Главные вкладки

    Консультация. Ругать или поощрять? Врёт или фантазирует?
    консультация по теме

    Тимофеева Людмила Валерьевна

    Консультация.

    Ругать или поощрять? Врёт или фантазирует?

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rugat_ili_pooshchryatvryot_ili_fantaziruet.docx14.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация.

    Ругать или поощрять? Врёт или фантазирует?

    Это мы, взрослые, уверены в том, что мир - это реальность, правда жизни. У ребёнка отношения с миром, который их окружает - иные. Мир, в котором живет малыш, наполнен не только реальными, но и сказочными событиями. Дети мечтают примерить на себя роль волшебника, и поэтому фантазируют. Не останавливайте малыша, дайте волю детской фантазии. Это полезно для его развития.

    Как правило, дети начинают выдумывать в 3-4 года, а в 5-6 уже изо всех сил фантазируют. Они верят, в добрых и злых волшебников. Они верят в новогодние чудеса. В силу своих психологических особенностей они обыгрывают  игровые сюжеты, наделяя игровых персонажей мыслями и чувствами реальных людей, героев мультфильмов и кинофильмов. Игровые сюжеты становятся реальностью: пистолеты "по-настоящему" стреляют; подводная лодка, собранная из крупного конструктора, "по-настоящему" погружается на дно; соломенная шляпка, надвинутая на глаза, помогает поверить в то, что это - шапка-невидимка, а значит вот-вот начнутся чудеса:

    Все это - детская фантазия: наивная, непосредственная, безвредная и бескорыстная. В большинстве случаев она свидетельствует лишь о развитом воображении. Но бывает, что дети начинают выдумывать, чтобы дополнить свой внутренний мир тем, чего им не хватает. По наблюдениям специалистов чаще сего фантазируют одинокие, замкнутые дети. Из них часто вырастают творчески одаренные люди. Если малыш откровенно фантазирует, ни в коем случае нельзя говорить, что он врёт.

    Необходимо разобраться, почему ребенок выдумывает. Например, сын может воображать себя богатырем, который побеждает  врагов, если он физически слабый. А девочка будет рассказывать, что Буратино не хотел спать, залезал под кровать, смешил всех, если она сама не любит "тихий час". Необходимо направлять фантазии малыша в творчество. Когда услышите новую историю, скажите: "Замечательно! Из твоего рассказа выйдет интересная сказка. Попробуй ее написать или нарисовать". Так вымысел станет поводом для создания литературного "шедевра". Но фантазер может превратиться в пустого мечтателя. Если ребенок вместо того, чтобы учиться преодолевать трудности, постоянно о чём-то мечтает, выдумывает. Возможно, из него вырастет  малоприспособленный к жизни человек. Такого ребёнка периодически нужно "возвращать на землю".

    Фантазия - безвредная, чего не скажешь о вранье. Если дети врут, то однозначно - в этом  виноваты взрослые. Ведь они требуют от малыша говорить лишь правду, а услышав ее,  наказывают. Поэтому и возникают у маленьких фантазёров мысли - как схитрить, недоговорить, переврать.

    Боязнь наказания - основная причина, которая объясняет, почему ребёнок врёт.  Первоклассник любит после уроков погонять в школьном дворе мяч. А мама за это устраивает разгром: "Разве ты не знаешь, что в два ты должен быть дома?!" Именно в таких случаях дети вынуждены врать. В следующий раз мама узнает, что у сына был "классный час" или он помогал другу мыть парту. И, наоборот: в семьях, где не ругают детей по любому поводу и умеют выслушать, причин для вранья нет.

    Еще одна из причин детской неправды- родительский эгоизм и бестактность. Любая неприятность ребенка воспринимается старшими как что-то ужасное. Плохая оценка, разорванные штаны и даже бутерброд, который он не съел в школе - за все это родители устраивают ребенку разнос: "Так делать нельзя !" Малыш попадает в жесткий круг критики, единственный выход из которого - самозащита. Дети хотят избежать не только наказания, но и насмешек. И обман в таких случаях - не что другое, как тактическое защитное средство. Желание избежать конфликта принуждает детей прибегать к неправде. Так исчезают "ненужные" страницы из дневника, придумываются всяческие истории, возникают неожиданные болезни.

    Бывает, что обман - единственный способ достичь цели, обойти запреты. Но иногда обман - не имеет значения, детский или взрослый, - оправдан нежеланием ябедничать, выдавать секреты друзей.

    Проанализируйте свое поведение: какой ваш поступок мог спровоцировать малыша на хитрость и обман. Вспомните, как вы сами в детстве говорили неправду (ведь было!) и проникнитесь нынешними переживаниями своего ребёнка.Не провоцируйте дополнительное вранье ребенка своими вопросами "на засыпку", требуя признаний, не устраивайте допросов и суда над "преступником".Не давайте пример своими обманами (просьба сказать по телефону, что Вас нет дома), придерживайтесь своих обещаний, а когда не удается, аргументировано объясните, а не безразлично отмахивайтесь: "Мало ли что я там говорила".Чаще восхищайтесь своим ребенком, демонстрируйте свою любовь к нему. Старайтесь не ставить ему других в пример.Среди детей есть патологические врунишки, с которыми бороться без толку - это врожденное качество. Но малышей с таким недугом очень мало - два-три на 10 тысяч.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час на тему "Наркотики-свобода или зависимость,полет или падение?"

    Сценарий классного часа «Наркотики - свобода или зависимость, полет или падение?»Цель: формировать у учащихся отрицательное отношение к наркотикам, обучение учащихся пониманию и осознанию влияни...

    Презентация к занятию-практикуму, проведенному с детьми, склонными к наркотической зависимости "Наркотики-свобода или зависимость, полет или падение?"

    Презентация к занятию с учащимися, склонными к наркотической зависимости "Наркотики-свобода или зависимость, полет или падение?"...

    «Есть или не есть, или экологическая безопасность продуктов питания»

    Цели:сформировать представление о категориях качества продовольственных товаров;определить источники загрязнения продуктов питания;научиться  проводить первичную экологическую экспертизу продукто...

    Сценарий интеллектуального ток – шоу « Наркотики - свобода или зависимость, полёт или падение?» для учащихся 8-9 классов.

    Возраст учащихся: 15-16 лет, учащиеся 8-9 классовНазвание организационной формы: интеллектуальное ток – шоуГде была реализована конкурсная работа: внеклассная работаКакие образовательные и воспи...

    Наркотики – это свобода или зависимость , полет или падение

    Цели :Формирование отрицательного отношения  к наркотикам , обучение учащихся пониманию и сознанию влияния наркотиков на будущее человека .Форма проведения : обмен мнениями .Предварительная подго...

    Плохие оценки: ругать или не ругать?

    Каждый родитель имеет свой уровень притязаний к ребенку относительно успеваемости в школе. И каждый в глубине души мечтает видеть свое чадо самым умным и расстраивается, когда их маленький «гений» при...