Родительское собрание "Уроки родительства"
методическая разработка (5 класс) на тему

Хорошилова Маргарита Анатольевна
Материалы собрания должны помочь родителям выбрать наиболее приемлемую для них форму общения со своим ребёнком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новосибирская область

Краснозёрский район

МОУ Октябрьская СОШ

Родительское собрание

Подготовила и провела классный руководитель 5 класса

Хорошилова Маргарита Анатольевна

П. Октябрьский

Улица Школьная

632924

т.61-617

Oktedu@mail.ru

Пояснительная записка.

Ребёнок испытывает влияние семьи  на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь.

Коллектив семьи имеет закреплённую обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребёнка восприятие мира, людей и самого себя. В семье он приобретает знания, умения и навыки в различных областях, и, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Только в семье ребёнок получает опыт совместной жизни. Здесь  у него складываются нравственные чувства. Каким вырастет ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

У каждого ребёнка есть желание жить в дружной семье, благополучной, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. В этом, как мне кажется, может помочь система работы классного руководителя и в первую очередь родительские собрания.

        

Прогнозируемые результаты: материалы собрания должны помочь родителям выбрать наиболее приемлемую для них форму общения со своим ребёнком.

                        Цели:

Методическая: применение на практике новых форм воспитательной работы.

Воспитательная: способствование укреплению взаимопонимания детей и родителей, развитию коммуникативных способностей родителей успешно отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая её.

Образовательная: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье и школе; выработка коллективных решений и единых требований.

Подготовительный этап:

  1. Запись фонограммы песни «Родительский дом».
  2. Подготовка номеров.

Форма проведения: собрание-практикум.

Оформление: запись на доске темы, эпиграфа собрания, выставка фотографий с участием детей  в классных  и школьных мероприятиях, научно - методической литературы, пословиц и поговорок о семье. В соответствии с избранной формой собрания стулья расставлены полукругом.

Оборудование: 5 лент, 3 чистых листа бумаги, 3 авторучки, жетоны с названиями животных, листы со стихотворением 

Сэмила Ф., костюмы бабушки, дедушки, курочки.

                           

                           Ход собрания:

I. Организационный момент

 1. Цветограмма

 - из предложенных цветных квадратов выберете тот  цвет, с которым в данный момент ассоциируется ваше настроение.

2. Благодарность родителям и бабушкам, принявшим активное участие в выступлении на общешкольном концерте «В кругу семьи».

3.Ранжирование

4. Сообщение темы и цели собрания

II. Основная часть

1. Вступительное слово учителя.

Каждый ребёнок настроен петь

только свою песню, только своим голосом,

он принадлежит только к своей совести,

которая никогда не обманет.

                                                                       М. Буянов

Каждый ребёнок приходит на землю со своей миссией. Что же делаем мы? Мы с самого рождения начинаем навязывать ему свои установки: ты должен, ты неумеха, вот я в твои годы, посмотри на старшую сестру (брата, подругу)…

Мы начинаем заставлять его заниматься тем, что ребёнку не свойственно, давая ему свои установки, мы ломаем ребёнка, он теряется и уже не может реализоваться.

2. Игра «Связанный ребёнок».

Вызываю одного родителя для демонстрации – это «ребёнок».

Мы говорим ребёнку: не бегай, не прыгай, не упади … Мы связываем ему ноги (родителю ленточкой связываем ноги).

Не трогай то, не трогай это … Мы связываем ему руки .

Не слушай это не для твоих ушей … Завяжем ему уши.

Не кричи, не разговаривай громко. … Завяжем ему рот.

Не смотри этот фильм … завяжем ему глаза.

Давайте спросим нашего «ребёнка», как он себя чувствует?

       

Конечно, не  всё ребёнку можно позволить, но запретов  не должно быть слишком много. А то, что запрещено, должно быть непреложно. Что же следует запрещать?

Мозговой штурм.

Вывод:

- то, что может нанести вред здоровью ребёнка или окружающих (например, не бегай с ножом).

-то, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей (не царапай стол).

- то, что противоречит нравственным нормам (не бери не своё).

И, конечно же, воспитание должно быть последовательным.

3. Проблемная ситуация.

