Главные вкладки

    Родительское собрание "Что важнее в воспитании, поощрение или наказание?"
    материал на тему

    Родительске собрание, тема которого актуальна в любом возрасте ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_obranie.docx27.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

     «Что важнее в воспитании, поощрение или наказание?»

                                                      «Если мы до сих пор применяем

                                                        поощрения и наказания, то это

                                                        показывает несовершенство нашего

                                                        искусства воспитания. Лучше, если

                                                        воспитатель добьётся того, чтобы

                                                        поощрения и наказания станут

                                                        ненужными».    

                                                                                       К.Д.Ушинский.

    Цель: определение значения поощрений и наказаний в семейном воспитании.

    Задачи:

    1.Структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка.

    2.Создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания;

    3.Ознакомить родителей с педагогическими требованиями применения поощрений и наказаний.

    Форма проведения: традиционное собрание.

    Поощрение и наказание – простейшие  из средств родительского влияния. Они представляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам и проявлениям ребёнка.

    Я думаю, каждый из вас имеет своё мнение  по поводу наказаний т поощрений ребёнка, и сегодня мне бы хотелось ещё раз рассмотреть виды воздействий, их влияние на детей и эффективность.    

    Используя наказание и поощрение, родитель фиксирует внимание чада на успех, либо на неудачах, таким образом, ребёнок получает важную информацию о себе, которая ложиться в основу «образа Я» и самооценки сына или дочери.

    Каким  же мы хотим вырастить своего ребёнка? Только определив конечный результат, мы можем правильно использовать воспитательные воздействия, а именно: поощрения или наказания.

    В каждой семье существует своя система поощрений и наказаний.

    Виды поощрений весьма разнообразны:

    • одобрение;
    • ободрение;
    • похвала;
    • благодарность;
    • предоставление почётных прав и т.д.

    Несмотря на кажущуюся простоту, метод требует дозировки и осторожности. Неумение или избыточное поощрение может приносить не только пользу, но и вред воспитанию.

    Важно соблюдать определённые требования к поощрению:

    1. Поощряя, родители должны стремиться, чтобы поведение подростка мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами.
    2. поощрение не должно противопоставлять подростка остальным членам семьи. Поэтому поощрения заслуживает ребёнок не только, когда он добросовестно трудился на общее благо, показывал пример честного отношения к делу. Надо поощрять, если сын или дочка проявили высокие нравственные качества – трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим.
    3. поощрение должно начинаться с ответа на вопросы: кому, сколько и за что. Поэтому оно должно соответствовать заслугам подростка, его индивидуальным особенностям  и не быть слишком частым. Выбирая поощрения, важно найти меру, достойную ребёнка. Неумеренные похвалы приводят к зазнайству.
    4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя положительные качества ребёнка, родитель вселяет в него уверенность, воспитывает целеустремлённость и самостоятельность, желание преодолеть трудности. Подросток, оправдывая оказанное доверие, преодолевает свои недостатки.
    5. Главное в воспитании – соблюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь с самим ребёнком.

    - За что не следует хвалить:

    • За то, что получено от природы;
    • Из жалости (дети это чувствуют);
    • Второй раз за одно и то же достижение;
    • За то, что достигнуто не своим трудом;
    • Из-за желания понравиться.

    Наказание, как утверждают психологи, имеет тройное значение.

    Во – первых, оно должно исправить вред, причинённый дурным поведение.. И ребёнок обязан убрать небрежно разбросанные вещи, починить по возможности сломанную или разбитую вещь. Из своих карманных денег хотя бы частично возместить стоимость причинённого кому – либо ущерба.

    Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Оно имеет отпугивающий, устрашающий смысл, о чём мы уже говорили.

    Но третье главное значение заключается в снятии вины. «Провинность» представляет собой определённое отчуждение, преграду, неуверенность во взаимоотношениях с провинившимися. Грядущее наказание должно смыть эту вину. Тем самым в наказании усматривается элемент высшей справедливости, которую виноватый и принимает.

    Нельзя в качестве меры наказания лишать ребёнка прогулки, еды того, что необходимо для нормального развития. Кроме того, следует вообще помнить, что наказания, связанные с теми или иными  ограничениями, лишениями, приемлемы в основном  лишь в отношении дошкольников и младших школьников.

