Мольба о помощи, которую никто не услышал.
методическая разработка (11 класс) на тему

  В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь индивида.  Поэтому данное родительское собрание направлено на то чтобы  оказать психолого-педагогическую  помощь родителям по профилактике подросткового суицида. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.   Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon molba_o_pomoshchi_kotoruyu_nikto_ne_uslyshal.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сидоровская средняя общеобразовательная школа» ИНН 2268002164, 658638, Алтайский край, Романовский район, с. Сидоровка, ул. Школьная, 2, т. 8(385 61) 23-3-76,  sidschool@rambler.ru.

Конкурс

«Информационно коммуникативные технологии в образовании – 2014»

Номинация

«Современное внеклассное мероприятие с поддержкой ИКТ».

Тема родительского собрания:

«Мольба о помощи,

которую никто не услышал».

(Родительское собрание)

Авторы:

Кузнецова Валентина Анатольевна (классный руководитель 9 класса),

Ященко Мария Андреевна (классный руководитель 11 класса).

Цели:

  • Раскрыть актуальность проблемы возникновения суицида среди детей.
  • Оказать психолого-педагогическую  помощь родителям по профилактике подросткового суицида.

Задачи:

  1. Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида.
  2. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком.
  3. Воспитывать уважение к личности подростка на основе выполнения конвенции «О Правах ребенка».

 Оформление:

1. Видеоролики (содержащие примеры суицидов, статистические данные о суициде)

2. афоризмы, мысли великих людей;

3. оформление доски: изречения великих людей

4. музыкальное оформление: песни

  • “Я люблю тебя жизнь”
  •  «Как прекрасен этот мир»
  • Классическое произведение Бетховена “Лунная соната”.

Играет музыка для создания фона. В классе (зале) размещены большие фотографии (портреты) детей класса

На доске плакаты с высказываниями:

«Вся наша жизнь зависит от того, из какой детской мы вышли».

Ю.В. Катин – Ярцев.

 «Самоубийца – человек, погибший при попытке бегства от себя самого»

                                                ВеславБрудзиньский.

«Убийца убивает человека, самоубийца – человечество» Г. Честертон.

Ход собрания

Сл 1. Звучит песня «Я люблю тебя жизнь»

Ведущий 1:Я люблю тебя жизнь– главные слова этой оптимистической песни. Жизнь у каждого складывается по – разному; она бывает трудной, горькой, порой невыносимой. Но жить – это так прекрасно! Сегодняшняя наша встреча не случайная, мы собрались для того, чтобы обсудить очень важную тему, суицид среди подростков.

Сл 2. Ведущий 2:

Мы выбираем жизнь, они – смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них…
..............................у них – нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Но как велика пропасть между нами, читающими эти строки,
и теми, кто решился на самоубийство?
Как сильно нужно измениться человеку, чтобы сделать этот шаг?
Всего лишь – шаг.
Они не были рождены самоубийцами, но умерли с этим клеймом.
Они продолжают умирать …

Сл 3.

Ведущий 1:Меня всегда удивляли люди, которые кончали жизнь самоубийством. Особенно молодые. Пойти на это, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо.… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? "Суициды вообще-то были всегда", - кто-то скажет мне в ответ. Да, я согласна. Но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14 157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.

Сл 4. Ведущий 2:

Суицид – геройство или слабость,
или в нервном потрясенье срыв?
Есть, скажите, у кого-то храбрость
вскрыть его причинности нарыв?
Можно долго рассуждать о многом,
осуждать, оправдывать, корить.
Но не высказать высоким слогом,
что порвало тоненькую нить
между жизнью и мгновенной смертью,
у которой за спиной развал.
Кто расскажет, как, в какие сети
не по воле человек попал?
Обсуждая тему, психиатры,
говорун-философ, – чудаки,
как на сцене скучного театра,
с пафосом шлифуют языки.
Но никто не знает, не узнает,
сколько б не потратил он труда,
почему самоубийца выбирает
путь себе такой вот в никуда.
 

Сл 5. Ведущий 1:Что же такое суицид?

