Нравственное формирование личности подростка
статья (6 класс) на тему
Подростковый возраст - это особая пора, когда совершается переход от детства к взрослости. Современный подросток много знает, у него есть свои любимые занятия, он стремится определить и утвердить свое собственное отношение ко всему, с чем встречается в жизни, - к школе, учебным предметам, труду, искусству, но прежде всего к окружающим людям, их поступкам, поведению, требованиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное формирование личности подростка
Подростковый возраст - это особая пора, когда совершается переход от детства к взрослости. Современный подросток много знает, у него есть свои любимые занятия, он стремится определить и утвердить свое собственное отношение ко всему, с чем встречается в жизни, - к школе, учебным предметам, труду, искусству, но прежде всего к окружающим людям, их поступкам, поведению, требованиям.
Было бы большой ошибкой пренебрегать правом подростка на свои собственные взгляды, представления, чувства на том основании, что еще неустойчивы, порой прямолинейны и полярны его нравственные суждения, неоправданно резки и недостаточно обоснованы моральные оценки, подвержены резким колебаниям чувства.
Очень важно, чтобы в закономерном процессе постоянной устремленности подростка к самостоятельности и независимости формировались и закреплялись существенные нравственные ориентиры. Именно в подростковом возрасте создаются благоприятные возможности для воспитания ценностных ориентаций, тех нравственных координат, которые составляют основу нравственного формирования личности.
Нравственное воспитание осуществляется всей системой общественного воспитания в цивилизованном обществе - это урок и туристический сбор, хорошая книга и театральный спектакль. В этой целостной системе воспитательных влияний исключительно велико влияние семьи. Поведение подростка и его отношение к окружающему во многом зависят от нравственного климата в семье, взглядов и поведения родителей, характера общения и отношений между членами семьи.
Разговоры родителей по поводу происходящего в стране и за рубежом, о своей профессии и своем труде, оценка ими коллег по работе, в общем, любое, даже мимоходом высказанное одобрение или осуждение тому, чему они стали невольными свидетелями, - все фиксируется, оценивается, принимается или отвергается подростком, оказывал подчас незаметное, но неизгладимое влияние на его духовное развитие.
Родителям надо учитывать, что в подростковом возрасте уже не может быть бездумного подражания примеру окружающих. Именно в опыте собственной жизни и поступков вырабатываются моральные оценки, усваиваются, закрепляются нравственные суждения, понимание моральных норм и требований - все, что составляет основу нравственных убеждений подрастающего человека.
Вместе с тем нравственные суждения подростка нередко неопределенны, неустойчивы, а иногда и ошибочны. Сплошь и рядом он отождествляет упорство и упрямство, смелость и лихачество, гордость и заносчивость. Это приводит к ошибочным поступкам. Убежденность, основанная на истинных знаниях, требует от подростка собственных решений и определенных поступков. Хорошо, если ваш сын не только на словах осуждает грубость и несправедливость, но и вступается за слабого, за несправедливо обиженного.
Но не так уж редко между нравственными знаниями и поведением подростка обнаруживается разрыв: хорошо знал и понимал сущность моральных требований, он поступает вопреки им. Глубоко убежденный в том, что лгать нехорошо, он лжет, чтобы избежать наказания. Горячо осуждая несправедливость, не находит в себе смелости выступить против более сильного обидчика и до поры до времени старается остаться в стороне.
В подростковом возрасте это расхождение убеждений и реального поведения обычно искренне переживается самим подростком, хотя нередко эти переживания скрываются за внешней бравадой, особенно если взрослые постоянно напоминают о таком несоответствии. А не лучше ли помочь советом, вселить веру в себя, напомнить не о срывах, а о тех маленьких победах над собой, которые обязательно есть в напряженной внутренней жизни и поступках подростка. Надо постоянно помнить, что он живет богатой эмоциональной жизнью, его многое задевает, волнует, трогает, хотя внешне он может казаться равнодушным и спокойным. Особенно не любит подросток громких слов, ненужного пафоса. Это богатство эмоциональной жизни - условие его нравственного роста.
