы, фломастеры, наклейки и пр.)
- Составление предварительного плана и текста «Книги» (примеры текста)
Важные места в работе над книгой жизни:
- Кровная семья ребенка
- Причины, по которым ребенок остался без попечения родителей
- Детские учреждения, в которых побывал ребенок
- Город/ село/ регион, в котором родился и жил ребенок
- Знакомство и переезд в приемную семью
- Состав приемной семьи
- Жизнь в приемной семье (основные события)
- Мечты и планы на будущее
Завершение работы. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с замещающими родителями на тему:"Особенности взаимодействия с тревожным ребенком. Как играть с тревожными детьми".
Данный материал предназначается для педагогов-психологов и социальных педагогов, взаимодействующих с детьми-сиротами, которые воспитываются в замещающих семьях. Этот материал может быть включен в корр...

Рекомендации замещающим родителям по воспитанию приемного ребенка переходного возраста.
Воспитать ребенка - трудная, ответственная миссия. Тем сложнее она, если воспитывать не своего кровного, а ребенка из другой семьи. Переходный возраст-сложный, бурный, нестабильный и противоречивый пе...

Конспект совместного занятия замещающих родителей с приемными детьми «Развитие навыков эффективного взаимодействия»
Участники на практике знакомятся с играми и упражнениями, направленными на эффективное взаимодействие взрослых и детей, гармонизацию детско-родительских отношений....

Курсовая работа на тему: «Создание образа книги на занятиях по изобразительному искусству в системе дополнительного образования с подростками в ДШИ».
Цель курсовой работы: развитие творческой активности учащихся, чувство стиля, композиционных умений, оригинальность мышления. Помочь детям в выборе профессии, знакомство с профессией дизайнер....
Исследовательская работа "Пленники правосудия: истории из книг"
Актуальность исследования обусловлена способностью литературы влиять на общественное сознание, показывая противоречия между законом и моралью, демонстрируя последствия правовых нарушений и несправедли...
Занятие для замещающих родителей с элементами тренинга «Особый ребенок в приемной семье»
Занятие может быть полезно специалистам, сопровождающим замещающие семьи, воспитываюшие детей с ОВЗ. Целью данного занятия является повышение педагогических компетенций и психоэмоциональной ресур...

Консультация для замещающих родителей «Особенности принимающего и не принимающего поведения родителя в отношении приемного ребенка в замещающей семье»
Трудное поведение приемного ребенка....