Сказкотерапия
план-конспект занятия по психологии (5 класс)
«Сказкотерапия как метод гармонизации личности: Путь к внутреннему равновесию и самопознанию»
Современный мир полон вызовов: информационные перегрузки, стрессы, высокий темп жизни, межличностные конфликты и кризисы идентичности. Эти факторы часто приводят к эмоциональной нестабильности, тревожности, снижению самооценки и трудностям в самореализации. Поиск эффективных и мягких методов психологической помощи, способных работать с глубинными слоями психики без прямого сопротивления.
Сказкотерапия - это один из методов, который позволяет человеку через метафоры и символы сказок исследовать свои внутренние конфликты, страхи, желания и ресурсы. Это безопасный и творческий путь к самопознанию, эмоциональной регуляции и развитию личностного потенциала, актуальный для людей всех возрастов.
Сказки - мощный инструмент для работы со страхами у детей и взрослых. Они помогают ребенку безопасно прожить пугающую ситуацию, увидеть, как герой справляется со своим страхом, и найти свои собственные ресурсы.
Ниже перечислены некоторые принципы и примеры сказок, которые можно использовать или создавать для преодоления различных страхов:
Общие принципы создания/выбора сказок для преодоления страхов:
1. Герой похож на ребенка: Главный герой должен быть того же возраста или иметь похожие черты характера/проблему, чтобы ребенок мог с ним идентифицироваться.
2. Страх героя идентичен страху ребенка: Страх героя должен быть очень похож на тот страх, который испытывает ребенок.
3. Страх должен быть назван и описан: В сказке страх не должен быть абстрактным. Его нужно назвать ("страх темноты", "страх остаться одному") или даже визуализировать (страшное чудовище, которое на самом деле не такое уж страшное).
4. Герой активно справляется со страхом: Важно, чтобы герой не просто "перетерпел", а предпринял действия для преодоления страха. Это может быть разговор, поиск помощи, хитрость, храбрость, волшебство.
5. Награда за смелость: Герой получает положительное подкрепление за преодоление страха (похвала, обретение друга, новый навык, сокровище, мир и спокойствие).
6. Ясный и позитивный конец: Сказка должна заканчиваться хорошо, давая ребенку надежду и уверенность.
7. Метафора и символизм: Сказка работает через образы, позволяя подсознанию найти решение.
Примеры сказок для преодоления распространенных страхов:
1. Страх темноты:
• Идея: Маленький Светлячок (или Ёжик) очень боялся наступления ночи. Он прятался под листочком, закрывал глазки. Но однажды ему нужно было помочь заболевшей бабочке найти редкий цветок, который цвел только ночью. Светлячок очень боялся, но думал о бабочке. Идя в темноте, он заметил, что его собственный свет (или его фонарик) разгоняет тьму. А в темноте оказалось столько интересного: мерцающие звезды, совы, ночные цветы. Он понял, что темнота не так страшна, когда у тебя есть свой внутренний свет или ты идешь с добрым сердцем.
• Урок: Собственный внутренний ресурс (свет, храбрость, доброта), принятие темноты как части мира, не всегда опасной.
2. Страх одиночества/расставания (например, с мамой в детском саду):
• Идея: Маленький Медвежонок (или Зайчонок) очень любил свою маму и боялся оставаться один. Каждый раз, когда мама уходила, он плакал. Однажды мама-Медведица подарила ему волшебный клубочек ниток. Она сказала: "Каждый раз, когда тебе будет грустно, потяни за ниточку, и ты почувствуешь мою любовь и поддержку. А когда я вернусь, мы завяжем бантик". Медвежонок попробовал, и каждый раз, когда тянул за ниточку, ему становилось теплее на душе. А еще он стал играть с друзьями и забывать про грусть. И мама всегда возвращалась.
• Урок: Сохранение эмоциональной связи на расстоянии, появление новых интересов, доверие к возвращению близкого.
