"Дети и деньги"
методическая разработка на тему

Родительское собрание, на котором  рассматривается  проблема: как правильно выстроить отношения ребенка и дене.г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Дети и деньги»

Цели:1. показать роль родителей, семьи в формировании бережливости,  правильном отношении  к деньгам; оказать родителям помощь в преодолении трудностей, связанных с воспитанием правильного отношения к деньгам и другим материальным благам.

2.Развивать у родителей интерес к совместному общению и обсуждению проблем детей

    Оборудование: набор карточек с ситуациями и вопросами для обсуждения; памятки для родителей

                                       Ход собрания

     У ч и т е л ь. Наши дети должны развить в себе с детства правильное отношение к деньгам и научиться грамотно ими распоряжаться. Американский психолог Алан Фромм считает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания», и учиться этому искусству следует именно в детстве.

Как правильно выстроить отношения ребенка и денег? Как научить ребенка быть бережливым в наше время? Как сделать так, чтобы открытые и щедрые дети под влиянием нашего воспитания не превратились в скупых людей?

Попробуем сегодня на собрании сформулировать для себя ответы на данные вопросы

Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?- вот вопрос, который интересует многих родителей в первую очередь. Аргументы могут быть ЗА и ПРОТИВ. Попробуйте  привести аргументы в пользу того мнения, которое вам ближе

Обсуждение родителями данной проблемы.

Аргументы против, которые приводят некоторые родители:

    нецелесообразно - ребенок не умеет тратить, родители все должны покупать ему сами;

    слишком много внимания денежным вопросам - будет жадным, алчным;

    если регулярно снабжать деньгами - станет капризным, избалованным, не научится сдерживать свои желания; не зарабатывает - не знает цену деньгам, не будет ценить даваемое;

    носить с собой деньги сейчас просто опасно; зачем нам лишние проблемы (в лучшем случае - зависть других детей, в худшем - отнимут или, не дай бог, побьют и т. д.).

Аргументы за:

  ребенку нужно чувствовать себя полноценной личностью, ведь у всех вокруг есть деньги: у мамы, папы, старшего брата, одноклассников;

    пусть учится самостоятельно и ответственно тратить и рассчитывать свой бюджет; наделает ошибок, так под нашим присмотром и с малыми потерями; научится предвидеть последствия своих поступков - не станет рисковать во взрослой жизни;

    если не давать - возникают отрицательные эмоции, может развиться зависть к другим детям, жадность, переоценивание власти денег; не исключены сначала мелкие, потом более крупные кражи и т. д.

Как видите, мнения по денежному вопросу могут быть диаметрально противоположными. И решаться он в каждой семье будет по-своему. Возможно, принять правильное решение помогут кое-какие сведения из этой области воспитания.

         У ч и т е л ь. Предлагаю несколько ситуаций для обсуждений ( для работы родителям нужно раздать бланки с распечатанными ситуациями)

                                        Ситуации для обсуждения

        Ситуация 1.

        Шестилетнего ребенка родители отправили к бабушке в деревню. И вот там шесть старушек сидят на лавочке у дома и радуются на городского внука. Конечно, каждая  чем-нибудь угощает. И тут же просит: «А бабушке дашь?» Дети - ангелы, потому что они не ведают добра и зла, они просто живут, и отзывчивость, милосердие присутствуют в каждом изначально. И ребенок охотно подбегал к бабушке, протягивал ей все, что было в руках. А бабушка гладила его по голове и говорила: «Спасибо, внучок. Кушай сам. Бабушке ничего не надо».

      Пояснение педагога.

       Конечно, ни один взрослый не хочет воспитывать своего ребенка плохим человеком и сделать его и себя несчастным. Но многое, в том числе и жадность, мы воспитываем, сами того не подозревая.

      Поймите и запомните: когда вы говорите со своим ребенком, подумайте, «как ваше слово отзовется». Своими словами вы даете малышу психологическую установку к действию. То есть если « бабушке сегодня ничего не надо» от  внука или внучки, завтра ничего не надо… Как можно ждать от них, повзрослевших, что они догадаются для тебя что-то купить, а тем более поделиться своим? И нечему удивляться, а обижаться можно только на себя.

       Ситуация 2.

       Я работаю гувернанткой - так теперь называется домашний воспитатель - и вот что наблюдаю. Когда детям приносят сладости, то даю каждому, скажем, по апельсину. Кто-то съел раньше, ему хочется ещё, он просит у брата: « Дай кусочек». А тот в ответ: « Ты своё съел». И мама, если попросит поделиться, получает тот же ответ.      

   Пояснение педагога. Если в вашей семье бывают такие сцены, советую: не давайте  детям сразу всё, а лучше что-то одно разделить на всех. Пусть достаётся по чуть-чуть, но главное - вы душой друг для друга. Кто-то может сказать: «Вот ещё! У меня денег вполне хватает, чтобы не обидеть моего ребенка». Да, в материальном плане вы его обеспечите и порадуете, и побалуете, но в моральном - нанесете ущерб и малышу, и себе. Потому что воспитаете жадину. И в первую очередь жадным он будет с вами. Оглянитесь, сколько таких взрослых людей, которое не только материально своим родителям не помогают, но и не интересуются, живы  ли они.  

