урок - деловая игра "Юный корректор"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

 

     

      Урок русского языка

        ( 6 класс)

Урок –деловая игра «Юный корректор»

 Цель урока:в форме деловой игры воспитать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать правописные навыки, формировать нормы правильной литературной речи.

Задачи: закрепить навыки орфографической и пунктуационной зоркости; развивать речевые и правописные умения учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, индивидуальные карточки для выполнения заданий.

Ход урока

Урок открывается вступительным словом учителя:

 - Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли , расчёты, наблюдения? Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бумаге  результаты своего труда, сделать их доступными другим людям, сохранить их для будущих поколений. И горько подумать, что одно неосторожное движение руки, случайная описка или опечатка могут оборвать нить изложения, затемнить смысл , разрушить стройную систему доказательств – короче говоря, если не свести на нет, то значительно повредить плоды напряжённой работы мысли.

«До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство – точность изложения наших мыслей на бумаге! Сколько надо повозиться , чтобы подчинить своей воле беглые письмена или печатные знаки! Казалось бы, простое дело, а требует оно постоянного упражнения и устойчивого внимания, твёрдых навыков. Надо развивать в себе эту полезную способность», - так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Рисс – корректор по профессии.

  Учащимся предлагается определить по словарю значение слов корректор, корректура, корректировать и составить с ними словосочетания.

  Затем учитель объявляет учащимся, что в течение урока каждый из них будет выполнять обязанности корректора. Выясняется, какими качествами должен обладать корректор.

 Оказывается, кроме хорошего знания языка, корректор должен обладать орфографической и пунктуационной зоркостью, быть внимательным, аккуратным.

 Предлагаются следующие задания.

Задание 1.

Выпишите из загадки. Записанной на доске, слова с орфограммами, обозначьте их. Укажите вид. Подсчитайте, сколько в этом тексте орфограмм.

Цельработы – проверка орфографической зоркости.

 На окне стоит горшок,

 А в горшке растёт цветок.

  Посмотреть – не разберёшь:

  Не растение, а ёж.

                                      (Кактус)

                                               Г.Шахнович

Задание 2.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И.Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

                       Жалоба

 Дядя, прашу тебя,помаги

 Твоей плимяннице Оле,

 А то небудет ее наги

 В этой пративной школе.

 Мне вчера за диктант на слова

 Учитель паставил «два».

 А сам сказал, что мая работу

 Даже несмок прочитать.

 Попраси его, дядя,исправить мне двойку

 И паставить мне пять.

1.Найдите  слова, которые проверяются с помощью словаря.

2. Найдите  слова, которые проверяются  изменением формы слова.

3. Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.

Задание 3.

Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов:

Ф…ст…валь, пара…ели, а…орт…мент, а…игнование, д…фицит, р…нтабельность, ко…ерческий, д…тектив, р…клама.

                       (В процессе проверки выясняется значениеуказанных слов)

Задание 4.

Как –то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Пмсатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем, не держим, - ответил официант.

- однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню.(Можно пользоваться словарём)

1.Бу…он кури…ый с фрикадельками.

2.Ра…ольник с к…лбасой.

3.котлеты сви…ые.

4.П…льмени.

5.Шамп…ньоны в яично…масл….ом соусе.

6.К…мпот груш…во…алыч…вый.

7.Кисель клюкве…ый.

8.Коври…ка ржа…ая.

9.П…рожное б…сквитное.

10.Пиро…ки с печ…нкой.

Задание 5.

Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:

- Предоставляю вам право выбора оружия.

- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы убиты.

Проведём орфографическую дуэль.Пишем словарный диктант с взаимопроверкой( работа в парах).

Никому не преодолеть, ничего не возьмёшь, не о чем  расспрашивать. Нечего рассказывать. Кое –что необъяснимое, рассердился кое на кого, чьи – то недостатки, какая – то речонка, кому- то не по себе, несколько плодово – овощных баз, ни перед кем не пресмыкаться, подрастали со мной, кто – нибудь не местный, а иногородний.

Задание 6.

Расставьте знаки препинания(работа по карточкам, которые содержат предложения без знаков препинания).

Образцы карточек

Карточка №1

Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне (С, Маршак). Что ты тут написал Что такое  (И.Ильф, Е.Петров). Какие радости ты знала спрашивал он Чем ты можешь помянуть прожитое (М.Горький).

Карточка №2

Каковы яблочки в этом году ,умиляясь, спрашивал он (В.Распутин). А Балда ему Глупый бес, куда ж ты за нами полез (А.С.Пушкин). Где Мересьев спрашивал раненый (Б.Полевой).

Карточка №3

Кучер отвечал за доктора А вы кто такие  Чей это дом на колёсах (Ю.Олеша).  Почему я не могу тебе помочь – единственный раз в жизни Обещаю больше никаких посылок не посылать (В.Распутин).

Задание 7.

Светло и ярко солнце светит,

Но загрустил Ошибкин Петя.

Глядит мечтательно в тетрадь:

- Вот если б получить мне «пять».

Учитель:

Проверьте работу Ошибкина, помогите ему получить пятёрку.

Работа Пети Ошибкина:

1.В слове дуб три звука: д у бэ

2.(На) жёлтых (листьях) – прилаг.,нач.форма – жёлтый, относит., употреблено в род.падеже, мн.ч.,м.р.

3.Разряды местоимений: мне(личное), себя(возвратное), такой(определительное), нечто(отрицательное), твой(личное), кто –то (определённое).

4.Фрагмент сочинения.

«Я участвовал в соревновании. Я шел под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперед. Вдруг Петров упал. Он подвернул ногу. «Кто –нибудь придет ему на помощь»,- подумал я. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там ему оказали первую помощь».

Заключительное слово учителя.

- Молодцы, ребята! Совершенно правильно! Будем как можно больше выполнять орфографических и пунктуационных упражнений, как можно чаще повторять орфографические и пунктуационныеправила! Будем очень внимательны! И тогда всех вас можно назвать юными корректорами!

Подведение итогов урока:

- Ребята, какие орфограммы и пунктограммы мы сегодня повторили? Какими качествами должен обладать корректор? Как вы думаете, как мы можем у себя сформировать орфографическую и пунктуационную зоркость?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - деловая игра "Юный корректор"

На данном уроке  учителю можно в форме деловой игры воспитать  у школьников орфографическую  и пунктуационную зоркость. Урок  проводится после изучения темы "Местоимение"....

Урок-деловая игра "Юный корректор"

Материалы урока можно использовать во время повторительно-обобщающих занятий по лексике, орфографии....

Урок - деловая игра "Корректор"

Урок обобщения и закрепления знаний о причастиии, деепричастии, предлоге.Цель урока - формирование орфографической и пунктуационной зоркости, норм правильной литературной речи. Работа проводится в фор...

Урок - деловая игра "Юный корректор"

Урок предназначен для повторения учащимися 6 класса  изученного ранее материала....

Урок в форме деловой игры "Корректор"

Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения?! Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бу...

Урок – практикум в форме деловой игры «Корректор» 6 класс

Урок-практикум предназначен для учащихся 6 классов, освоивших раздел "Словообразование. Орфография"...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...