Родители разбиваются на 3 группы с помощью игры «Животные». Для этого всем присутствующим раздаются листочки с названиями животных. Играющие должны с помощью характерных жестов и мимики его показать, и объединиться в стаи. В этих группах и работаем.

1 группа – «родители», 2 группа – «бабушки, дедушки», 3 группа – «эксперты».

Ситуация:

Мама просит двенадцатилетнюю дочь помочь убрать квартиру, а бабушка тут же, в присутствии девочки, говорит ей: «Не больная, сама управишься, нечего ребёнка эксплуатировать».

Задание группе:

- «родители» - аргументируют, что дочь должна помогать родителям;

- «бабушки и дедушки» - убедительно говорят о том, что в будущем девочка ещё наработается, пусть сейчас отдохнёт;

- «эксперты» - обобщают все высказывания, указывают на ошибки сторон.

Вывод: Такие «добренькие» бабушки часто портят детей, а потом сами же расплачиваются за свои воспитательные просчёты. Никакого уважения к таким бабушкам нет ни у их детей, ни у внуков, которым они «всю жизнь отдали». Было бы неплохо, если бы методы воспитания в семьях были едиными, заранее оговоренными. Ситуация конфликта способствует эмоциональной разрозненности в семье.

4. Как формировать положительные эмоции?

 В первую очередь, психологи рекомендуют не употреблять выражения:

  • Я тысячу раз говорил (а)  тебе …
  • Сколько раз надо повторять …
  • О чём ты только думаешь …
  • Неужели трудно запомнить …
  • Ты  такой (ая) же, как …
  • Почему Катя (Вася, Маша и т. д.) такая, а ты нет …

И употреблять чаще:

  • Ты у меня самый умный (красивый и т. д.) …
  • Как хорошо, что у меня есть ты …
  • Ты у меня молодец …
  • Я тебя очень люблю …
  • Спасибо тебе …
  • Без тебя я бы не справилась …

  Этими фразами мы признаёмся в любви нашим детям.

А сейчас подошедшие дети признаются в любви вам.

         

           5.Выступление детей:

(выступают все дети класса – их желание)

Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети,
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.

Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю,
Наверно, за то, что дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу, и светлому дню –
За это тебя я, родная, люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг…
Люблю тебя, мама,
Ты – лучший мой друг.

Ни усталости не зная,
Ни покоя каждый час,
День и ночь родная мама,
Всё тревожится о нас.
Нас баюкала, кормила,
У кроватки пела нам.
Первой нас она учила
Добрым, радостным словам.

Кто кручинится, когда мы
Опечалены подчас.
Сколько радости у мамы,
Если кто-то хвалит нас.
Сколько мук ей было с нами,
И наград не надо ей,
Об одном мечтают мамы –
О любви своих детей.

Какой наш дом без папы!
Правда, же, ребята?
Кто починит табуретку,
На машине подвезёт,
В дневнике моём отметки,
Знает все наперечёт!

Почему в квартире грохочущий шум,
Зашкалили разом все датчики?
Это папа, забыв про сон и еду,
Решает со мной математику.

Мы с папой решили уборкой заняться.
“Мой друг! – сказал папа. – Пора приучаться”
“Идея прекрасная” - мама сказала.
И тот час из дома она убежала.

Пять часов мама в парке сидит,
Со страхом она на мобильный глядит.
“Когда же уборке будет конец.
Смогу ль я вернуться домой, наконец!”

Мы шутим, конечно,
Но очень приятно,
Когда с тобой рядом,
Твой умный папа!

Кто всё штопает и вяжет?
Кто поможет и подскажет?
Раньше всех всегда встаёт?
Кто печёт оладушки?
Это наши…(бабушки)

Я с бабушкой своею,
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях,
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне всё приятно в ней.
Но бабушкины руки,
Люблю всего сильней.

Дедушка очень у нас деловой:
Ходит по дому, забыл про покой.
Бабушке он помогает весь день,
Делать ему это вовсе не лень.
То постоянно очки он теряет,
То разобьет что-то он, то сломает,
Вечно спешит, а устанет от дел,
Сядет с газетой - уже захрапел.

  Дедушкины руки, дедушкины руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя.
Знакомо тяжёлое им и большое.

