«Духовное единение детей, родителя и учителя"
статья по теме

Доклад  «Духовное единение детей, родителей и учителя».Особенное значение в духовно – нравственном воспитании ребенка начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры имеют произведения литературы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnoe_edinstvo_detey_roditeley_i_uchitelya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районные рождественские образовательные чтения

Доклад на тему:

                                                 

«Духовное единение детей,

родителей и учителя»

                                                     

                                                    Выполнила:                                                                                                      

                                                   социальный педагог МБОУ    

                                                  «Карамышевская СОШ»                                                

                                                   Степанова Е. В.

                     2012 г.

 

                         

   

 Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения.

    Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти к угнетателям, чувству товарищества учили русских детей народные сказки, былины, песни…

В настоящее время проблема общего уровня воспитанности подрастающего поколения, особенно ее нравственная сторона, остра и актуальна, как некогда. Ведь в период пересмотра жизненных ценностей и приоритетов, который переживает наше общество, сделать правильный выбор может только личность с духовной жизненной ориентацией. Лучшие люди нашей страны из глубины веков проносили через всевозможные исторические потрясения идею гражданственности и человечности, высокой духовности русского народа, являясь. Сами при этом носителями и хранителями духа народного. К сожалению, мы наблюдаем разлад еще недавно казавшейся стройной и незыблемой системы воспитания и формирования духовной личности в нашей стране. Эгоизм, черствость, бездушие, лицемерие, стремление к паразитическому образу жизни, грубость постоянно нарастает и усиливается в подростковой среде. Эти качества являются характерными чертами части нашей современной молодежи.

      Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики в СМИ, тяжелые социальные условия, разрушение семейного уклада, и многое другое нелегким бременем легли на неокрепшие детские души. Возраст приобщения к курению снизился до десяти лет, среди молодежи набирает обороты наркомания. Половина двенадцатилетних мальчиков и девочек хотя бы раз употребляли алкоголь. Как следствие: статистика 80-ти процентов детей в нашей стране нуждаются в медико-психологической помощи. Еще одной проблемой является широкая деятельность в нашей стране чуждых тоталитарных сект, направленная на подрыв духовных ценностей нации.

     В условиях ускоренного развития научно-технического прогресса, расширения средств коммуникации и массовой информации, стремлении приобщиться к лучшим образцам духовной культуры, создаются благоприятные условия для воспитания нового человека. Особое внимание в процессе воспитания уделяется организации целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанников, целью и результатам которого должно стать формирование духовно-нравственных качеств.

     Эффективность формирования духовно-нравственных качеств личности зависит не только от характера деятельности педагога, но и от особенностей развития ребенка, как субъекта воспитания в определенный возрастной период.

     Наиболее оптимальным для формирования духовно-нравственных качеств личности, является младший школьный возраст – период  7 – 10 лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознанно подходить к своей роли в жизни семьи, класса и школы, анализирует свое поведение, начинает сопоставлять его с общественными нормами. И учителю, и родителям важно не упустить

этот скачок в сознании ребенка, усилить влияние нравственных взаимодействий во всех сферах жизни.

     Педагогический смысл работы по духовно- нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

     Содержание современных учебных программ обладает значительным воспитательным потенциалом. Его реализация зависит от продуманной как в рамках классно – урочной системы, так и во внеурочное время. Особенное значение в духовно – нравственном воспитании ребенка начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры имеют произведения литературы. Они представляют младшим школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный опыт учащихся.  

     В воспитательном процессе используются различные приемы и методы: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения.

     С давних времён  одной из традиций русского народа было знание своей семьи, своих предков, своей родословной. История семьи  - это живая иллюстрация к отечественной  истории: торжественной и радостной, печальной и страшной. В русской истории среди достопамятных людей трудно найти личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, к старшим.

   Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках. Начиная исследование «Моя родословная», я  преследовала такие цели:

-развить интерес к истории своих предков;

- содействовать укреплению духовных ценностей;

-повышать интеллектуальный и культурный уровень учащихся.

    Этот интересный проект способствовал более близкому общению членов своей семьи, формировал коммуникативные умения детей, умения работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями.  Учащиеся знакомятся с такими понятиями, как «родословная», «генеалогия», «поколение», «потомки», «традиции», «семейный герб», «лента времени».  