        Это психологическое явление и, чтобы понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с собой. Самоубийство совершается в особую минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды. Психология самоубийства – есть, прежде всего, психология безнадежности. Когда есть надежда, можно перенести самые страшные испытания и мучения, потеря надежды склоняет к самоубийству. В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку не удается вырваться из нее, то он опасен. Вот почему в иные минуты так важно бывает понимание и помощь. Может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете, который стал для него черным. Психология самоубийства – есть психология замыкания человека в самом себе, своей собственной тьме.

Ведущий 2:Вот такие ответы на поставленный вопрос дали наши дети.

 Суицид – это самоубийство (с лат языка «суи»-себя, «цито»-убиваю) или суицид это способы, попытки покончить жизнь самоубийством или сымитировать его.

Сл 6-7.  Ведущий 1: Россия "возглавила" рейтинг ООН по количеству суицидов среди детей в странах Европы. Суициды уже сегодня входят в десятку самых распространенных причин смерти, и предполагается, что к 2020 г. они могут выйти на второе место...

Сл 8.

Геннадий Онищенко отметил: « Проблема суицидов характерна не только для нашей страны. Прогнозируется, что к 2020 году суицид выйдет на второе место в мире как причина смерти, обойдя онкологические заболевания, уступив первенство лишь сердечно-сосудистым болезням».

Ведущий 2:По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством   1100 000 человек. Среди них: 350 тысяч китайцев, 110 тысяч индийцев, 55 тысяч русских, 31 тысяча американцев, 30 тысяч японцев, 12 тысяч украинцев, 10 тысяч французов, 110 тысяч индийцев.

Ведущий 1:Число самоубийств среди мужчин в 4 раза больше, чем женщин. Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек. С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши, но выбирают "щадящие" способы, которые реже приводят к смерти.За последние годы суицид подростков возрос на 60%.

Ведущий 2: С начала февраля 2014 года Россию буквально накрыла волна подобных случаев.

В Элисте повесилась 10-летняя девочка

В Москве 12-летнюю школьницу нашли в петле

В Красноярском крае 15-летний подросток повесился в школе-интернате

В Петербурге 13-летняя школьница спрыгнула с восьмого этажа

Сл 9.  Ведущий 1:

Она стоит одна на крыше

И сердце очень сильно бьётся

Ей ветер волосы колышет

А тишина как враг смеётся

Нахлынули воспоминанья

Врезаясь как осколки в душу

Они терзают подсознанье

Остаток жизни этой рушат

Нет смысла думать о вчерашнем

Когда сегодня ВСЁ на грани

Сейчас ничто уже не страшно

Теперь никто не сможет ранить

Когда стоишь одна на крыше

И очень сильно сердце бьётся

Тебя никто уже не слышит

И пульс пропал, и ночь смеётся...

Ведущий 2: Следует отметить, что количество попыток суицида многократно превышает количество осуществленных самоубийств.
Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Ведущий 1: Причиной покушение на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями.

Ведущий 2: Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.
Исследования, проведенные среди учащихся 8 – 9 классов, показали, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерна высокая внушаемость к подражанию.

Ведущий 1: Суицид  также может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины, страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях.

Ведущий 2: Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться.Заставить себя замолчать, осознать свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство  в вашей аптеке, подоконник в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Сл 10.  Ведущий 1:

Опричинах суицидов говорят наши дети:

  • нехватка внимания родителей, неразделенная любовь, большая моральная нагрузка, несостоявшаяся семья;
  • из-за плохого отношения родителей к ребенку;
  • отсутствие взаимопонимания между взрослыми и детьми;
  • обижают, обзывают, унижают, бьют, нет друзей,  чувство одиночества;
  • избиения за провинности родителями, из-за унижения друзей и одноклассников;
  • из-за разлуки с любимой девушкой, безответная любовь;
  • из-за плохих оценок в дневнике;
  • обиды близких людей.

Ведущий 2: Генпрокуратура предложила привлечь ученых для выяснения причин этого явления. Ученые-психиатры  научного центра социальной судебной психиатрии имени Сербского заявили, что необходимо срочно запускать "Государственную комплексную программу предупреждения самоубийств".

Сл 11.  Ученые выделяют 3 вида суицида: демонстративный, аффективный, истинный.

Демонстративный.

