Программа сотрудничества с родителями "Взлётная полоса"
рабочая программа на тему

Захарова Ольга Михайловна

 

Программа сотрудничества с родителями (законными представителями) в создании воспитательной среды семьи и школы (8-9 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzletnaya_polosa.doc546.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта

программы сотрудничества с родителями

Хотите ли Вы, не хотите ли,

 Но дело, товарищи, в том,

 Что прежде всего мы – родители,

 А все остальное - потом.

 Р. Рождественский

Название

программа сотрудничества

 в создании воспитательной среды

 семьи и школы

«Взлётная полоса»

(8-9 класс)

Автор программы

Захарова О.М., учитель МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28" г.Курска

Сроки реализации

2012–2014 гг.

Место реализации программы

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28" г.Курска

Участники программы

администрация и педагоги школы, родители, социум, учащиеся школы 1998-1999 год.рождения

Цели программы

  1. создание  единого  коллектива  учеников, родителей, классного  руководителя  и  педагогов  школы, объединенного  общими  целями  и  ответственностью, действующего  на  демократических  и  гуманистических  принципах;
  2. повышение педагогической культуры  родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросам воспитания ребенка  в  семье  и  школе;
  3. содействие  сплочению  родительского  коллектива, вовлечение  родителей в жизнь  класса;
  4. выработка  коллективных  решений  и  единых  требований  к  воспитанию  детей, интеграции  усилий  семьи  и  педагогов  в  деятельности  по  развитию  личности  ребенка;
  5. пропаганда  опыта  успешного  семейного  воспитания;
  6. развитие у родителей навыков и умений, связанных с конструктивным взаимодействием в системе «родитель-ребёнок»;
  7. создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель».

Основополагающие принципы:

  1. опора на базовые потребности ребенка;
  2. развитие личности в процессе воспитания;
  3. совместная деятельность взрослых и детей в процессе воспитания;  
  1. профессионализм кадров, педагогических и управленческих;
  2. педагогизация социальной сферы, т. е. независимо от направления любая деятельность в школе реализует педагогическую систему трех целей: воспитательную, обучающую и развивающую.

Задачи: 

  1. создание специально организованной системы сотрудничества и расширения поля позитивного общения с семьей;
  2. обновление содержания, форм и методов диагностики семьи и сотрудничества с ней;
  3. воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения по отношению к своей семье;
  4. организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
  5. формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
  6.  формирование педагогической культуры родителей, их активной педагогической позиции через психолого-педагогическое просвещение родителей;
  7. привлечение родителей к управлению школой;
  1. установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом.

Концепция

 программы

  1. гуманистический стиль общения и взаимодействия;
  2. уважительное отношение семьи и школы к ребенку и друг к другу;
  3. систематическое повышение психолого-педагогического уровня учителей и родителей;
  4. внимание к особенностям каждого ребенка и каждого родителя при организации совместной деятельности.

Основания для разработки программы

  1. Конвенция о правах ребенка;
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Семейный кодекс РФ;
  4. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с внесенными в него изменениями;
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  6. Перспективная воспитательная программа МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28" г.Курска
  1. Результаты педагогических исследований, анкет и диагностик по различным направлениям воспитательной деятельности.       

Пояснительная записка.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни по мере его прохождения через различные социальные институты (семья, детский сад, школа). На каждом этапе развития ребенок находится среди независимо от него существующих условий и подвергается системе воздействия как со стороны управляемых внешних, так и внутренних факторов. Этот процесс приводит к появлению моральных, интеллектуальных, эстетических убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» развитие личности ребёнка является одним из приоритетных принципов государственной политики. Его реализация возможна лишь при условии объединения усилий всех заинтересованных в развитии личности ребенка социальных и государственных институтов. Образовательное учреждение должно стать открытой социально-педагогической системой, где преобладают тенденции к расширению и укреплению взаимодействия между семьей, общественными организациями, органами власти, и создает все необходимые условия для личностного роста ребенка.

