Адаптационный период в жизни пятиклассника
методическая разработка (5 класс) на тему
- познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;
- дать практические советы по адаптации ребенка к школе.
- Привлечение родителей к сотрудничеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.rar | 728.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Адаптационный период в жизни пятиклассника»
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом...
Как если бы от этого зависела ваша жизнь.
Л.Кьюби
Задачи:
- познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;
- дать практические советы по адаптации ребенка к школе.
- Привлечение родителей к сотрудничеству.
Подготовка.
1. Накануне собрания родителям передается родителям приглашение от классного руководителя
Уважаемые _________________________________________________! Приглашаем вас принять участие в родительском собрании на тему: «Адаптационный период в жизни пятиклассника», которое состоится 8 октября 2011 года в 11 часов в учебном кабинете нашего класса.
Нам очень важно знать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.
С уважением классный руководитель Ольга Михайловна Илюнцева.
2. Среди учащихся проводится «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (подготовлена А А. Андреевым).
Методика изучения удовлетворенности
учащихся школьной жизнью
Анкета
Инструкция.
Уважаемые ребята! Выберите, пожалуйста, на каждый вопрос ответ, соответствующий вашему мнению. Вариантов ответов может быть несколько.
- Утром я просыпаюсь с мыслью:
а) «ура! Сегодня будет история (математика, литература…)»(6 человек)
б) «сегодня можно не присутствовать на истории (математике, русском…)» (2 человека)
в) «я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике (истории, литературе...)».(1 человек)
2. Я прихожу в школу для того, чтобы...
а) узнать что-то новое, интересное;( 5 человек)
б) заниматься такими интересными предметами, как...(1 человек)
в) встретиться с такими хорошими учителями, как...( 2 человека)
г) пообщаться с друзьями; (1 человек)
д) весело провести время; ...( 3 человека)
е) не огорчать родителей. (1 человек)
3. Домашнее задание я делаю так:
а) совершенно самостоятельно; ...( 3 человека)
б) обращаюсь за помощью к взрослым; ...( 4 человека)
в) под контролем родителей;
г) от случая к случаю; (2 человека)
д) не делаю никогда.
4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно...
а) иметь интерес к предмету; ...( 2 человека)
б) иметь способности к предмету; ...( 3 человека)
в) хорошо работать на уроке; ...(6 человек)
г) иметь хорошие отношения с педагогом; ...( 2 человека)
д) уметь списывать. ...(1 человек)
5. Когда я получаю плохую отметку, то...
а) стараюсь тут же ее исправить; ...(5 человек)
б) стараюсь исправить ее на следующем уроке; ...( 2 человека)
в) стараюсь исправить в ближайшее время;
г) ничего не пытаюсь делать. ...( 2 человека)
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
1. Организационный блок
1) Приветствие и представление участников.
2) Сообщение темы разговора с родителями. Постановка цели и задач собрания.
2. Информационный блок
I. Вступительное слово классного руководителя.
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам
Результат анкетирования: всего опрошено – 9 учащихся.
Утверждение | да | нет | Другие ответы |
Мне нравится учиться в 5 классе. | 7 | 1 | 1(очень) |
Я хочу вернуться в начальную школу. | 2 | 5 | 1(очень сильно) 1(да, к учителю) |
Мне трудно учиться в 5 классе. | 1 | 7 | 1( не очень) |
Вопрос родителям: Каковы же причины основных затруднений вашего ребёнка при обучении в 5 классе?
II. С точки зрения психологии...
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.
Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.
Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате знания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в настоящем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Н.К. Крупская, характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подросток— это ребенок, становящийся взрослым.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Мы ведем речь именно психологической адаптации учащихся так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).
Физиологические проблемы пятиклассников
• изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой;
• увеличение физической и умственной нагрузки;
быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Психологические проблемы пятиклассников
Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются:
• повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
• повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
• зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
• степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
• состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;
• влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Результаты анкетирования учащихся:
«Участие родителя в жизни школьника»
1. Интересуются ли родители моей школьной жизнью? | 7 | 2 | |
2. Помогают ли родители при выполнении домашнего задания? | 2 | 4 | 3 (иногда) 1 (только проверяют) |
3. Наказывают ли физически за мои неуспехи в учёбе. | 2 | 6 | 1 (только ругают) |
4. Как поощряют за успехи? | Просто говорят: «Молодец» - 3 Радуются за меня - 1 Возят куда-нибудь – 1 Дают деньги – 1 Гулять пускают - 1 Покупают гостинцы – 1 По разному - 1 | ||
Мне хочется, чтобы мои родители … | Были счастливы – 1 Жили долго – 1 Ничего не хочу – 4 Со мной поехали летом на море – 1 Встречали из школы – 1 Не били меня - 1 |
Вывод: Многие учащиеся нуждаются в более близком сотрудничестве со своими родителями для преодоления возникших трудностей.
Правила самостоятельной жизни
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить его к взрослой жизни.
Родители могут поместить свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.
Правила
• Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
• Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
• Не дерись без причины. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
• Играй честно, не подводи своих товарищей.
• Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
• Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
• Из-за отметок не плачь, будь гордым.
• С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
• Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
• Старайся быть аккуратным.
• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
• Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей.
Классный руководитель:
Закончить своё выступление я хотела бы отрывком из книги Зденека Матейчека «Родители и дети». В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: «Переходный возраст — это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени — зрелости».
Позвольте в заключении, уважаемые родители дать вам несколько советов.
Воодушевите ребенка на рассказ о школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в месяц.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Подведение итогов собрания. Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:
1. Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.
2. Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.
3. Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса
4. Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.
5. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические особенности адаптационного периода в развитии и образовании пятиклассника
В докладе отражены рекомендации по организации адаптационного периода в 5 классе...
Родительское собрание «Адаптационный период пятиклассников"
Цель собрания: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.Задачи:1) сформировать у родителей отчётливое представление о роли, возможностях, путях преемств...
статья «Новые акценты адаптационного периода. Роль классного руководителя в период адаптации пятиклассников к условиям обучения в основной школе». + презентация
Данный материал будет полезен заместителям директора по УВР и классным руководителям 5-х классов....
Преемственность работы педагогов адаптационном периоде у пятиклассников в коррекционной школе.
Преемственность работы педагогов адаптационном периоде у пятиклассников в коррекционной школе....
Родительское собрание: Трудности адаптационного периода пятиклассников
Успешнoсть адаптации младшегo пoдрoстка зависит не тoлькo oт егo интеллектуальнoй гoтoвнoсти, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с однoклассниками и педагoгами, сo...
Первое родительское собрание в 5 классе "Адаптационный период пятиклассников"
Тема: «Адаптационный период пятиклассников»Цели:· расширить представление о психологических особенностях детей младшего подросткового возраста;·...
СПЛОЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА – ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В НАЧАЛЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ЖИЗНИ ПЯТИКЛАССНИКА
Презентация опыта работы классного руководителя...