Демонстративное суицидальное поведение – это изображение попыток самоубийства без реального намерения покончить с жизнью, с расчетом на спасение. Все действия направлены на привлечение внимания, возобновление интереса к собственной персоне, жалость, сочувствие, возмездие за обиду, несправедливость. Место совершения попытки самоубийства указывает на её адрес: дома – родным, в компании сверстников – кому-то из них, в общественном месте – самому обществу.

Аффективный.

Аффективное суицидальное поведение – тип поведения, характеризующийся, прежде всего действиями, совершаемыми на высоте аффекта. Суицид во время аффекта может носить черты спектакля, но может быть и серьезным намерением, хотя и мимолетным.

Истинный.

Истинное суицидальное поведение – намеренное, обдуманное поведение, направленное на реализацию самоубийства, иногда долго вынашиваемое. Подросток заботится об эффективности действия и отсутствии помех при их совершении. В оставленных записках звучит мотив собственной вины, забота о близких, которые не должны чувствовать причастность к совершенному действию.

Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и  психологов. Но однозначного ответа на него дать невозможно.

Сл  12.  Ведущий 1: Безответная любовь

      Двенадцатилетняя Инна Р. влюбилась в старшеклассника и написала ему любовную записку. Но мальчик, вместо того, чтобы прочитать и промолчать, выставил Инну на всеобщее посмешище. Он в школе вслух читал ее письмо и откровенно издевался над ней. Инна долго переживала и решила рассказать маме о своем горе. Но мама тоже посмеялась и сказала, что сама виновата, нечего было писать всякие глупости. Девочка закрылась у себя в комнате, долго плакала, но у мамы не было времени даже пожалеть ее. В результате Инна выбросилась с третьего этажа. К счастью, девочка отделалась переломами ребер, рук и ног. А мама Инны только после посещения психолога, наконец, признала, что именно она виновата в сложившейся ситуации. Ведь если бы она вовремя услышала свою дочь, а не смеялась над ее "безответной любовью", то все могло бы закончиться по-другому.

Сл 13.  Ведущий 2:

Записки, которые  оставляют дети, страшно брать в руки. От них веет холодом и смертью. Иногда эти записки попадают в милицию и навсегда оседают в архивах. Но чаще остаются в семье. Последние детские каракули. Медленно, словно радиактивные частицы, они убивают родителей, обрекая их на безграничную, до гробовой доски, муку…

«Радуйся, мамуля, ты своего добилась. Я развязал тебе руки. Теперь можешь жить, как хочешь и с кем хочешь. Вдвоем со мной тебе  было скучно. Мешать больше не буду. Желаю счастья. Твой сын».

Есть десятки, сотни подростков, которые лезут в петлю молча. Не оставляя последнего, сурового приговора живым. Или выбрасываются из окон. Изученных, окровавленных, с сине- черными шрамами на бледных, безжизненных шеях, с поломанными руками и ногами, позвоночниками, под вой «Скорой помощи» их везут в больницы. Спасти удается немногих.

Сл 14.

Некоторые из самоубийц умирают, молясь,

чтобы их кто-то нашел, спас до того,

как наступит конец".

ДиСнайдер

Чаще всего они вовсе не жаждут смерти. Просто им изо всех сил хочется добиться расположения пап, мам, учителей, любимых мальчиков и девочек. Сами того не желая, они расплачиваются слишком дорогой ценой.

« Я познакомилась с Леной»,- вспоминает психолог Т. Козлова,- «Ей почти 14 лет. Она совершила повторную попытку самоубийства».

- Тебе не страшно было?- спросила я ее.

- Нет, грустно ответила девочка. –Пьяную мать и ее любовников видеть страшнее. Страшно утром просыпаться и начинать жить рядом с ними.

Чудовищно! Ежегодно четверым из тысячи детей вдруг страшно становится жить. Выбрасываться из окон, резать вены, глотать таблетки, бросаться под колеса бегущих машин не страшно. А жить страшно.

Они мечтают о любви. Истосковавшись по материнской нежности и ласке, ребенок покупает ее ценой жизни. До самой последней минуты он надеется, что кто-то ему помешает, что кто-то спасет его. И родители, увидев, на какой шаг он решился, испугаются за него и будут его любить.

