"Такой вот подросток... Эмоциональные нарушения подростков"
консультация

Полякова Ирина Васильевна

 К родительскому собранию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_obshcheshkolnomu_8_kl.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ТАКОЙ ВОТ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ….

ДОСТИЖЕНИЯ   ПСИХИЧЕСКОГО   РАЗВИТИЯ    ПОДРОСТКОВ

  • Наличие противоречий и конфликтов. Например, интеллектуальная развитость подростков в учебной деятельности и инфантильность при обсуждении различного рода проблем.
  • Главная новая черта — это более высокий уровень самосознания.
  • Происходит становление индивидуальности, самостоятельности в учении и в труде. 
  • Формируются новые критерии оценок личности и деятельности взрослых людей.
  • Появляется  дифференцированное отношение к разным учителям: одних любят, других нет, к третьим относятся безразлично.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТНОГО  РАЗВИТИЯ    ПОДРОСТКА:

Что лежит в основе конфликтов отцов и детей?

Потребность в общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступая место потребности в общении со сверстниками. Почему?

    Общением с матерью подростки удовлетворены только на 30%, а с отцом – 12%.Причиной такого психологического барьера, возникающего между подростками и родителями, психологи называют неумение и нежелание родителей выслушать, понять, принять).

Эмоция — психический процесс средней продолжительности, который отражает субъективное оценочное отношение к существующим или гипотетическим ситуациям. Выделяют следующие типы эмоциональных переживаний:

− аффекты;

− эмоции;

− чувства;

− настроения;

 − стресс.

От эмоции аффекты отличаются интенсивностью. Чувства, в отличие от эмоций, направлены на определённый предмет. То есть эмоция определяет состояния человека, а чувство — его отношение к чему-либо. Разница между эмоциями и настроениями в продолжительности. Эмоции быстрее сменяют друг друга, в том время как настроения меняются медленнее.

Классификация  эмоциональной направленности:

− альтруистические (связанные с бескорыстной помощью другим людям),

− коммуникативные (вызванные потребностью в общении),

− глорические (связанные с желанием прославиться),

− праксические (вызываются ситуациями конкретной практической деятельности),

− пугнические (переживание «острых ощущений»),

− романтические (связанные с «амурными» делами и переживаниями чего-то необычного),

− гностические (вызванные познанием, расширением кругозора),

− эстетические (восприятие красивого),

− гедонистические (связанные с удовлетворением физиологических потребностей),

− аквизитивные (переживания, связанные с приобретением тех или иных товаров, услуг).

Исходя из выделенных функций эмоций, можно сделать вывод, что эмоции человека имеют взаимосвязь с его деятельностью. Эта взаимосвязь двусторонняя. Не только деятельность и её ход влияет на эмоции человека, но и эмоции имеют влияние на деятельность. В ходе деятельности и при оценке её результатов у человека проявляются те или иные эмоции. Деятельность связана с удовлетворением актуальных потребностей. При этом положительные эмоции, связанные с успехом, повышают, а отрицательные эмоции, связанные с неуспехом, понижают уровень выполнения деятельности. Однако при чрезмерно сильном эмоциональном реагировании на успех протекание деятельности нарушается, достижение успеха ценой особых усилий провоцирует появление усталости и ухудшение качество деятельности, как и неуспех, следующий за серией неуспеха, может вызвать кратковременное повышение уровня деятельности. Также человек становится склонен к более точному и быстрому восприятию того, что подкрепляет его доминирующую эмоцию.

В подростковом возрасте эмоциональная сфера претерпевает некоторые изменения.  Подростки реагируют на различные проявления окружающего мира более интенсивно, чем взрослые и дети. Диаметрально противоположные эмоциональные состояния у подростков могут быстро сменять друг друга. В подростковом возрасте нарастает общее возбуждение, а процессы торможения — ослабевают. Однако подростки имеют склонность к сокрытию большей части своих эмоциональных переживаний. Кроме того, подросткам свойственна амбивалентность чувств и эмоций по отношению к одному предмету.
Поскольку деятельность и эмоции взаимосвязаны, есть связь между учебной деятельностью и эмоциональной сферой подростков.

Автором данной статьи было проведено исследование, в ходе которого изучались особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью. В ходе исследования было выявлено, что большинство подростков имеют романтическую направленность эмоций. То есть, для них значимы переживания, связанные с чем-то необычным, таинственным, загадочным и неизведанным. А наименее значимы для них эмоции, связанные с накоплением, коллекционированием и собираем вещей, выходящих за пределы нужды. Методика «Самооценка психического состояния» По всем шкалам этого теста подростки показывают средний или повышенный уровень. В тесте агрессивности Басса-Дарки наибольший балл подростки набрали по шкале «подозрительность», а наименьший — по шкале «обида». То есть, в общей сложности, подростки имеют склонность к подозрительности, но обидчивость у них выражена неярко.

В ходе проведения сравнительного анализа эмоциональной сферы подростков с высокой успеваемостью и низкой успеваемостью были  выявлены наиболее значимые различия.  Подростки с низкой успеваемостью чувствуют себя менее успешными, так как имеют меньше ситуаций успеха, чем подростки с высокой успеваемостью. Подростки, стремящиеся соответствовать ожиданиям окружающих, учатся лучше, чем подростки, не имеющие этого стремления.