Бывают в жизни моменты, когда мы чувствуем себя потерянными, несчастными, беспомощными. Но всегда находятся люди, обладающие талантом вселить в нас энергию, оптимизм, мужество, смотреть в лицо трудностям, преодолевать стрессы. К таким людям нас тянет. С ними нам хочется разделить и нашу радость, и неприятности. Что же нас притягивает к ним? Что общего существует между ними? Они встречаются нам на различных жизненных дорогах. И если мы прислушаемся к своим ответам, то поймем, что для кого-то  - это родители или бабушка, для кого-то - учитель, а для кого-то  -  это старший товарищ. Да не так это важно, кто они. Важнее понять, каким же секретом владеют эти люди, о которых вы сейчас

вспоминаете с улыбкой и теплотой. А весь секрет в том, что они могут эту самую ситуацию успеха создать. С таким человеком тебе всегда тепло и комфортно, потому что он:

выслушивал и не говорил сразу, что ты неправ;

хорошо понимал твои чувства;

ты чувствовал, что для него ты значимый, особенный;

с тем человеком можно быть честным;

никогда не слышал от него осуждения, критики;

можно было и не согласиться в чем-то, не боясь вызвать его гнев;

у него всегда находилось для тебя время;

внушал чувство безопасности;

этот человек всегда зажигал лучик надежды, как бы плохи ни были твои     дела;

он относился к тебе с уважением, и не потому, что ты был отличником в школе, а потому что ты - это ты.

Не секрет, что труднее всего и для учителя, и для родителей найти "общий язык" с детьми. А ведь "общий язык" - это не язык команд и послушания, а язык желаний. "Общий язык" - это общие желания и вера. Язык надежды и любви. Без таких понятий как "живут душа в душу", "задушевный человек", "поговорим по душам" в классном коллективе и в семье не обойтись.

Для воспитания детей нужно большое сердце, способность к общению, к признанию равенства душ. Когда ребенок в школе, в нем как бы два существа он один: и он один из тысячи других детей. Как один из тысячи, он подлежит управлению. Как один, как человеческая душа, он управлению не поддается - только бесстрашному общению. С. Соловейчик выделяет такие ступени общения: контакт, душевное общение, духовное. "Великое счастье, - пишет автор,- встретить брата по духу и величайшее из возможного - это счастье найти брата по духу в собственном сыне". Нескольких минут общения достаточно, чтобы ребенок стал человеком, научился уважать чужую душу, понял или почувствовал, что души равны.

Сколько написано, сколько сказано об отношениях между родителями и детьми. А воз и ныне там! Очень многие родители недовольны своими детьми, критикуют их поступки и хотят прожить за них жизнь. В свою очередь, дети тихо ненавидят своих родителей за вмешательство в их жизнь, за контроль и манипуляции, за скандалы и упреки. И такая ситуация длится не одно тысячелетие, и, скорее всего, она появилась одновременно с возникновением человечества. Конечно, существуют счастливые семьи, где между родителями и детьми царит уважение и взаимопонимание. И хочется верить, что таких семей будет большинство.

Сухомлинский глубоко верил, что каждый человек может достичь высокого мастерства в той или иной области труда и стремился пробудить в своих воспитанниках творческое начало. «Нет детей одаренных и неодаренных, талантливых и обычных. Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных качеств Сухомлинский отводит общению с природой. Все то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу. Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры.

Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло - эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую любовь к своему ребенку. Если при этом отец и мать не видят других людей, эта гипертрофированная любовь, в конце концов, оборачивается несчастьем.

Ребенок - зеркало семьи. В детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и семьи – дать каждому ребенку счастье. «Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и

в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».

 Список использованной литературы:

 1. Амонашвили Ш. А.  В школу – с шести лет. М.: Педагогика, 1986

 2. Амонашвили Ш. А.  Здравствуйте дети. М.: Просвещение, 1983

 3.  Василевская В.С.  Моя родословная. М., 1999 г.

4.Соловейчик С. Педагогика для всех / С. Соловейчик. - М.: Детская литература, 1987. - 368 с.

5. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. М.: Молодая гвардия, 1986

6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев.:  Радянская школа, 1973


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Ошибки, которые совершают родители и учителя при воспитании детей. Как воспитывать, но не калечить!

Цель: Просвещение  родителей, повышение  их психолого-педагогической   компетентности, в   формировании  личности  ребенка.Задачи:Познакомить родителей  с ...

Как воспитывать детей: подсказки родителям и учителям

Как воспитывать детей: подсказки родителям и учителямМы попытались выяснить, что могут сделать родители и учителя для того, чтобы воспитать ребенка, готового к жизни в современном обществе.Поделиться...

Практические рекомендации родителям и учителям детей с ОВЗ, имеющих когнитивные, речевые нарушения, нарушения поведения (гиперактивность). 

Практические рекомендации родителям и учителям детей с ОВЗ, имеющих когнитивные, речевые нарушения,  нарушения поведения (гиперактивность)....

"Веселые старты" дети, родители, учителя

Основная цель мероприятия: формирование здорового образа  жизни, укрепление и сохранение физического и психического здоровья участников образовательного процесса (дети, родители, педагоги) ....

Родители - первые учителя детей!

Дети должны жить в мире красоты, игры ,сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. От того, как ребёнок будет ч...