«Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего образования»
материал на тему

Фомина Наталья Николаевна

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего образования» на тему: «Профессиональные сообщества педагогов: сущность, особенности создания и функционирования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fomina_n.n.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»

        

РЕФЕРАТ

по образовательной программе

дополнительного профессионального образования

«Современный образовательный менеджмент.

Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС

общего образования»

на тему: «Профессиональные сообщества педагогов: сущность,

особенности создания и функционирования»

ВЫПОЛНИЛ (А):             Фомина Наталья Николаевна

(Фамилия, имя, отчество - полностью)

МБОУ ДОД ДДТ «Юность»

(Наименование образовательного учреждения)

Педагог дополнительного образования

(должность - полностью)

НОМЕР ГРУППЫ: 83

РЕЦЕНЗЕНТ: (не заполнять)

Шушенское – 2014


Содержание

стр.

Введение

3

Глава 1.Теоретические аспекты профессиональных сообществ педагогов

5

1.1 Сущность профессиональных сообществ педагогов

5

1.2 Особенности создания и функционирования

8

Глава 2. Районный методический центр как один из видов профессиональных сообществ педагогов

12

2.1 Методический центр педагогов-хореографов Шушенского района

12

Заключение

15

Список используемых источников

16


Введение

        Профессиональный рост педагога напрямую зависит от того, стремиться ли он к саморазвитию на основе внутренней мотивации. Но где же рождается мотивация педагога к саморазвитию? На мой взгляд, прежде всего, в общении и активной включенности в профессиональное взаимодействие с коллегами. Очень важным и актуальным на сегодняшний день является системная работа в профессиональных сообществах, в том числе сетевых.

        Для меня как педагога дополнительного образования по хореографии очень важно не просто общаться с коллегами из других образовательных учреждений, но выявлять для себя творческие находки, которые пригодятся в моей деятельности.

        В современное время профессиональные сообщества, в частности педагогические, являются важнейшим фактором профессиональной культуры.

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений совершенствования и развития профессиональной компетенции педагогов являются профессиональные сообщества.  

Рассмотрим и определим сущность, особенности создания и функционирования профессиональных сообществ педагогов.  В нынешнее время стремительно создаются и развиваются сетевые профессиональные сообщества педагогов. Подробно рассмотрим и их.

В практической части исследования рассмотрим деятельность районного методического центра педагогов-хореографов как универсальную форму профессионального сообщества педагогов.

Глава 1. Теоретические аспекты

профессиональных сообществ педагогов

        В данной главе мы рассмотрим основные понятия «профессионального сообщества», определим их сущность, особенности создания и функционирования.

  1. Сущность профессиональных сообществ

педагогов

        Профессиональное сообщество – это формальная и неформальная группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности.

Деятельность профессиональных сообществ педагогов, в том числе сетевых, должна быть направлена на создание условий, при которых педагоги будут учиться друг у друга, делиться знаниями, методическими идеями (какие методы и приемы работают, а какие нет), сообщать о своих наблюдениях коллегами. Результатом такой деятельности, без сомнения, будет атмосфера, в которой все стремятся к улучшению качества преподавания.

        Ключевыми целями профессиональных сообществ педагогов являются:

  • создание информационного пространства, доступного для каждого члена сообщества;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • обмен опытом учения-обучения;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • поддержка новых образовательных инициатив.

В сетевом профессиональном сообществе цели те же, но наряду с ними ставится немаловажная цель – инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия.

Среда профессиональных сетевых сообществ наполнена объектами, агентами (участниками) и ситуациями, которые помогают думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление.


  1. Особенности создания и функционирования

Много споров среди представителей образовательной сферы ведется о формах профессионального совершенствования. Имеются некоторые государственные инициативы. Обязательная аттестация учителей и многочисленные формы обязательного повышения квалификации на курсах в специализированных постдипломных образовательных учреждениях с одной стороны, повышают активность педагогов и актуализируют образовательный компонент, с другой – не всегда отражают действительность и не всегда своевременны.  

В связи с этим активизируется общественная инициатива, профессиональное сообщество – начинают появляться общественные ассоциации как инновационная форма повышения квалификации педагогов.

Принимая во внимания сетевые профессиональные сообщества педагогов, их явное функционирование может служить педагогической практике для воспитания следующих умений:

  • Совместное мышление. Познавательная, творческая и учебная деятельность изначально имеют сетевой и коллективный характер. Переход от эгоцентричной позиции к пониманию роли и значения других людей, других способов конструирования реальности является важным этапом психологического развития личности.
  • Толерантность. Важно воспитать человека, способного посмотреть на событие с другой точки зрения, способного понять позицию не только другого человека, но и другого существа. Расширение горизонтов общения, которому способствуют информационные технологии, приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с людьми из незнакомых ранее социальных культур и слоев. Мы должны быть готовы понимать их и объясняться с ними.
  • Освоение децентрализованных моделей. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно время. Каждый член сообщества может выполнять свои операции.
  • Критичность мышления. Коллективная, общая деятельность множества участников, готовых критиковать и видоизменять гипотезы, играет решающую роль при поиске ошибок, проверке гипотез и фальсификации теорий.