3. Страх незнакомых людей/ситуаций (адаптация к новой школе/коллективу):
• Идея: Маленькая Рыбка, которая всю жизнь жила в одном уютном пруду, однажды оказалась в огромном озере. Вокруг было столько незнакомых рыб, водорослей, течений! Ей было очень страшно. Она пряталась. Но однажды мимо проплыл старый Мудрый Рак, который сказал: "Когда ты чего-то боишься, просто улыбнись и спроси 'привет'. Возможно, ты найдешь нового друга". Рыбка попробовала. И оказалось, что вокруг много добрых рыбок, которые были рады новым знакомствам.
• Урок: Смелость в общении, преодоление тревоги новизны, активное взаимодействие с миром.
4. Страх ошибок/неудач:
• Идея: Птенец Ник очень хотел научиться летать, но каждый раз, когда он пытался, он падал и расстраивался. Он боялся, что никогда не сможет летать, как его братья и сестры. Однажды к нему подошла мудрая Сова. Она показала ему, как другие птицы падали, но потом снова поднимались. "Каждое падение, Ник, — это не ошибка, это урок. Ты учишься, как держать крылья, как ловить ветер. Если бы ты не падал, ты бы не научился летать". Ник попробовал еще раз, и хотя он снова упал, он больше не расстроился. Он подумал: "Это был хороший урок!" И в следующий раз он взлетел выше.
• Урок: Ошибки — это часть обучения, важно не бояться пробовать снова, упорство.
5. Страх монстров/вымышленных существ:
• Идея: Мальчик (или Девочка) боялся монстра, который жил под кроватью. Каждый вечер, когда свет гас, монстр казался огромным и страшным. Однажды мальчик решил: "Я больше не буду бояться!" Он взял фонарик и заглянул под кровать. Там никого не было. Но он услышал тонкий писк. Оказалось, это был крошечный, смешной Мышонок, который просто хотел поиграть. Монстр оказался его страхом.
• Урок: Проверка своих страхов, "разоблачение" пугающего образа, понимание, что часто страх больше, чем реальная угроза.
6. Страх медицинских процедур (врачей, уколов):
• Идея: Зайчонок Тимоша боялся идти к Доктору Айболиту, потому что там делали уколы. Однажды у него заболел животик. Мама-Зайчиха рассказала ему про Доктора Айболита, который всегда помогает, а укол – это как волшебная водичка, которая делает "брысь!" плохим микробам. Тимоша пошел. Укол был совсем не больной, а Доктор Айболит оказался очень добрым. И животик быстро перестал болеть.
• Урок: Доверие врачам, понимание цели процедур, переживание неприятных моментов ради выздоровления.
Как работать со сказкой:
1. Расскажите сказку: Читайте или рассказывайте ее выразительно.
2. Обсудите сказку:
• "Что почувствовал герой, когда ему было страшно?"
• "Что помогло герою справиться?"
• "Что бы ты сделал на месте героя?"
• "Что ты узнал из этой сказки?"
3. Арт-терапия после сказки: Предложите ребенку нарисовать самого смелого героя, свой страх (как он выглядит, когда уменьшился), или новый, счастливый конец истории.
4. Повторное прослушивание/чтение: Особенно любимые сказки можно перечитывать.
Сказки — это не волшебная таблетка, но регулярное и вдумчивое использование сказкотерапии может значительно помочь ребенку в преодолении его страхов, научит его быть смелее и увереннее в себе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказкотерапия как метод гармонизации личности: Путь к внутреннему равновесию и самопознанию»
Современный мир полон вызовов: информационные перегрузки, стрессы, высокий темп жизни, межличностные конфликты и кризисы идентичности. Эти факторы часто приводят к эмоциональной нестабильности, тревожности, снижению самооценки и трудностям в самореализации. Поиск эффективных и мягких методов психологической помощи, способных работать с глубинными слоями психики без прямого сопротивления.
