Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в вопросах формирования предметной деятельности детей раннего возраста
статья по теме

Овсеенко Лидия

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Добиться положительного результата, можно при тесном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья – поистине высокое творенье. Она – заслон надежный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас – основа всех начал.

(Е.А. Мухачёва)

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в вопросах формирования предметной деятельности детей раннего возраста

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.

Добиться положительного результата можно при тесном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей на всем протяжении дошкольного детства ребенка.  

В раннем возрасте малыш усвоит лишь первые простые уроки действий с предметом, он еще долго будет постигать предметный мир, но эти первые уроки самые важные для его дальнейшего полноценного развития. По многочисленным данным, полученным в психологии, речь, интеллект, воображение, память, сознание и личность ребенка обязаны своим возникновением предметной деятельности, основы которой закладываются в раннем возрасте.

Выдвижение на передний план действий с предметами и игры приводит к усложнению потребности детей в общении со взрослым. Помимо потребности во внимании и доброжелательности, ребенок раннего возраста испытывает потребность еще и в сотрудничестве со взрослым.

Взрослый начинает выступать для малыша не только как источник тепла и заботы, но и как образец для построения действий с предметами. Именно взрослый открывает ребенку культурную функцию предмета, общественный способ его употребления. Он ставит перед ребенком задачу овладения определенным действием, с помощью слова или показа определяет значение каждого предмета и способы действия с ним. А потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и речи уже на ранних этапах онтогенеза.

Основные задачи нашей работы:

- создать условия для успешного развития предметной деятельности детей раннего возраста;

- обеспечить сотрудничество и взаимодействие с  родителями;

- вооружить родителей знаниями и практическими умениями в воспитании детей, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и вовлечь их в педагогический процесс;

- использовать эффективные формы работы, направленные на оказание помощи родителям, воспитывающим ребенка раннего возраста.

При создании условий для успешного развития предметной деятельности детей раннего возраста, окружающая среда рассматривается нами как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.

Поэтому важным направлением в нашей работе является информация от родителей о содержании места игры ребенка дома, где особое внимание уделяется выбору игрушек и их соответствию возрасту ребенка.

Важным аспектом является создание условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей. Для этого мы обращаем внимание родителей на обеспечение мотивации речи и понимание речи. Например,  выполнение инструкции с помощью куклы-помощника.

Активно используем наглядную информацию: родительские уголки,  папки-передвижки, семейный и групповые альбомы, фотовыставки, ящик вопросов и ответов. Так же выпуск газеты, которая помогает проводить пропаганду логопедических знаний среди родителей.

В беседах мы стараемся выяснить привычки ребёнка, особенности поведения, любимые игрушки и игры, как ласково называют его дома, что ребёнок уже умеет делать, что ещё не получается и так далее.

Знакомим родителей с результатами изучения предметной деятельности.

Включаем родителей в процесс изучения уровня сформированности предметной деятельности.  Например, предлагаем родителям понаблюдать, как ребенок играет с пирамидкой. Выяснить, может ли малыш разобрать пирамидку, т.е. снять колечки с палочки. Затем, может ли он надевать колечки: правильно брать элемент пирамидки пальцами и надевать его на стержень. Потом предлагаем игру усложнить, предложив колечки разного размера. Напоминаем об эмоциональном и доброжелательном общении с малышом, поощрении любого проявления ребёнком речевой активности, побуждении к новым попыткам говорить.

Родители стремятся к индивидуальным контактам с педагогом, так как их интересуют вопросы, касающиеся формирования личности маленького ребёнка, его внутреннего мира, отношений с родителями и окружающим миром.  С целью сотрудничества и взаимодействия с родителями используются  активные формы и методы работы:

  • Одно из условий – мотивация родителей.
  • Трансляция педагогического опыта семьи: родительские гостиные, «почтовый ящик», оформление фотовыставок.
  • Обучение родителей организации и проведению игры ребенка с предметами.
  • Организация деятельности родителя в качестве ассистента воспитателя.
  • Выступление родителя в роли эксперта: просмотр и анализ видеосюжетов.

Родители обсуждают видеозаписи фрагмента занятия или режимного момента.  Наблюдают за своими детьми со стороны, оценивают их поведение в ситуации, отличной от семейной, а также перенимают у нас приемы обучения, где поощряются все формы речевой активности детей. Обращается внимание на то, что активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией.

  • Одной из форм взаимодействия с родителями является родительский клуб,

куда родители приходят поделиться своими мыслями, решить возникшие проблемы, поделиться собственным опытом. Тема и вопросы для обсуждения готовятся заранее и подбираются  вместе с родителями. Родители в непринужденной обстановке обсуждают вопросы, которые ставит перед ними воспитатель.

       Родители становятся активными участниками и непременными помощниками всех дел в группе.

