Работа с родителями. Сетевое взаимодействие.
методическая разработка на тему

Русина Екатерина Юрьевна

В настоящее время педагогу дополнительного образования предлагается большой выбор форм взаимодействия с семьей обучающегося и одна из преимущественных -это сетевое взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_._setevoe_vzaimodeystvie.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями в учреждении дополнительного образования

Система дополнительного образования согласно закону об образовании в РФ, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия для содержательного партнерства образовательного учреждения и семьи, при этом семья выступает уже не только как потребитель и заказчик образовательных услуг, но и как основной партнер.

В связи с этим в качестве одной из целей, стоящей перед педагогом, является необходимость осуществления «педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей». Успешное достижение обозначенной цели возможно только при условии выбора оптимальных форм взаимодействия с родителями. Решение данной проблемы возможно только при наличии у педагогов знаний о разнообразии форм работы с семьей и активном участии родителей в образовательном процессе.

Среди задач, реализация которых возможна через систему дополнительного образования в направлении работы с родителями, можно выделить:

  1. изучение особенностей семьи

Для изучения особенностей семьи в качестве форм работы можно выделить: составление социально-демографического портрета семьи

Социально-демографический портрет семьи составляется на основе обзора семьи по нескольким параметрам:

  • Социально-культурный параметр определяется образовательным уровнем родителей и степенью их участия в общественной жизни;
  • Социально-экономический параметр заключен в имущественных характеристиках и занятостью родителей на работе;
  • Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания ребенка, оборудованности жилья, особенностей образа жизни семьи;
  • Демографический параметр определяет состав и структуру семьи.

  1. развитие различных форм семейного отдыха (посещение музеев, театров, совместные выезды, походы, экскурсии)
  2. регулярная организация семейных фестивалей, конкурсов, праздников
  3. поддержка семейных клубов, родительских объединений различной направленности.

С целью регулярного участия родителей в обсуждении и решении вопросов воспитания детей на базе образовательной организации может быть организована работа родительского клуба. Заседания клуба проводятся регулярно, чаще всего в то время, когда ребенок занимается в объединении. Главная отличительная черта данной формы работы от других заключается в добровольности и взаимной заинтересованности. Эта форма работы, способствующая сплочению родительского коллектива. Формы работы, которые могут быть использованы для организации таких мероприятий, должны давать возможность высказывать свои мнения по теме вечера, услышать новое и полезное в рассуждениях других родителей, пополнить свой арсенал воспитательных приемов чем-то новым.

  1. привлечение родителей к управлению образовательным процессом (проведение анкетировании с целью выявления потребностей родителей (репертуар, темы для прохождения и т.д.)  

Рассмотрим основные формы (доступные в нашем учебном заведении) взаимодействия с родителями

  1. Индивидуальные консультации. Такие консультации дают возможность не только получить информацию о семье, но и установить доброжелательные и партнерские отношения между педагогом и родителем. Используя в ходе консультации различные методы, педагог имеет возможность получить информацию об особенностях развития ребенка, его интересах и увлечениях, особенностях характера, целевых установках, моральных и нравственных ценностях семьи.
  2. Родительские собрания. Одна из самых распространенных форм взаимодействия с родителями. Обратите внимание, что проходить оно может в различных формах: лекция, дискуссия, круглый стол и т.д. На родительском собрании обсуждаются проблемы, с которыми сталкиваются дети, родители и педагоги. Собрания не должны сводиться к монологу педагога, а должны давать возможность творческого и исследовательского поиска у родителей. Педагог, рекомендуя программу работы с ребенком, наблюдения за его деятельность, затем создает условия для обмена мнениями и выработки оптимального решения по решению выявленных проблем и закреплению положительного результата.
  3. Школа для родителей. Разберем немного подробнее, для чего она организуется. Не просто для того, чтобы родители не находились в коридоре и не мешали занятиям, а для того, чтобы узнали для себя что-то новое, поделились этим со своими детьми. (Сходили родители на МК, им очень понравилось – записали ребенка к вам в объединение, пообщались со специалистом – применили знания на практике, провели конференция для родителей по обмену опытом в воспитании детей – родители решили волнующие их проблемы)
  4. Совместная познавательная и трудовая деятельность. Совместная познавательная деятельность может быть представлена форумами знаний, творческими отчетами детей, турнирами знатоков, олимпиадами, выпусками газет, заседаниями, конференциями, защитами проектов, деловыми играми и т.д. При этом родители являются членами команд и принимают непосредственное участие в мероприятии, либо помогают в его организации: оформляют помещение, готовят призы, выступают в роли жюри. Совместная трудовая деятельность: Чаще всего это -  оформление кабинетов, благоустройство и озеленение прилежащей территории, участие в экологических акциях, создание мемориалов, библиотек, музеев, проведение ярмарок-распродаж детских и семейных поделок, организация выставок.
  5. Культурно-досуговая деятельность: семейные праздники и фестивали, совместные просмотры и последующее обсуждение фильмов и спектаклей, участие в соревнованиях, конкурсах, концертах, КВНах, туристические сеты и походы, экскурсии, презентации своей семьи. Важным условием при организации таких форм работы является вовлечение родителей и детей в коллективно-творческие дела. Такая совместная деятельность сплачивает семью, вселяет уверенность в детей, расширяет круг общения.