Эффективность воспитания ребенка  зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Необходимость создания системы в работе с родителями вызвана тем, что в настоящее время воспитательный процесс находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются:

  1. отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров;
  2. ослабление роли семейных ценностей и традиций;
  3. сложная социальная обстановка в микрорайоне школы;
  4. сложность самореализации вступающего в жизнь нового поколения.

В настоящее время большинство семей озабочено решением проблем экономического характера, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребёнка из-под влияния семьи. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодёжной среде. Вследствие этого происходит отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов - от семьи, семьи - от интересов творческого и свободного развития личности ребёнка.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

В связи с выше перечисленными причинами следует возобновить поиск новых путей взаимодействия системы образования с различными социальными институтами, ответственными за воспитание детей и молодежи, в первую очередь – с семьей.

Задача учителя состоит в том, чтобы, во-первых, привлечь всех родителей к совместной работе, разъяснить ее значение в тех семьях, которые недостаточно осознают, недооценивают ведущуюся в школе воспитательную работу с их детьми, и, во-вторых, используя заинтересованность родителей в обучении и правильном воспитании их детей, научить их методам регулярной помощи школе.

В образовательных учреждениях проблемами взаимодействия с семьёй занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе,  учитель, социальный педагог, педагог-психолог и, конечно, классные руководители. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое. Участие же родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

Модель взаимодействия

Формы совместной деятельности.

   

Традиционные

Нетрадиционные

  1. Родительские собрания
  2. Общеклассные и общешкольные конференции
  3. Индивидуальные консультации педагога
  4. Посещения на дому
  1.  Родительские тренинги
  2.  Дискуссии
  3.  Психологические разминки
  4.  Круглые столы
  5.  Устные журналы
  6.  Практикумы
  7.  Родительские вечера
  8.  Родительские чтения
  9.  Родительские ринги
  10. Общесемейные праздники

Формы психолого-педагогического просвещения

 Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания.

 Конференция - предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.

 Открытые уроки ставят целью ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

 Индивидуальные тематические консультации - обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.

 Посещение семьи -индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.

 Родительское собрание -форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

 Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.

 Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно объединяет родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка.

 Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать.

 Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

  1.  Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей.  
  2. Практикум— это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
  3. Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки.
  4. Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры.
  5. Презентации позитивного опыта семейного воспитания  способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.
  1. Вечера вопросов и ответов проводятся после выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты (психологи, юристы, врачи и др.)
  2.  Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы.
  3.  Родительский клуб - интересная форма работы с родителями, про водится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель клуба - заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

 

В вопросе взаимодействия педагогов и родителей особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на весь учебный год. Родительский актив стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива. Хорошо зарекомендовала себя практика, когда родители делятся на функциональные  группы (3-5 человек):

Учебная группа:

  1. группа составляет план своей работы;
  2. интересуется учебной работой учащихся;
  3. организует посещение уроков, знакомство с учебными программами;
  4. привлекает родителей к работе по профориентации и оказанию необходимой психологической помощи;
  5. оказывает посильную помощь учителям-предметникам в организации учебных экскурсий;
  6.  по возможности вместе с родителями оказывает помощь учащимся в учёбе; вместе с классным руководителем и родителями учащегося способствуют формированию мотивации и ответственного отношения к учёбе, сознательной дисциплины в классе во время учебных занятий и вне учебной деятельности

Воспитательная группа:

  1. организует помощь родителей в организации экскурсий, походов, развлекательных мероприятий, посещения музеев, театров, кинотеатров;
  2. привлекает родителей для организации кружков, проведения классных часов, вечеров;
  3. организует совместные вечера, спортивные соревнования и т.д.

Административно-хозяйственная группа:

  1. группа организует помощь родителей для ремонта и оформления класса;
  2. помогает приобретать необходимые хозяйственные вещи для класса.
  3. собирает средства у родителей на нужды класса;
  4. составляет смету расходов средств;
  5. отсчитывается перед родителями за использование средств;
  6. организует работу по привлечению средств для нужд класса (спонсоры и т.д.)

Председатель:

  1.         организует работу родительского комитета;
  2. составляет план работы;
  3. активно участвует в организации и проведении родительских собраний;
  4. представляет класс в общественных родительских объединениях.

