«Государственно-общественное управление образованием как приоритет современной образовательной политики»
статья на тему

В настоящее время роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.Конструирование  общественно - ориентированного образования  не представляется  вне  контекста демократизации школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vysotskaya.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Государственно-общественное управление образованием как приоритет современной образовательной политики»

Высоцкая Анастасия Александровна

МАОУ СОШ № 3с УИОП г.о.Балашиха, учитель английского языка

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед.

В настоящее время роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Весьма употребляемым и расхожим сегодня в государстве и обществе является понятие «демократизации», без которого все динамические процессы в системе современного образования просто невозможны.

Конструирование  общественно - ориентированного образования  не представляется  вне  контекста демократизации школы. Н.Б.Крылова, понимая под демократизацией школы «тенденции, факторы и процессы укрепления актуальных для данного общества демократических ценностей, прав / свобод, норм, отношений (в том числе, механизмов самоуправления и соуправления) в системе школьного образования», подчеркивает, что «эти тенденции, факторы и процессы базируются на общечеловеческих идеях демократии, однако могут изменяться в зависимости от конкретных исторических условий и задач  общественного  развития» [4].

Демократия – более сложный механизм организации сообщества, чем авторитарное управление «сверху». Демократия предполагает широкую  практику согласований позиций, влияние на процессы общественного  мнения,  активное  участие разных групп и сообществ в принятии решений, учет разнообразия точек зрения.  Со ссылкой на А.Н. Тубельского, президента Ассоциации инновационных школ и центров, директора школы "Самоопределение", демократия – это обеспечение широких прав и возможностей выбора, вариативности, партнёрства, договорных отношений и взаимодействия  различных социальных групп и сообществ [7].

Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели демократизации в системе образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.

Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.

Целью образования на сегодня выступает создание механизма устойчивого развития системы образования, а именно:

  • обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
  • достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
  • формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
  • повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
  • развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Целесообразным выступает в нашей статье разобрать сам термин «образовательная политика» по мнению современных ученых-теоретиков. Согласно утверждениям Э. Д. Днепрова, российского педагога, академика Российской академии образования, существует  следующее  определение «образовательная политика» на сегодняшний день:

«Образовательная политика - общенациональная система целей, ценностей и приоритетов в образовании и выработка их эффективного претворения в жизнь. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества». [3]

Э. Д. Днепров определил школьную политику как совокупность законодательных, идеологических, административных, педагогических и общественных акций в области образования, которые проводятся государством, различными профессиональными и общественными союзами, движениями, социальными институтами для достижения определенных социально-экономических, политических, культурных и педагогических целей.

Фрумин И.Д., Заместитель главного редактора ежеквартального научно-образовательного журнала «Вопросы образования», предлагает следующее определение данного понятия, образовательная политика – это борьба (а точнее, взаимодействие) самых разных групп интересов, в которой интересы группы государственников (а не государства) являются важным, но далеко не единственным элементом [9].

В большинстве нормативных документов термин «образовательная политика» практически не используется. В Законе РФ «Об образовании» применяется термин «государственная политика Российской Федерации в области образования». Встречается понятие «государственная политика», которое, в свою очередь, раскрывается как политика государства в области образования, гарантирующая получение гражданами качественного образования.

В Законе Российской Федерации "Об образовании" в качестве одного из принципов государственной политики в области образования определен государственно-общественный характер управления образованием, который предусматривает право участия в управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и работников образовательного учреждения. Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием.

Государственно-общественный характер управление образованием – это такой тип управления, который предполагает постоянное ответственное участие и взаимодействие в решении стратегических вопросов развития образования субъектов двух типов:

а) субъекты, выражающие и представляющие интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (федеральные, региональные органы государственной власти и управления, органы управления образованием разных уровней, руководители подведомственных им образовательных учреждений);

б) субъекты, выражающие интересы гражданского общества, населения.

 «Государственно-общественное управление образованием», по мнению И.М. Гриневича,– это особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное и ответственное участие в управлении субъектов, выражающих и представляющих интересы государства в сфере образования, и субъектов, выражающих и представляющих интересы населения, бизнеса, родителей и непосредственно самих учащихся [5].

Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития общества и каждого гражданина.

Как справедливо  замечает  П.Г. Щедровицкий, «никакие задачи не могут быть продуктивно решены вне  продуктивного взаимоотношения школы и общества» [10].

Именно в точке соприкосновения государства, образования и общества выстраивается образовательная политика на основе общенациональной системы целей, приоритетов и ценностей.

Принципы и цели общественного участия в управлении образованием Государственно-общественное управление образованием основывается на следующих принципах:

  • законность, защита прав и реализация законных интересов участников образовательной деятельности;
  • приоритетность качества образования и качества жизни обучающихся;
  • добровольность участия и самодеятельность общественности в государственно-общественном управлении;
  • сохранение разумного баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности.

В.И. Гусаров в своей монографии «Государственно-общественное образование» писал: «На самом деле, успешное развитие государственно-общественного управления требует, во-первых, вовлечения всех групп общественности в сотрудничество при управлении школами, а во-вторых, Советы общеобразовательных учреждений, которые, как нам представляется, в скором времени станут главными органами общественного управления общеобразовательными учреждениями, не исчерпывают школьной непрофессиональной общественности, а скорее являются посредниками между школой и всей, пока мало организованной и неактивной, общественностью» [2].

