Искусство общения в семье
статья по теме

Малиновская Татьяна Ивановна

  Если с малых лет наши дети обретут опыт диалога в семье, научатся слушать и выражать в слове свою мысль, свое чувство, они и в школе и за ее пределами смогут достойно реализовать себя в общении с другими. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_obshcheniya_v_seme.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

                     Искусство общения в семье.

 Что такое семья? Это люди, связанные друг с другом родством, любовью, общим укладом жизни, исповедующие единые моральные ценности, помогающие друг другу воплощать цели и задачи, реализация которых ведет к общему благу.

Задача семьи – обеспечение комфортных условий существования каждого члена, воспитание детей, поддержка стариков. Атмосфера в семье и характер общения между членами семьи зависят от различных обстоятельств: места жительства, социальная принадлежность семьи, материальное положение, уровень образования и культуры членов семьи, нравственные убеждения супругов.

От этих факторов зависит способность семьи к консолидации и сплочению, и накладывает отпечаток на характер общения в семье. Современной семье не хватает доверительной, спокойной обстановки, доброжелательности, теплоты чувств, взаимопонимания. Тому есть разные причины: изменение назначения (супружество-содружество), убыстряющиеся темпы современной жизни.

В наш современный век парадоксально то, что машины освободили нас от рутинной домашней работы, а времени у людей по-прежнему  не хватает. Следует планировать все: время, деньги, силы, но прежде всего – радость семейного общения, ибо оно – высшее проявление семейного счастья.

Важнейшее средство общения людей – наша речь. Каким далеким для многих людей стало выражение «речевой этикет». А ведь именно он является гарантом уважительного отношения друг к другу, помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента.

Простейшая формула речевого этикета: думай кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, какие будут последствия. Знание речевого этикета помогло бы сохранить многие семьи. Распад семьи начинается, когда общение превращается в поединок самолюбий, когда эмоции берут верх над разумом.

Овладение семейной этики и этикета. Семейный этикет предполагает умение согласовывать свои интересы с интересами других членов семьи. Семейная этика требует поддерживать высокий авторитет своей семьи у знакомых и окружающих. Заслуживает похвалы старинная русская семейная традиция не корить супруга ни перед родными, ни перед чужими, не выставлять свои невзгоды напоказ. Семейная этика и этикет должны строиться на основе разума, добра, красоты.

В браке, как и в любом деле, можно получить столько радостей, сколько усилий будет в него вложено. Избежать ошибок в общении в семье можно, следуя некоторым правилам.

1.Уступайте друг другу. Любовь – это искусство проигрывать. В супружеском общении нельзя стремиться к главенству.

2.Считайтесь с настроением и интересами супруга, управляйте своим поведением. Помните, добродушные люди живут дольше, чем раздражительные.

3.Цените друг друга, чаще хвалите. Помните, только хорошее поощрение значительно эффективнее наказания. Терпимость – это мудрость семейной жизни.

4.Постоянно проявляйте внимание и уважение к супругу. Психологи установили, что пара прикосновения в день дают положительный заряд на сутки. Поцеловать, поблагодарить за всякое доброе дело – все это так просто и не требует усилий.

5.Как можно больше общайтесь. Мы страшно заняты и вечно спешим, мы стали меньше общаться друг с другом, обеднело семейное общение. Даже когда все члены семьи дома, то все равно каждый сам по себе, занят своими делами, своими мыслями. Собираемся уже не чтобы побыть вместе, поговорить друг с другом, а у телевизора, чтобы вместе…помолчать. Беднеет бытовой разговорный язык. Скудеет язык – скудеют чувства, отношения.

Следующие правила довольно просты. Главное – следовать им постоянно. Пять запретов: 1.Не пытайтесь переделать друг друга.

                       2.Не критикуйте, а намекайте.

                    3.Не обобщайте: «Вот ты всегда!», «Ты никогда!..», «Вы все такие!..»

                      4.Не требуйте, а просите.

                      5.Не спекулируйте любовью и телом.

Помните!!! Все, что вы, взрослые, делаете, зеркально отражается на наших детях. Учите их культуре общения своим собственным примером, тогда не нужно будет лишних слов.