Сотрудничество  школы с семьей.

№ п/п

Целевая установка

Содержание  деятельности

Форма реализации

1.

Изучение   особенностей среды, окружающей школу.

1.Изучение условий семейного воспитания ребенка, социально – профессионального состава родителей.

Заполнение  психолого – педагогической  карты учащегося, классного журнала.

2. Анализ результатов  диагностики, определение форм взаимодействия  школы с семьей и общественностью.

Совещание при директоре.

2.

Включение  семьи и общественности в педагогический процесс, анализ, оценка результатов, прогнозирование его развития.





1.Проведение общешкольного родительского собрания

 « Перспективы взаимодействия школы и семьи в воспитании детей».

2.Организация и работа консультативной психолого -  педагогической службы  по оказанию  помощи родителям в воспитании, координации действий школы и семьи, разрешение конфликтных ситуаций.

3. Разработка системы мер по повышению ответственности родителей за обучение и воспитание детей.

4. Оказание социально – материальной помощи нуждающимся  семьям.

5.Организация совместной  деятельности  школы и семьи с детьми, требующими  усиленного внимания.

План подготовки  собрания.



План работы родительского комитета, Совета школы.




План работы родительского комитета, Совета школы


План индивидуальной работы  с детьми.

3.

Включение родителей в педагогический  процесс.

1.Установление единого  родительского дня  для  проведения открытых уроков и занятий для  родителей, встреч родителей с учителями, администрацией школы.

2. Привлечение родителей:

- к участию в общешкольных, классных, внеурочных мероприятиях, проведению творческих встреч, к работе  в качестве руководителей кружков, секций, объединений по интересам.

План работы родительского комитета школы.




4.

Создание системы взаимодействия школы с внешкольными учреждениями, производственными и общественными организациями общественными организациями.

Организация участия школьников  и педагогов школы в окружных, городских и районных мероприятиях:

-районные предметные олимпиады;

-конкурс «Лучший ученик года».

План работы комитета по образованию, план работы школы.

5.

Содержание внутришкольного контроля за деятельностью педагогической системы

1.Состояние психолого-педагогической помощи школы родителям учащихся на основе индивидуального подхода к семье ребёнка.

2.Опыт осуществления сотрудничества классного руководителя и воспитателей с семьёй ребёнка.

3.Охват детей кружковой работой во внешкольных учреждениях.

4.Организация совместной деятельности школы и семьи с детьми, требующими усиленного внимания.

5. Об эффективности деятельности консультационной службы школы.

Совет школы




Совет школы



ДПЦ


Совет школы



Совет школы

Содержание программы

АДМИНИСТРАЦИЯ  РОДИТЕЛИ

Направления

Содержание работы

Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей.

  1. Организация диагностической работы по изучению семей. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей (методы: собеседование; анкетирование; тестирование; соц. опрос; диагностические исследования и др.);
  2. Определение потребностей семьи;
  3. Осуществление контрольно-диагностических функций.

Психолого-педагогическое просвещение семьи.

  1. Оказание психологической помощи;
  2. Психолого-педагогическое консультирование, просвещение;
  3. Разрешение возможных конфликтных ситуаций.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

  1. Работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);
  2. Включение родителей в активную позицию по вопросам воспитания, образования.

Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса.

  1. Обеспечение целенаправленного и эффективного образовательного процесса.

Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности.

  1. Осуществление контрольно-аналитических функций;
  2. Отчеты администрации;
  3. Коллективный поиск разрешения общих проблем, сотрудничество в области связей с общественностью, и государственными службами.

ПЕДАГОГИ   РОДИТЕЛИ

Направления

Содержание работы        

Формы работы

Изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию детей.

  1. Определение потребностей семьи.
  2. Выявление мнения родителей о творческих работах детей в объединении.
  1. Беседы, консультации, наблюдения педагога.
  2. Тестирование. Примерная тематика: “Хорошие ли вы родители?”, “Умеете ли вы воспитывать детей?”, “В чем талантлив ваш ребенок?” “Способы познания окружающего мира” (аудист, визуалист, деятель) и др.
  3. Анкетирование. Примерная тематика: “Удовлетворение образовательными услугами населения”; “Мотивация деятельности в творческом объединении”; “Межличностные отношения в семье” и др.
  4. Родительские собрания, диспуты и др.

