Адаптационный период в жизни пятиклассника
методическая разработка (5 класс) на тему

  • познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;
  • дать практические советы по адаптации ребенка к школе.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.rar728.16 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Адаптационный период в жизни пятиклассника»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом...
Как если бы от этого зависела ваша жизнь.

Л.Кьюби

Задачи:

  • познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе;
  • дать практические советы по адаптации ребенка к школе.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству.

Подготовка.

1. Накануне собрания родителям передается родителям приглашение от классного руководителя 
Уважаемые _________________________________________________! Приглашаем вас принять участие в родительском собрании на тему: «Адаптационный период в жизни пятиклассника», которое состоится 8 октября 2011 года в 11 часов в учебном кабинете нашего класса.

Нам очень важно знать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.

 С уважением классный руководитель Ольга Михайловна Илюнцева.

2. Среди учащихся проводится «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (подготовлена А А. Андреевым).

Методика изучения удовлетворенности
учащихся школьной жизнью

Анкета

Инструкция.

Уважаемые ребята! Выберите, пожалуйста, на каждый вопрос ответ, соответствующий вашему мнению. Вариантов ответов может быть несколько.

  1. Утром я просыпаюсь с мыслью:

а) «ура! Сегодня будет история (математика, литература…)»(6 человек)

б) «сегодня можно не присутствовать на истории (математике, русском…)» (2 человека)
в) «я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике (истории, литературе...)».(1 человек)

2.        Я прихожу в школу для того, чтобы...

а)        узнать что-то новое, интересное;( 5 человек)

б)        заниматься такими интересными предметами, как...(1 человек)

в)        встретиться с такими хорошими учителями, как...( 2 человека)

г)        пообщаться с друзьями; (1 человек)

д)        весело провести время; ...( 3 человека)

е)        не огорчать родителей. (1 человек)

3.        Домашнее задание я делаю так:

а)        совершенно самостоятельно; ...( 3 человека)

б)        обращаюсь за помощью к взрослым; ...( 4 человека)

в)        под контролем родителей;

г)        от случая к случаю; (2 человека)

д)        не делаю никогда.

4.        Для того чтобы хорошо учиться, нужно...

а)        иметь интерес к предмету; ...( 2 человека)

б)        иметь способности к предмету; ...( 3 человека)

в)        хорошо работать на уроке; ...(6 человек)

г)        иметь хорошие отношения с педагогом; ...( 2 человека)

д)        уметь списывать. ...(1 человек)

5.        Когда я получаю плохую отметку, то...

а)        стараюсь тут же ее исправить; ...(5 человек)

б)        стараюсь исправить ее на следующем уроке; ...( 2 человека)

в)        стараюсь исправить в ближайшее время;

г)        ничего не пытаюсь делать. ...( 2 человека)

 

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

1. Организационный блок

1) Приветствие и представление участников.

2) Сообщение темы разговора с родителями. Постановка цели и задач собрания.

2. Информационный блок

I. Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам

Результат анкетирования: всего опрошено – 9 учащихся.

Утверждение

да

нет

Другие ответы

Мне нравится учиться в 5 классе.

7

1

1(очень)

Я хочу вернуться в начальную школу.

2

5

1(очень сильно)

1(да, к учителю)

Мне трудно учиться в 5 классе.

1

7

1( не очень)

Вопрос родителям: Каковы же причины основных затруднений вашего ребёнка при обучении в 5 классе?

II. С точки зрения психологии...

Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.

Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.

Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.

Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате знания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не  чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в настоящем  труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Н.К. Крупская, характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подростокэто ребенок, становящийся взрослым.

В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать — в широком смысле приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет  два спектра — биологический и психологический. Мы ведем  речь именно психологической адаптации учащихся так как им в настоящий период необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности, начиная от внешних (кабинетная система) и заканчивая внутренними (установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Физиологические проблемы пятиклассников

• изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой;

• увеличение физической и умственной нагрузки;

быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Психологические проблемы пятиклассников

Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются:

• повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

• повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

• зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

• степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

• состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

• влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Результаты анкетирования учащихся:
«Участие родителя в жизни школьника»

1. Интересуются ли родители моей школьной жизнью?

