Урок деловая игра
методическая разработка на тему

Андреева Альмира Даниловна

В данном материале: работа в 5 группах и практическая часть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра. Организация работы с родителями.

Цель: формирование умений квалифицированно подходит к организации работы с родителями, навыков разрешения конфликтов, поиск новых способов поведения в конфликтах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: деление на 5 рабочих групп.

Вступительное слово:

«Честное слово,

Играть интересно.

Жить без игры - невозможная жизнь.

И я сознаюсь вам честно-пречестно,

Каждый из взрослых играет чуть-чуть».

                                                                    Г. Бардин

Форма деловой игры позволить нам наиболее плодотворно изучить данное направление   воспитательной работы.

Семья и школа – два общественных  института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую  не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

         Не понимание между родителями и школой всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители, отдав ребенка в школу, отстраняются от процесса воспитания и контроля, поручив это школе, педагогам. Классные руководители испытывают большие трудности в общении с такими родителями. Как нелегко порой объяснять родителям, что ребёнок требует общения и развития. 

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе, сделать их участниками воспитательного процесса?

 

Тема нашей деловой игры «Организация работы с родителями».

Ход игры .

 

1 этап.

Работа в группах. «Практики», «Теоретики», «Профессионалы», «Мыслители», «Педагоги».

Предлагается ответить на вопрос, выполнить задание на « ромашке»

«Характер ребенка - это слепок  с характером родителей,

Он развивается в ответ на их характер».

                                                                                                                          Эрих Фромм.

Задания для  групп.

1.      «Практики».

     Составьте портрет современного родителя.

2.      «Теоретики».

Напишите различные формы работы с родителями.

3.      «Профессионалы».

Предложите темы актуальных родительских собраний.                                           

4.      «Мыслители».

Выделите способы выхода из конфликтных ситуаций.

5.      «Педагоги»

Сформулируйте советы родителям.

 

Выступление групп.

1 группа.

Демократичные родители.

Ценят в повседневном поведении ребёнка самостоятельность и самодисциплинированность, предоставляют  право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни.

Авторитарные родители.

Требуют от ребенка бесприкословного подчинения  и не считают,  что должны ему обеспечивать причины своих указаний  и запретов. Они жёстко контролируют сферы деятельности  жизни и не всегда корректно.

Соратники - родители, активно участвующие в воспитательном  процессе, положительно относятся к школе, педагогам.

Противники - родители, негативно относятся к школе, учителям, часто критикуют воспитательный процесс.

Пассивные - равнодушные родители, не посещающие родительские собрания, школу,  не хотят участвовать в воспитательном процессе.

2 группа.

Формы работы с родителями.

 

-групповая работа

-индивидуальная работа

-тренинг поведения

-личностный тренинг

-дискуссии

-беседы, встречи

-лекции

-родительские  собрания

-ролевые игры

-просмотр и обсуждение фильмов

-индивидуальные консультации

-тестирование

-анкетирование

-экскурсии, экспедиции

-конкурсы

-праздники

-родительские лектории 

-военно-спортивные мероприятия

 

                                                    3 группа

                    Темы актуальных родительских собраний.

1.Возрастные особенности обучающихся.

2.Способы разрешения конфликтных ситуаций.

3.Как стать своему ребенку другом?   

4.Здоровая семья.

5.Родители и подростки.

6.Психология в семье.

7.ЕГЭ - за и против!

8.Помощь родителям выпускников.

9.Папа, мама, я - дружная семья!

10.Отношения отцов и детей сегодня!

11.Профилактика вредных привычек и антисоциального поведения.

12.Правовой  лекторий.

13.Дети и закон.

14.Семейный этикет.

15.Родители и дети.

 

4 группа

Выход из конфликтных ситуаций.

1.Избежание конфликтов.

2.Не пытаться что-то доказать.

3.Нужно замолчать.

4.Избегать словесного отрицательного отношения к партнёру.

5.Если есть  возможность спокойно выйти, уйти.

 

5 группа.

Советы родителям.

1.Любите своих детей!

2.Помните, что любой человек имеет право на ошибку! На ошибках учатся!

3.Помогайте своим детям разумно!

4.Чаще улыбайтесь.

5.Старайтесь искать в любом случае положительные стороны.

6. Подбирайте слова в разговоре с ребёнком.

7.Уважайте его достоинство.

8.Не забывайте что 20, 30, 40, 50 и т.д.  лет назад. Вы  тоже  были детьми!

9.Защишайте своих детей в меру.

10.Ходите чаше в школу,  посещайте  родительские собрания, ведь информация и знания лишними не бывают.

11.Учавствуйте в делах своего ребёнка,  его класса и школы.

12.Приглашайте друзей своего ребёнка в гости.

13.Не начинайте разговор с ребёнком с критики и повышенного тона, опирайтесь на его хорошие качества.

 

2 часть. Тестирование «Как вы ведете себя в конфликтной ситуации, во время  ссоры»?

Цель: проверить особенности поведения педагогов  в конфликтной ситуации.

Часто - 3, от случая к случаю - 2, редко - 1

1. Угрожаю и дерусь…

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

3. Ищу компромисс.

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

5. Избегаю противника.

6. Желаю, во что бы то ни стало, добиться своих целей.