Психолого-педагогическое просвещение семьи.

  1. Составление характеристик семей обучающихся;
  2. Оказание психологической помощи;
  3. Психолого-педагогическое консультирование, просвещение;
  1. Диспуты и дискуссии. Примерная тематика: Ваша семья глазами вашего ребенка. Умеем ли мы любить своих детей ? и др.
  2. Беседы. Примерная тематика: Как научиться понимать и принимать подростка. О воспитании у детей чуткости и отзывчивости и др.
  3. Родительские собрания. Примерная тематика: “Мы - одна семья”, “Мой дом – моя семья”, “Родителям о правах ребенка”, “О доброте и милосердии” и др.
  4. Круглый стол. Примерная тематика: “ДДТ, организация деятельности”; Самоопределение личности в условиях профильного обучения”; “Нравственное воспитание подростков в семье” и др.;

  1. Разрешение возможных конфликтных ситуаций;
  2.  Приглашение специалистов для проведения лектория для родителей.
  1. Лектории и беседы для родителей: Примерная тематика: Подростковые  страхи и их преодоление. Нервные заболевания. Психосексуальное развитие подростков. Трансформация роли у ребенка. Типы и стили семейного воспитания и др.

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

  1. Включение родителей в активную позицию по вопросам воспитания, образования.
  2. Оказание помощи в организации и проведении совместных мероприятий.
  1. Диспуты и дискуссии. Примерная тематика: Мы и наши родители. Кто в семье главный ? и др.
  2. Музыкальная гостиная: День музыки. Наши любимые бардовские песни.
  3. Литературная гостиная. Примерная тематика: Праздник славянской письменности. Любимые книги нашей семьи.
  4. Конкурсы семейного творчества: “Супербабушка”, “Рукотворное чудо”, “Дедушкин сундук” и др.
  5. Мероприятия. Примерная тематика: Творческие мастерские для родителей. Совместные занятия детей и родителей; Семейные выходные.
  6. Календарные праздники: “Мамин день”, “Встреча Нового года”, “Веселое рождество” и др.

Ознакомление родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса.

Создание условий по обеспечению целенаправленного и эффективного образовательного процесса.

  1. Приглашение родителей на контрольные срезы. Выставки творческих работ. Открытые занятия для родителей в объединениях. Информация в СМИ. Информационный ежемесячный вестник. “Для вас, родители”. Родительские собрания.
  2. Знакомство родителей с результатами диагностик, контрольных срезов. Уголок творческих объединений. Стенгазета в объединении. Консультации по интересующим вопросам.

Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности.

Отчет о работе деятельности объединения за учебный год

  1. «Стена гласности» для выявления уровня знаний родителей о ДДТ, творческом объединении;
  2. Родительские собрания.
  3. Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации;
  4. Отчетные концерты, спектакли, выставки и др.

ПЕДАГОГИ   УЧАЩИЕСЯ

Направления

Содержание работы        

Формы работы

Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни.

  1. Определение взаимоотношений между родителями и детьми;
  2. Изучение микроклимата в семье учащегося;
  3. Социальный и психологический статус учащегося;
  4.  Психологический портрет учащегося.
  1. Тестирование. Примерная тематика: “Наедине с самим собой” (об отношениях с родителями,  “Познай себя” (диагностика особенностей темперамента, эмоциональной сферы, склонностей, “Размышляем о жизненном опыте” и др.
  2. Анкетирование. Примерная тематика: “Изучение мотивации”; “Выявление степени сформированности побудительных умений учащихся” и др.
  3. Методики. Примерная тематика: Методика диагностики уровня творческой активности учащихся; Какие качества я в себе вырастил”; “Ситуация выбора”; “Акт добровольцев”;  “Какой у нас коллектив? Мы – коллектив…Мы – коллектив!”; Рейтинг культурно-досуговых дел; Защита авторских проектов и др.

Изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении КДД.

Определение потребностей и интересов учащихся в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий.

  1. Беседы;
  2. Консультации;
  3. Диагностические исследования;
  4. Наблюдения педагога и др.

Психолого-педагогическое просвещение.

  1. Оказание психологической помощи;
  2.  Разрешение возможных конфликтных ситуаций;
  3. Оказание помощи в конфликтных ситуациях семье;
  4. Коррекция социального поведения ребенка.
  1. Беседы. Примерная тематика: “Кто Я? Знаю ли Я себя?”, “Воспитай в себе личность” и др.
  2. Тренинги. “Час общения”, “Мир наших увлечения”; “Если не ты, то кто?” “Познай себя”
  3. Индивидуальные консультации;
  4. Психологические игры: “Зеркало”;  “Передай настроение”; “Испорченный телефон”; Пантомима “То, что я люблю делать”;  “Мозаичные песни”; и др.
  5. Психологический вечер

Вовлечение в совместную деятельность с детьми.

Развитие взаимоотношений между педагогом и детьми.

  1. Совместные мероприятия;

Ознакомление с содержанием УВП

  1. Помощь в оценке и понимании возможностей ребенка, его индивидуальности и результата в образовательной сфере;
  2. Помощь в определении образовательного маршрута ребенка,
  1. День открытых дверей;
  2. Отчетные мероприятия и др.

Анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности.

Оценка возможностей ребенка, его индивидуальности и результата в образовательной сфере.

  1. Праздник добрых пожеланий;
  2. Персональные выставки;
  3. Отчетные выставки, концерты;
  4. Организация досуговых программ и др.

Направления работы классного руководителя по реализации программы.

Направления и мероприятия          

 Планируемый результат

1. Изучение семей учащихся

1.

Продолжение изучение семей учащихся, их знакомство их с особенностями обучения в средней школе.

Анкетирование “Родительский дом”, “Жизнь в школе и дома”, “Конфликтные ситуации”

  1. формирование единых педагогических требований семьи и школы;
  2. изучить образ жизни семьи;
  3. выявить особенности семейного воспитания;
  4. выяснить отношение в семье к школе;
  5. уточнить положение детей в системе внутрисемейных отношений.

2.

Составление социального паспорта класса

уточнение банка данных

3.

Посещение семей.

выявление кризисных ситуаций, уточнение условий жизни детей.

2. Работа с родителями:

 а) создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы

1.

День открытых дверей для родителей










Вовлечение родителей

 в воспитательный

 процесс школы

2.

День семьи.

3.

Спортивные соревнования «Папа, мама, я- спортивная семья».

4.

Выставка поделок семейного творчества

5.

Поздравление дедушек и бабушек. Акции: «Спешите делать добро», «Низкий поклон вам, ветераны».

6.

Оформление классного фотоальбома с помощью родителей.

7.

Привлечение родителей-специалистов  для проведения тематических лекций для учащихся

8.

Привлечение родителей-выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций.

9.

Проведение совместных праздников, концертов, экскурсий.

б) педагогическое и психологическое просвещение родителей:

1.

Вводное родительское собрание. Просмотр фильма «Как это было…» (по итогам прошедшего учебного года)

Терапия семейных отношений.
Улучшение микроклимата

 в семье.

2.

Открытые уроки для родителей.

3.

Тематические собрания с привлечением специалистов.

4.

Совместные родительские и ученические собрания с приглашением учителей-предметников.

5.

Проведение педагогических консилиумов.

6.

Собрания-практикумы для родителей

7.

Индивидуальная работа с родителями.

8.

Итоговые четвертные собрания

9.

Заседания родительского комитета.

10.

Мероприятия, проводимые совместно со специалистами кафедры психологии и педагогики  КИСО (филиала) РГСУ

в) работа с проблемными семьями

1.

Регулярное посещение проблемных семей

Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.

2.

Индивидуальные беседы с родителями.

3.

Совместная работа классного руководителя, родителей и учителей-предметников.

4.

