Родительский лекторий на тему: «Поощрение и наказание».
материал на тему

Телегина Светлана Алексеевна

Что же такое наказание? Наказание – воздействие на личность ребёнка с целью осуждения его действий и поступков, не соответствующих нашим нормам, нормам общественного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_lektoriy._3.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

ТЕМА: «ПООЩРЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ».

Что же такое наказание? Наказание – воздействие на личность ребёнка с целью осуждения его действий и поступков, не соответствующих нашим нормам, нормам общественного поведения.

Наказание в какой – то степени является карой за содеянное, но главная его задача – воспитательная. Основной его смысл заключается в том, что наказание разрешает и уничтожает отдельный конфликт и не создаёт новые конфликты. Вот почему наказание, как и поощрение, служит для того, чтобы поддержать в ребёнке развитие воспитательного процесса в соответствии с заданным нами направлением, чтобы изменить своё первоначальное отношение в сторону понимания необходимости исправления.

Очень важно воспитывать в ребёнке умение тормозить проявление отрицательных качеств, нежелательных видов  деятельности, которые приводят в противоречие между требованием воспитателя (родителя).

«Тормозить себя – это очень трудное дело, особенно в детстве, оно не приходит от простой биологии, оно может быть только воспитано», - говорил А.С. Макаренко.

Как педагогически целесообразно применять наказание? Прежде всего важно взвесить обстоятельства, в которых совершено действие. Ребёнок в силу своих возрастных особенностей рассуждает и поступает с позиции своего понимания ситуации, а не взрослых.  Поэтому целесообразно поставить себя на место ребёнка (заглянуть в детскую душу, понять его, почему он совершил тот или иной поступок).

Очень неправы те родители, которые, не разобравшись в причинах получения двойки или другого поступка, начинают ругать сына (дочь). Принесёт пользу беседа, в ходе которой выясняется, почему он получил неудовлетворительную оценку (без угроз и страха порки). Нужно просто оказать методическую помощь ребёнку: прослушать его чтение, проверить дневник, почитать с ним, объяснить задачу и т.д. Тогда он получит заряд роста, а не озлобления.

«Семь раз отмерь – один раз отрежь» - гласит народная мудрость. Её можно полностью отнести и к наказанию, а на пути воспитания, если и будет стоять наказание, то оно должно быть честным, справедливым, заслуженным и ни в коем случае не унижать достоинство и личность ребёнка.

Неправильно поступают те родители, которые «разрабатывают» свою систему наказаний и поощрений: ведут учёт положительного и отрицательного в поступках своих детей, а затем, переводят  разработанные ими нормативы в баллы, выдают деньги за хорошую учёбу и, наоборот, вычитают за неуспеваемость и т.п.

Неверно делают и родители, занимая позицию невмешательства. Например, оставляя пропуски уроков  безнаказанными. «Он ещё маленький, вырастет – поймёт», - утверждают родители.  Ошибочность такого мнения налицо. Ребёнок не несёт ответственности за свои действия, аморальные поступки. «Маленькие детки – маленькие бедки, большие детки – большие бедки», - гласит народная мудрость. Важно на корню отрезать побеги отрицательного в поведении ребёнка.

Поощрение – это способ выражения положительной оценки (воспитателя, родителя) поведения,  деятельности (учёбы, труда) ребёнка. Поощрение стимулирует его к дальнейшему успеху, вызывает у него новую энергию, старание. Испытывая чувство радости, он стремится быть лучше, становится увереннее в своих силах. Смысл любого поощрения заключается именно в том, чтобы ребёнку помочь утвердиться в своей самостоятельности. К сожалению, родители реже обращаются к поощрению, чем к наказанию. Это объясняется тем, что они чаще обращают внимание на недостатки ребёнка и очень мало на его положительные качества в поведении и деятельности. Между тем поощрение благотворно влияет особенно на несмелых, тихих и робких, усиливает их веру в свои способности.  Поощрять нужно чаще учеников начальных классов, ибо они больше нуждаются в оценке своих поступков.

Какие требования предъявляются к поощрению? Прежде всего – это объективность. Поощрение должно быть заслуженное, заработанное. Особенно нужно учитывать это в семьях, где имеются маленькие дети. Несправедливое поощрение одного ребёнка вызвать озлобление и зависть другого. Практика показывает, что особенно нуждаются в поощрении неуверенные в своих силах, а также недисциплинированные дети.

Если вы заметили даже малейшие признаки дисциплинированности, его усилия, старания – нужно похвалить, одобрить, для того, чтобы продвижение характера в лучшую сторону было более осознанным. В семьях, где воспитывается один ребёнок, часто наблюдается злоупотребление готовностью удовлетворить малейшие прихоти ребёнка. Важно поставить заслон к призам, огульным требованиям маленького хозяина.

Нельзя приучать ребёнка к дорогостоящим подаркам, хотя в настоящее время возросли материальные возможности в семьях.

Избалованный дорогими подарками ребёнок по мере взросления начинает требовать всё новые и новые, более дорогие подарки. Но если вы решили сделать ребёнку подарок, то нужно учитывать его наклонности, интересы. Так, например, если он у вас любит рисовать, то купите хорошие краски, если любит столярничать, можно подарить набор столярных инструментов, аквариум, но всё это – ни в коем случае не за полученную пятёрку. Учёба – это прямая обязанность ребёнка, и как поощрение его способностей мы делаем именно такие подарки, которые разовьют его творческие способности, смекалку, изобретательность.

Как видим, поощрение и наказание как методы воспитания очень сложны и трудны в применении на практике. Успех зависит от педагогической культуры родителей, от образа жизни семьи, семейных традиций, т.е. всего того, что окружает ребёнка в семье.

В семье, где всё основано на грубости, где имеют место грубость, окрики, побои, не может вырасти здоровая личность. Подобно цветку в холодную непогоду она отцветает, не успевши расцвести. Вот почему прямой долг родителей – создать благоприятный микроклимат в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Поощрения и наказание в воспитании детей»

В данном материале представлены ход собрания на тему "Поощрения и наказание в воспитании детей", анкета для родителей, памятка для родителей....

Родительское собрание в 9»Б» классе Тема : «Поощрение и наказание детей в семье»

Цель собрания: 1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье. 2. Сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье. Участники: классный руководитель,...

Презентация к родительскому собранию на тему: "Поощрение и наказание в современных семьях".

Презентация содержит вопросы анкеты для детей по вопросам поощрения и наказания в семьях. а также психологические аспекты поощрения и наказания....

Родительское собрание. 5 класс. Поощрение и наказание в воспитании детей

Работа содержит материалы доклада "Поощрение и наказание в воспитании детей"...

конспект родительского собрания на тему "Поощрения и наказания в семье: как быть?"

теоретические и практические материалы по работе с родителями...

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в семье»

Цель собрания:Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.Сформировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.Участники: классный руководитель, родители уч...

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание в воспитании ребенка».

Данный материал может быть использован при организации и проведении родительского собрания.  В приложениях даются анкеты для детей и родителей. Анкетирование учащихся необходимо  провести на...