Родителям следует быть особенно внимательными к тем переживаниям, которые вызывают у подростка события окружающей жизни. Что волнует вашего сына или дочь? Умеют ли они бескорыстно радоваться успеху друга или их радуют лишь собственные удачи, а успех товарища вызывает зависть и раздражение? А может быть, они испытывают злорадное чувство по поводу неудач другого? Характер этих переживаний, словно лакмусовая бумажка, проявляет существенные стороны нравственного мира подростка.
В семье создаются особые возможности для воспитания гуманного отношения к людям - отзывчивости, симпатии, заботы, сочувствия. Эти чувства обязательно возникают в дружной семье, где отношения пронизаны любовью, добротой, заботой друг о друге.
Усвоение подростком нравственных норм должно претворяться в определенном, нравственном стиле поведения. Нравственные черты личности проявляются в поступках, которые побуждаются желаниями, стремлениями, потребностями, т.е. различными мотивами. Мотив - побудительная причина, основание выбора поступка. Решение поступить так, а не иначе нередко представляет собой результат сложной борьбы мотивов, побуждений, стремлений, переживаний. Подчас это столкновение в сознании подростка разных, противоречивых мотивов, одни из которых связаны, например, с его стремлением к удовольствию, к любимому и приятному занятию, а другие мотивы - это осознание долга, обязанностей, выполнение которых требует напряжения сил, отказа от личного удовольствия.
В школе, в семье подросток постоянно ставится перед необходимостью нравственного выбора между желаемым и должным, когда нравственное выступает как должное. В подобных ситуациях нужна моральная стойкость, чтобы сделать правильный выбор. Такие ситуации могут быть обычными, житейскими и, казалось бы, малозначащими. Но они значимы в нравственном формировании, ибо требуют усилия, а не бездумного подчинения обстоятельствам: закончена подготовка домашних заданий и можно позаниматься с компьютером, но нужно помочь матери в хозяйственных делах; хочется послушать музыку с любимыми композициями на плеере, но надо навестить больную родственницу.
К сожалению, нередко в семье подросток не принимает сам то или другое решение, не делает выбора, а вынужден действовать по приказу и принуждению. Так, мать просто приказывает сыну немедленно отложить в сторону плеер и идти к родственнице. Мальчик подчиняется, но делает это с нежеланием и раздражением. Здесь нет выбора по собственной инициативе, а поступок, совершенный по принуждению, не способствует утверждению нужных мотивов. Иной воспитательный результат приносит выбор, сделанный свободно и означающий победу над собой, утверждение мотива - принести людям радость.
Правильный собственный выбор способствует моральному росту подростка, вызывает положительные чувства, вырабатывает привычку правильно действовать в аналогичных случаях. Помочь сделать правильный выбор - это значит отказаться от давления, принуждения, приказа, заменив их, если можно, просьбой, советом, разъяснением.
Здесь мы подошли к существенной проблеме в нравственном воспитании личности - к проблеме воздействия словом. Как часто родители жалуются на то, что их повзрослевшие дети перестают понимать обращенные к ним слова: слово-у6еждение, слово-прось6у, слово-укор или порицание. Да, бывает и так. Но - происходит это в тех случаях (разумеется, если вообще не нарушен контакт подростка с родителями), если словом действуют неумело. Об этом, кстати, говорят и сами подростки: "твердят одно и то же тысячу раз", "надоели со своими поучениями", "учат, учат без конца - даже дома быть противно".
Между тем слово взрослого обладает большой воспитательной силой. Но " ...беда в том, - писал В.А. Сухомлинский, - что воспитатель не умеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы, чтобы найти путь к единственному, не похожему на другие, человеческому сердцу".
В.А. Сухомлинский считал, что для подростка характерна такая особенность: чем больше у него интерес к явлениям окружающего мира, тем тоньше чувствительность к убеждающему слову. Использование безграничного богатства жизненных ситуаций для того, чтобы вызвать нужное чувство, использование в определенные моменты самого нужного слова - одно из условий становления моральной культуры подростка.
А сколько возможностей для нравственного становления личности представится в том случае, если родители внимательно отнесутся к некоторым школьным занятиям, помогут сыну или дочери по-новому увидеть обычное.
