Консультация "Фонематический слух- что это?"
консультация по теме

Татьяна Николаевна Эртель (Матвеева)

Консультация для родителей.Фонематический слух. Развитие фонематического анализа и синтеза. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Фонематический слух35 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух

– что это?

              Значительное количество речевых нарушений,  так или иначе, связано с неспособностью детей дифференцировать (различать) на  слух фонемы (звуки) родного языка, что делает невозможным их правильное произнесение, не дает возможности овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Устранить тяжелые дефекты речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

               Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы. Это основная часть многих методов коррекционного воздействия, используемых как на групповых, подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.

               Логопедическая работа по развитию у детей способности дифференцировать (различать) фонемы проводится поэтапно:

       1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых слов, фраз, звукоко-мплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

3. Различение слов близких по слоговому составу.

4. Дифференциация (различение) слогов.

5. Дифференциация звуков.

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа, т.е. (узнавание) звука на фоне слова.

 Начинается работа с освоения неречевых звуков, постепенно охватываются звуки речи, правильно произносимые детьми, затем те которые ставятся (или исправляются) и вводятся в самостоятельную речь.

 Одновременно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Это позволяет добиваться более эффективных и скорых результатов развития фонематического восприятия.

               

Развитие фонематического анализа и синтеза

              Анализ слова на составляющие его звуки - сложная психическая функция, требующая высокого уровня развития аналитико-синтетической  деятельности.

             Фонематический анализ предполагает как элементарные, так и сложные формы звукового анализа.

               Элементарным считается выделение (узнавание) звука на фоне слова, которое при нормальном речевом развитии появляется у детей спонтанно, без специального обучения.

Более сложная форма - умение вычленять первый и последний  звук из слова и определять положение звука в слове (начало, середина, конец слова).

Самая сложная форма определение последовательности звуков в слове, их количество, место по отношению к другим звукам (после какого звука и перед каким звуком)- появляется у детей лишь в процессе специального обучения.

Первоначально мы учим детей выделять начальный ударный гласный в словах типа ива, Аня, утка. Затем дети запоминают и анализируют ряды гласных типа ауи, определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй, третий.

Далее учимся  выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак), а также проводить анализ и синтез сочетаний типа ап, ук, от (сколько звуков, какой звук первый, второй), после чего определяют слогообразующий гласный из положения после согласного (бык, кот, мак).

 Все эти упражнения подготавливают детей к усвоению анализа и синтеза прямого слога и односложных слов, одновременно они знакомятся с терминами «звук», «гласный», «согласный».

На последующих занятиях учат разделять слова на слоги, составлять схему одно- и двусложных слов, проводить звуко-слоговой анализ и синтез слов типа суп, косы, утка, усваивать качественную характеристику звуков - твердых и мягких, слогообразующую роль гласного звука.

Составляя различные виды схем, дети подбирают к ним слова. Постепенно задания усложняются: дети должны подобрать соответствующие слова к заданной модели (первый звук - глухой согласный, второй - гласный, третий - звонкий согласный, четвертый - гласный, например, козы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

В специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением слуха, наряду с общеобразовательными уроками, существуют и специфические формы организации учебной деятельности, которые отсутствую...

Доклад на тему: "Применение развивающих упражнений в развитии речевого слуха у детей с нарушенным слухом на индивидуальных занятиях".

Работая в  школе (СКУ 1 вида) столкнулась с  проблемой:Снижение или отсутствие слуха у ребенка негативно отражается: -на его психическом развитии, -ограничивает познание окружающе...

Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»

Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Здоровьесберегающее пространство коррекционных занятий по развитию речевого слуха и формированию произношения у детей с нарушением слуха.

Здоровьесберегающее пространство школы – это совокупность условий, создаваемых с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья школьников. Неслышащие дети, помимо нарушений, связанных с недостатком с...