Организация помощи родителям в Центре диагностики и консультирования
статья на тему

Бакулина Ирина Владимировна

Статья о том, какую помощь могут оказать специалисты Центра родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация помощи родителям в Центре диагностики и консультирования

                                                                       Бакулина Ирина Владимировна,

                                                                           учитель-дефектолог

Семья для ребенка является первым и главным социальным институтом. Полноценное участие родителей в жизни малыша помогает им:

-преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;

-относиться к ребенку как к равному;

-понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сделал сегодня хуже, чем вчера, нужно радоваться его успехам и поддержать в случае неудачи;

-знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;

-проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;

-установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

Работа специалистов Центра диагностики и консультирования учреждения  направлена на активную пропаганду психологических и педагогических знаний среди родителей, на разработку рекомендаций по организации воспитательной и обучающей работы с ребенком. Высокий уровень содержания работы соответствует достижениям современной педагогической науки. Но помощь будет тем продуктивнее, чем активней в ней участвуют родители. Поэтому специалисты Центра стараются  подвести их к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка, т.к. развитие и коррекция личностных качеств ребенка невозможны без изменений его взаимодействий со взрослыми в семье.

Организация помощи родителям или лицам, их заменяющим, в Центре диагностики и консультирования проводится в двух направлениях:

-первое – изучение индивидуальных особенностей ребенка в целях разработки индивидуальной программы для проведения педагогической работы с ребенком и с последующим включением в этот процесс родителей;

-второе -  психолого-педагогическая поддержка самих родителей.

 ЦДК ставит перед собой основную цель работы с семьей - включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и развития ребенка, становление их полноправными участниками образовательного процесса.

Главной задачей работы специалистов нашего учреждения является изучение особенностей каждого ребенка и определение оптимальных условий для нормализации его эмоционального и психического состояния.

В ходе образовательного процесса также выделяются следующие конкретные задачи:

-выявление позиции родителей по отношению к ребенку (принятие – отторжение), способов взаимодействия родителей со своим ребенком (адекватные – неадекватные);

-оказание педагогической помощи родителям;

-оказание психологической помощи в разрешении их собственных личностных проблем, накладывающих отрицательный отпечаток на характер семейного воспитания;

-повышение уровня компетентности родителей в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка;

-обоснование педагогического прогноза;

-определение типа образовательного дошкольного и школьного учреждения;

-разработка индивидуального образовательного маршрута.

В настоящее время специалисты   Центра  используют следующие психолого-педагогические формы работы с родителями:

-консультативно-рекомендательную;

-лекционно-просветительную.

После  первичного психолого-медико-педагогического обследования с участием дефектолога, логопеда, психолога, врача – детского психиатра для родителей проводится консультация, где они получают ответы на интересующие их вопросы, касающиеся оценки специалистами уровня психического развития детей, возможностей их обучения, а также рекомендации по организации дальнейших условий воспитания ребенка в семье.

На лекционных занятиях родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания детей. В ходе лекций они получают ответы на возникающие вопросы, знакомятся с современной литературой, раскрывающей содержание той или иной проблемы.

В ближайшей перспективе при Центре планируется открытие групп кратковременного пребывания детей с ОВЗ, не имеющих возможности посещать детский сад. (ГКП). В таких группах будут созданы специальные условия для формирования возрастных психологических новообразований, ведущей деятельности, коррекция и предупреждение отклонений в развитии ребенка. К таким специальным условиям относятся:

-адекватные способы общения взрослых с ребенком;

-предметно-развивающая среда;

-материально-техническое оснащение;

-разработка индивидуальной программы обучения и развития.

В связи с этим расширятся виды оказываемой  специалистами помощи родителям. Центр предлагает:

-практические занятия для родителей;

-организацию «круглых столов», родительских собраний;

-детские утренники и праздники, мероприятия с участием родителей.

На практических занятиях родители получат знания по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, предпосылок формирования изобразительной деятельности, подготовки руки к письму и т.д.

Беседы или «круглые столы» проводятся в непринужденной обстановке. Родители знакомятся друг с другом, рассказывают о своих детях, проблемах, об опыте воспитания в семье, семейных традициях…  Во время таких встреч родители смогут получить полезную информацию, а также обозначить круг тех вопросов, на которые еще не смогли получить ответы. Беседы могут проводиться и на индивидуальных занятиях и, как правило, носят личный характер. Специалист выслушает маму, ее семейные проблемы, предложит варианты разрешения некоторых проблем. Здесь обязательна встреча с психологом.

Совместные мероприятия и праздники помогут сформировать у родителей потребность общения с ребенком, чувствительность по отношению к нему. У родителей формируется адекватная позиция взрослого по отношению к ребенку, умение решать познавательные задачи в ходе игрового взаимодействия, эмоциональность взаимодействия, уверенный стиль воспитания. Такие мероприятия способствуют обучению родителей наблюдению, умению замечать появление нового в развитии ребенка, делать выводы.

Формирование уверенного и спокойного стиля воспитания достигается путем повышения уровня родительской компетентности в вопросах воспитания детей.

Формы организации занятий с детьми и их родителями могут быть различными. Необходимо только помнить, что родители являются самыми заинтересованными участниками образовательного процесса, результат которого зависит от многих причин, и особенно от того, насколько правильно построены отношения между специалистами и родителями. Специалисты Центра доверяют родителям, готовы создавать условия для  их активного участия в воспитании и обучении ребенка, прислушиваться к их мнению.

Поэтому роль родителей как равноправных участников образовательного процесса существенно меняется: они включаются в жизнь детского коллектива группы, коллектива педагогов и родителей и приобретают возможность получить более полную информацию о своем ребенке и участвовать в принятии решения о выборе оптимальной модели интеграции, индивидуального образовательного маршрута.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

В данной презентации изложены основные направления  и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...

Центр диагностики и консультирования как ресурс успешной профилактический работы с несовершеннолетними: опыт работы.

В статье приведен опыт  профилактической работы МБОУ "ЦДК Локус" с несоврешеннолетними и родителями...

Консультация для педагогов Организация помощи родителям детей с ОВЗ

Консультация для педагогов Организация помощи родителям детей с ОВЗ...

Особенности организации логопедической помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Главной целью этой деятельности является обеспечение доступности получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и в...

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

laquo;ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социального педагога МБУ ДО "Центр диагностики и консультирования" г. Улан-Удэ

Резензия на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социального педагога МБУ ДО "Центр диагностики и консультирования" г. Улан-Удэ...