Психологическая программа для родителей в “Маминой” и “Папиной” школах
рабочая программа по теме

Паскал Виктория Викторовна

Установлению партнерских отношений педагогического коллектива с семьей каждого обучающегося, созданию атмосферы взаимоподдержки и общности интересов коллектива, ученика и родителей способствует психологическая программа для родителей в «Маминой» и «Папиной » школах, которая позволяет скоординировать усилия администрации, учителей, социального педагога, психолога, логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_maminoy_i_papinoy_shkoly_2010_g.rar174.04 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                          Утверждено                                                                                              

Зам. директора по УВР                                                                Директор    

МКС(К)OУ  для ДсОВР                                                                          МКС(К)OУ  для ДсОВР                                                                                                

«УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»                                                             «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»                                                                                                                                            

_______ В.Н.Якимец                                                                                _______Н.Н.Омельченко                                        

   «___» _______2011 г.                                                                            «__»_______2011 г

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

для родителей

в “Маминой” и “Папиной” школах

 МКС(К)OУ  для ДсОВР  «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»

Автор-составитель:

педагог-психолог  Паскал Виктория Викторовна


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

для родителей в “Маминой” и “Папиной” школах

в МКС(К)OУ  для ДсОВР  «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»

Цели и задачи:

- исследование степени удовлетворенности обучающихся и родителей школьной средой;

- выявление психологических причин, вызывающих затруднения у обучающихся в воспитательном процессе;

- снижение эмоционального напряжения обучающихся, родителей;

- изучение трудных семей, оказание им методической помощи;

- повышение уровня знаний родителей об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- формирование ответственности у обучающихся, родителей школы за свое здоровье;                                                  

- формирование навыков уверенного поведения обучающихся, родителей в сложных ситуациях;

- предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального – отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье;

- предупреждение развития стресса обучающихся, родителей школы;

- изучение трудных семей, оказание им методической помощи;

- изучение воспитательных возможностей семей;

- оказание психотерапевтической помощи  родителям и обучающимся;

- создание благоприятных условий для психологического развития  родителей и

  обучающихся;

- предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей;

- формирование высокой общей культуры, нравственных, морально-психологических, деловых и организаторских качеств родителей и обучающихся;

- формирование гуманистических навыков общения родителей с ребенком;

- оказание помощи родителям в организации психолого-педагогического самообразования;

- оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании и социальной защите детей;

- пропагандирование достижений педагогической и психологической науки;  

- укрепление у обучающихся и их родителей чувства единства, умения действовать согласованно;

- укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;

- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;

- изучение стиля взаимоотношений в семье, между ребенком и родителями;

- изучение жизненного пространства ребенка, анализ социума каждой семьи;

- участие в родительских конференциях, собраниях, т.е. родительский всеобуч;

- привлечение родителей к воспитательному процессу.

- развитие положительного отношения родителей к школе.

- развитие у родителей умения взаимодействовать с педагогами.

Основные направления программы:

  1. изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку;
  2. ознакомление родителей с  содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
  3. психолого-педагогическое просвещение родителей;
  4. корректировка воспитания в отдельных семьях учащихся;
  5. психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей;
  6. оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Принципы и подходы к реализации программы:

  1. личностно-ориентированный подход, подразумевающий признание личности ребёнка высшей социальной ценностью, принятие его таким, каков он есть;
  2. принцип гуманистического воспитания, предполагающий, что дети, родители, педагоги - субъекты воспитательной системы;
  3. принцип средового подхода, исходящий из того, что школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения.

Программа реализуется на основе психодиагностики, которая проводится 1 раз в год (изучения качества воспитания в семьях)

Алгоритм реализации программы:

Первый этап – организационный  – анализ семей социального неблагополучия,  непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов педагогов, обучающихся и членов их семей.

Второй этап –   координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

Третий этап – итоговый   – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учётом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

Длительность программы 1 год

Нормативно – правовое обеспечение – Письмо Министерства  образования РФ «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях», 2002 г.,Федеральный закон №120-Ф3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» принятый Государственной Думой 21 мая 1999 года; Должностная инструкция  педагога-психолога;  Положение о Совете по профилактике правонарушений учащихся в МКС(К)OУ  для ДсОВР  «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида».