Проведение малых педсоветов, советов профилактики

5.

Составление индивидуальных программ воспитания (при необходимости)

6.

Ведение учета пропусков занятий  

7.

Психодиагностика уровня развития детей.





Реабилитация и социальная адаптация подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений и вредных привычек, предупреждение ДТП.

8.

Консультация для родителей.

9.

Совместная профилактическая работа с инспектором ИДН, проведение лекториев сотрудниками ОМ № 8

10.

Индивидуальные отчеты классных  руководителей о текущей успеваемости и посещаемости учащихся из проблемных семей

11.

Изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях.

12.

Уточнение списков проблемных семей и детей каждую четверть.

г) работа с семьями, находящимися в особой социальной ситуации

1.

Регулярное посещение семей, индивидуальные беседы с родителями

Составление банка данных,

составление актов

 контрольного обследования,

 своевременная помощь семьям

 в разных ситуациях

2.

Контроль за регулярным питанием в школьной столовой

3.

Оказание помощи в организации санаторного лечения, летнего отдыха

4.

Своевременное выявление детей, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве.

д) работа с многодетными семьями

1.

Контроль за постановкой детей на бесплатное льготное питание

Составление банка данных,
оказание своевременной помощи

 нуждающимся детям из многодетных  семей.

2.

Оказание помощи в приобретении школьной литературы, в организации летнего отдыха.

  е) сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе

1.

Создание инициативной группы родителей.

Создание единого воспитательного пространства

 «родители-дети-педагоги».
Создание условий для развития родительских общественных организаций

2.

Работа родительского комитета, посещение «проблемных» семей (при необходимости)

3.

Проведение родительских конференций

4.

Помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.

3. Работа с семьей в системе дополнительного образования

1.

Оказание помощи в вовлечении  учащихся в занятия в кружках и спортивных секциях.

Создание единого воспитательного пространства

«родители-дети-педагоги».

2.

Привлечение родителей к проведению внеклассных тематических мероприятий

4.  Работа с педагогическими кадрами

1.

Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей. Просветительская работа

Знание педагогами необходимых нормативных правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями учащихся,

 создание методических разработок в помощь классным руководителям

2.

Помощь учителям предметникам и педагогам дополнительного образования в случаях проблемных ситуаций с учащимися класса

3.

Обобщение и распространение собственного опыта

4.

Изучение и апробация передового опыта коллег

Ожидаемые результаты:

  1. повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей, психолого-педагогических, социально-экономических, медико-экологических знаний, способствующих планомерному и эффективному воспитанию детей;
  2. раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы, динамика личностного роста;
  3. реализация личностно - профессионального роста педагогов;
  4. активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов по работе с семьей, повышение уровня  социального интеллекта;
  5. создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, реализация творческого потенциала детей и родителей;
  6. выстраивание системы взаимоотношений: “администрация - педагог – ребенок - родитель” по принципу “человек - человек”;
  7. положительное влияние семьи на социализацию подростка;
  8. активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность, управление жизнедеятельностью школы;
  9. повышение роли семьи в воспитании детей и получении образования;
  10. сформированность у подростков понимание ценности семьи;
  11. положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости;
  12. овладение коммуникативными навыками, бесконфликтным стилем поведения всеми участниками образовательного процесса.

Критерии эффективности взаимодействия

семьи и образовательного учреждения:

  1. Основной целью взаимодействия является воспитательное пространство для гармоничного развития детей;
  2. Воспитательные функции равномерно распределены: профессиональные функции воспитания должны быть возложены на педагога, а родительские обязанности – на родителей. Педагоги и родители не должны делать то, что находится за пределами их воспитательных функций;
  3. Взаимно признавая автономию школы и семьи, единственно возможным способом обращения друг к другу за помощью считать просьбу;
  4. Сохранять оптимальным количество встреч для совместной работы, помня об автономии жизни семьи и школы, заполненной множеством, производственных, личных дел и обязанностей современного человека;
  5. Неизменно сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах;
  6. Не претендовать на перевоспитание родителей, принимать как данность семейные обстоятельства;
  7. Не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей, всегда помня, что они любят друг друга, а значит, не разрушать эту любовь. 

