Урок-деловая игра "Юный корректор"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Материалы урока можно использовать во время повторительно-обобщающих занятий по лексике, орфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok-delovaya_igra_yunyy_korrektor.ppt612 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок –деловая игра «Юный корректор» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Боголюбовская средняя общеобразовательная школа» Учитель русского языка и литературы Скворцова Наталья Николаевна

Слайд 2

Цели урока: - воспитывать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость; - совершенствовать навыки правописания; - формировать нормы правильной литературной речи; - развивать наблюдательность и внимание.

Слайд 3

«Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная вещь из них» Л.Успенский

Слайд 4

Сегодня люди все больше времени проводят в обществе компьютера и телевизора: проще иметь дело с послушным прибором, пассивно потребляя предлагаемые развлечения. Человек попадает в сильнейшую зависимость от теле- или компьютерной реальности. А как же речевое, «живое» общение друг с другом? Человек должен уметь правильно излагать свои мысли и устно, и письменно. И сегодня мы с вами вновь будем выполнять обязанности корректора, развивать свои умения и навыки по формированию правильно литературной речи, совершенствованию орфографической и пунктуационной зоркости.

Слайд 5

Почему Л.Успенский назвал слово «чудом»?

Слайд 6

Каким качествами должен обладать корректор? Вспомните, кого называют корректором?

Слайд 7

Корректор – работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру, то есть исправляющий ошибки и опечатки в тексте. Корректор должен хорошо знать язык, обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Быть внимательным и аккуратным.

Слайд 8

И сегодня мы с вами поговорим о словарном составе языка. Словарный состав нашего языка постоянно изменяется. Многие слова исчезают из языка, потому что перестает существовать то, что этими словами обозначалось, или потому что вытесняются другими словами. Задание 1. Укажите среди данных слов устаревшие. Попробуйте определить их значение. Кивер, сессия, кафтан, ложа, святки, сафьяновый, яхонт, золотой.

Слайд 9

Проверь себя! Кивер – головной убор военного. Кафтан – старинная мужская верхняя долгополая одежда. Сафьяновый – сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества. Яхонт – старинное название драгоценных камней – рубина и сапфира.

Слайд 10

С развитием науки, техники, искусства, общественной жизни появляются различные новые предметы домашнего обихода, машины, орудия труда. Вместе с ними возникают и новые слова, называющие их. Задание 2. Выделите в предложениях неологизмы (новые слова). Объяснить их можете? В компьютере произошел сбой. Этот фильм оказался триллером. В офисе находилось много людей. Его рейтинг поднялся до наивысшего показателя . В принтер загрузили стопку бумаги. .

Слайд 11

Проверь себя! Компьютер – универсальная машина для обработки информации Триллер – фильм ужасов Офис – служебное помещение. кабинет Рейтинг – показатель популярности Принтер – устройство для распечатки материалов

Слайд 12

Хороший корректор никогда не допустит, чтобы в тексте встречались речевые ошибки на повтор слов. А вы сможете исправить такие ошибки в тексте? Задание 3. Отредактируйте текст, используя синонимы. «После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Герасим шел полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам. Когда он пришел в родную деревню, то стал там прилежно работать.» (слова для справок: дворник, крестьянин)

Слайд 13

Однажды корректору пришло письмо. Вскрыл он конверт, решил прочесть, а понять все не смог: часть текста оказалась залита водой. Корректор был мастером своего и дела и догадался, что же было написано в послании. Задание 4. А вы сможете прочитать письмо? Даю подсказку: вспомните о словах с противоположным значением. Как они называются? «Дорогой мой корректор! Я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, безвольных. Я очень хочу. Чтобы все люди были … »

Слайд 14

Проверь себя! 1. Трусливый – смелый Жадный – щедрый Ленивый – трудолюбивый Слабый – сильный Глупый – умный Лживый – правдивый Безвольный - слабохарактерный 2. Антонимы

Слайд 15

Чтобы мы не заскучали корректор дал нам почитать маленькую юмореску. Прочитайте и вы ее. Юмореска. Это было давно. Путник заблудился в пустыне. Шесть суток у него во рту не было ни крошки хлеба, ни глотка воды. Путнику мерещились миражи: то водопроводный кран, то озеро. Жажда становилась все сильнее. Тогда путник встал на колени, воздел руки к небу и воззвал к Всевышнему: - Господи! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный путник увидел кран. Но, увы, кран был …подъемный!

Слайд 16

Объясните , почему произошла такая ошибка? Как называются слова, которые или произносятся одинаково, или пишутся одинаково, но обозначают разные лексические понятия?