Вот традиционная тема домашнего сочинения: "Орден в твоем доме". Сколько счастливых открытий сделает школьник, если старшие члены семьи помогут ему в этом. Трудно найти семью на просторах бывшего СССР, где бы не было свидетельств подвига старших. И это действительно открытие для подростка, новое видение "обычного".
А разве нельзя использовать в семье такие средства нравственного воспитания, которые помогают объединить детей и взрослых в общем переживании? Это - семейные традиции, традиционные формы организации жизни в семье: тут и ставшие нормой просмотры, а потом обсуждения телевизионных передач, DVD-фильмов, прочитанных книг, интернет-сайтов, совместное проведение дней отдыха, экскурсии, походы, поездки за рубеж, прогулки родителей вместе с детьми.
Традиции в семье тесно связаны с традициями общественной жизни, с влиянием школы. Взять, к примеру, даты различных национальных праздников. С детства ребенок привык видеть, как преображается его родной город или поселок, готовясь к празднованию: он видит, какими нарядными становятся площади и улицы, украшаются здания, идет подготовка к праздничным гуляниям.
Как важно, чтобы и в семье подросток участвовал в совместной предпраздничной уборке квартиры, увидел отношение родителей к празднику, как к особому дню, испытал радость общения с ними. Культура проведения праздников в семье - это важное средство нравственного становления личности подростка.
Нельзя переоценить значение и бытовых праздников, как, например, день рождения вашего сына или дочери. С этим днем обычно связано ожидание подарка. Какого? К сожалению, так уж повелось, что дети ждут "ценный", "дорогой" подарок (велосипед и мобильный телефон, дорогое платье, часы, кольцо и другие украшения, нередко довольно крупные суммы денег и многое другое) и расценивают его часто в чисто денежном выражении. А жаль! Редко подарком оказывается книга или оригинальная безделушка, или связанные бабушкой рукавички - то, что дорого как знак внимания и дарится с уверенностью, что это будет правильно воспринято.
Во всем этом проявляется культура отношений в семье, уровень и характер потребностей, которые в значительной мере определяют и уровень нравственных качеств личности подростка.
Процесс нравственного становления зависит от возраста, подчиняется общим закономерностям возрастного развития. Вместе с тем это процесс индивидуального развития, в котором проявляется своеобразие и неповторимость личности. Посмотрите, как непохожи друг на друга 13 – 14-ти летние подростки, которые собрались сегодня у вашего сына, как по-разному они ведут себя.
Индивидуальное своеобразие заключается также в большей или меньшей податливости воспитательному воздействию, в скрытности или открытости мотивов поступков, в богатстве и яркости чувств, в характерных способах поведения. Но это не противоречит тому, что у каждого подростка следует воспитывать единство убеждений и поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/08/picture-157366-1354977678.jpg)
Статья "Формирование нравственных качеств личности подростка"
В статье рассказывается об организации воспитательной работы в классе по нравственному воспитанию подростков, используются примеры из опыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/22/picture-471614-1408720704.jpg)
Роль Мировой художественной культуры в развитии нравственных качеств личности подростка
В статье рассматриваются вопросы формирования эстетического чувства, эстетического развития подростков в процессе ознакомления с произведениями искусства, что одновременно является и...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/15/picture-643073-1434395088.jpg)
«Духовно-нравственное формирование личности подростка через УУД на уроках обществознания».(8 класс)
В очень сложный жизненный период подростка, период признания или непризнания, поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» – система внутренне согласованных пре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-681179-1444146847.jpg)
«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»
Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/03/picture-158596-1491245117.png)
Родительское собрание «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьезными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Как уберечь своего ребенка от кур...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-1213464-1580705857.jpg)
Школьный виртуальный музей как инструмент формирования нравственных качеств личности подростков при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Актуальность проблемы воспитания нравственных качеств неоспорима. Сегодня государство и общество испытывают необходимость внесения в жизнь подростков общенациональной идеи, системы ценностей, которые ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/09/picture-1511464-1707468729.jpg)
Статья на тему "Морально-нравственное развитие личности подростков"
В условиях становления новой идеологии Российской Федерации все большее значение приобретает изучение морально-нравственных представлений и ценностей людей. Сложность и драматизм преобразований, проис...
- Мне нравится (1)