Проблемой является то, что  сегодня общество, в том числе и наиболее  активная его часть - общественность, которая участвует в создании некоммерческого сектора и территориального общественного самоуправления, не рассматривает образование как реальный ресурс своего развития и не встраивает партнёрство с образованием в стратегию своей деятельности…», писал Седельников А.А., автор научных работ по государственно-общественному управлению образованием [6].

Принимая во внимание   научную позицию  В.И. Гусарова, значение  понятия  «общественность», на первый взгляд, представляется достаточно ясным: может показаться, что «общественность» – это  все люди, народ, население страны. В тот момент, если отнестись к этому слову, исходя из убеждений описанных представлений о гражданском обществе, становится ясно, что не всегда можно поставить знак равенства между общественностью и всем населением. Видимо, точнее понимать общественность как активную, инициативную, ответственную, осознавшую свои интересы (в том числе в области образования) и готовую к отстаиванию их в законном порядке, часть населения, граждан в неформальном значении этого слова. Чтобы быть услышанной и получить реальную возможность влиять на образование и управление образованием, общественность должна быть определенным образом структурированной, организованной, способной выступать в качестве субъекта равноправного диалога с государством и профессионалами от образования[2].

Общественность, имеющая отношение к сфере образования, может иметь разную степень зрелости и субъектности. Поэтому одной из важнейших задач на пути к созданию системы государственно-общественного управления общим образованием можно обозначить  переход от общественности «с ограниченной ответственностью» к ответственной и активной общественности.

Проблематичным является  неготовность к  грамотному участию общественности в управлении образованием. Анализ степени готовности родительской, педагогической, ученической и другой общественности, заинтересованной в развитии образования, дает основания сделать вывод, что у общественных групп сформирована потребность участия в деятельности образовательной системы, включая управление образованием. Однако отсутствие практических навыков и механизмов взаимодействия с государственными структурами делает общественность пассивной, неспособной реально повлиять на образовательную систему.

Таким образом, можно сформулировать ключевую проблему: при отсутствии активного взаимодействия государственных структур и общественности по вопросам образования сложившаяся система управления образованием будет оставаться консервативной, тормозящей развитие образования.

Современная система российского образования отражает перемены в жизни общества. Развитие отечественного образования связывается сегодня, прежде всего, со стремлением реализовать гуманистические принципы, поэтому его качество должно рассматриваться не столько в прагматических рамках «образовательных услуг», сколько с позиций человеческой и социальной ценности образования. В этой связи необходимо перейти к технологическому этапу отношений общества и образования. В контексте происходящих изменений отечественное образование должно развивается как открытая система, в которой значимым событием является включенность общественности в формирование и реализацию государственной политики в сфере образования: оценка его эффективности и качества; разработка, принятие и реализация важных управленческих решений. Необходимость активного участия представителей общественности в развитии и управлении образованием  обусловлена, прежде всего, возрастающими требованиями к качеству образовательных услуг.

Список литературы:

  1. Адамский А.И. Оценка качества образования невозможна без участия гражданских  институтов / Народное образование. - 2007.- №4 с. 24-27.
  2. Гусаров В.И. Взаимодействие общества и государства в управлении школой / Управление образованием. - 2008. - №4.  с. 48-55.
  3. Днепров Э.Д. Образование и политика: новейшая политическая история российского образования.- М:.- 2006. -Т. 2.  с.154-157
  4. Крылов Н.Б. Демократизация Школы / Общая педагогика. - 2002. - № 1. - с.32-34.
  5. Седельников А.А. Социально - активное образование  как институциональный партнёр  территориального общественного самоуправления/ Народное образование. -2008. -  №1. С. 75.
  6. Седельников А.А. Общественное участие  в управлении образованием/ Народное образование. -2011. - №5- С.40.
  7. Тубельский А.Н. Школа будущего, построенная вместе с детьми: под. ред. А. Русакова. - М.: - 2012 г. – 440 с.
  8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". М.: Проспект, 2013.  - 160с.
  9. Фрумин И.Д. Образовательная политика: практика анализа. Путеводитель по курсу. М.: ЦИОП - 2002. С.168
  10. Щедровицкий П.Г. Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации / Сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской научной тьюторской конференции. - Томск, 2000. - 463 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта «Личностно-ориентированное обучение как ведущий подход современной образовательной политики».

Из  опыта работы учителя истории и обществознанияМБОУ «Приреченская СОШ» Рузаевского муниципального районаЧервяковой Людмилы Васильевны Российское образование сегодня переживает ответс...

«Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего образования»

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего...

«Повышение качества образования через внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс»

Человек на протяжении всей своей жизни совершенствует и углубляет знания. И на всех стадиях нужно задумываться над тем, насколько эффективно ты получаешь, используешь и совершенствуешь свои знания....

Государственно-общественный характер управления и развития современного образовательного учреждения

Государственно-общественный характер управления и развития современного образовательного учреждения...

«Повышение качества образования через внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс»

laquo;ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС»...

Доклад «Повышение качества образования - приоритетное направление школьной образовательной политики»

Качество образования “задает” качество жизни человека и общества, ибо оно определяется не только качеством ЗУН, но и качеством личностного, мировоззренческого, гражданского развития подрас...