О народной педагогике
статья на тему

Мифтахова Лилия Вагизовна

Данный материал является докладом на родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon О народной педагогике30.5 КБ

Предварительный просмотр:

О народной педагогике

Кризисные явления в нашем обществе на рубеже тысячелетий сказались и на системе образования. Наше общество столкнулось с проблемами развития подрастающего поколения: недостаточная подготовленность к самостоятельной жизнедеятельности; неготовность к напряженной работе и ответственности за выбор средств достижения цели; приверженность определенной части молодежи к  иждивенчеству и «легкой жизни».  Всё это свидетельствовало  о кризисе  духовно – нравственных идеалов общества. Проблема формирования гармонично развитой личности приобретает сегодня особую остроту. Ведь именно сегодняшним детям в недалёком будущем придётся взять на себя ответственность за судьбу страны, именно от их уровня образованности и воспитанности будет зависеть дальнейшая жизнь будущих поколений. В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами сейчас особое внимание   уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию детей, приобщению их к национальным ценностям. Отсюда следует, что целесообразно  воспитывать детей на традициях народной педагогики. Именно народная педагогика всегда была тем источником, из которого с древних времён люди черпали идеи, способствующие формированию личности, подготовке подрастающего поколения к жизни.

Что же означает народная педагогика? Народная педагогика –  неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Она создавалась многими поколениями наших предков. Народные традиции – это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Народная педагогика существует столько, сколько существует сам народ. Еще В.А. Сухомлинский  писал: «О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по - видимому, это принесло много бед педагогике. Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа…. Уверен, что сохранение, развитие, углубление народной педагогики – наша большая задача». Исследователи народной педагогики Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики.  Важность и ценность использования народных традиций народа в воспитании и развитии детей в своих работах подчеркивали И. Я. Яковлев, С. М. Михайлов. О важности воспитания подрастающего поколения в национальном духе говорили и известные татарские учёные  Залялиев Ш.Ш., академик М.И.Махмутов. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Он обосновал идею народности. В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики обратился известных этнограф и педагог Г.С. Виноградов, описавший сущность этого явления как составной части педагогической культуры народа. Народная педагогика «не столько система, сколько сумма знаний, умений», - утверждал Г.С. Виноградов. Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых народом в целях формирования личности в определенном направлении. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду не педагогическая теория, а педагогическая практика, и совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой.

 Всегда у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного,  и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. От поколения к поколению создавалась народная культура. В чем же заключается сила  народных традиций?  Прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны  человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

 Без опыта народа, мудрости поколений нельзя воспитать полноценную личность. Наиболее значительным периодом в становлении личности является детство: дошкольный и младший школьный возраст. Период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами народных традиций. Воспитание детей на традициях народной педагогики способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа. Главным результатом воспитания при целенаправленной организации процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний национальной культуры, развитии его способности жить в нем достойно, формировании системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, будет личность, способная строить жизнь, достойную человека, имеющего свои корни. Следует отметить, что в последние годы  прослеживается тенденция возвращения к  народной педагогике, мы всё чаще стали обращаться к своим корням, приобщаться к народной культуре. Можно  утверждать, что современное общество характеризует рост национального самосознания и стремление познать историю и культуру своего народа, что играет очень важную роль для воспитания подрастающего поколения сохранение и возрождение культурного наследия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль куклы в народной педагогике и воспитании детей

Доклад на областных этнографических чтениях в ГУК БГМНК "Народная педагогика: традиции, опыт, прблемы"...

Выступление на тему: "Народная педагогика и совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса"

Выступление Зиннатуллиной Р.Х., учителя русского языка и литературы2 квалификационной категории на педагогическом совете учителей Уруссинской гимназии.  «Дорогу в будущее прокладывает ...

ОСНОВЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ – ИСТОЧНИК РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ

Проблема неготовности индивида применять физическую культуру, а тем более активно развивать ее формы и направления детерминирована разрывом между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами фи...

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ

Использование литературного наследия, народной педагогики и народной медицины обско- угорских народов в преподавании школьного курса ОБЖ Ермолаев А.В. Муниципальная общеобразовательная школа...

Использование методов народной педагогики в процессе обучения школьников на уроках литературы

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Народная педагогика в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...