Девиантное поведение.
консультация по теме

Галиуллина Гузэль Кабировна

Определение дивиантного поведения детей, признаки, причины дивиации. Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diviantnoe_povedenie.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Девиантное поведение в детском и подростковом   возрасте (доклад)

 Есть дети, которые особенностями своего поведения резко выделяются среди своих сверстников. Их отличает повышенная чувствительность к   различного рода внешним воздействиям, чрезмерная эмоциональность, неадекватная направленность эмоциональных переживаний и проявлений, недостаточность саморегуляции поведения. Таких детей в обыденной жизни называют трудными, упрямыми, неуправляемыми. В научной психолого-педагогической литературе к таким детям применяют следующие понятия: "дети с дивиантным /отклоняющимся/ поведением", "дети группы риска", "асоциальные дети", "проблемные дети".

Девиантное поведение/от лат. отклонение/- поведение с отклонением от принятых в обществе правовых или нравственных норм и правил, обусловленное социальными, семейными, образовательными условиями и обстоятельствами развития и воспитания ребенка, его личностными качествами и сферой общения.

Понятие "отклоняющееся поведение" необходимо отличать от терминов  "отклонения в развитии", "задержка развития", "отставание в развитии".

В чем причина возникновения  девиантного поведения?

Девиантное поведение имеет многообразие причин возникновения /от генетических, врожденных до социальных, приобретенных/ и многообразие форм проявлений / от незначительных поступков до стойких психических отклонений/.

ДП - это отклонение от общепринятых в обществе норм и правил поведения.

Под нормой принимаются общие требования, правила и реально существующий тип массового сознания, то, что уже объективно функционирует в действительности. И под нормальным поведением следует понимать такое поведение, которое совпадает  с моральными, юридическими, социальными требованиями общества и является общепринятым.

Признаки ДП:

1/ недобросовестное отношение к социально- ценным поручениям, 2/ грубость, жестокость, эгоизм, бродяжничество, агрессивность и аномалии в психо- физическом развитии.

       Причины:

1/ семейное неблагополучие: отрицательный микроклимат семьи, деформированные внутрисемейные отношения, пагубно влияющие на формирование, развитие ребенка,

2/  недостатки в работе школы, усугубляющие   отклонения поведения /недостаточная подготовка учительских кадров к работе с данной категорией детей/, разровненность воспитательных, профилактических усилий семьи, государственных, правоохранительных органов, школы, общественности,

3/  личностные компоненты девианта:

-отсутствие положительных и наличие   отрицательных социальных установок и стереотипов,

-неразвитость духовных интересов и запросов,  тяга к правонарушениям,

  • отставание от сверстников  в анатомо-психологическом аспекте,
  • отсталое физическое развитие,

4/ дискомфортность в общении / грубость в обращении со сверстниками, учителями, со взрослыми/,

  • неуживчивость в классном коллективе,
  • агрессивность,
  • тяга к общению в неформальных  объединениях.

   К негативной девиации относятся: лживость -  одно из проявлений нарушенного поведения ребенка - пагубно сказывается на  становление личности. К проблеме лжи специалисты подходят дифференцированно, считая, что это не болезнь, а чаще всего крайний вариант детской психики. В некоторых случаях ложь может быть своеобразной реакцией протеста, способом выхода из психотравмирующей ситуации, формой защиты от насилия, деспотизма, унижения и т. д.

Воровство. В качестве семейных условий, способствующих развитию детского воровства, указывают на неполноту семьи или отсутствие родителей, развод родителей, низкий нравственный и культурный уровень родителей, их педагогическую неграмотность и попустительство.

Деленквинтность /отклонение от законов, преступность/.

Гитроагрессия / агрессия, направленная на других людей/.

Аутоагрессия / агрессия, направленная на себя/.

Типичное состояние агрессии характеризуется острым, часто эффектным переживанием гнева, импульсивной беспорядочной активностью, злостью. Проявлением агрессии часто служат грубость, драки.

Пассивность. Понятие «пассивность», «пассивный» в словаре Ожегова раскрывается как "непроявляющий  деятельность,  безучастный, безразличный к окружающей жизни", а также   "зависящий  от деятельности другого, лишенный самодеятельности". В отечественной педагогике и психологии "пассивность" трактуется как противоположность активности. Активность с отрицательным знаком. Пассивность - это реакция на невнимание или неурядицы.

Таким поведением ребенок изолируется в собственном мире. Проявлением этого являются посасывание пальца, царапанье кожи, выдергивание у себя волос и т. д.

Гипоактивность – сверхзаторможенность, вялость, сонливость. Физиологическая причина - повреждение подкорковых структур головного мозга по различным причинам: родовая травма, токсикоз беременности, различные отравления, алкоголизм родителей и т. д.

Гиперактивность - чрезмерная активность ребенка, излишняя  подвижная суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.   На основе гиперактивности лежит микроорганическое   поражение головного мозга, которое возникает в результате кислородного голодания ребенка во время родов.