Программу реализует педагог-психолог Паскал Виктория Викторовна

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования

Руководитель учреждения апробирования программы  директор школы Омельченко Надежда Николаевна

Адрес учреждения 678739, Оймяконский р-н, п. Усть-Нера, ул. Ленина 12

Телефон (41154) 22790 , paskalvica@mail.ru

Форма реализации программы:

  1. Анкеты, беседы, опросы, тесты.
  2. Родительские собрания, беседы.
  3. Школьные лектории, тематические конференции.
  4. Круглые столы, родительские конференции, вечера вопросов и ответов, тренинги, индивидуальные консультации.
  5. Посещения семей.

Общее количество участников программы  - 35

Сроки реализации программы  с 01.09.11  г. по 31.05.12 г.

Место реализации программы в МКС(К)OУ  для ДсОВР  «УНСК(К)ООШ VII-VIII вида»

Система организации контроля над исполнением программы  осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе Якимец В.Н. и директором школы Омельченко Н.Н.

Материально-техническая база

Ожидаемый результат

Организованная психологическая работа позволит улучшить понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде.

Актуальность программы:

Семья - главный фактор воспитания семьянина. Но ее воспитательное влияние в настоящее время ослабляется.  Все реже можно видеть картину сотрудничества родителей и детей. Необходима помощь специалистов, педагогов в возрождении семьи в тех традициях, когда ее нравственный облик, климат, культура быта, уважение к труду являлись родниками гражданственности.

А.С. Макаренко выдвинул весьма важную педагогическую идею: школа не может и не должна пассивно выжидать улучшения семейного воспитания, она должна организовывать и направлять воспитательную деятельность родителей, причем атмосферу, способствующую этому, вносить через детей.

Семья – воспитательный коллектив, воспитание – её важнейшая функция, которую она выполняет вместе со школой. В связи с этим приобретает особую актуальность проблема педагогического просвещения, повышения общей и педагогической культуры родителей.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность,  всего учебно-воспитательного процесса.

Благодаря занятиям «Маминой» и «Папиной» школ устанавливается тесная связь “семья - школа”, дети видят, что школа занимает важное место в жизни семьи. В результате постоянной заинтересованности родителей делами школы, вырабатывается в детях положительное отношение к учению, сознательная дисциплина, воспитывается активная личность, что является основой для развития интеллектуального потенциала ребенка.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной  тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные ре зультаты.         

Установлению партнерских отношений педагогического коллектива с семьей каждого обучающегося, созданию ат мосферы взаимоподдержки и общности интересов коллектива, ученика и родителей способствует психологическая программа для родителей в «Маминой» и «Папиной » школах, которая позволяет скоординировать усилия ад министрации, учителей, социального педагога, психолога, логопеда.

Настоящая программа составлена для родителей обучающихся МС(К)OУ  «Усть-Нерская специальная (коррекционная) основная общеобразовательная школа VII-VIII вида»

CОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ:

1, 3-я неделя месяца - среда

п/п

Дата про-ведения

Тема занятий

Работа с ...

Кол-во часов

07.09

Консультация на тему: «Адаптация первоклассников»

Родителями

1

28.09

Консультация на тему: «Ответственность лиц за жестокое обращение с детьми»

Родителями

1

05.10

Беседа на тему: «Школьные страхи»

“---”

1

26.10

Консультация на тему: «Содержание энергетических напитков»

родителями, педагогами

1

02.11

Лекция на тему: «Роль в воспитании и развитии самооценки ребенка»

“---”

1

30.11

Консультация на тему: «Подросток ворует»

“---”

1

07.12

Беседа  на тему: «Влияние алкоголя на организм подростка»

“---”

1

28.12

Выступление на родительском собрании

на тему: «Речь ребенка»

“---”

1

11.01

Консультация на тему: «Половое воспитание детей»

“---”

1

25.01

Лекция на тему: «Причины возникновения детских краж»

родителями, педагогами

1

01.02

Консультация на тему: «Ребенок и работа»

“---”

1

29.02

Беседа на тему: «Влияние алкоголя на организм подростка»

родителями, педагогами

1

07.03

Лекция на тему: «Причины возникновения детских краж»

“---”

1

28.03

Выступление на родительском собрании

на тему: «Развод родителей»

Индивид.