Ведущий 1:В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий большое количество неудовлетворенных потребностей, а также ряд неустойчивых психических состояний, вносит деструктивное начало в жизнь индивида. Суицидальное поведение встречается чаще у подростков, чем в других возрастных группах. Это связано с рядом особенностей подросткового возраста. В этом возрасте реальная значимость проблемы и реакция на неё подростка могут быть несоизмеримы до катастрофической величины. Их суицидальные действия часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее.

Сл  15-16.  Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Сл 17.  Ведущий 2:

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Сл 18. Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде — есть слишком мало или слишком много;

– во сне — спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде — стать неряшливым;

– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Сл  19.  Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм  родителей);

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком занижена самооценка.

Ведущий 1:Один из вопросов анкеты, проведенной среди старшеклассников нашей школы звучал так: были ли моменты в вашей жизни, когда вам не хотелось жить? По какой причине? (Ответы были разными, они заставляют задуматься и сделать определенные выводы)

  • Были из-за больших ссор с родителями, моих плохих отметок, поступков.
  • Да, были из-за любви к девушке.
  • Я не хочу об этом говорить.
  • Нет, не было, я считаю, что нужно жить, не смотря ни на что. (Радует, что большинство ответов были отрицательными)

Сл 20.   Практикум для родителей.“Капкан или замкнутый круг” - игра.

Ведущий 2:А сейчас мы с вами образуем замкнутый круг, который будет ассоциироваться с равнодушным, бессердечным, жестоким обществом.

Представьте, что в центре находится ваш ребенок, которого никто не понимает, и в данный момент он находится один на один со своей проблемой.

Не всегда мы, взрослые, способны найти правильный выход из трудной жизненной ситуации, а каково же нашему ребенку?

Так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается,  сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге, наедине со своими проблемами. И тогда происходят такие эпизоды, когда жить не хочется.

Ведущий 1:А теперь давайте встанем на место наших детей и попробуем найти выход  из некоторых жизненных ситуаций.

Сл  21.Решение ситуативных задач:

  • “Мои родители собираются разводиться, и мне нужно выбрать, с кем я хочу остаться”, но ведь я люблю их обоих.
  • “Мои родители превращают мою жизнь в ад и не разрешают мне делать то, что мне хочется. Мы всегда спорим”
  • “Я чувствую себя такой беспомощной. Все бессмысленно. Я некрасивая и толстая, я никому не нравлюсь”
  • “Я подрался со своим лучшим другом, и теперь они обзываются и нападают на меня”
  • “Моя девушка сегодня бросила меня”

На фоне произведения Бетховена “Лунная соната”проводится психологический тренинг. (Читается рассказ Галины Журба «Уйти из жизни»).

Сл   22.   Ведущий 2:В жизни каждого человека бывают такие минуты, когда он чувствует свою ненужность, несостоятельность и безысходность. Кажется, что весь мир восстал против вас, тогда вы уже не в состоянии оценивать свои поступки, контролировать их, и находитесь на грани самоубийства. Кажется, что кто-то нашёптывает вам всевозможные способы, как лучше всего уйти из жизни, которая кажется совершенно опостылевшей и бесперспективной.

В памяти начинают всплывать всевозможные способы самоубийства. Первое, что приходит в голову, это – отравиться. Очень просто взять и выпить какой-нибудь яд. Что значат предсмертные мучения, по сравнению с той мукой, которую вы сейчас испытываете, и лучше разом избавиться от всего – забвение, вот путь к спасению!

«Застрелиться и не жить!» - излюбленная фраза молодёжи семидесятых. К счастью под рукой нет огнестрельного оружия. Вспоминается один случай из жизни одного маленького провинциального городка, в котором жил один замечательный одарённый парнишка. Настоящий вундеркинд, знаток физики, радиотехники – мастер на все руки…

У него была светлая голова, золотые руки и горячее сердце. Но было одно маленькое «но» - был он некрасив до безобразности. Корявое, как после оспы лицо сразу же бросалось в глаза. Полюбил этот парень красавицу. Он её просто боготворил и однажды даже решился пригласить её в кино. Знаете, что она ему ответила?

- Ты давно смотрел на себя в зеркало? Нет? Тогда на, посмотри!