Сказкотерапия - это один из методов, который позволяет человеку через метафоры и символы сказок исследовать свои внутренние конфликты, страхи, желания и ресурсы. Это безопасный и творческий путь к самопознанию, эмоциональной регуляции и развитию личностного потенциала, актуальный для людей всех возрастов.
Сказки - мощный инструмент для работы со страхами у детей и взрослых. Они помогают ребенку безопасно прожить пугающую ситуацию, увидеть, как герой справляется со своим страхом, и найти свои собственные ресурсы.
Ниже перечислены некоторые принципы и примеры сказок, которые можно использовать или создавать для преодоления различных страхов:
Общие принципы создания/выбора сказок для преодоления страхов:
1. Герой похож на ребенка: Главный герой должен быть того же возраста или иметь похожие черты характера/проблему, чтобы ребенок мог с ним идентифицироваться.
2. Страх героя идентичен страху ребенка: Страх героя должен быть очень похож на тот страх, который испытывает ребенок.
3. Страх должен быть назван и описан: В сказке страх не должен быть абстрактным. Его нужно назвать ("страх темноты", "страх остаться одному") или даже визуализировать (страшное чудовище, которое на самом деле не такое уж страшное).
4. Герой активно справляется со страхом: Важно, чтобы герой не просто "перетерпел", а предпринял действия для преодоления страха. Это может быть разговор, поиск помощи, хитрость, храбрость, волшебство.
5. Награда за смелость: Герой получает положительное подкрепление за преодоление страха (похвала, обретение друга, новый навык, сокровище, мир и спокойствие).
6. Ясный и позитивный конец: Сказка должна заканчиваться хорошо, давая ребенку надежду и уверенность.
7. Метафора и символизм: Сказка работает через образы, позволяя подсознанию найти решение.
Примеры сказок для преодоления распространенных страхов:
1. Страх темноты:
• Идея: Маленький Светлячок (или Ёжик) очень боялся наступления ночи. Он прятался под листочком, закрывал глазки. Но однажды ему нужно было помочь заболевшей бабочке найти редкий цветок, который цвел только ночью. Светлячок очень боялся, но думал о бабочке. Идя в темноте, он заметил, что его собственный свет (или его фонарик) разгоняет тьму. А в темноте оказалось столько интересного: мерцающие звезды, совы, ночные цветы. Он понял, что темнота не так страшна, когда у тебя есть свой внутренний свет или ты идешь с добрым сердцем.
• Урок: Собственный внутренний ресурс (свет, храбрость, доброта), принятие темноты как части мира, не всегда опасной.
2. Страх одиночества/расставания (например, с мамой в детском саду):
• Идея: Маленький Медвежонок (или Зайчонок) очень любил свою маму и боялся оставаться один. Каждый раз, когда мама уходила, он плакал. Однажды мама-Медведица подарила ему волшебный клубочек ниток. Она сказала: "Каждый раз, когда тебе будет грустно, потяни за ниточку, и ты почувствуешь мою любовь и поддержку. А когда я вернусь, мы завяжем бантик". Медвежонок попробовал, и каждый раз, когда тянул за ниточку, ему становилось теплее на душе. А еще он стал играть с друзьями и забывать про грусть. И мама всегда возвращалась.
• Урок: Сохранение эмоциональной связи на расстоянии, появление новых интересов, доверие к возвращению близкого.
3. Страх незнакомых людей/ситуаций (адаптация к новой школе/коллективу):
• Идея: Маленькая Рыбка, которая всю жизнь жила в одном уютном пруду, однажды оказалась в огромном озере. Вокруг было столько незнакомых рыб, водорослей, течений! Ей было очень страшно. Она пряталась. Но однажды мимо проплыл старый Мудрый Рак, который сказал: "Когда ты чего-то боишься, просто улыбнись и спроси 'привет'. Возможно, ты найдешь нового друга". Рыбка попробовала. И оказалось, что вокруг много добрых рыбок, которые были рады новым знакомствам.
