Характер моего ребёнка
методическая разработка (5,6,7,8,9 класс) по теме

Вахрушева Надежда Викторовна

Раскрывается взаимосвязь характера и темперамента. Советы родителям, как общаться с ребёнком в зависимости от типа его характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakter.doc29 КБ
Office presentation icon harakter.ppt71 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический лекторий для родителей 5 – 11 классов

ХАРАКТЕР. КТО ЗА НЕГО В ОТВЕТЕ?

( слайд 1)

        Говоря о собственных детях, родители часто употребляют такие высказывания: «У него дурной (или тяжёлый) характер!». Но прежде, чем делать такие выводы, не мешало бы выяснить причины этого. Итак, что же такое «характер»? ( слайд 2)

Часто по незнанию характеру приписываются такие характеристики, как вспыльчивость, медлительность, активность и прочие. На само же деле эти черты относятся не к характеру, а к  особенностям темперамента.

Темперамент, по определению психологов, это (слайд 3) такие же индивидуальные особенности личности, которые так же определяют поведение человека в разных жизненных ситуациях. Но несмотря на эти сходства, между темпераментом и характером есть весьма существенные различия. Темперамент даётся человеку от природы, а характер воспитывается в течение жизни. Темперамент нельзя изменить, под него можно только подстраиваться. Характер же при желании изменить можно (привлекая при этом волевые усилия). Темперамент не может быть плохим или хорошим. Характер, же, напротив, может быть «золотым» или «дурным».

Именно поэтому, воспитывая ребёнка, приходится «мириться» с его темпераментом, учитывать черты, присущие флегматикам, сангвиникам, меланхоликам и сангвиникам. В любом темпераменте есть как положительные, так и отрицательные черты и качества. Надо только уметь их правильно использовать. В доказательство этого можно привести массу примеров: (слайд 4). Среди знаменитых людей есть обладатели разных темпераментов.

А вот о характере подобного сказать нельзя. Потому что человеку с «дурным» характером сложно найти своё место в жизни, сотрудничать с другими людьми. А ведь каждый из родителей мечтает о том, чтобы их ребёнок смог добиться успеха в жизни.

Так как же воспитывать характер своего ребёнка, чтобы он (характер) был хорошим? Прежде, чем об этом говорить, необходимо выяснить составляющие характера вообще. (слайд 5)

  1. Отношение к деятельности (трудолюбие, инициативность, активность, исполнительность, лень и т.д.).
  2. Отношение к другим людям (вежливость, грубость, общительность, замкнутость, чуткость и т.д.).
  3. Отношение к самому себе (скромность, чванство, тщеславие, самокритичность, гордость, и т.д.).
  4. Отношение к вещам (аккуратность, щедрость, бережливость, скупость и др.).

Если мы сможем воспитать в своём ребёнке положительные черты по

отношению к другим людям, себе самому, труду и вещам, то характер его будет хорошим. И эти положительные черты, несомненно, помогут ему достичь успеха в жизни.

Какой же характер у ваших детей? Давайте это выясним. Родителям раздаются мини-сочинения их детей «Мой характер». После этого проводится популярный тест «Почерк и характер».

        Казалось бы, в том возрасте, в котором находятся сейчас ваши дети, говорить о воспитании характера уже поздно. Конечно, черты характера уже сформированы, но от них может зависеть, какую позицию ваш ребёнок займёт в собственной семье. Таких позиций, по мнению психологов, всего три. И ребёнок, сам того не подозревая, занимает одну из них (наиболее для него приемлемую и удобную). (слайд 6)

        Чем же опасны 2-рая и 3-тья позиции ребёнка в семье? Ребёнок, занимающий которую - нибудь из этих позиций, будет склонен любое требование родителей, небольшую проблему воспринимать как кризисную, безвыходную ситуацию. И хорошо, если родители смогут  уловить этот самый момент, установить контакт со своим ребёнком. А если нет?

        Это проявится либо в агрессии, направленной во внешний мир, окружение (родителей, учителей, сверстников); либо в аутоагрессии (направленной на самого себя), которая будет выражаться в желании причинить себе боль, обречь себя на страдания.

        А потому задача родителей – воспитывать в детях целеустремлённость, активную жизненную позицию; коммуникативность (общительность) по отношению к обществу; и обязательно – самоуважение, уважение, гордость (а не гордыню) за себя и свои достижения и успехи.

        А самым действенным для этого будет осознание ребёнком того, что он нужен и любим. Не оставляйте ребёнка один на один с его проблемами, пусть даже небольшими, на ваш взгляд. Говорите с детьми почаще о ценности жизни, о том, как нужно ею дорожить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характер. Кто за него в ответе? Педагог-психолог: Н.В.Вахрушева

Слайд 2

Характер (греч.) – чеканка, печать. Это индивидуальное сочетание устойчивых психологических особенностей человека, которое определяет типичный для данной личности способ поведения в различных жизненных условиях и обстоятельствах.

Слайд 3

Темперамент Характер Индивидуальные особенности личности. Определяет поведение в жизненных ситуациях. Даётся от природы. Воспитывается в течение жизни. Нельзя изменить. Можно изменить. Не может быть плохим или хорошим. Может быть хорошим или «дурным».

Слайд 4

Люди различных темпераментов смогли добиться успеха … САНГВИНИКИ – Пётр I , Наполеон Бонапарт, М.Ю.Лермонтов и др.; ХОЛЕРИКИ – А.В.Суворов, А.С.Пушкин, С.А.Есенин и др.; ФЛЕГМАТИКИ – М.И.Кутузов, И.А.Крылов и др.; МЕЛАНХОЛИКИ – Н.В.Гоголь и др.

Слайд 5

Составляющие характера: Отношение к деятельности (трудолюбие, инициативность, активность, исполнительность, лень и т.д.). Отношение к другим людям (вежливость, грубость, общительность, замкнутость, чуткость и т.д.). Отношение к самому себе (скромность, чванство, тщеславие, самокритичность, гордость, и т.д.). Отношение к вещам (аккуратность, щедрость, бережливость, скупость и др.).

Слайд 6

Позиции ребёнка в семье: Я нужен, любим и я люблю тоже. Я нужен, любим, а вы живёте ради меня. Я не нужен, не любим, но от всей души стараюсь приблизиться к вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета "Здоровье моего ребёнка"

Данная анкета используется на первом родительском собрании будущих первоклассников....

Родительское собрание "Характер моего ребенка"

Тема родительского собрания выбрана неслучайно. В каждой семье, где есть подросток, есть свои проблемы. Дети взрослеют, родителям приходится применять много усилий и стараний для воспитания своих дете...

Родительское собрание по теме: «Какие нравственные ценности нужны моему ребёнку»

Цель:  ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества.Форма: беседа с элементами деловой игры и ситуативного ...

Характер моего ребёнка

Презентация для проведения родительского собрания в 10 классе...

Анкета для родителей "Музыка в моей жизни и в жизни моего ребёнка"

В материале представлена анкета для родителей "Музыка в моей жизни и в жизни моего ребёнка"...

Родительское собрание «Характер моего ребёнка»

«У каждого человека три характера: тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который он имеет в действительности.» В. Гюго....