Развитие памяти у обучающегося
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Развитие памяти у обучающегося.
Когда ученик становится рассеянным, забывает объяснения учителя, не может вспомнить того, что прочитал, родители начинают думать, что у него ухудшилась память.
Иногда ребенок плохо запоминает объяснения учителя по той причине, что плохо воспринимает чужую речь, путает похоже звучащие слова и из-за этого не все правильно понимает. Понять чужую речь также мешают нарушения речи самого ребенка, например, шепелявость и заикание. Те, кто плохо видит читаемый текст, также с трудом вспоминают прочитанное.
Заметив, что память у школьника ухудшилась, проконсультируйтесь с врачом, выясните, не болен ли ребенок. Если нет, то первым делом проверьте, соблюдает ли он режим дня, не устает ли. Важно, чтобы учащийся питался регулярно, лучше 4—5 раз в день. В пище должно быть достаточное количество белков (мясо, рыба, яйца, молочные продукты, особенно творог), фосфора (овсянка, горох, фасоль) и витаминов (см. раздел «Питание детей среднего и старшего возраста»).
На память, умственную работоспособность положительное влияние оказывает хорошее обеспечение кислородом. Уроки школьник должен готовить в хорошо проветренном помещении и, если нет ветра, у открытого окна; каждые 30—50 минут надо делать перерыв на 5—10 мин., независимо от того, спокойный ребенок или подвижный. Во время перерывов он должен выполнять физические упражнения, к примеру, те, которые он делает во время утренней зарядки или на уроках физкультуры. Физические упражнения необходимы, потому что от них улучшается кровообращение, мозг лучше обеспечивается кислородом. Кроме того, ребенок должен ежедневно бывать на свежем воздухе.
Подвижного, рассеянного ребенка научите умению сосредоточиться, потому что способность концентрировать внимание влияет на запоминание материала. Заинтересуйте его работой, для выполнения которой необходима особая тщательность. Пусть каждый день ребенок что-то мастерит, клеит, вырезает ножницами, рисует и т.д. Очень важно, чтобы это были ежедневные систематические занятия — необходимое условие для формирования навыков. Пусть сначала ребенок сосредоточенно работает в течение 20—30 мин., позднее — не меньше 45 мин.
Чаще всего плохо запоминают материал те учащиеся, которые неправильно занимаются. Они полагают, что можно запомнить задание, многократно прочитав текст. Это не так. Например, чтобы выучить определенный раздел в учебнике , недостаточно прочесть его несколько раз. При правильной подготовке урока процесс понимания надо чередовать с процессом запоминания, т.е. прочитав текст один раз, книгу закрывают и пытаются вспомнить — мысленно пересказать прочитанное. Если текст запомнился плохо, читают и мысленно рассказывают до тех пор, пока не удастся складно пересказать весь текст.
Прочному запоминанию прочитанного способствует повторение. Обычно с вечера учащиеся в один присест выполняют домашнее задание. При такой учебе не остается времени на повторение. Ученик должен в тот же самый день внимательно прочитать дома заданный параграф, а затем мысленно его пересказать, не стараясь все досконально запомнить. Накануне урока необходимо этот параграф снова прочесть и попробовать его припомнить, т.е. повторить. Ученики быстро замечают, что, готовя уроки подобным образом, они легче и быстрее запоминают материал. Только для этого нужны немалые волевые усилия, потому что так учиться труднее, чем накануне урока несколько раз прочитать текст.
Память у каждого человека индивидуальна. Учеба связана со слуховой памятью (легко вспоминаются звуки, музыка, разговорная речь), зрительной (легко вспоминаются картины, текст в книге, различные действия людей), словесно-логической (легко вспоминаются звуки прочитанного текста). Дети стараются учиться так, как им легче, т.е. развивают свою индивидуальную память, которая в результате еще больше укрепляется. Такая работа нерациональна, потому что не используются всесторонние возможности памяти. Поэтому очень важно развивать у себя все виды памяти. Тот ученик, который молча занимается один и полагается на свою зрительную память, пусть часть уроков постоянно учит вслух или вместе с товарищами, из которых один читает текст, а другие стараются его запомнить. Дети, которые запоминают текст в результате чтения вслух, пусть часть домашних заданий готовят молча. Положительные результаты развития различных видов памяти проявляются через 6—12 месяцев.
Память тесно связана с мышлением. Все то, что ребенок запоминает, позже обязательно сознательно и осмысленно вспоминается. По мере взросления ребенка развивается волевая и осмысленная память. Она отражает решения и мысли, выраженные словом или специальными знаками — формулами.
Учение основано на постоянном сознательном (осмысленном) запоминании. Поэтому очень важно развивать осмысленную память. Ученик разовьет ее только тогда, когда постоянно надо будет самостоятельно оценивать, обдумывать, анализировать ситуацию, уяснять суть, т.е. решать различные задачи. Таким образом он постепенно выучит разные формулы, усвоит ход и способы решения задач — сможет усвоить то, что нельзя сделать механически, не понимая.
Очень важно, чтобы ребенок научился оценивать ситуацию, отличать существенное от второстепенного, например, чтобы вспомнить не примеры и иллюстрации, представленные учителем, а мысль, для доказательства которой они были даны. Пусть ученик, прочитав заданный текст или его часть, перескажет вам его суть. Убедившись, что он не понял текста, попросите, чтобы он еще раз его прочитал и пересказал. Если текст длинный и ученику слишком трудно его сразу понять и усвоить, разбейте текст на несколько частей так, чтобы каждая содержала законченную мысль.