И протянула ему, достав из дамской сумочки, миленькое миниатюрное кругленькое зеркальце…

Наш умелец не смог перенести такой удар. Он смастерил самопал и выстрелил себе в самое сердце. В сердце, которое умело любить и не умело принимать действительность. Разве достойна она была такой любви?!

В этой истории о самоубийстве, присущ элемент убийства. Парень был убит ещё до того, как он смастерил себе оружие. Он был убит наповал словами, произнесёнными из уст прекрасного внешне и безобразного внутренне существа. И ещё есть один странный факт в этом эпизоде: почему, человек, который наверняка знал, что «с лица воду не пить», был влюблён именно во внешность, в пустую оболочку, без всякого содержания?! Этот парень был прекрасен своей сущностью, а полюбил внешнюю шелуху, которая с возрастом облетела с этой спесивой и никчемной красавицы. И вот, представьте себе разочарованную в своей пустой и быстротечной жизни, одинокую старуху, греющуюся на солнышке перебирающую в своей дряхлой памяти своих кавалеров. Она вдруг вспоминает, что в сущности её никто не любил…Вдруг она вспоминает этого паренька с ужасным лицом и роняет слезу горечи и утраты. Увы, хотелось бы надеяться, что она будет способна уронить такую слезу…

Повеситься! – думаете вы. Броситься под поезд? Утопиться?

Понимаете, что жизнь загнала вас в тупик.

Одна женщина остановила свою соседку и попросила ту, чтобы она зашла к ней пообщаться. Сказала, что ей так одиноко. Но соседка была слишком занята своими делами, она извинившись не нашла для женщины времени. На следующий день эту женщину нашли мертвой. Она отравилась. А что стоило соседке не отмахнуться, а поговорить. Просто выслушать.

Однажды, когда мне было паршиво, я просто села в первую попавшую электричку и уехала «куда глаза глядят», а глядели они в осень…

Бродила по пустынному осеннему парку в одиночестве, отрешённая от всего. Посидела на скамеечке, утратив счёт времени. Очнулась от того, что напротив на корточках сидит какой-то парень в белом плаще, он заглядывает мне в глаза и говорит:

- Девушка, летим со мной в Ленинград! И достаёт из кармана два билета на самолёт.

Я ему ответила, что, к сожалению, у меня нет с собой паспорта.

Сказав это, я удивилась, ведь раньше бы я просто ему нагрубила и отмахнулась. А тут так запросто, равнодушно, но с сожалением, что не могу.

Он сказал, что в запасе ещё есть два часа, и можно сгонять на такси.

Увы, я слишком долго ехала, за два часа не успеть. Он сел рядом на лавочку. И мы так сидели долго рядом, совершенно молча. Тогда я отвлеклась от своих мыслей и подумала о другом человеке. Что вот ему, должно быть тоже очень плохо, раз он первой встречной решил предложить улететь с ним в Ленинград.

Захотелось сказать ему что-нибудь ободряющее, но ничего умного не приходило в голову.

Тогда я ему посоветовала не терять время и попытаться ещё кого-нибудь пригласить с собой, может и согласиться кто. Ничего умнее тогда не пришло в голову.

Он встал и сказал мне:

- у тебя ещё всё будет хорошо! И быстро пошёл прочь. А я смотрела ему в след, и мне стало страшно за него. Вдруг показалось, что он решил для себя что-то страшное и непоправимое.

Потом я ехала домой, а в голове у меня билась одна лишь мысль:

«У тебя ещё всё будет хорошо!»

И у вас тоже…

Ведущий 1:На вопрос: «Ваше отношение к суицидам», - радует то, что дети дали оптимистические ответы:

  • Я думаю, что суицид – это безумие. Людям дана жизнь, чтобы жить, а не покончить с собой.
  • Отношусь отрицательно, так как людям жизнь дана один раз.
  • Отрицательное, потому что люди, убившие себя,  причиняют боль близким людям.
  • Я их не понимаю, как так можно лишить себя жизни ради какой-то  обиды; можно поговорить с родителями и они помогут, подскажут, что делать дальше, ведь все еще может быть хорошо.
  • Люди, которые лишают жизни себя, тем самым вредят больше своим близким, не задумываясь о последствиях и судьбе тех, чья дальнейшая жизнь зависит от них.