• Урок: Смелость в общении, преодоление тревоги новизны, активное взаимодействие с миром.
4. Страх ошибок/неудач:
• Идея: Птенец Ник очень хотел научиться летать, но каждый раз, когда он пытался, он падал и расстраивался. Он боялся, что никогда не сможет летать, как его братья и сестры. Однажды к нему подошла мудрая Сова. Она показала ему, как другие птицы падали, но потом снова поднимались. "Каждое падение, Ник, — это не ошибка, это урок. Ты учишься, как держать крылья, как ловить ветер. Если бы ты не падал, ты бы не научился летать". Ник попробовал еще раз, и хотя он снова упал, он больше не расстроился. Он подумал: "Это был хороший урок!" И в следующий раз он взлетел выше.
• Урок: Ошибки — это часть обучения, важно не бояться пробовать снова, упорство.
5. Страх монстров/вымышленных существ:
• Идея: Мальчик (или Девочка) боялся монстра, который жил под кроватью. Каждый вечер, когда свет гас, монстр казался огромным и страшным. Однажды мальчик решил: "Я больше не буду бояться!" Он взял фонарик и заглянул под кровать. Там никого не было. Но он услышал тонкий писк. Оказалось, это был крошечный, смешной Мышонок, который просто хотел поиграть. Монстр оказался его страхом.
• Урок: Проверка своих страхов, "разоблачение" пугающего образа, понимание, что часто страх больше, чем реальная угроза.
6. Страх медицинских процедур (врачей, уколов):
• Идея: Зайчонок Тимоша боялся идти к Доктору Айболиту, потому что там делали уколы. Однажды у него заболел животик. Мама-Зайчиха рассказала ему про Доктора Айболита, который всегда помогает, а укол – это как волшебная водичка, которая делает "брысь!" плохим микробам. Тимоша пошел. Укол был совсем не больной, а Доктор Айболит оказался очень добрым. И животик быстро перестал болеть.
• Урок: Доверие врачам, понимание цели процедур, переживание неприятных моментов ради выздоровления.
Как работать со сказкой:
1. Расскажите сказку: Читайте или рассказывайте ее выразительно.
2. Обсудите сказку:
• "Что почувствовал герой, когда ему было страшно?"
• "Что помогло герою справиться?"
• "Что бы ты сделал на месте героя?"
• "Что ты узнал из этой сказки?"
3. Арт-терапия после сказки: Предложите ребенку нарисовать самого смелого героя, свой страх (как он выглядит, когда уменьшился), или новый, счастливый конец истории.
4. Повторное прослушивание/чтение: Особенно любимые сказки можно перечитывать.
Сказки — это не волшебная таблетка, но регулярное и вдумчивое использование сказкотерапии может значительно помочь ребенку в преодолении его страхов, научит его быть смелее и увереннее в себе.
Педагог-психолог, Миннигалиева Лилия Анваровна, г.Казань
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы VII Международной научной конференции. 21-22 апреля 2011г. "Использование приёмов сказкотерапии на логопедических занятиях".
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...
сказкотерапия на логопедических занятиях
Презентация опытно-экспериментальной работы "Воспитание ЗКР с помощью методов сказкотерапии". Работа была представлена на краевом фестивале инновационных идей в 2010г в г Агин...
Занятие с учащимися с использованием сказкотерапии
Методическая разработка занятия с использованием сказкотерапии...

Использование метода сказкотерапии в логопедической работе
Сказка обогащает эмоциональную жизнь ребенка. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения родного языка. Развивающая речь способствует развитию личности в целом. Многолетний опыт работы в дошколь...

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА...
Доклад "Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей"
В последние годы в практике воспитания успешно используется сказкотерапия методы и приемы психотерапевтического воздействия на воспитанников. В докла...
Сказкотерапия в коррекционной школе. Коррекция поведения методом сказкотерапии
Выпускная аттестационная работа курсов профессиональной переподготовки по программе «Олигофренопедагогика» ...