Глубокому усвоению материала помогают самостоятельное составление различных схем, планов, потому что перед этим ребенок должен продумать, как реализовать свою мысль. Начните приучать ребенка так учиться в начальной школе. Попросите, чтобы он последовательно изобразил определенные события одной из сказок, например, сказки о трех медведях и девочке. Пусть действие в лесу он обозначит елочками, действие за столом в избушке медведей — квадратом с тремя кружками (стол и тарелки) и т.д. Сознательному усвоению способствуют самостоятельная творческая работа и поиск удобных способов, облегчающих усвоение материала. Каждый может придумать короткую фразу или стишок, помогающие усвоить то или другое грамматическое правило.
Для выработки и укрепления осмысленной памяти ученик должен научиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы. Пусть он ищет их в учебниках, справочниках, энциклопедиях и т.д. Польза такой работы огромная, потому что ученик не только узнает, где и как искать ответы на различные вопросы, но и учится работать с книгой, концентрировать внимание. Кроме того, самостоятельно найдя ответ на интересующий вопрос, ученик лучше усваивает его, чем тогда, когда ответ ему подсказывает кто-то другой. Домашнее задание, которое надо проанализировать, разобрать и для приготовления которого надо вспомнить пройденный материал, необходимо делать на «свежую голову», т.е. пока ученик не устал. Уроки, требующие лишь запоминания, готовятся вечером. Кроме того, очень важно, чтобы не выполнялись одно за другим похожие задания.
Улучшению умственной работоспособности и памяти способствует сознательное, упорное желание самого ребенка познавать новое.
Усталость и утомление.
При интенсивной и длительной умственной и физической работе появляется усталость: уменьшается работоспособность, слабеют ощущения, внимание и память, замедляется мышление, больше допускается ошибок, ухудшается координация движения. Меняется поведение детей. Одни из них становятся очень подвижными, шумят, не слушаются, другие напротив - апатичными, вялыми, равнодушными ко всему.
Усталость приходит постепенно. Дети устают быстрее, работая в шумном, плохо освещенном, не проветренном, тесном помещении, не соблюдая режима и требований гигиены умственного труда.
Усталость — это физиологическое явление, и ученик может научиться с ним бороться. Этому помогают перерывы в приготовлении уроков, смена одной деятельности другой. Опытами доказано, что активный отдых быстрее и лучше устраняет усталость. Поэтому школьник во время перерывов должен делать гимнастические упражнения, выполнять физическую работу и др. Когда на усталость не обращают внимания и не стараются ее избежать, может возникнуть хроническая усталость, называемая переутомлением.
Переутомление — это болезненное состояние, выражающееся в плохом самочувствии, общей слабости, болях и тяжести в голове, сильном сердцебиении, отсутствии сил, плохом аппетите, нарушениях сна (по вечерам ребенок долго не засыпает, его мучают тяжелые сновидения и т.д.). Перечисленные признаки появляются во время последних уроков или когда заканчивается подготовка домашних заданий.
Переутомившиеся ученики бледнеют, делаются равнодушными, вялыми, нервными, импульсивными, под глазами у них появляются темные круги.
Сильнее и быстрее переутомляются дети, больные острыми и хроническими заболеваниями.
По мнению русского физиолога Н. Введенского, переутомление происходит не только от чрезмер ной работы, но больше всего оттого, что она выполняется плохо. Предлагаем вашему вниманию пять сформулированных им советов, которые не только повышают эффективность работы, но и помогают избежать переутомления.
1. В работу включайтесь постепенно. Сначала решите простые задачи, затем — более сложные и большего объема.
2. Умственную работу планируйте, работайте систематически и последовательно.
3. Принимая во внимание состояние здоровья и характер, выберите и придерживайтесь оптимального ритма и темпа умственной работы.
4. В зависимости от сложности и объема умственной работы рационально чередуйте ее с отдыхом.
5. Работа станет легче, если ее выполнять сознательно, вникая в ее смысл .
Хотя советы сформулированы очень четко и исчерпывающе, они не являются универсальными, потому что нет конкретных рецептов, обусловливающих наибольшую эффективность работы и наименьшую усталость.
С первого класса ученик должен привыкнуть учиться планово и рационально. Для этого надо придерживаться соответствующего режима дня, отвечающего его возрасту и состоянию здоровья.
Непланомерная, несистематическая умственная работа, долгое, монотонное сидение в одной позе, игнорирование активного отдыха очень утомляют детей любого возраста. Поэтому ученикам, делающим уроки или уже сделавшим их, не позволяйте смотреть телевизор — это большая нагрузка на глаза, уши, центральную нервную систему.
Детей, особенно младшего и среднего школьного возраста, очень утомляет большая эмоциональная нагрузка — различные развлечения в дни отдыха и каникул. Значит, и тогда учащиеся должны придерживаться режима дня, много бывать на свежем . Не забывайте, что усталости и переутомления легче избежать, чем их вылечить. Как только появятся признаки переутомления, посоветуйтесь с врачом и классным руководителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.
В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....
«Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти».
Урок по биологии в 8 классе....
Программа курса по развитию памяти и внимания обучающихся коррекционных школ VII вида
В работе представлены разработки коррекционных занятий для учащихся 1-2 классов коррекционной школы VII вида....
«Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»
Выступление на тему: «Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»....
Концентрация внимания и развитие памяти обучающихся
Презентация, содержащая методические приёмы и практические упражнения, направленные на "Концентрацию внимания и развитие памяти обучающихся"...
Развитие памяти на уроках математики у обучающихся с интеллектуальным нарушением
Выступление на МО учителей математики начальных классов 16.01.24г...
Буклет на тему: "Игры и упражнения для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Игры и упражнения для развития памяти у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...