Таким образом, в настоящее время педагогу дополнительного образования предлагается большой выбор форм взаимодействия с семьей обучающегося. Но, несмотря на это, не всегда предложения педагога имеют отклик у родителей, зачастую это связано с отсутствием возможности, занятостью на работе. Учитывая данное ограничение, педагог должен учитывать возможность использования сетевых форм взаимодействия.

Сетевое взаимодействие - это взаимодействие равных, которое имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае участники используют опыт всех тех, кто включен в сеть. При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными. От участников совместной деятельности не требуется синхронного присутствия в одном и том же месте, в одно и то же время, каждый имеет возможность работы с ресурсами сети в удобное для себя время.

Для организации сетевого взаимодействия используются следующие методы: обмен файлами, организация видеоконференций, доступ к удалённой файловой системе, удалённый доступ к рабочему столу и т.д.

Рассмотрим самые распространенные (простые) и наиболее действенные способы работы с родителями в интернете.

  1. Социальная сеть (Вконтакте, одноклассники, facebook) – ведение группы, создание чатов с родителями (размещение информации, положения, объявления, новости и т.д.)
  2. Электронная почта – сбор электронных адресов + переписка с родителями (не все часто проверяют свою почту)
  3. Ведение чатов в телефонных приложениях (WhatsApp, Viber), что возможно также с компьютера (обмен новостями, файлами)

Таким образом, интернет-технология в условиях современного общества становится полноправным альтернативным участником педагогического процесса - специально организованного целенаправленного взаимодействия субъектов образовательной деятельности, направленного на решение развивающих образовательных задач.

Делая вывод, отметим, что используемые педагогом формы работы с семьей будут способствовать:

  • повышению значимости системы дополнительного образования. Дополнительное образование предстанет как важное условие для полноценного развития ребенка, его профессиональной ориентации и социализации;
  • расширению доступа к информации о предлагаемых образовательных услугах, в соответствии с территорией проживания, возрастом и особенностями ребенка. Тем самым запрос родителей в образовательных услугах будет носить отражение в предложении, исходящем от образовательной организации;
  • планированию родителями индивидуальной траектории развития ребенка в условиях дополнительного образования при поддержке квалифицированных педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по организации сетевого взаимодействия

Целевая программа «Возвращение к истокам»сетевого взаимодействия школ северного округа муниципального района  «Агинский район» по этнопедагогике В современных  условиях  мног...

Организация сетевого взаимодействия учителя и школьников при выполнении сетевого проекта «Конкурс сетевых презентаций»

Пояснительная записка к сетевому проекту «Конкурс сетевых презентаций» Участники:  учащиеся 5-11 классовПредмет: математика, информатика и ИКТТема: Занимательная математика и инф...

Организация сетевого взаимодействия учителей, обучающихся и их родителей

Организация сетевого взаимодействия учителей, обучающихся и их родителей при использовании электронного журнала...

Проект с родителями, как эффективный способ сетевого взаимодействия

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8923514","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"373","style":"float: left;","width":"480"}}]]Сегодня сетевое взаимодейств...

Выступление из опыта работы по теме "Сетевое взаимодействие Дома детского творчества со школами района"

Представлен опыт работы сетевого взаимодействия нашего Дома детского творчества со школами района....

Технология формирования гражданского сознания школьников на материалах современной политической, социально-экономической ситуации в мире, стране, регионе через сетевое взаимодействие педагогических и ученических коллективов сетевых групп

    В данной статье представлен опыт работы Усть-Ламенской школы по гражданско-правовому воспитанию школьников через сетевое взаимодействие. Вы познакомитесь с приёмом ПОПС - формула,...

«Внедрение технологий сетевого взаимодействия» в сетевой этно-экологической школе «Селенга-Байкал»

Использование цифровой лаборатории PASCO в сетевой школе "Селенга-Байкал"...