Сл   23.    Ведущий 2:  Итак, семья и школа – два социальных института, играющих решающую роль в предотвращении суицидальных явлений у молодёжи. Их влияние будет тем эффективнее, чем полнее и глубже мы с вами будем использоватьсвое влияние на поведение детей. Дети всегда должны помнить, что безысходных ситуаций не бывает. Свет, действительно есть хотя бы в конце тоннеля. Этим светом должны стать мы, взрослые.

Ведущий 1:Завершая нашу беседу,  мы хотим предложить анкету«Выход из трудных жизненных ситуаций» (Приложение 1), о результатах которой мы поговорим во время следующей встречи. А также предлагаем вамрекомендации по профилактике суицидов среди подростков (раздаются буклеты; Приложение2).

Сл  24.   Наши дети тоже имеют свои предложения по профилактике суицидов:

  • Детей нужно защищать от сцен насилия и самоубийств на экране. Ведь они очень восприимчивы и впечатлительны.
  • Необходим строгий контроль со стороны родителей за тем, что смотрит ребенок по телевидению, в Интернете.
  • Дети должны быть заняты чем-либо полезным, чтобы не было пустого, бесцельного времяпровождения.
  • Нужен  мощный контроль со стороны государства за оборотом алкоголя, наркотиков, курительных смесей.

Сл  25.   Ведущий 2:

Не зря пословица гласит,

Что жизнь прожить – не поле перейти:

Она немало трудностей таит,

И место в ней своё найти

Бывает человеку нелегко.

Хотя у всех живущих на планете,

Стремленье к этому так велико,

Что через множество столетий

Далеких предков размышленья

Стучатся к нам в сердца сейчас.

Их мысли и сомненья

И нас тревожили не раз.

Ведь так не просто нам порой,

Решить, как поступить,

Чтоб честным быть перед самим собой

И в трудный час душой не покривить.

Что выбрать: совесть иль покой,

Благополучие иль честь,

Покорность или бой?

Отвагу или лесть?

Уделяйте как можно больше внимания своим детям!

Сл 26.   Звучит песня «Как прекрасен этот мир»

Приложение 1

 «Выход из трудных жизненных ситуаций»

1. Рассказываете ли вы другим людям о своих проблемах и неприятностях:

А) нет, т.к. считаю, что это не поможет;

Б) да, если для этого есть подходящий собеседник;

В) не всегда т.к. иной раз самому тяжело думать о них, не то, что рассказывать другим;

2. Насколько сильно вы переживаете неприятности:

А) всегда и очень тяжело;

Б) это зависит от обстоятельств;

В) стараюсь терпеть и не сомневаюсь, что любой неприятности,  в конечном счете, придет конец.

3. Если вы не употребляете   спиртное, то пропустите этот вопрос и переходите к           следующему.Если употребляете спиртные напитки, то по какой причине:

А) для того, чтобы «утопить» в вине свои проблемы;

Б) для того, чтобы как – то отвлечься от них;

В) просто так, мне нравится время от времени быть на веселее и чувствовать себя свободнее.

4. Что вы делаете, если что – то вас глубоко ранит:

А) позволяете себе расслабиться и делаете то, что давно себе не позволяли;

Б) идете в гости к друзьям;

В) сидите дома и жалеете  самого себя.

5. Когда близкий человек обижает вас, то вы:

А) замыкаетесь в себе и ни с кем не общаетесь;

Б) требуете от него объяснений;

В)  рассказываете  об  этом,  кто готов вас выслушать.

6. В минуту счастья вы:

А) не думаете о перенесённом несчастье;

Б) боитесь, что эта минута слишком быстро пройдёт;

В) не забывайте о том, что в жизни есть немало неприятного.

7. Что вы думаете о психиатрах:

А) вы бы не хотели стать их пациентом;

Б) многим людям они могли бы реально помочь;

В) человек сам, без психиатра, должен помогать себе.

        

8. Судьба, по вашему мнению:

А) вас преследует;

Б) несправедлива к вам;

В) благосклонна к вам.

9. О чем вы думаете после ссоры с супругом или любимым человеком, когда ваш гнев уже проходит:

А) о том приятном, что у вас было в прошлом;

Б) мечтаете тайно ему отомстить;

В) думаете о том, сколько вы от него (неё) уже вытерпели.

