Статья "Нравственное воспитание школьников"
статья на тему

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…Воспитать нравственные развитые потребности - главнейшая задача родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.docx14.18 КБ

Предварительный просмотр:

Данилова Елена Александровна

Нравственное воспитание школьников

В понятие «образование» сегодня включены процессы обучения и воспитания, в котором складывается новая система ценностей, где вместо культа отметки и дисциплины царит истинная культура – внутренняя культура, в системе ценностей которой главная ценность – личность ребёнка. Один из мифов советской педагогики заключался в представлении, что создание комфортных санитарно-гигиенических и психологических условий, повышение технического обеспечения образовательного процесса способны существенно повысить результативность обучения ребёнка в школе. Но время показало, что комфортность условий обучения – вещь необходимая, но недостаточная. Всё яснее становится понимание роли семьи в формировании, поддержании и развитии познавательных интересов ребёнка. Поэтому работа с семьёй становится важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса школы. Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования и влияние которого испытывает на протяжении многих лет, возможно, и всю жизнь.
Сегодня важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. В семье заключён мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений, воспроизводства рабочей силы; она способствует нивелированию социальных противоречий и напряжённости. Государство заинтересовано в семье активно действующий, способной вырабатывать и осуществлять собственную жизненную стратегию, обеспечивать не только своё выживание, но и развитие. Мы понимаем, что именно такая семья является важнейшим фактором укрепления общества и гражданства.
Отношения взрослых (педагог, родитель) и детей предполагаются на основе взаимопонимания и взаимо восприятия, при которых каждый приобретает право на проявление индивидуальности, свободу самовыражения. Получивший распространение личностный подход ориентирует педагогов на уникальность ребенка, самоактуализацию его способностей и потенциальных возможностей, развитие духовных сил – интеллектуальных, эмоциональных и волевых. Гуманистическая система ценностей, составляющая основу личностно ориентированного подхода, создает благоприятные условия для полноценного развития ребенка, так как обеспечивает дошкольнику и младшему школьнику чувство психологической защищенности и доверия к окружающему миру.
Нравственная ценность-это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения ребёнка в самых непредвиденных ситуациях. Ценностные установки - это то, что в родительском доме признается как возможное и невозможное, это те запреты и разрешения, которые ребёнок запоминает в раннем возрасте и хранит в себе вплоть до образования собственной семьи. Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, врождённый эгоизм или эгоцентризм в нём будет преодолеваться. Обобщённо нравственную установку можно обозначить как любовь к людям, природе. По мере развития сознания она перерастает в любовь к родине, к своему народу. Нравственную установку ребёнка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением. Используя силу искусства и живой мир природы и собственный пример родителей. Одной из самых важных нравственных потребностей является способность ребёнка и взрослого проявлять доброту на деле, а не словах. Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождения образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму. Ещё одной нравственной потребностью, формируемой в семье, является понятие совести. Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое. Надёжное понимание совести как чувства, являющегося неотъемлемой частицей духовного мира. Знание нравственных потребностей поможет родителям воспитать детей добрыми и счастливыми людьми, приносящими благо обществу. Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…Воспитать нравственные развитые потребности - главнейшая задача родителей. 
Взаимодействие семьи и школы – это вечная тема, не теряющая своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Интерес понятен: семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность не только воспитательного процесса, но и общества в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».

Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26:  «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....