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, с чем – категорически не согласен (это может снизить площадь конфликта).

8. Иду на компромисс.

9. Сдаюсь.

10. Меняю тему.

11. Ною и канючу, пока не добьюсь своего

12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

13. Немного уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другого.

14. Предлагаю мир.

15. Пытаюсь всё обернуть в шутку.

 

Подсчитайте (сложите) балы по каждой букве.

А – конфронтация  (достижение собственной цели)

Вопросы – 1, 6, 11.

В – сотрудничество

Вопросы – 2, 7, 1.

С – компромисс

Вопросы – 4, 8, 13.

Д – приспособление

Вопрос – 4,9,14.

Е – уклонение

Вопросы 5,10, 15.

Наиболее высокий бал и определяет степень решения конфликта.

 

3 часть. Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения классных руководителей в ситуациях разрешения противоречий между родителями и детьми. 

Работа по группам.

1,4 группы.

Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит:

«Не пойду я больше в эту школу»!

Неправильный выход:

Родители отвечают: «Что значит не пойду? Ты хочешь  остаются неучем? Стать дворником? Не будешь учиться ни копейки от меня не получишь!»

Правильный выход:

                                          Диалог.

- Родители: ты не хочешь ходить в школу?

- Сын: там математичка ко мне цепляется!

- Родители: тебя что-то расстроило на уроке математики

- Сын: я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал!

- Родители: мы понимаем тебя, это действительно обидно.

- Сын: вечно она ко мне придирается…

- Родители: думаем; мы то же расстроились бы…

- Сын: хоть вы меня понимаете… ладно, бывало ведь, что я и списывал… но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно! 

2 группа.

Мама приходит поздно вечером домой. В комнате дочери всё разбросано.

Неправильный выход:

Реакция мамы: «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате! «Грязнуля»!

Правильный выход:                     

«Мне становится неловко, когда гости видят твою неубранную комнату. Чистая и прибранная  она смотрится гораздо лучше».

 

3 группа.

Классный руководитель позвонил отцу  Вовочки и сообщил о его пропусках уроков без уважительной причины.  

Неправильный выход:

Реакция отца: «Ты прогуливаешь уроки  и хочешь остаться неучем? И в кого ты такой уродился? Двоечник!

Правильный выход:

«Сегодня звонил классный руководитель по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора и я хотел бы избежать этих переживаний. Каждый сам  отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь мы можем поговорить об этом».

 

5 группа.

На часах 23:00, дочь Лена - старшеклассница пришла поздно домой. Мать не находила себе места и на пороге встретила дочь словами:

Неправильный выход:

«Ты никогда не приходишь вовремя! Где ты шляешься? В следующий раз будешь ночевать под дверью!» 

Правильный выход:

«Когда в семье кто-то приходит позже чем мы договорились, я очень сильно волнуюсь. Мне хочется видеть тебя дома к 10 чесам вечера, а в особых случаях мы можем договориться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно.»

 

Выход из проблемной  ситуации.

Активное слушание.

1.Повернуться лицом к собеседнику.

2.Избегать вопросов, использовать   утвердительную форму высказываний.

3.Держать паузу, давая ребенку время на обдумывание.

4.Сопереживать чувствам, испытываемым ребенком.

Результат.

1.Убедившись, что взрослый слушает, ребенок рассказывает о себе всё больше.

2.Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

3.Ребенок тоже начинает нас слушать и слышать.

4.Родители начинают лучше понимать своих детей.

Метод «Я - высказывания».

1.Описание чувств и эмоций, испытываемых родителями в одной проблемной ситуации.

2.Безоценочное  краткое и конкретное (без перехода на личности, обобщений, сравнений) описание волнующей ситуации. Описание касается только нежелательного поведения, но не личности в целом.

3.Формулировка желательного результата.

 

4 часть Подведение итогов. (Оглашаются результаты игры.)

Подводятся итоги проделанной работы, подчеркивается ценное и уникальное ведение проблемы в каждой группе. Объявляется благодарность за работу.

 

Давайте восклицать,

Друг другом восхищаться, 

Высокопарных слов

Не надо опасаться.

                               

Давайте говорить

Друг другу  комплименты .

Ведь это все любви

Счастливые моменты

 

Давайте понимать

Друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз,

Не ошибаться снова.

Песня Б. Окуджавы

 Рефлексия

Предлагается взять смайлик в зависимости от настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - деловая игра

Эпиграф урока: «Счет является, правда, низкой, но уже идеальной деятельностью человека, и с помощью него столь многое осуществляется в обыденной жизни».   Гете И....

обобщающий урок - деловая игра "Южные материки"

В познавательной географической игре "Южные материки" закрепляются умения применять полученные ранее знания, навыки пользования справочной и другой литературой, а главное учащиеся в игре ...

урок - деловая игра "Юный корректор"

         Урок русского языка        ( 6 класс)Урок –деловая игра «Юный корректор» Цель урока:в форме деловой игр...

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Задания практического характера. (Подготовка к ЕГЭ) Форма урока. Урок – деловая игра «Жильё для молодого специалиста на селе»

11 класс. Математика.  Цели: 1. Способствовать при подготовке к ЕГЭ  развитию умений применять     математические знания, закрепление знаний, умений и навыков п...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...