Главные вкладки

    Статья "Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста"
    статья на тему

    Кутузова Ирина Степановна

    Статья раскрывает вожное значение логоритмики в развитии дошкольников на музыкальных занятиях.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста.

    Муз. руководитель Кутузова И.С.

    Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП России было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. (М.М. Кольцова)

    Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (аналог нашей сороки – белобоки) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

    Японский врач Намикоси Токуазиро утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

    Исследования отечественных физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка .

    Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук.

    Так, в процессе многолетней работы с речевыми группами детей, я пришла к выводу что: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие ребенка находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев у ребенка отстает, то задерживается и его речевое развитие, и двигательное, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

    У детей существует не только слуховая, но и зрительная, тактильно – двигательная память, которая помогает запомнить потрогав, показав что либо движение, поэтому дети часто заменяют им снова или дополняют их. Я пришла к заключению важности и необходимости пальчиковых игр и ритмодекламаций в развитии ребенка, и включении их в музыкальное воспитание детей нашего детского сада.

    Песни, попевки, потешки для пальчиковых игр, написанные в увлекательной игровой форме, содержат яркий музыкальный материал, который доставляет радость воспитанникам.

    Содержание пальчиковых игр доступно детскому пониманию. Через игру, как основной вид деятельности, приобщаю детей не только к прекрасному искусству – музыке, но и развиваю навыки полноценно, свободно двигаться и разговаривать.

    Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Чем выше двигательная активность, тем лучше развивается речь. В то же время пропевание потешек, стихов, с их четким ритмом, помогает улучшить у ребенка координацию движений, а координируя движения мелкой моторики ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, интонацию и ритм.

    Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации в этом процессе неоцинимы. Они как бы отражают реальности окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе включения музыкальных пальчиковых игр в музыкальную деятельность я заметила, что у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, в более яркой форме пропевать знакомую песню, попевку.

    Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации интересны ребенку не только в плане услышать новый стишок или песню, но они интересны для него тем, что он сам показывает в ней каждое слово жестом, как бы оживляет текст, осознает, почувствовав его через движения.  Часто приходя на музыкальные занятия дети сами просят поиграть в полюбившуюся игру.

    Ребенок сам включается в игру, очень важный для него вид деятельности в данном возрасте. Он представляет себя героем (кошечкой, ежиком, птичкой, снежинкой), действует, двигается, поет от лица героя, полностью перевоплощаясь в конкретный сценический образ. Даже если у ребенка что – то не получается, то он видит здесь не себя, а неумелого «котенка», «колючего ежика» и т. п. Это обстоятельство не сковывает ребенка, а напротив, увлекает его. Он помогает в процессе игры научить своего героя двигаться легко и умело, петь эмоционально, с увлечением. Это еще и психологический аспект, очень важный для стеснительных и закрепощенных детей.

    Движения, в сочетании  с пением позволяют ребенку в дальнейшем быстрее освоить и запомнить стишок, текст, песенку. Позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, части тела, что благотворно воздействует на все внутренние органы.

    Музыкальные пальчиковые игры и ритмодекламации развивают речь ребенка, двигательные качества и пространственное мышление, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), концентрируют внимание, развивают воображение, а так же воспитывают быстроту реакции и эмоциональную выразительность образа посредством пения и жеста.

    Таким образом – развивая моторику рук мы развиваем мозг ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"

    Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"...

    рабочая программа по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

    Рабочая программа по логоритмике дла работы с детьми старшей и подготовительной групп, включает   диагностику и перспективное планирование...

    Значение логоритмики в воспитании детей дошкольного возраста

       Логоритмика  является  своеобразной  формой  активной  терапии,  средством  взаимодействия  в  комплексе   методик  и  у...

    Особ-ти развития мышления ребенка дошкольного возраст

    В презентации описаны:•степень разработанности проблемы развития мышления в дошкольном возрасте в современной психологии;• специфика подходов к развитию детей в рамках зарубежной и отечественной психо...

    Методическая разработка "Игры для развития активного словаря ребенка дошкольного возраста".

    Если вы не знаете, чем развлечь ребенка на прогулке, в очереди, в поликлинике, да еще и с пользой для малыша, то эти игры для вас, родители! Они не требуют подготовки и дополнительного времени, но спо...

    Индивидуальный маршрут развития ребенка дошкольного возраста

    Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка...

    "Значение логоритмики в развитии ребенка дошкольного возраста"

    Статья раскрывает значение использования логоритмики в работе с детьми дошкольного возраста....