Для анализа результативности осуществляемой работа по программе “Нам по пути” должен проводится мониторинг, с использованием различного диагностического материала (анкеты, тесты, методы наблюдения, обратная связь в конце каждой встречи с родителями, собственная рефлексия). Мониторинг включает в себя проведение исследований по изучению запроса родителей и организации образовательного процесса, это предполагает вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведения образовательного процесса в учреждении. Результаты текущего и итогового мониторинга в конце каждого учебного года позволяет оценить эффективность работы с родителями

Показатели эффективности реализации программы:

 Наличие у родителей черт проявления педагогической компетентности:

  1. умение ставить воспитательные задачи;
  2. владение основными и вариативными приемами по их реализации;
  3. умение анализировать свой опыт;
  4. умение прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий;
  5. умение создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества;
  6. умение изменять свое поведение в зависимости от поведения ребенка;
  7. умение учитывать потребности ребенка не в ущерб собственным;
  8. умение поддерживать устойчивое эмоциональное состояние; спокойствие и уверенность;
  9. адекватная самооценка;
  10. применение оригинальных приемов в воспитании ребенка;
  11. осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности.

Обретение учащимися следующих умений и навыков:

  1. осознание ответственности создания семьи и семейной жизни;
  2. умение строить отношения в семье, опираясь на национальные традиции, избегать конфликта между поколениями в семье;
  3. умение строить отношения с противоположным полом, опираясь на традиции и ценности русской культуры.

Литература:

  1. «Справочник классного руководителя» 5-9 классы. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова., «Изд.«Вако» 2005 г.
  2. «Активные формы работы с родителями» методическое пособие для психологов и педагогов. Н.И. Слободян, О.А. Больбат.
  3. «Взаимодействие школы и семьи» педагогический всеобуч., С.А. Цабыбин., Изд Волгоград. 2005 г.
  4. «Совместные воспитательные проекты» Родительские собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты. М.К. Господникова. Изд.Волгоград 2009г.
  5. Периодическое издание «Деятельность классного руководителя» приложение к журналу «Классный руководитель» 2008-2012 г.
  6. В.П.Сергеева «Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я».
  7. Т.В.Попова «Родительские собрания 8,9  класс. Учимся понимать подростка».
  8. Н.И.Дереклеева «Родительские собрания 5-11 классы».
  9. М.А. Алоева «Настольная книга современного классного руководителя. 5-8 классы». (Серия «Сердце отдаю детям»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сотрудничества классного руководителя с родителями

Современный мир интенсивно меняется. Новый день несёт нам новые взгляды, позиции, новое отношение к проблемам воспитания. Время идёт, а детство человека обладает всё той же неизменной особенностью: он...

Программа "Сотрудничество"

Работа по взаимодействию семьи и школы....

Презентация программы сотрудничества педагогов и родителей "Лучики содружества"

В программе:  обозначены ключевые позиции организации взаимодействия педагогов ДОУ и родителей, определена мера ответственности сторон в реализации образовательного процесса, спрогнозированы пред...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа семьи и учителя в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при обучении».

Цель: 1. Повысить уровень знаний родителей о формах, методах и средствах полноценного общения с детьми.            2. Выявить особенности взаимоо...

Программа сотрудничества с семьей: «Совместная работа учителя и семьи по социализации и социальной адаптации воспитанников».

Даная проблема имеет социальный аспект, т.к. большинство учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида  – дети из крайне неблагополучных семей, где родители не заинтересованы в успешной ад...

Программа сотрудничества с родителями "Содружество" (на 5 лет)

Программа сотрудничества классного руководителя с родителями "Содружество" (на 5 лет)...

Программа «Сотрудничество «Детский сад – школа»: просветительская программа «Я, ты и экология»

laquo;Сотрудничество «Детский сад – школа»: просветительская программа «Я, ты и экология» (МДОУ Детский сад «Мечта» п.Пангоды и МОУ «Средняя общеобразо...