        Ситуация 3.

       Отец входит в комнату сына и видит, что в комнате горит свет изо всех источников, имеющихся в помещении (настольная лампа, люстра).

       - Выключи ненужный свет, - просит отец.

       - Папа, ты ведешь себя, словно бедняк, - отвечает сын.

      Учитель. Только неумные люди стесняются быть бережливыми.

 Приведенная в качестве примера ситуация показывает, что в этой семье проблема запущена. В ребенке с самого раннего возраста следует закладывать основы характера будущего рачительного хозяина.

      Учитель. Очень часто нам приходится быть свидетелями не очень приятных сцен между родителями и детьми в магазине. «Купи!»- надрывается в истерике малышу. И очень часто родители покупают что угодно, лишь бы прекратился этот душераздирающий ор. Ваши дети, конечно, уже не падают на пол в истерике, так как вышли из этого возраста, но проблемы их денежного довольствия  наверняка остро стоят в ваших семьях.

                                      Вопросы для обсуждения

         1. Нужно ли давать детям деньги?

   Конечно. Даже у первоклассников возникает потребность купить себе пирожное или булку в школьном буфете. Да и приобщение к домашнему хозяйству- важный момент в воспитании. А в помощь по дому может входит в осуществление мелким покупок ( хлеба, мыло, зубной пасты).

         2. Сколько денег давать и как это лучше делать?

   В каждой семье этот вопрос решается индивидуально, однако лучше всего, если это будет фиксированная сумма, которая будет выдаваться раз в день, затем раз в неделю, затем   раз в месяц по мере взросления ребенка и формирования у него умения планировать свои расходы.

   Естественно, сумма может и должна меняться в соответствии с изменением потребности ребенка. Но каждое прибавление должно детально обговариваться. Точные возрастные рамки  здесь указать не возможно кто-то и в семь лет сможет распланировать свои покупки на неделю, а кто-то в десять лет будет все тратить в первый день.

        3. Следует ли требовать от ребенка отчет о потраченных деньгах?

   Ребенок сам планирует свои расходы и решает, что важней купить, а от каких покупок следует воздержаться. Родители должны помогать ему в этом, избегая, однако, мелочной опеки, А.С.Макаренко пишет: « … надо так давать деньги детям, чтобы они могли тратить куда хочу - юридически, а на самом деле, чтобы на каждом шагу тормозили своё желание. Только при таких условиях карманные деньги принесут свою пользу».

    Не следует считать каждую копейку, израсходованную ребенком. Он должен знать, что к нему относятся с доверием, что в разумном и возможном отказа ему не будет. Постоянные ограничения развивают повышенный интерес к деньгам, доверие этот интерес гасит.

      4. Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения или наказания?

   Деньги как средства поощрения и наказания использоваться не должны. Мы даем деньги детям потому, что они им нужны – на школьные завтраки, на мороженое, на … В каждой семье этот список свой. А вовсе не за хорошее поведение или оценки.

   Почему не стоит поощрять хорошую учебу или  домашние дела деньгами? Да потому что в первую очередь ребенок должен учиться для себя. Учёба, какой бы она не была, прежде всего, нужна самому ребенку. Это – работа на себя. Для знаний, для оценок, для вуза…

   Кроме того, ребенок живет в семье, которая о нем заботиться морально, материально, духовно и физически. И если на него возлагаются какие то обязанности – это его вклад в семью, его помощь самым близким людям, его обязанность. Такая же , как обязанность отца – зарабатывать деньги, матери – вести домашнее хозяйство. «Оплачивая» детям помощь в семье и учебе, мы можем вырасти эгоистов, «потребителей» по жизни, не способных не бескорыстную отдачу.

      5. Нужна ли ребенку копилка? Хороший ли это подарок?

    В наличии у ребенка копилки нет ничего ни хорошего, ни плохого. Это всего лишь средство воспитания. Все дело в том, как родители преподносят этот подарок. Некоторые считают, что копилка развивает у детей дух  накопительства; стремясь её накопить, ребенок начинает соображать, каким путем их заработать.

   В семьях же, где дети приучены пользоваться деньгами, где деньги не рассматриваются как средства родительской власти – не несет никакого отрицательного влияния на формирования нравственных качеств ребенка.

      6. Влияет ли отношение к деньгам, сформированное в детстве, на жизнь человека в будущем?

   Да. Порой неправильная позиция родителей в детстве очень сильно влияет на ребенка, ставшего взрослым.

    В каждой семье свое отношение к деньгам, к тому, как их зарабатывать и как тратить. Для каждого его вариант единственно правильный, потому что привычный, усвоенный с детских лет.

    Часто мамы ограждают своих детей от материальных проблем, стараются не говорить о них с ребенком и по возможности ни в чем ему не отказывать, чтобы не лишать счастливого детства. В результате мужчина, усвоивший, что денежные затруднения его не касались, а являлись маминой «головной болью», ожидает, что теперь его денежные проблемы возьмет на себя жена. Он привык, что все его нужды удовлетворяются волшебным образом, а сам он избавлен от какой бы то ни было ответственности, Вряд ли с такой жизненной позицией ему будет легко.