Рабочие руки, в мозолях, бугристые,
Рабочие и ослепительно чистые.
Всё делают так хорошо, и умело,
Как в поговорке: « В них спорится дело!»

За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Мы благодарны нашим дорогим дедам!

В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!

Дети хором исполняют песню «Родительский дом»

  Где бы ни были мы, но по-прежнему
   Неизменно уверены в том,
   Что нас встретит с любовью и нежностью,
   Наша пристань родительский дом.
   
   Родительский дом, начало начал,
   Ты в жизни моей надежный причал.
   Родительский дом, пускай много лет,
   Горит в твоих окнах добрый свет.
   
    И пускай наше детство не кончится,
   Хоть мы взрослыми стали людьми,
   Потому что родителям хочется,
   Чтобы мы оставались детьми.


       Родительский дом, начало начал,
   Ты в жизни моей надежный причал.
   Родительский дом, пускай много лет,
   Горит в твоих окнах добрый свет.
   
   Поклонись до земли своей матери,
   И отцу до земли поклонись,
   Мы пред ними в долгу неоплаченном,
   Помни свято, об этом всю жизнь.

   Родительский дом, начало начал,
   Ты в жизни моей надежный причал.
   Родительский дом пускай много лет,
   Горит в твоих окнах добрый свет.

Сценка «Мир в семье всего дороже»

Автор.      Жили-были Дед и Баба.

Жили, не тужили.

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все ладно бы, да Курочка-невеличка

Взяла и снесла яичко.

Яичко не простое,        

Яичко золотое.

А теперь по нашим ценам        

И вообще оно бесценно.

На семейный, на совет

Собрал Внучку с Бабкой Дед.

Дед.         Так и так. Такое дело.

Что с яичком этим делать?        

Может, скушать? Иль продать?

Иль на доллары сменять?

Может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?

Бабка.     Что ты, Дед?! Побойся Бога!

   Музыка не стоит много!

  Лучше купим телевизор,        

  Пылесос или транзистор

  Иль возьмем телегу мыла,

  Чтобы в доме чисто было.

 Внучка. Может, купим мне духи?                  

                   Обалдеют женихи!        

                   Иль французскую помаду?

               Я ей тоже буду рада!

Автор.      Начался тут сыр да бор

                 И житейский шумный спор.

              То не се, да то не так.

 Дед.         Ты балда!

Бабка.      А ты дурак!

Автор.      Начался такой скандал -

                  Свет такого не видал!

                 Только Курочка молчит,

              Около стола стоит.

Курочка. Ну, никак не ожидала

                 Стать причиною скандала.

                  Чтобы это прекратить,

                  Надо мне яйцо разбить.

Автор.     Подошла она тихонько

                  И, крылом взмахнув легонько,

                 Яичко на пол уронила,

                 Вдребезги его разбила!

               Плачет Внучка, плачет Баба...

Внучка и Бабка. Что наделала ты, Ряба?

Автор. Дед не плакал, как ни странно,

              Вывернул с дырой карманы.         

Дед.      Нету денег, ну и что же?!

Мир в семье всего дороже!

Учитель: Да, мир в семье всего дороже.

После выступления дети присаживаются к своим родителям.

Учитель предлагает всем присутствующим продолжить пословицы о семье:

.- На что и клад, …коли в семье лад.
- В семье и каша… гуще.
- Вся семья вместе,… так и душа на месте.
- Яблоко от яблони… недалеко падает.
- Согласную семью… и горе не берёт.
- В семье любовь да совет, …так и нужды нет.
- Семья – печка, как холодно,… все к ней собираются.
- Дружная семья и землю превращает…в золото.

- Семья в куче – … не страшна и туча.

- В семье разлад, …так и дому не рад.

- Намеки и попреки – …семейные пороки.

- Каково дерево, таков и клин, каков батька, …таков и сын.        

- Мой дом, …  моя крепость

 - Гость на пороге – счастье в … доме
- Дом без хозяйки …
сиротка
- Дом вести …
не бородой трясти
- Дома и …
стены помогают
- Чем богаты, …
тем и рад
- В гостях хорошо, …
а дома лучше.

Учитель.

 В завершении нашего собрания давайте хором, как молитву, прочтём стихотворение  Сэмила Ф.

Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать.

Дети враждою воспитанные, знают, как ненавидеть.

Дети, в насмешках выросшие, впитывают робость.

Много и часто стыдимые - с виною своей не разлучены.

Те, кто воспитан терпимостью, ценит в людях терпение.

Воспитанные одобряющим словом - умеют верить в себя.

Дети, взращённые похвалой – умеют видеть хорошее.

А воспитанные справедливостью, учат людей доверию.

Дети, воспитанные одобрением, живут с собою в ладу.

Одоримые дружбою, находят в мире любовь.  

Учитель.

Пусть наши дети живут с собою в ладу и находят в мире любовь.

Каждому из вас я хочу подарить по такому стихотворению. Пусть оно вам поможет в сложных жизненных ситуациях.  

В семейной жизни вам желаю счастья,
Пусть ваши дети крепко любят вас,
Пусть стороной вас обойдут несчастья.
И солнечным пусть будет каждый час.

Желаю бодрости, здоровья,
И ясных дней, что счастьем хороши,
И сохранить до старости глубокой,
И жизни вкус, и молодость души!

III. Заключительная часть

1. Цветограмма

 - из предложенных цветных квадратов выберете тот  цвет, с которым в данный момент ассоциируется ваше настроение.

2. Рефлексия.

3. Решение собрания: продолжить  сотрудничество родителей, детей и педагогов.

        

Каждому родителю учитель раздаёт  табель успеваемости

его ребёнка за  четверть.  Индивидуальные беседы.

        

               

        

Приложение

     

               Цветограмма

ФИО

В начале собрания

В конце собрания

Андриенко М.И.

красный

красный

Апсибаева Г.С.

синий

зелёный

Бабенко И.В.

зелёный

красный

Вятчинина П.Г.

красный

красный

Герасёва Г.Н.

оранжевый

красный

Одияк Т.И.

оранжевый

красный

Русин А.В.

зелёный

красный

Капранов Н.В.

красный

красный

Водолага С.И.

зелёный

оранжевый

Константинова Е.Ю.

оранжевый

красный

Суханова А.А.

зелёный

красный

Новикова С.В.

не присутствовала

по  уважительной

причине

Черепанова С.В.

зелёный

красный

Шмига Е.И.

зелёный

красный

 

        

        

     Литература:

        

  1. Журнал «Классный руководитель», № 3. 2008.
  2. Журнал «Классный руководитель», № 4. 2008.
  3. Журнал «Классный руководитель», № 7. 2008.
  4. Журнал «Классный руководитель», № 8. 2006.
  5. Журнал «Классный руководитель», № 2. 2008.
  6. Журнал « Заместитель директора по ВР», № 4.2008.
  7. Плющ И.В. Школа и родители вместе - Новосибирск., 2006.
  8. Байбородова Л.В. Взаимодействие семьи и школы. – Ярославль., Академия развития, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Ранне родительство"

Презентация выполнена для Научно-практической конференции учащихся "Старт в науку". исследование проводила ученица 10 класса Михейкина А, под руководством учителя биологии Калюгиной Н.В. Ну конкурсе в...

Школа успешного родительства

раздаточный материал для родителей будущих первокласников в помощь -  игры для развития, воображния, мышления, памяти, мелкой моторики, звуко - буквенный анализ слова......

Родительское собрание в 5 классе "Уроки родительства" или "Педагогика на каждый день"

Цель: показать значимость единства требований в семье и школе осмыслить целесообразность принятых в семье подходов к воспитанию ребенка. Задачи: способствовать пониманию родителями разумного отношения...

Тренинг Детско-родительских отношений "Счастливое родительство"

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его пост...

Родительское собрание Ответственное родительство

Материалы к родительскому собранию, посвященному вопросам ответственного родительства...

Детско-родительский клуб "Ответственное родительство"

Детско-родительский клуб "Ответственное родительство" - это образовательный проект для думающих родителей. Мы объединяем родителей, которые думают о: здоровье своем и своих детей, полноценно...

Тренинг повышения родительской компетентности «Эффективное родительство»

Цели тренинга: Формирование компетентности родителей в способах предупреждения негативного поведения подростков. Обучение и приобретение навыков, улучшающих детско-родительские отношения.Задачи:...