Слайд 17

Задание 5. Дайте правильный ответ на вопросы- шутки. 1. Какое слово может летать, а может быть городом? 2. Какое слово может быть деталью автомобиля и органом у птицы? 3. Какое слово можно вставить в принтер и сорвать с дерева? 4. Какое слово может быть и оружием, и овощем? 5. Какое слово может быть водой или предметом, без которого не попасть домой? 6. Какое слово может быть домом культуры и вылетать из трубы?

Слайд 18

Проверь себя! Орел 2. Крыло 3. Листок 4. Лук Ключ Клуб

Слайд 19

В следующем послании корректору было много фразеологизмов. Он их все выписал и подобрал к ним синонимичные слова и фразы. Задание 6. Выпиши из текста все фразеологизмы и подбери к ним синонимичные слова или словосочетания. В моей жизни удач кот наплакал, а трудностей – вагон и маленькая тележка. Но я не вешаю нос. Если работать, засучив рукава, мотать на ус, то можно стать мастером на все руки.

Слайд 20

Проверь себя! кот наплакал – очень мало вешать нос – огорчаться. засучив рукава – усердно, старательно мастер на все руки – умелец, человек, который многое умеет вагон и маленькая тележка – очень много намотать на ус – хорошо запоминать, брать на заметку

Слайд 21

А сейчас наш корректор удалился обедать, а на столе у него лежит недоделанная работа. Думаю, вам надо помочь и показать свои знания орфографии и лексики Задание 7. Найдите в предложении слова в переносном значении, обозначьте в них орфограммы, объясните их. Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над небом скучает. На сонной березке щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы .

Слайд 22

Наш корректор вернулся с обеда, принес меню и рассказал один занимательный случай. Думаю, вам стоит о нем тоже узнать. Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И.Куприн посмотрел меню и заказал: Шесть порций орфографических ошибок. Этого подать не можем, не держим, - ответил официант. Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал А.И.Куприн и зачитал злополучное меню.

Слайд 23

Задание 8. Чтобы не оказаться в таком же щекотливом положении, оформите грамотно меню, которое принес корректор (можно пользоваться словарем). Буль..н кури..ый. Ра..льник с к..лбасой. К..тлеты св..ные. П..льмени. К..мпот груш..вый. К..сель слив..вый. Коври..ка сла..кая. Пиро..ки с п..чонкой.

Слайд 24

Проверь себя! 1. Буль о н кури н ый. 2. Ра ссо льник с к о лбасой. 3. К о тлеты св и ные. 4. П е льмени. 5. К о мпот груш е вый. 6. К и сель слив о вый. 7. Коври ж ка сла д кая. 8. Пиро ж ки с п е чонкой.

Слайд 25

Известно, что тому, кто хочет писать грамотно, необходимо «опознавать» орфограммы. Попробуйте и вы «разгадать» текст, который оставил для вас корректор. Задание 9. Запишите предложения правильно, объясните свое написание. Я пашол фправо, через кусты. Между тем ноч приблежалась и росла, как гразовайя тучя…

Слайд 26

Проверь себя! Я пошел вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча.

Слайд 27

И в заключение предлагаю вам немного поиграть в анаграммы. Напомню, анаграмма – слово или словосочетание, полученное при перестановке букв Задание 9. Переставьте буквы в словах так, чтобы получилось новое слово: шарф сосна дома товар волос Нина колос роман шутка фирма

Слайд 28

Проверь себя! Шарф - фарш сосна - насос Дома - мода товар - отвар Волос - слово Нина - Инна Колос - сокол роман - норма Шутка - штука фирма - рифма

Слайд 29

Молодцы! До следующей встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - деловая игра "Юный корректор"

         Урок русского языка        ( 6 класс)Урок –деловая игра «Юный корректор» Цель урока:в форме деловой игр...

Урок - деловая игра "Юный корректор"

На данном уроке  учителю можно в форме деловой игры воспитать  у школьников орфографическую  и пунктуационную зоркость. Урок  проводится после изучения темы "Местоимение"....

Урок - деловая игра "Корректор"

Урок обобщения и закрепления знаний о причастиии, деепричастии, предлоге.Цель урока - формирование орфографической и пунктуационной зоркости, норм правильной литературной речи. Работа проводится в фор...

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Статья на тему: «Применение ролевых и деловых игр на уроках делового иностранного языка»

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, что бы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся? Зажечь искорку интереса в глазах студентов, с...

Урок - деловая игра "Юный корректор"

Урок предназначен для повторения учащимися 6 класса  изученного ранее материала....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...