Способ перевода ответов, выбранных испытуемым по данной методике, в баллы  

Выбранный ответ

Порядковый номер суждения

1               2               3               4               5              6                7               8             9

А

3

4

5

0

3

1

4

5

1

Б

1

0

3

2

0

3

2

2

2

В

2

2

1

4

1

5

3

1

3

На основании общей суммы баллов набранных испытуемым, судят о типичных для него способах выхода из затруднительных ситуаций.

При сумме баллов от 7 до 15  делают вывод о том, что данный человек легко примиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие.

При сумме набранных баллов от 16 до 26 приходят к заключению, что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто он срывается, проклинает её, т.е.Расстраивается при возникновении проблем и расстраивает других.

Если сумма баллов оказалась в пределах от 27 до 36, то это даёт основание сделать вывод о том, что данный человек не может нормально переживать неприятности и  обычно реагирует на них психологически неадекватно.

Приложение 2

Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена
склонность к самоубийству.

1.  Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2.  Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3.  Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
4.  Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
5.  Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.


Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:

а) что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;
б) что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;
в) что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать.

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бердяев Н.О. О самоубийстве. – М., 1992.
  2. Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., 2002.
  3. Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. – М., 1994.
  4. “Профилактика суицида несовершеннолетних” статья зам. министра здравоохранения РБ, Р. М. Масагутов “Девочка протестует…”.
  5. Ф. Арьес, Человек перед лицом смерти, Пер. с фран.– М.: Издательская группа «Прогресс», 1992.
  6. В. Янкелевич, Смерть, Пер с фран. – М.: Литературный институт им. А.М.Горького, 1999.
  7.  Литмен Р. Зигмунд Фрейд о самоубийстве // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - №1.
  8. «Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста». Санкт-Петербург 1999 год.
  9.  Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. - М., 1993.
  10.  «Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков» М. Г. Усов.
  11.  Научные и организационные проблемы в суицидологии. - М., 1983.
  12.  Снайдер Р. Практическая психология для подростков. - М., 1995.
  13.  Фоминова Г. Я не хочу умереть за большую любовь!//Московский комсомолец? 1997 (4 февраля) - с. 6.
  14.  Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. - Самара. 2000.
  15.  Ковалев В.В. и др. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980.
  16.  Профилактика суицидального поведения». Л. И. Адамова.
  17.  «Суицид. Общие теории и предотвращение». Alan L (перевод Брежнева).
  18.  «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков». Письмо Минобразования России от 26. 01. 2000г.
  19.  Павлов И.П. Самоубийство - великая печаль русской жизни//Медицинская газета, 1999 (28 мая) - с. 15.
  20.  Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. - Самара. 2000
  21.  Сладков Л. С. Плюс Минус жизнь. - М.: Мол. Гвардия, 1990 - 98 с.
  22.  Лукас К., Сейден Г.М. Молчаливое горе. Жизнь в тени самоубийства / Пер. с англ. - М., 2000. - 255 с.
  23.  Кучер А.А., Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - №.?. - С. 32-39.

http://www.happydoctor.ru/obzor-pressy/suicide

http://www.nosuicid.ru/suicid-mify-i-fakty/

http://focusgoroda.ru/materials/2013-03-11/1957.html

http://bgkso.brest.by/roditelyam/16-krik-o-pomoschi-pamyatka-dlya-roditeley.html

http://www.gorod-psy.ru/content/view/274/72/

http://pedsovet.su/publ/156-1-0-4947


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка

Памятка для родителей "Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка"...

Средства, с помощью которых можно уменьшить травматизм.

Цель исследования: Выявить после каких, используемых средств на уроках физической культуры:1)уменьшится травматизм и 2) улучшатся знания по технике безопасности.Задачи:1.Раскрыть процесс влияния разли...

Презентация "Народные приметы, с помощью которых можно предсказать погоду"

Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Погода и климат". В народных приметах заключено много точного знания, основанного на многолетних наблюдениях людей....

Мольба о помощи, которую никто не услышал.

В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бол...

9 способов, с помощью которых можно выстроить доверительные отношения с детьми

Способность доверять себе и другим лежит в основе любых хороших отношений....