Негативизм/ от лат.  отрицание/ - лишенное разумных оснований сопротивление ребенка предъявляемым ему требованиям и оказываемым на него  воздействиям, необоснованный отказ от любого действия, движения или сопротивление внешней среде.

Упрямство, капризы, застенчивость.

Неврозы. Невроз - это длительное , стойкое функциональное расстройство нервной системы, возникающее вследствие отрицательных эмоций.

Страхи,   высокая тревожность.

Педагогическая запущенность. Под ПЗ подразумевается стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств, навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятными влияниями микросреды и недостатками педагогического процесса.

Бродяжничество, побеги из дома.

Суицид /от англ. - самоубийство/- акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического   заболевания.

Конфликтность. К. - это не вина ребенка, а его беда, ему нужно помочь. К. у ребенка всегда носит  целенаправленный характер, хотя не всегда ребенок это осознает.

Сексуальные отклонения. Фобии (фобия школы - ребенок боится ходить  в школу).

Больной человек. Этот человек не может жить полноценно, у него не очень нормальная жизнь в обществе.

Рассеянность /патологическая - ни на чем не может сосредоточиться, гениальная- сосредотачивается на одном/.

Алкоголизм, наркомания.

Т. о. девиация- это отклонения от нормы.

Позитивные девиации: Одаренный,способный подросток.

Опережающее развитие. / Пример. Ученик развит, много читает, на уроке дополняет учителя, сообщает интересные данные, исправляет ошибки учителя. Назревает конфликт между этим учеником и учителем/.

Акселерация. Отличники. Лидеры.

Педантичность /чистоплотность/. Герой / пример для подражания/. Фанат / человек, кот. очень сильно  увлекается чем-то/. Чемпионы. Модели. Артисты. Звезды. Космонавты. Президенты, политические деятели, творческие личности и т. д.

Причины девиации:

1/ биологические факторы,

 2/ психологические факторы,

3/ социальные факторы.

Биологические причины: 1/ наследственность /генетические/. Особенности тела, нервной системы, особенности темперамента, 2/ особенности эндокринной системы /как действуют железы/, 3/  эпилепсия,

4/ анемия  /мозг отключается, в мозг не поступает кислород/. Резко ухудшается работа мозга. Ребенок не может учиться нормально, все вливается в агрессию, не может сосредоточиться, балуется. Постоянно болит голова.  Лечение: свежий воздух + лекарства.

         Сотрясение мозга.

Хронические болезни. Все болезни в нас заложены, проявляются при благоприятных для этого условиях.

Алкоголизм развивается при  недостатке гормонов удовольствия - эндорфина. Профилактика: принимать химические вещества, которые не хватают организму.

Социальные факторы. Общество само  формирует девиантное поведение. В момент перестройки  общественного строя  девиаций очень много. Резкое расслоение общества, нарушение принципа социальной справедливости / на западе считают, что все люди разные. Разные способности, разные возможности. А у нас попытка восстановить принцип социальной справедливости/.

Неблагополучная семья.   Ближайшее окружение/ наркомания, проституция/.

Средства массовой информации. / Для того, чтобы воспитывать, надо изолировать от негативного примера. Например, верующие уводят, изолируют детей. Считают: "Люди - зло, агрессия".

Войны. Страх снимается через работу, когда руки заняты, голова думает о работе.

Психологические факторы /см. выше/. Депрессия, агрессия, неврозы, эпилепсия, анемия и т. д.

Вывод.

Когда мы говорим "трудный подросток", то сразу представляем себе наглого, самоуверенного паренька. Но это не совсем так. Как говорят психоневропотологи, чаще всего в своей клинической практике они встречаются с заниженной самооценкой таких детей, чем с завышенной. Ребята не верят в себя, в то, что они могут быть уважаемы и любимы, и поэтому - в качестве бунта, нежелания мириться с этим положением - надевают на себя "маску" самоуверенности, хамства, ,цинизма.

К сожалению, "маски" постепенно прирастают к лицу, выйти из роли становится все труднее.

Советы родителям.

Что же делать, чтобы ребенок не стал "трудным"? Прежде всего - понять, что ваш ребенок, не обязан  быть похожим на вас/ или на кого еще/. Если все в  семье "одинаковые" , то это, наверное, очень скучно, и мало чему можно поучиться друг у друга. Нельзя предъявлять одинаковые требования к молчаливому   "педанту" и к шумному   "разгильдяю". И не нужно! Последовательно, постепенно, понемногу надо прививать ребенку недостающие черты. Необходимо понимать, что трудные дети - это те, которым с нами трудно, труднее, чем нам с  ними.

Одно из главных условий правильного воспитания - это принимать ребенка таким, какой он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения

Работа с учащимися девиантного поведения....

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением

Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...