РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В СОСТАВЛЕНИИ ПОРТФОЛИО ДЕТЕЙ
статья на тему

afor78

В ДЮЦ «Уголёк» начата работа по использование технологии  «Портфолио» в образовательном процессе дополнительного образования детей. Представлен теоретический и практический опыт по созданию «Портфолио воспитанника» и «Портфолио семьи».

Статья напечатана в  Сборнике материалов по итогам региональной научно – практической конференции «Взаимодействие образовательного учреждения дополнительного образования детей и семьи в развитии познавательных интересов и творческих способностей детей» Новокузнецк МАОУ ДПО ИП, 2011г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_sostavlenii_portfolio_detey.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В СОСТАВЛЕНИИ ПОРТФОЛИО ДЕТЕЙ

В ДЮЦ «Уголёк» начата работа по использование технологии  «Портфолио» в образовательном процессе дополнительного образования детей. Представлен теоретический и практический опыт по созданию «Портфолио воспитанника» и «Портфолио семьи».

Статья напечатана в  Сборнике материалов по итогам региональной научно – практической конференции «Взаимодействие образовательного учреждения дополнительного образования детей и семьи в развитии познавательных интересов и творческих способностей детей» Новокузнецк МАОУ ДПО ИП, 2011г)

Возрастающие потребности родителей в приобретении определенных знаний и практическом освоении способов взаимодействия с детьми делают актуальной проблемой поиска новых форм и методов работы с родителями. Одной из таких форм является использование технологии  «Портфолио» в образовательном процессе дополнительного образования детей. В ДЮЦ «Уголёк» начата работа «Портфолио воспитанника» и «Портфолио семьи».

Цель портфолио -  собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ребенка, его условия, достижения в различных областях, продемонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

- создать для каждого обучающегося ситуацию переживания успеха;

- поддержать интерес ребенка к определенному виду деятельности;

- поощрять его активность и самостоятельность;

- формировать навыки учебной деятельности;

- содействовать индивидуализации образования ребенка;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей в результатах развития ребенка и совместной деятельности с учреждениями образования.

Портфолио является средством комплексного развития ребенка, которое решает задачи достижения воспитательных результатов третьего уровня – получение опыта самостоятельной деятельности, направленное на развитие мышления: способностей анализировать, сравнивать, синтезировать и классифицировать результаты своей деятельности.

Портфолио воспитанника становится первым шагом в открытии ребенком своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия.

Портфолио ребенка – это всегда его собственность. Это любимая книга, которую он сам создал вместе с родителями. К оформлению портфолио родители подходят творчески, восхищаясь успехами своего ребенка и радуясь им,  а также открывая новые таланты у самих себя. Так появляется стихотворные подписи к фотографиям, мини – стихи, рисунки, схемы, рождаются творческие проекты. При этом родители и педагоги становятся союзниками.

Педагог является:

- консультантом, который помогает родителям осознать важность и значимость портфолио;

-критиком, позволяющим оценить настоящие и возможные успехи;

- экспертом творческих работ, начинаний и первых результатов совместной деятельности детей и родителей;

- аналитиком, позволяющим использовать уровень имеющихся знаний, умений ученика и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения.

Родители занимают активную позицию, так как учатся осваивать эти же функции, причем с более яркой мотивацией – они знают, чего хотят от своих детей.

Начинают такую работу самые активные родители, позже эта деятельность привлекает и всех остальных. Вот тогда и появляется необходимость в консультациях педагога, в семинарах по оформлению и заполнению страничек портфолио и их презентации.

Результатом этой деятельности становится то, что родители учатся наблюдать и замечать качественные изменения у своего ребенка, систематизировать, перспективно оценивать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, подготовительные педагогом, опираясь на которые родители фиксируют, направляют, оценивают результативные показатели развития ребенка.

Портфолио семьи позволяет ребенку почувствовать себя частью большой дружной семьи; родителям – систематизировать и обобщить положительный опыт семейного воспитания, обратить внимание на проблемы и трудности и своевременно найти их решения. Составление семейного портфолио сближает всех членов семьи и демонстрирует положительный опыт, характеризует семью, раскрывает ее перед обществом с лучшей стороны.

Структура семейного портфолио может быть разной, например, содержать разделы: «Генеалогическое древо», «История семьи в картинках (фотографиях)», «Семейные традиции», «Наши увлечения», «Учимся вместе» и т.п.

Рекомендации

по созданию портфолио

1.Работа над портфолио должна проводиться с ребенком в любое удобное время, чтобы он чувствовал свою значимость в этом процессе.

2. Дети самостоятельно отбирают и приклеивают материал. Взрослый лишь помогает ребенку по его просьбе.

3. При оформлении используются различные материалы: краски, наклейки, фломастеры, вырезанные картинки из журнала. Если это компьютерный вариант, то можно вставить черно – белые картинки, которые ребенок может раскрасить.

4. Рассказ, сказку, стихотворение ребенка необходимо записывать дословно, печатными буквами так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок мог сам прочитать свой литературный опыт.

5. По желанию ребенка можно проводить презентации выполненных работ в кругу семьи для бабушки, дедушки или близких родственников.  

6. При заполнении страничек полезно создать добрую, душевную и открытую атмосферу, чтобы ребенок смог раскрыться и проявить свое творчество.

Структура, содержание и оформление

Портфолио

Опыт работы показывает, что содержание портфолио должно иметь определенную структуру:

- титульный лист, основная информация (фамилия, имя, отчество, образовательное учреждение, контактная информация и фото воспитанника, основные сведения о родителях);

- основная часть включает в себя разделы:

  • Мой мир;
  • Моя учеба;
  • Моя общественная работа;
  • Мое творчество;
  • Мои достижения;
  • Отзывы и пожелания;
  • Работы, которыми я горжусь;
  • Содержание.


Литература

1.Финажина С.Ю. Работа вместе с родителями // Методист. 2006.№ 7. С. 48.

2. Фролова Н.З. Портфолио как форма мониторинга продвижения воспитанника в освоении образовательной программы в компьютерном классе // Методист. 2007.№2. С. 32-37.

3. Электронный всероссийский интернет – педсовет [Электронный ресурс].

Образовательный–Центр, 2010.URL:http// pedsovet.org/component/option, com_ mtree/task, viewlink/ _link_id,26859/ Itemid,550.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в улучшении успеваемости детей

Статья поможет найти ответ на вопрос :как раскрыть родителям их роль в успеваемости ребенка; способствовать формированию у родителей желания помочь своему ребенку улучшить успеваемость?...

Роль родителей в профориентации своих детей

Познакомить родителей с их ролью в профориента­ции детей; мнением детей о профессиях и требуемой помощи в их выборе....

Родительское собрание в начальной школе «Роль родителей в развитии одаренности детей младшего школьного возраста».

Работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы. Важно эту работу вести во взаимодействии с родителями, так как развитие степени одаренности должно начинаться уже в ...

ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...

Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи детей"

quot; Важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова"....

Консультацию для родителей «Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста»

Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут налади...