    В качестве наказания может быть использована  и отсрочка ожидаемого поощрения. К примеру, отложить покупку велосипеда, фотоаппарата.

    Обратимся к семейным поощрениям и наказаниям:

    Желая вырастить сильного  и здорового человека, родители должны чаще использовать поощрение. Очень часто родители поощряют детей за успешное обучение деньгами. Конечно, это самый простой способ поощрения, не нужно прикладывать никаких усилий, просто дать деньги. Но для ребёнка деньги не являются основной потребностью, намного важнее эмоциональный контакт с родителями, возможность участвовать в совместном деле или просто провести время вместе.. Есть ещё один аспект материального поощрения- у школьника не развивается собственно учебная мотивация, не возникает интереса к получению новых знаний, он не научится получать удовольствие от приобретения и использования знаний. К тому же, покупая отметки за деньги, родители делают акцент не на полученных и усвоенных знаниях, а именно на отметке, а ребёнок, в свою очередь, учится использовать различные пути для получения желаемой отметки.

    Наиболее эффективным способом поощрения учебных успехов является эмоциональная реакция родителя. Например, слова родителя «Я горжусь тобой», «Я очень рад за тебя» являются для ребёнка лучшей похвалой и придают ему сил.

    Отличным поощрением для ребёнка является совместный досуг. Позитивные эмоции объединяют, сближают и создают пространство доверия и искренности, в то время как наказания способствуют отчуждению и конфронтации.

    Наказание обычно используется для искоренения нежелательного поведения и серьёзных поступков. Очень важно разделять мелкие и серьёзные нарушения. Выбирая способ наказания, родители должны помнить, что физические наказания унижают ребёнка и способствуют развитию негативного «образа Я». Наказывать лучше, лишая хорошего, чем делая плохое. Для того чтобы наказание было эффективным и не нарушало доверительные отношения между детьми и родителями, необходимо соблюдать правила:

    1. Наказание должно соответствовать проступку ребёнка и помогать его исправить.( Если ребёнок получил «2», нет смысла лишать возможности смотреть телевизор на целый месяц. Нужно лишить его удовольствия на то время, которое необходимо для подготовки к исправлению оценки).
    2. Ребёнок может быть наказан только за свой проступок. (Если один из братьев получил плохую оценку, не не могут быть наказаны оба брата).
    3. Нельзя быть наказанным дважды за один и тот же поступок. ( Родители говорят ребёнку, что за  беспорядок в комнате он не пойдёт в кино, не будет смотреть телевизор и ему не купят новую вещь).
    4. Отложенное наказание или угрозы, не приводящие к действиям, вредят авторитету родителей. (Нет смысла постоянно повторять ребёнку: «Если ты сделаешь это ещё раз – я тебя накажу» - гораздо эффективнее наказать ребёнка один раз.)
    5. Нельзя наказывать ребёнка, когда он болен, плохо себя чувствует, когда ребёнок старается и у него не получается.

    Очень важно помогать ребенку разобраться в причинах случившегося, независимо от того, насколько серьёзным был проступок.

    Желая видеть своих детей успешными, не переусердствуйте. Давайте детям право на ошибку, ведь опыт преодоления и исправления гораздо важнее мифа безупречности.

    Независимо от того, какую тактику поощрения или наказания вы выберете, будьте всегда последовательны и предсказуемы, это поможет ребёнку понять и принять ваши требования, причины вашего воздействий и последствия своих поступков.

    Решением собрания разрешите считать памятки для родителей с указанием требований к наказаниям и поощрениям.

                                   

    Памятка родителям.

         

    1. Сравнивайте своего ребёнка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребёнку ощущение роста своих возможностей.
    2. Постарайтесь найти  такую сферу деятельности, в которой ваш ребёнок успешен. Хвалите сына или дочку по- чаще.
    3. Вы и ребёнок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны.
    4. Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ним наедине.
    5. Постарайтесь не фиксировать внимание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.
    6. Все школьные вопросы решайте с сыном или дочкой спокойно и доброжелательно, не заставляйте и не настаивайте.
    7. Помогайте ребёнку правильно организовать своё рабочее место, приучайте его следить за своими вещами.
    8. Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В сою очередь наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.