7

2

2. Помогают ли родители при выполнении домашнего задания?

2

4

3 (иногда)

1 (только проверяют)

3. Наказывают ли физически за мои неуспехи в учёбе.

2

6

1 (только ругают)

4. Как поощряют за успехи?

Просто говорят: «Молодец» - 3

Радуются за меня - 1

Возят куда-нибудь – 1

Дают деньги – 1

Гулять пускают - 1

Покупают гостинцы – 1

По разному - 1

Мне хочется, чтобы мои родители …

Были счастливы – 1

Жили долго – 1

Ничего не хочу – 4

Со мной поехали летом на море – 1

Встречали из школы – 1

Не били меня - 1

Вывод: Многие учащиеся нуждаются в более близком  сотрудничестве со своими родителями  для преодоления возникших трудностей.

Правила самостоятельной жизни

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить его к взрослой жизни.

Родители могут поместить свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет и почему.

Правила

• Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

• Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.

• Не дерись без причины. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

• Играй честно, не подводи своих товарищей.

• Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

• Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

• Из-за отметок не плачь, будь гордым.

• С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

• Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

• Старайся быть аккуратным.

• Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

• Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей.

Классный руководитель:

Закончить своё выступление я хотела бы отрывком из книги Зденека Матейчека «Родители и дети». В одной из глав книги он приводит интересное сравнение: «Переходный возраст — это как будто гусеница становится куколкой, а потом из этой окукленной гусеницы вылетает прекрасный и совершенный мотылек. Переходный возраст и есть куколка, в которой совершается таинство превращения. Все предшествующие стадии развития данного организма служили подготовкой к этой последней ступени — зрелости».

Позвольте в заключении, уважаемые родители дать вам несколько советов.

Воодушевите ребенка на рассказ о  школьных делах. 

             Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

             Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. 

             Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в месяц.

            Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. 

            Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

             Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. 

            Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

            Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. 

            Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм.

             Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

 Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребенка. Тем более не выносите поспешных приговоров. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Помните, моральные нормы в ребенке закладывает не столько школа, сколько семья. Неуважительное отношение к старшим (будь то незнакомый человек или учитель в школе) – плохая черта. От неё лучше избавиться уже в детстве.

                       Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме,                                           когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.           

Подведение итогов собрания. Классный руководитель благодарит всех участников собрания за сотрудничество и предлагает примерное решение собрания:

1.     Классному руководителю продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся и провести дополнительные исследования и индивидуальную работу с учащимися и родителями.

2.      Предоставить родителям возможность посетить интересующие их уроки.

3.      Родителям и классному руководителю способствовать организации свободного времени подростков через занятия в кружках, секциях, участие в общественной жизни класса

4.  Классному руководителю подобрать для учащихся поручения, способствующие раскрытию их способностей.

5. Провести в конце года совместный вечер «Мы и наши родители».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности адаптационного периода в развитии и образовании пятиклассника

В докладе отражены рекомендации по организации адаптационного периода в 5 классе...

Родительское собрание «Адаптационный период пятиклассников"

Цель собрания: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.Задачи:1)    сформировать у родителей отчётливое представление о роли, возможностях, путях преемств...

Преемственность работы педагогов адаптационном периоде у пятиклассников в коррекционной школе.

Преемственность работы педагогов адаптационном периоде у пятиклассников в коррекционной школе....

Родительское собрание: Трудности адаптационного периода пятиклассников

Успешнoсть адаптации младшегo пoдрoстка зависит не тoлькo oт егo интеллектуальнoй гoтoвнoсти, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с однoклассниками и педагoгами, сo...

Первое родительское собрание в 5 классе "Адаптационный период пятиклассников"

Тема: «Адаптационный период пятиклассников»Цели:·         расширить представление о психологических особенностях детей младшего подросткового возраста;·...