Программа психолого-педагогической помощи несовершеннолетним "Территория безопасного поведения"
методическая разработка по психологии

Тараканова Виктория Александровна
Современная школа сталкивается с увеличением числа подростков, проявляющих агрессивное, импульсивное и конфликтное поведение. Причины включают неблагоприятную семейную атмосферу, низкий уровень эмоциональной компетентности, влияние социальных сетей и сверстников, высокий уровень тревожности, а также недостаток навыков конструктивного разрешения конфликтов.
Подростковая агрессия является одним из ключевых факторов риска безнадзорности и совершения правонарушений: непринятие в коллективе, частые конфликты с педагогами, школьные прогулы и уходы из дома могут стать звеньями одной цепи.
В условиях школы важно организовать системную психолого-педагогическую помощь, направленную на формирование навыков безопасного поведения, эмоциональной регуляции и восстановление социальных связей подростков.
Предлагаемая программа включает индивидуальную и групповую работу, профилактический компонент и взаимодействие специалистов с окружением подростка.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл territoriya_bezopasnogo_povedeniya.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОМОЩИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ
«ТЕРРИТОРИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Автор: педагог-психолог Тараканова Виктория Александровна
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Романовская средняя общеобразовательная школа
Год 2025

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

«Территория безопасного поведения»

1. Пояснительная записка

Современная школа сталкивается с увеличением числа подростков, проявляющих агрессивное, импульсивное и конфликтное поведение. Причины включают неблагоприятную семейную атмосферу, низкий уровень эмоциональной компетентности, влияние социальных сетей и сверстников, высокий уровень тревожности, а также недостаток навыков конструктивного разрешения конфликтов.

Подростковая агрессия является одним из ключевых факторов риска безнадзорности и совершения правонарушений: непринятие в коллективе, частые конфликты с педагогами, школьные прогулы и уходы из дома могут стать звеньями одной цепи.

В условиях школы важно организовать системную психолого-педагогическую помощь, направленную на формирование навыков безопасного поведения, эмоциональной регуляции и восстановление социальных связей подростков.

Предлагаемая программа включает индивидуальную и групповую работу, профилактический компонент и взаимодействие специалистов с окружением подростка.

2. Описание проблемной ситуации, цели и задач

Подростки 12–16 лет, проявляющие агрессию, сталкиваются со следующими трудностями:

- низкая способность распознавать и выражать эмоции;

- трудности самоконтроля, импульсивность;

- дефицит навыков конструктивного общения;

- частые конфликты со сверстниками и взрослыми;

- риск вовлечения в правонарушения;

- снижение учебной мотивации, прогулы;

- неблагополучные семейные отношения.

Агрессивное поведение в большинстве случаев является недиагностированным сигналом внутреннего неблагополучия, эмоциональной перегрузки или отсутствия положительных моделей поведения

Цель программы

Создание условий для снижения агрессивного поведения подростков и формирования устойчивых навыков безопасного, конструктивного взаимодействия.

Задачи программы

1. Провести комплексную диагностику эмоционального состояния подростков.

2. Повысить уровень эмоциональной грамотности и саморегуляции.

3. Развить коммуникативные навыки, умение слушать и выражать чувства.

4. Сформировать навыки конструктивного разрешения конфликтов.

5. Снизить уровень тревожности и эмоционального напряжения.

6. Укрепить социальные связи подростков и вовлечь в позитивную деятельность.

7. Организовать взаимодействие специалистов школы и родителей.

3. Целевая аудитория

Основная группа — учащиеся 12–16 лет, демонстрирующие агрессивное, конфликтное и импульсивное поведение, состоящие на внутришкольном учёте или относящиеся к группе риска.

Дополнительная аудитория — родители, педагогический коллектив, социальный педагог, администрация.

4. Методическое обеспечение

Для реализации программы используются:

- карты наблюдений и протоколы индивидуальной работы;

- диагностические методики;

- рабочие тетради участников;

- карточки эмоций;

- презентационные материалы для лекториев;

- методические рекомендации по профилактике агрессии.

5. Описание используемых методик и технологий

Диагностика

- наблюдение в естественной среде;

- беседа с подростком и родителями;

- опросник Басса–Дарки;

- методики тревожности и самооценки;

- социометрия;

- анализ документации.

