Родительское собрание по профессиональному самоопределению старшеклассников
консультация на тему

В материале рассмотрены основные проблемы самоопределения старшеклассников и чем могут помочь родители в этом нелёгком деле своим детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание по профессиональному самоопределению в старших классах.

Рекомендации родителям старшеклассников

Не относитесь к занятиям своих детей свысока. Найдите время их выслушать, а лучше всего –  попробуйте увлечься тем, что их интересует. В общении на равных вы совершенно другими глазами увидите своего ребенка и его друзей. И тогда ваши советы будут приняты с благодарностью.

В подростковом возрасте неизбежна «разбросанность» интересов, т.к. это период поиска, самоутверждения, негативизма, или, наоборот, конформизма, когда интересы выбираются « за компанию».

В старшем подростковом возрасте потребность в осмысленной деятельности, направленной на достижение социально значимого результата, становится, как правило, необходимостью. Не удовлетворяясь иллюзией труда и не находя реального дела ни в семье, ни в школе, подросток ищет его сам и, случается, находит его в антисоциальной плоскости.            

Еще один важный фактор, который следует учитывать при выборе профессии – потребность экономики в кадрах. Необходимо знать, какие профессии являются в данный момент наиболее востребованными на рынке труда в вашем городе (районе), а какими профессиями рынок перенасыщен. Необходимо помнить, что по данным статистики 70% профессий, востребованных на рынке труда – профессии материальной сферы. 

Еще одна трудность, с которой сталкивается подросток в процессе профессионального самоопределения – это неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний, основывающийся на неадекватном уровне самооценки, неправильном понимании своих способностей. В этом возрасте, как показывают исследования, только 10% старшеклассников могут правильно оценить себя. 90% нуждаются при этом в совете старших. Самооценка и возможности – эти два фактора имеют самое большое значение в возникновении противоречий у подростка. Он часто выказывает такие притязания, которые сам не может реализовать. Хотя он и чувствует себя взрослым, но у него нет ни нужных знаний, ни навыков, ни умений, ни морального права на эти притязания, значит – нет и возможностей.

Исследования подтверждают, что главными регуляторами уровня притязаний являются в жизни успехи и неудачи. Поэтому не следует настойчиво отговаривать молодого человека от осуществления его намерений, нужно лишь четко определить запасной вариант профессионального плана на случай неудачи. В качестве резервного профессионального намерения может быть запланировано поступление в учреждения среднего или начального профессионального образования. Но запасной вариант нужно не только запланировать, но и просчитать: выяснить условия приема и обучения, сроки подачи документов, вступительных экзаменов, на общих основаниях или по направлениям осуществляется прием, возможно ли обучение на коммерческой основе и т.п.

Следующая сложность, с которой сталкивается подросток при выборе профессии – это свойственная подростковому возрасту высокая эмоциональность. Поэтому подростка зачастую привлекает внешняя сторона профессии, он выбирают романтические, необычные, особенные профессии, основываясь на каком-либо одном незначительном, но очень ярком привлекательном признаке. Например, такие профессии, как модельер, стюардесса, следователь уголовного розыска, археолог, океанолог, геолог, переводчик.

Для коррекции малообоснованных профессиональных планов необходимо подробно информировать подростка о содержании профессии, трудовых обязанностях, условиях, режиме труда и отдыха, способах получения профессии, потребности в кадрах.

И тут мы подходим еще к одной группе проблем, с которыми сталкиваются подростки в процессе профессионального самоопределения. Это отсутствие, стихийность или фрагментарность профинформации, неумение ее систематизировать. Подростки имеют  недостаточное представление о мире профессий, их содержании и специфике, учебных заведениях, условиях приема в них, обучения. Задача родителей – помочь детям овладеть такой информацией.

Попробуйте вместе с сыном или дочерью проанализировать содержание разных профессий. При этом надо помнить, что нет плохих и хороших профессий – плохими или хорошими их делают субъективные  оценки разных людей. Ваша задача – помочь детям оценивать различные профессии объективно, с учетом всех плюсов и минусов. Анализируя содержание профессий, следует помнить и о том, что каждую профессию надо рассматривать в единстве внешнего и внутреннего. Внешнее – это то, что сразу бросается в глаза. Например, врач в белом халате в чистом светлом кабинете ведет прием больных, беседует с ними, осматривает, выслушивает, назначает лечение. А что за этим? Высочайшая ответственность за жизнь и здоровье пациентов. Обширные знания, которые необходимо постоянно пополнять, совершенствовать, умение правильно сопоставлять эти знания с результатом осмотра, обследования, принимать самостоятельные ответственные решения, ставить диагноз. Высокая эмоциональная устойчивость, умение владеть собой, своим поведением, чувствами. Общительность, сопереживание, сочувствие по отношению к пациентам.