1

04.04

Выступление на родительском собрании

на тему: «Режим дня школьников и влияние его на здоровье»

“---”

1

25.04

Консультация на тему: «Расстройства сна»

“---”

1

02.05

Практикум на тему: «Защитите себя от стресса»

“---”

1

30.05

Лекция для родителей

 на тему: «Авторитет родителей»

“---”

1

Всего : 18 часов

К КОНЦУ ГОДА У РОДИТЕЛЕЙ ДОЛЖНЫ СФОРМИРОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:

- сформироваться высокая общая культура, нравственных, морально-психологических качеств родителей;

- сформироваться представление о здоровом образе жизни;

- сформироваться культура общения родителей с детьми;

- укрепиться уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях;

- улучшиться понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;

- появиться интерес к учебно-воспитательному процессу школы, увеличение количества участия родителей в общешкольных мероприятиях.

Список литературы, использованной при разработке программы:

  1. Дьячкова Г. Т, Волкова Е. В. Родительские собрания в начальн6ой школе. – Волгоград изд. “Учитель”. 2006
  2. Диреклеева Н.И. Возрастные особенности учащихся – М., 2005
  3. Максимочкина В.Н. Проверяй все сердцем – М., 2007.
  4. Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. – Волгоград., 2009.
  5. Проблемы нравственного становления. Материалы для родительских собраний – Воронеж, 2007.
  6. Попова Т.В. Учимся понимать подростка – М., 2006.
  7. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков. – М., 2008 .
  8.  Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах. – Волгоград., 2008 .
  9. Курамшина О.Н., Железнина А.М. Школа оптимизма. – М., 2008 .
  10. Скоркина М.Н. Методические разработки родительских собраний – М, 2006.
  11. Синягин Ю.В. Детский суицид. – Спб, 2006.
  12.  Саляхова Л.И. Педагогический совет: технология подготовки и практические разработки. – М., 2007 .
  13. Шульгина В. П. 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов н/Д: изд. “Феникс”2003.
  14.  Яничева Т.Г. Полезная книга для хороших родителей. – Спб. 2007 .

Программу составила

педагог-психолог:                                                      В.В.Паскал

Проверено зам. директора по УВР:                         В.Н.Якимец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ ПСИХОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «КАКОЕ СЧАСТЬЕ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!» 1-11 КЛАСС)

НпНовая авторская программа "Какое счастье быть Человеком!" является частью общей образовательной и воспитательной программы школы нового поколения и решает задачи как развивающего, коррекционного, пс...

«Программа тренинговых занятий по развитию социальной одаренности Школа «Лидер» в рамках психологического сопровождения ученического самоуправления»

Актуальность проблемы воспитания лидера обусловлена тем, что в подростковом возрасте создаются оптимальные условия для формирования организаторских способностей, предприимчивости, многих других личнос...

Программа психологического мониторинга развития ребёнка в процессе обучения в школе

Программа психологического мониторинга развития ребёнка в процессе обучения в школе...

Опыт работы психологической службы ГКУ СПДП "Балкыш" г.Нижнекамск по программе "Ответственный родитель" (коррекция детско-родительских отношений)

   В  2014 году психологами Приюта была разработана программа «Ответственный родитель», основной целью которой является  коррекция и гармонизации детско-родительских отношен...

Мама, папа, я - дома пребывающая семья! - психологическая консультация для родителей Как сохранить самообладание и психологически комфортную обстановку в семье в условиях карантина.

Уверена, что многие из Вас успели познакомиться с некоторой информацией на эту тему (добровольно или навязанную неравнодушными знакомыми), но все же предлагаю сделать акцент основных моментах. За...

Программа психологического практикума "Я - пятиклассник! Адаптация детей в новой школе: развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе"

Переход из младшего школьного звена в среднее – серьезное испытание для большинства пятиклассников, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, ...