Коррекционно-развивающие технологии

- тренинг саморегуляции (дыхательные техники, релаксация);

- эмоционально-развивающие упражнения («эмоциональный термометр»);

- тренинг уверенного поведения (навыки отказа, «я-сообщения»);

- методы ненасильственного общения М. Розенберга;

- ролевые игры для моделирования конфликтов;

- восстановительные практики и медиация.

Работа с родителями

- консультации;

- обучающие встречи по управлению детским поведением.

Работа с педагогами

- обсуждение трудных случаев;

- семинары по профилактике агрессии;

- поддержка педагогов.

6. Сроки, этапы и алгоритм реализации практики

Программа рассчитана на 9 месяцев (1 учебный год)

Этап 1. Диагностико-аналитический (1 месяц)

- сбор информации;

- диагностика;

- формирование карт сопровождения.

Этап 2. Коррекционно-развивающий (3 месяца)

- тренинг безопасного поведения;

- индивидуальные занятия;

- консультации родителей.

Этап 3. Социально-профилактический (4 месяца)

- вовлечение подростков в кружки и социальные проекты;

- поддерживающие занятия;

- мониторинг динамики.

Этап 4. Оценочный (1 месяц)

- повторная диагностика;

- анализ результатов;

- итоговый отчёт.

7. Ресурсы, необходимые для реализации практики

Материально-технические

- кабинет психолога;

- ноутбук, проектор;

- раздаточные материалы;

- карточки эмоций;

- мебель для тренингов.

Кадровые

- педагог-психолог;

- социальный педагог;

- классный руководитель;

- администрация школы.

8. Сферы ответственности участников практики

Педагог-психолог

  • диагностика;
  • проведение индивидуальной и групповой работы;
  • консультирование родителей и педагогов;
  • подготовка отчётов;
  • мониторинг динамики

Социальный педагог

  • работа с семьёй;
  • профилактика школьных прогулов;
  • взаимодействие с КДН, ОДН (при необходимости)

Классный руководитель

  • наблюдение за поведением в классе;
  • психологическая поддержка;
  • соблюдение единых требований

Администрация

  • обеспечение условий реализации программы;
  • контроль и координация участников.

Родители

  • выполнение рекомендаций;
  • участие в консультациях;
  • создание благоприятной домашней среды

9. Ожидаемые результаты реализации практики

У подростков

  • снижение агрессии;
  • развитие саморегуляции;
  • улучшение общения;
  • снижение количества нарушений.

У родителей

- снижение конфликтов;

- улучшение навыков взаимодействия.

У педагогов

- повышение компетентности;

- снижение эмоционального выгорания.

10. Критерии оценки достижения планируемых результатов

Количественные критерии

- снижение числа конфликтов;

- улучшение показателей диагностики.

Качественные критерии

- улучшение коммуникативных навыков;

- применение техник саморегуляции;

- повышение мотивации.

Итоговые документы

- карта сопровождения;

- сравнительный анализ;

- экспертная оценка педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению"

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению", разработанная Хохловой Светланой Васильевной, педагогом психологом ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII ви...

ПРОГРАММА. Психолого - педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков

Перед тем, как требовать от ребенка, чтобы он реже проявлял агрессивные формы поведения, необходимо чтобы подросток обладал определенным уровнем социального интеллекта, то есть умел справляться с соци...

Методическая программа “Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей, помощь в адаптации к школьному обучению, развитие у учащихся стремления к самореализации и раскрытию потенциала”

Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие талантливых и одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическа...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, имеющих девиантное поведение "Подросток"

Девиантное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы. Цель программы...

Программа психолого –педагогического сопровождения замещающей семьи с нарушением поведения ребенка подросткового возраста «Доверие»

Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. Какие же основные перемены в себе ощущает современный подросток?П...

Программа ранней помощи "Первые шаги" (программа психолого-педагогической , методической, диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 лет с ОВЗ и риском развития

Программа ранней помощи "Первые шаги"(программа психолого-педагогической , методической,диагностической помощи родителям с детьми от 0 до 3 летс ОВЗ и риском развития...