                        Наказывать  и ругать ребёнка нельзя:

    - когда ребёнок болен, плохо себя чувствует или ещё не оправился после болезни;

    -  когда ребёнок ест;

    -  после сна или перед сном;

    -  во время игры;

    -  во время учёбы или работы;

    - сразу после физической или душевной травмы(падение, травма, драка, плохая отметка, любая неудача);

    - когда ребёнок проявляет неспособность, неловкость, бестолковость, т.е. во всех случаях, когда у него что-то не получается;

    -  когда нам непонятны внутренние мотивы поступка ребёнка;

    -  когда мы сами не в себе: устали, огорчены или раздражены.

    «Как поощрять ребёнка в семье?»

    1. Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
    2. Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимает и пожмёт руку.
    3. Словесно выражайте одобрение пусть даже самому маленькому успеху сына или дочки, их поведению.
    4. Используйте чаще выражения: «ты прав», «я согласна с твоим мнением»- это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
    5. Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его их применять.
    6. Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: в День рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, после удачного выступления, сюрпризы – поощрения ит.д.
    7. Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявление к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
    8. Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей семьи.
    9. Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка: грамоты собственного изготовления, газеты и дружественные шаржи.
    10. Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, предоставьте ребёнку возможность учиться распоряжаться ими разумно.
    11. Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распоряжается, и обсудить это с ним.
    12. Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не  оставляйте расходование без анализа самим ребёнком с вами.
    13. Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.
    14. Учите ребёнка понимать и ценить поощрения родителей.

                 

                   Что нам мешает слышать ребёнка?

    1. Приказы, команды, отрицательные чувства. (ребёнок плачет. Расшиб коленку, а мы: «Прекрати плакать!»-обида у ребёнка гарантирована.
    2. Предупреждения, предостережения, угрозы. (если ты ещё раз так сделаешь…)
    3. Мораль, нравоучения, проповеди. (Каждый человек должен…Учиться –это твой долг…-они вызывают скуку, а потом агрессию и чувство вины).
    4. Советы и готовые решения. (Я бы на твоём месте… Не послушалась, вот и…- Советы не работают, потому, что они всегда сверху, они раздражают).
    5. Доказательства, нотации и выводы. (Пора бы уже знать. Что мальчики в твоём возрасте… - вызывают борьбу и месть).
    6. Критика, выговоры, обвинения. (Всё из-за тебя… Вечно ты…-Результат: избегайте неудач, низкая самооценка).
    7. Оценочная похвала. (Не хвалить: молодец!.. Надо: Я ячитаю тебя… Мне нравиться…)
    8. Обзывания и высмеивания (даже шутливые).
    9. Догадки и интерпретация (Небось опять…Я тебя вижу насквозь…)
    10. Выспрашивание и расследование (Где был? Что делал?-Это контроль)
    11. Сочувствие на словах, уговоры. (Успокойся, это ерунда. Не обращай внимания. Ничего страшного.
    12. Отшучивание, уход от разговора ( анекдот ит.п. – в этом есть пренебрежение).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра-важное средство воспитания

    Подвижные игры являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания  личности школьника, развития его двигательных способностей и совершенствования умений....

    Родительское собрание в 5 классе «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»

    Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родите­лями — это радостный, но также и напряженный труд. И, выполняя эту работу, вы не один р...

    Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.

    этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....

    Родительское собрание "Важное в воспитании ребенка"

    Пожелания и рекомендации для родителей учащихся класса....

    Патриотическое воспитание является одним из важных направлений воспитания

    Слава Отечеству, слава России, С Родиной наши сердца. Мы победим любое насилие, Выполним долг до конца   Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Тыва и  респуб...

    Доклад на родительском собрании на тему: «Воспитание сознательной дисциплины – одна из важнейших задач семьи».

            Воспитание подрастающего поколения осуществляется в нашей стране школой и внешкольными учреждениями. А для того, чтобы подрастающее поколение могло успешно трудиться...

    Разработка родительского собрания на тему «Меры поощрения и наказания в современных семьях»

    Цель: определение значения поощрений и наказаний в семейном воспитании.Задачи:структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка;создать условия для оценки род...