Главные вкладки

    Консультация для родителей учащихся младших классов "Нарушения устной и письменной речи"
    консультация на тему

    Головина Нина Анатольевна

    Информирование родителей и педагогов о нарушениях устной и письменной речи у учеников младших классов, о причинах этих нарушений и коррекционной работе. А также   советы логопеда родителям учеников, имеющих трудности в обучении.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx273.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей учащихся младших классов

    «Нарушения устной и письменной речи»

    Цели:

            Формирование условий для оптимального развития и обучения детей, раннего выявления детей, имеющих трудности в развитии, обучении, школьной и социальной адаптации, а также эффективного взаимодействия педагогов, родителей и логопедов.

    Информирование:

           Каждый учебный год я начинаю с обследования устной и письменной речи учащихся младших классов. Результаты диагностики довожу до сведения учителей, завуча и родителей, даю рекомендации и консультации.  И всякий раз учителя  с тревогой интересуются состоянием речи своих новых  учеников, и эта тревога не случайна. Для наглядности приведу данные из аналитических справок за  3 учебных года. В общей сложности мною были обследованы ученики 46 классов, что составило  1123 учащихся.  Нарушения устной и письменной речи были выявлены  у 224 человек.  Что в процентном отношении составляет:  20%  от числа всех обследованных. За многие годы наблюдений эти данные колеблются  от 20% до 30%.  Большинство этих детей, в той или иной степени, посещали логопедические занятия в детских садах, Центрах или  поликлиниках.

          Отмечу  те нарушения, которые наиболее часто встречаются у первоклассников:

    • Несформированность звуковой строны речи. Здесь, чаще всего, наблюдается неавтоматизированность поставленных звуков, смешения близких звуков, замены, нечёткость и вялость артикуляции.
    • Незаконченность формирования фанематического восприятия.
    • Несформированность  фонематического анализа и синтеза.
    • Нарушение звуко-слоговой структуры при произношении наиболее трудных слов.
    • Бедность словарного запаса.
    • Нарушения в грамматическом оформлении речи.
    • Низкий уровень обобщений.
    • Слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.
    • Недостатки внимания и памяти.
    • Несформированность временно-пространственных представлений.
    • Затянувшийся процесс латерализации, когда окончательно не определился ведущий из парных сенсо-моторных органов.
    • Трудности динамической и кинетической организации движений руки, затрудняющие усвоение графо-моторных навыков.
    • Недостатки эмоционально-волевой сферы.

        Все эти нарушения осложняют освоение учащимися школьной программы, в первую очередь овладение письмом и чтением. И в конечном итоге приводят к дисграфии (нарушению письма) и дислексии (нарушению чтения).  Нарушения письменной речи – одна из самых актуальных проблем школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний.

          Основными симптомами дисграфии являются специфические (не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер.  Возникновение этих ошибок  не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями зрения и слуха, ни с нерегулярностью школьного обучения. При обследовании письма учеников 2-х – 4-х классов обнаруживаются следующие стойкие ошибки:

    • Пропуски букв, слогов, слов, их перестановки, вставки лишних букв, слогов
    • Замены и смешения букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным признакам, звуки
    • Смешения букв графически сходных
    • Нарушение согласования и управления слов в предложении

         Как правило, дисграфия встречается в сочетании с дислексией, когда дети с трудом овладевают навыками  чтения. При этом  их чтение изобилует многочисленными повторяющимися ошибками.  Ведь чтение становится возможным лишь тогда, когда ребёнок умеет чётко различать отдельные звуки в речи. Только при этом условии буквенные обозначения наполняются для ребёнка соответствующим звуковым содержанием. До тех пор, пока каждый отдельный звук из речи не выделен с надлежащей точностью, буква остаётся пустым графическим начертанием, не связанным с фонемой. Что в свою очередь вызывает значительную затруднённость в запоминании букв, в установлении прочных звукобуквенных связей. А для детей с нарушением речи выделение звуков на слух и дифференциация близких звуков представляют немалую трудность.

          Кроме того, дисграфию часто сопровождает, либо является её следствием, дизорфография. Это - расстройство формирования и автоматизации орфографического навыка письма, который является разновидностью речевого навыка.  Дети с таким нарушением делают массу орфографических ошибок, даже в знакомых словах, и при условии, что хорошо знают правила. Это нарушение диагностируется с  9-ти  - 10-ти летнего возраста. Также является большой проблемой, значительно снижающей успеваемость детей в школе.

         Нарушения письма и чтения могут быть обусловлены задержкой  формирования определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребёнка. Кроме того, может быть наследственная предрасположенность, когда передаётся качественная незрелость отдельных мозговых структур, участвующих в организации письменной речи. И, совершенно очевидно, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная связь. И фонетико-фонематические, и лексико-грамматические особенности устной речи находят отражение в речи  письменной.  Поэтому для устранения этих нарушений необходима комплексная система коррекционного воздействия. Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование всех сторон устной речи, коррекцию письменной речи, развитие психических  процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Только систематическая кропотливая работа, часто занимающая не один учебный год, даёт хорошие результаты. Но даже в этом случае, далеко не всегда, нашим ученикам легко даётся усвоение программы по русскому языку в средней школе.

    Советы логопеда

    • Если Вы заметили, что у вашего ребёнка-первоклассника трудности в овладении письмом и чтением, приходите на консультацию к учителю-логопеду. Приносите с собой его тетради.
    • Если у вашего ребёнка выявлены нарушения письма и чтения, то ребёнка необходимо обследовать у детского невролога, сделать электроэнцефалограмму, доплерографию сосудов головного мозга.
    • При необходимости врач назначит курс лечения, который надо обязательно выполнять. Ведь на фоне лечения коррекционная работа  будет более эффективной, быстрее достигнет желаемого результата.
    • Ребёнка с трудностями в учёбе, поведении обязательно сводите на консультацию к психологу. Если будут предложены занятия, не отказывайтесь.
    • Будьте внимательны к проблемам ребёнка, не ругайте за ошибки и плохие оценки, если он старается, будьте терпеливы.
    • Контролируйте выполнение домашних заданий, помогайте найти и исправить ошибки. Но не делайте работу вместо ребёнка!
    • Если ребёнок плохо читает, то он, естественно, и не любит читать. Тогда читайте вместе (хором, по очереди, по ролям, за лидером и т.д.). Подбирайте занимательные для ребёнка книги, интересно изданные, с элементами игры.
    • Обсуждайте прочитанный материал, учите детей пересказывать и выражать свои мысли. Это развивает и связную речь, и мыслительные процессы. Не получается – поправьте, дайте образец, наводящие вопросы.
    • Приходите чаще к логопеду, спрашивайте, советуйтесь, принимайте участие в коррекционной работе.  Ведь только совместными усилиями можно помочь ребёнку.

                                                    Головина Нина Анатольевна,

                                                                                                                                                    учитель-логопед  ГБОУЦППРК «Доверие»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

    Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

    Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

    В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

    Положениео единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей МБОУ «Славгородская СОШ » города Славгорода Алтайского края

    . Настоящее положение разработано в соответствии с законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года,   Методического письма Министерства просвещения от 1 сентября 1980 года №364-М,...

    Программа исправления устной и письменной речи младших школьников для формирования успешного обучения

    Данная программа содержит:1. Пояснительная записка2. Основные направления содержания деятельности3. Условия реализации программы4. Содержание программы5. Список литературы...

    Компьютер - как средство повышения эффективности логопедической работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи.

    Цель использования компьютерных ресурсов в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...