В.А.Сухомлинский: «Какая бы у вас ответственная, сложная, творческая работа ни была на производстве, знайте, что дома вас ожидает еще более ответственная, более сложная, более тонкая работа – воспитание человека… Надо помнить каждому из нас, уважаемые отец и мать, что невоспитанный человек, нравственный невежда, недоучка – это то же, что самолет, выпущенный в полет с испорченным двигателем: погибнет он сам и принесет гибель людям».

В семье нет двух миров – взрослых и детей, есть один мир семьи. В общении друг с другом все поколения семьи должны проявлять такт, мудрость,  не повышать тона, считаться с желаниями и мнением других членов семьи.

Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные и порой противоречивые переживания, как его собственные дети. С одной стороны, дети приносят в нашу жизнь смысл, надежду на будущее, множество маленьких и больших радостей, с другой – их воспитание требует от нас много сил, времени, нервной энергии, и далеко не всегда они растут и развиваются так благополучно,  как хотелось бы.

Не ждите и не надейтесь, что ваш ребенок будет в точности таким,  каким вы хотите его видеть. Такого  никогда не бывает. Дети всегда идут своим путем. В этом главная тяжесть родительской доли. Конечно,  приятно мечтать о послушном, умном, добром и уважающем старших ангелочке, который с восторгом впитывает и выполняет родительские наставления. Но разница между мечтой и реальностью всегда велика. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок должен быть, и внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте как ему помочь, а не как его исправить.

Как же построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребенком для развития его личности. Психологи выделяют несколько стилей общения.

Либеральный стиль: Родители слишком высоко ценят своего ребенка,  считают простительными его слабости. Легко общаться с ним,  доверяют ему во всем. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли такая свобода ребенку? В такой семье ребенок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т.е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии.

Авторитарный стиль: Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под их контролем. В общении с ребенком они отдают приказы и ждут, что ребенок в точности их исполнит.

Индифферентный стиль: Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребенку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее – участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения, если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребенка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к плохому поведению.

Демократический стиль: Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.

Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленных в виде традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строиться детско-родительские отношения в семье. На формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком. Поможет родителям в воспитании ребенка несомненно и семейное чтение.

Хорошая книга способна удовлетворить потребность общения ребенка с миром, с близкими людьми, самим собой.

Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда – радость познания.

Но есть и другая причина детской радости. Маленькие дети жаждут общаться с родителями: вместе с мамой (папой) читали сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились, печалились, радовались.

Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Руководство детским чтением требует от родителей много знаний, сил и времени, но это радостный труд, потому что рождает духовные связи отца и матери, а это главное в жизни.

Родители, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.

Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы. Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм.

Во-вторых, старайтесь всегда читать малышу выразительно. Детское ухо чутко воспринимает интонацию. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь голосом передать характер персонажей, а также смешную или страшную ситуацию.

В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, она «живая», она рассказывает много увлекательных историй.

В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Чтобы мобилизовать внимание ребенка, очень полезно иметь в режиме дня постоянное время для чтения. Лучше всего – вечерние часы перед сном.

В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению.

Но бывает и так: дошкольник любит  книги, а став школьником, не хочет читать. Беда в том, что, едва ребенок овладеет грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению.

Это заблуждение. С упоением слушает «Робинзон Крузо», а сам одолеет лишь «Курочку Рябу». Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Разговаривать о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и податливым.

Если с малых лет наши дети обретут опыт диалога в семье, научатся слушать и выражать в слове свою мысль, свое чувство, они и в школе и за ее пределами смогут достойно реализовать себя в общении с другими.

Ф.М.Достоевский: «…Ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома…Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общение в семье

Презентация к родительскому собранию...

Презентация к уроку "Искусство художественного перевода- искусство общения"

Презентация к уроку "Искусство художественного перевода - искусство общения" по общей теме "Искусство - универсальный способ общения" по предмету "Искусство" в 8 классе...

Презентация воспитательного мероприятия "Искусство общения"

Данная презентация разработана по книге Д. Карнеги "Шесть способов располагатьк себе  людей"...

Презентация "Этика общения в семье"

Блок "Семьеведение". ОЗОЖ. 9 класс...

Интегрированный урок английского языка и литературы "Искусство перевода - искусство общения" для обучающихся 10 класса

Дланный урок имеет профориентационную направленность. Целями урока являются:1.     знакомство обучающихся с принципами литературного перевода;2.     развитие ум...