   Иные родители считают, что если они обеспечивают ребенка материально и у него есть все необходимое, то этого вполне достаточно. Но ничего не заменит ребенку общение с мамой и папой.

 У ч и т е л ь. Очень хочется верить, что наш разговор поможет вам избежать острых углов в вопросах домашнего воспитания.

 Мне же хочется предложить вам напоследок  интересную  и чрезвычайно полезную  и для детей, и для родителей книгу Евгении Блискавки «Дети и деньги». По сути – это бесплатный самоучитель для детей и родителей, в котором в доступной и простой игровой  форме Евгения Блискавка (автор книги и директор Института финансового планирования) учит детей основам финансовой грамотности.Это наглядный пример того, как правильно говорить с ребенком о деньгах, чтобы навсегда не отбить у него интерес к этой теме, как научить ребенка использовать свои знания о деньгах в жизни.

А еще предлагаю «Памятки для родителей», составленные психологами по проблеме «Дети и деньги». Пусть они подскажут вам правильные решения  в общении с детьми в вопросах денег.

 

   ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Потребность иметь собственные деньги неразрывным образом связана со стремлением ребенка к самостоятельности.

Накопленные или полученные в подарок деньги ребенок имеет право потратить так, как ему хочется.

Выделяйте ребенку на карманные расходы столько, сколько может позволить ваш семейный бюджет, даже если на эти деньги можно всего лишь раз в неделю что-то приобрести в школьном буфете сверх программы. Пусть ребенок с ранних лет понимает цену деньгам.

Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать, и желательно в срок. Иначе окружающие перестанут ему доверять.

Отказываясь что-либо купить ребенку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день все покупки у вас распланированы и на желанную для него вещь денег не предусмотрено. Возможно, к следующему походу в магазин ребенок забудет о своем желании. Если же он «бредит» этой вещью, то можно предложить ему подождать до дня рождения, Нового года и т.д. Учите ребенка планировать траты. Например, собираясь в парк, обсудите с ним, сколько денег и на что вы собираетесь потратить. Постарайтесь не выходить за поставленные рамки. Иначе ребенок решит, что ваши планы ничего не значат, достаточно устроить истерику — и он все получит.

В различных туристических поездках выделяйте ребенку небольшую сумму, которую он сможет потратить по своему усмотрению. Так приятно будет подарить своим родным или друзьям самостоятельно купленную безделушку.

Не стоит дарить ребенку деньги с указанием, на что он должен их потратить. Другое дело, если ребенок давно мечтает о чем-то и ваш подарок поможет осуществить эту мечту.

Если вы предложили ребенку накопить денег, то дайте ему возможность пополнять копилку. Пусть он, например, оставляет себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств он может найти другой источник, не всегда законный.

Если ребенок, копивший деньги на определенную вещь, вдруг передумал ее покупать и решил потратить деньги на что-то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите, что он таким образом от нее отказался окончательно.

С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги. А вдруг они были отложены на что-то важное, например на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?»

Если ребенок слишком интересуется деньгами, используйте этот интерес для образовательных целей. Обратите внимание ребенка на внешний вид денег, их символику, различия валют разных стран, на историю происхождения денег, на материалы, из которых их изготавливают. Постарайтесь провести параллели между этим интересом и теми предметами, которые проходят в школе: географией, историей, биологией и, естественно, математикой.

Учеба — это самая важная обязанность школьника, но это не его работа, поэтому не платите ему денег за приготовление уроков и хорошие оценки. Платой за прилежное учение является положительная оценка и приобретенные знания. Ученик должен быть активным, а не пассивным участником процесса обучения. Иначе он так и не научится самостоятельности. Ребенок будет ориентирован не на то, чтобы узнавать новое, учиться чему-то, а на то, чтобы получить оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: " Дети и деньги"

Дети и деньги - не простой вопрос, на который нет однозначного ответа. Давать ли детям деньги и если давать - то, как и сколько? Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии. Имен...

Беседа с родителями на тему "Дети и деньги"

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родителями быть не учат ни в одном учебном заведении. Наверное поэтому так много ошибок допускаем мы при общении со своими детьми. И если учителю на ...

Родительское собрание "Дети и деньги"

Сценарий родительского собрания "Дети и деньги" (с презентацией)...

Родительское собрание на тему: "Дети и деньги"

Презентация для родительского собрания на тему: "Дети и деньги".Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом. Дет...

Родительское собрание "Дети и деньги" с мультимедийной презентацией

Рассматриваются две проблемы: 1) отношение детей к личным деньгам; 2) дети или дополни тельный заработок. Материал сопровождается мультимедийной презентацией....

ДЕТИ И ДЕНЬГИ

Как формируется отношение детей к деньгам?Что влияет на это отношение? Как, вообще, формируется экономическое сознание и поведение?Исследователи отмечают, что огромную роль в этом процессе играют...