Родители призваны помочь детям не только познакомиться с миром профессий, но и получить исчерпывающую информацию об учебных заведениях. Так, например, восьми- и девятиклассники не знают, чем отличается учреждения среднего профессионального образования от учреждений начального профессионального образования. Узнав, что при поступлении в учреждения среднего профессионального образования нужно сдавать экзамены, они бывают огорчены, это в корне меняет их планы.

Таким образом, подготовка к выбору профессии требует от подростка и его родителей немало усилий. Усилия нужно приложить для того хотя бы, чтобы прочесть книгу с описаниями профессий. Еще больше труда потребуется, чтобы попробовать себя в каком-либо виде деятельности, совершить первую профессиональную пробу сил. Это является лучшим способом знакомства с будущей профессией. С вашей помощью сын или дочь могут устроиться на работу в период каникул.

Итак, ваш ребенок стоит перед необходимостью важнейшего выбора – профессионального самоопределения. Разумеется, каждый сам кузнец своего счастья, только от него самого зависит успех или неудача в выборе профессии. Но готовность ребенка к этому решающему шагу зависит и от того, помогают ли ему родители или нет. Позиция родителей очень важна, она должна быть мудрой, ответственной. В первую очередь следует руководствоваться принципом «Не навреди!»

 


Памятка для  родителей

Уважаемые мамы и папы! Выбор профессии – важное и ответственное дело вашего ребенка, в котором важнее всего  – интересы самого ребенка, его склонности, способности, и только потом –  семейные традиции и интересы.

1. Дайте ребенку право выбора своей будущей профессии.

2.  Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5.  Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7.  Поддерживайте ребенка в осуществлении его мечты.

8.  Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это – эта ошибка не фатальна.

9.  Если ваш ребенок проявляет интерес к профессии, поддержите его с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.

10.   Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!


Советы подростка своим родителям

  1. Не бойтесь быть твердыми со мной: это поможет мне определить свое место
  2. Не заставляйте меня чувствовать себя глупее, слабее и хуже, чем я есть на самом деле, иначе я стану таким
  3. Не делайте то, что я могу сделать сам
  4. Не показывайте мне своего страха за меня, иначе я вырасту трусом – покажите мне, что такое мужество
  5. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, чтобы не пошатнуть мою веру в вас
  6. Не вымещайте на мне свое плохое настроение: вам лучше от этого не станет, а наши отношения пострадают
  7. Не читайте мне наставления и нотации: я уже знаю, что такое хорошо и что такое плохо
  8. Не бойтесь признаваться в своих ошибках и своей слабости: я люблю вас не за силу и непогрешимость, а потому, что вы – мои родители
  9. Не верьте, когда я говорю вам обидные слова – это говорит моя детская обида, лучше разберитесь вместе со мной, в чем дело
  10.  Не ставьте мне условий, которые я не в состоянии принять
  11.  Не делайте мне замечания в присутствии посторонних: рискуете получить в ответ обиду и раздражение
  12.  Не отмахивайтесь от моих вопросов, чтобы мне не пришлось искать ответы у других людей
  13.  Не беспокойтесь, что мы проводим вместе мало времени: важнее то, как мы его проводим
  14.  Не обижайтесь, если в какой-то момент мнение друзей для меня важнее, чем ваше – это временно
  15.  Не сравнивайте меня с другими: любите меня со всеми недостатками и слабостями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Приложения к работе на тему: "Профессиональное самоопределение старшеклассников"

В этой папке представлены приложения к творческой работе на тему "Профессиональное самоопределение старшеклассников"....

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто определяет...

Родительское собрание «Роль семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников»

Занимаясь проблемой профессиональной ориентации школьников на базе нашей школы выявилось, что при выборе профессии большинство подростков полагаются на помощь родителей. Таким образом, успешность проф...