Профессиональные сообщества педагогов могут функционировать в таких формах организации деятельности, как, например, педагогический совет, методический центр (по предметному направлению),

Участвуя в различных педагогических сообществах, педагог имеет возможность:

  • обучаться и приобретать знания, умения и компетенции;
  • получать самую современную информацию по интересующей теме;
  • иметь доступ к методической базе разработок;
  • общаться с коллегами на различных форумах;
  • получать квалифицированные консультации и советы экспертов;
  • публиковать свои материалы;
  • принять участие в обсуждении опубликованных материалов;
  • участвовать в профессиональных конкурсах и так далее.

Глава 2. Районный методический центр как один из видов профессиональных

сообществ педагогов

        Уже 13 лет я являюсь руководителем районного методического центра педагогов-хореографов. Опыт работы в данной профессиональном направлении позволяет мне сделать некоторые выводы. Задача руководителя – не только составление плана работы на год и анализ деятельности, но и организацию формальной или неформальной встречи педагогов, а также общение и поддержка деятельности педагогов после очередной встречи. В параграфе данной главы мы рассмотрим деятельность районного методического центра (РМЦ) педагогов-хореографов на примере Шушенского района.

2.1 Методический центр педагогов-хореографов Шушенского района

        Чтобы понимать, как работает методический центр педагогов-хореографов,  необходимо понимать формы, организующие его.

Основными формами работы районного методического центра являются: семинар, мастер-класс, творческая лаборатория, конкурс, концерт.

        Зачастую деятельность методического центра носит творческий практикоориентированный характер. И решает цели, связанные с творчеством каждого педагога, например:

  • сформировать единое представление о методике преподавания классического танца;
  • приобрести практические навыки элементов классического экзерсиса и так далее.

        Как основным результатом деятельности районного методического центра является успешное участие в конкурсах, фестивалях различного уровня.

        Также педагоги методического центра выходят на сетевые профессиональные сообщества и ведут обмен опытом с коллегами из других городов.

Участие в краевых, всероссийских, международных семинарах, творческих лабораториях переходит в трансляцию опыта на районном методическом центре.

Таким образом, деятельность районного методического центра является универсальным и действующим видом профессионального сообщества педагогов.

Заключение

Подводя общие итоги, можно сделать заключение об актуальности проблемы развития профессиональной компетентности учителя, активном поиске новых форм профессиональной модели педагога и действенной активности общественной инициативы – а именно профессионального сообщества, – предлагающего конкретные пути развития в виде создания единой информационной среды педагогических инноваций.  

Педагогические сообщества помогают мне взглянуть на свою работу со стороны, не позволяют останавливаться на достигнутом, протягивают руку помощи, чтобы я совершенствовала свое мастерство.


Список используемых источников

  1. Андрощук Н.А.  Общественно-профессиональное сообщество учителей - новая форма поддержки  развития профессиональной компетентности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1743.htm, 2012.
  2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора.  М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
  3. Брагинова Н.П. Факторы, определяющие востребованность учителями сетевых педагогических сообществ. М.: МВШСЭН, 2008.
  4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы /Под ред. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.
  5. Драхлер А.А. Сеть творческих учителей «Методические пособие. БИНОМ. Лаборатория знаний, - 2008.
  6. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов-на-Дону, 1997.
  7. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.
  8. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 1993.
  9. Рудакова Д.Т. Развитие образовательного сетевого сообщества. //Тезисы доклада. RELARN-2003. Институт общего среднего образования Академии России.
  10. Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Педагог дополнительного образования- Курицина Елена Константиновна

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности детей, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения пр...

РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател

В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...

Использование современных образовательных технологий , как одно из условий повышения качества образования

В настоящее время в образовательную практику общего образования активно внедряется технология развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП).    Цель данной образовательной...

Удовлетворенность результатами образовательной деятельности на уровне органов управления, организаций системы образования

Благодарственное письмо за многолетний добросовестный труд, успехи в работе по подготовке квалифицированных специалистов и в связи с 75-летием системы профессионального образования....

Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС по русскому языку и литературе»

Статья по теме «Современные образовательные технологии как одно из условий реализации ФГОС  по русскому языку и литературе»...

«Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным,  нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:- Системно - деятельностны...