Также решается задача вооружения родителей знаниями и практическими умениями в воспитании детей, повышение психолого-педагогической компетентности родителей и вовлечение их в педагогический процесс.

Еще недавно для родителей было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. На данном этапе развития дошкольного образования актуальной остается проблема психолого-педагогической компетентности родителей.  

В последние годы все больше родителей, которые задумываются о том, что и как нужно развивать в ребенке: как с ним играть, на что способен малыш. Интерес родителей должен быть грамотно удовлетворен для полноценного развития ребенка, в том числе и его речевого развития.    

С этой целью выделяются направления работы с родителями.

Психолого-педагогическое просвещение родителей и вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, направленный на развитие предметной деятельности:

- Освоение знаний в области проблемы формирования и развития предметной деятельности (формирование представлений о развитии предметной деятельности в раннем возрасте; знакомство с требованиями, предъявляемыми к предметно-пространственной среде развития ребенка раннего возраста).

- Осмысление знаний в области проблемы формирования и развития предметной деятельности (побуждение родителей к обращению к уже известному материалу по рассматриваемой проблеме, его углубленному анализу, поиску новой информации).

- Обсуждение знаний в области проблемы формирования и развития предметной деятельности (привлечение родителей к обсуждению наиболее важных (сложных, спорных) вопросов развития предметной деятельности детей раннего возраста).

- Систематизация знаний в области проблемы формирования и развития предметной деятельности (активизация воспитательного потенциала родителей).

Одна из задач нашей работы – использование эффективных форм работы, направленных на оказание помощи родителям, имеющим детей  раннего возраста.

На протяжении многих лет практика работы с родителями через родительские собрания показала, что традиционное информационное содержание не является эффективной формой передачи педагогических знаний и не дает положительного результата в воспитании и обучении.

Перед педагогами встала необходимость изменения системы взаимодействия с семьями, где воспитываются дети раннего возраста, введения новых форм дошкольного образования с опорой на творческий подход.  Наиболее эффективные  формы работы с родителями:

  • Тренинг «Эффективности родителей»
  • Мастер-класс
  • Занятие с участием родителей
  • Видеоинформация
  •  Проектная деятельность
  • Групповая консультация
  • «Почтовый ящик» для вопросов и пожеланий родителей
  • Газета для родителей

А также:

  • общие и групповые родительские собрания;
  • консультации;
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  • совместное создание предметно-развивающей среды;
  • работа с родительским комитетом группы;
  • тренинги;
  • семинар-практикум;
  • встречи в форме «круглого стола»;
  • родительские «гостиные»;
  • родительские конференции;
  • деловая игра;
  • телефон Доверия;
  • тематические выставки и фотовыставки;
  • библиотека для семейного чтения;
  • родительский уголок;
  • анкетирование.

По большому счету, ответственность за воспитание ребенка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Педагоги создают условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей, создают ситуации общения для обеспечения мотивации речи, развивают и поощряют все формы речевой активности детей.

Литература

Венгер Л.А. Восприятие и обучение. – М., 1969. – С. 74.

Возникновение игры в онтогенезе ребенка (от рождения до 3 лет / Эльконин Д. Б. Психология игры. - М., 1978. – С. 151-168.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

Лисина М.И., Рузская А.Г., Сорокина Т.М. Сравнительное влияние мимического и словесного подкрепления на деятельность детей // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1974. 2 (10).

Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. - М., 1978.

Палагина Н.Н. Формирование познавательной активности детей на занятиях // Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. М., 1985.

Ремезова Л.А., Григина А.В., Шкрыль Н.М. Формирование предметной деятельности детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие. – Самара: ПГСГА, 2013. - 182с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по сюжетно-отбразительной игре и театральной деятельности детей раннего возраста.

Этот план поможет вам для прохождения аттестации по сюжетно- отобразительной игре....

Эффективное взаимодействие службы ранней помощи и семьи как условие повышения качества психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезным...

Образовательная деятельность детей раннего возраста

Конспект занятия: “ПРИЕХАЛ МИШКА НА АВТОМОБИЛЕ”Знакомство детей раннего возраста с окружающим миром. ЦЕЛИ:Учить детей различать грузовой и легковой автотранспорт; правильно называть части машины:...

Методика «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в процессе формирования сенсорно – перцептивной деятельности»

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки...

Выступление на педсовете. Тема: ««Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно-эстетическому ра...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Работа по формированию экономического воспитания, культуры  старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...

Консультация для педагогов «Использование русского, песенного фольклора, для развития игровой деятельности детей раннего возраста»

Использование песенного фольклора нашло свое отражение в детской игровой деятельности. Пение детских фольклорных песенок в сочетании с движениями под музыку песни развивают музыкально – творческ...