Среди состояний, оказывающих негативное влияние на процесс обучения школьников, отметим апатию, тревогу, фрустрацию и агрессию.

Апатия – эмоциональное состояние, возникающее при длительном напряжении. Апатия может возникнуть также в случае неудовлетворенности в личностно значимых ситуациях, разочарования, при расставании с близкими на длительный период, в ситуации непонимания и непринятия человека окружающими, при конфликтах и одиночестве. Апатия может являться последствием стресса или фрустрации и возникает в данном случае как защитный механизм.

Апатия оказывает негативное влияние на все психические процессы человека. В состоянии апатии человек не может и не хочет заставить себя что-либо предпринять, изменять ситуацию, у него ослабевают волевые процессы, отсутствует мотивация к деятельности, теряется её смысл. В этом состоянии эмоции как бы смазаны, притуплены.

Состояние апатии выражается у школьников проявлением безразличия к процессу и результатам учёбы, негативизмом, отказом от общения и деятельности.

Тревога - эмоциональное состояние, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя.

У 41% подростков выявлен повышенный уровень тревожности. Подростки испытывают неизвестную, неопределённую опасность, которая зачастую существует только в сознании этих подростков. Чаще всего отмечаются такие качества и состояния как неуверенность, беспокойный сон, уныние, наивность, боязнь трудностей.

Средний уровень тревожности имеют 38% испытуемых. Это более или менее спокойные подростки, достаточно активные и общительные, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.

Ещё одним состоянием, которое может отмечаться у школьников является фрустрация. Состояние фрустрации возникает в травмирующей ситуации, при которой терпится неудача. Подростки с высоким уровнем фрустрации часто испытывают разочарование, тревогу, раздражение и даже отчаяние.

Средний уровень фрустрации имеют 42% исследуемых. Средний уровень фрустрации говорит о том, что фрустрация имеет место, но не очень часто. Таких подростков сильно расстраивают неудачи, они часто испытывают состояние отчаяния, чувствуют растерянность перед трудностями.

Низкий уровень фрустрации имеют 57% подростков. Такие подростки имеют адекватную самооценку, неудачи и трудности их не пугают.

Агрессия характеризуется словесным отпором, оскорблением, физическими нападками на человека, который вызвал ситуацию фрустрации, и сопровождается переживанием чувства страха, беспокойства.

Подростки с низкой успеваемостью чаще проявляют физическую агрессию, чем подростки с высокой успеваемостью. Вероятно, это связанно с более высоким уровнем фрустрации потребности в достижении успеха у подростков с низкой успеваемостью. Фрустрация это потребности вызывает эмоциональное напряжение, которое в дальнейшем проявляется в виде агрессии.

По шкале «косвенная агрессия» в тесте уровня агрессивности. Подростки с низкой успеваемостью имеют более высокий уровень косвенной агрессии. Это можно объяснить тем, что у подростков с низкой успеваемостью выше уровень фрустрации потребности в достижении успеха. Это создаёт эмоциональное напряжение, выражающееся в виде агрессии. По дополнительной шкале «агрессивность» в тесте уровня агрессивности. Подростки с низкой успеваемостью настроены более агрессивно по отношению к окружающему миру, чем подростки с высокой успеваемостью. Это связанно с тем, что у подростков с низкой успеваемостью более фрустрирована потребность в достижение успеха, что создаёт эмоциональное напряжение, переходящее в агрессию. По шкале «вербальная агрессия» подростки с низкой успеваемостью чаще проявляют вербальную агрессию, чем подростки с высокой успеваемостью. Это может быть связанно с более высоким уровнем фрустрации потребности в достижении успеха, приводящему к эмоциональному напряжению, которое проявляется в виде агрессии. Однако возможна и другая зависимость: ученики с более высоким уровнем вербальной агрессии имеют низкую успеваемость, так как вербальная агрессия плохо влияет на отношения между учеником и учителем. Часто повторяемые фрустрации могут создать у личности постоянную агрессивность.

С механизмом агрессии связано явление, когда вследствие частых и длительных фрустраций у человека образуется постоянное психическое состояние тревоги и страха, вследствие чего его поведение оказывается в значительной мере направленным на самозащиту. Такая личность, неверно оценивая ситуацию, может прибегнуть к помощи агрессии, хотя в этом нет никакой необходимости.

Неблагоприятные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей: равнодушие к людям, лицемерие, грубость, нечестность, тунеядство, алкоголизм, преступления, совершаемые взрослыми членами семьи создают ту неблагоприятную микросреду, которая является одной из важнейших причин трудновоспитуемости подростков. Положение подростков в таких семьях исключительно тяжелое. Личность ребёнка здесь постоянно ущемляется. Характерно, что в этих семьях основным методом наказания подростков, дополняющим оскорбления, брань, и угрозы, являются телесные наказания.  

   Неслучайно побеги, хулиганство, грубость подростков возникают как своеобразная форма самозащиты от посягательства на их личность. В основном, в семьях просто не умеют правильно воспитывать детей из-за низкого культурного уровня, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как занятость, болезнь и пр.

Анализ отношения “трудных” детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что лишь недостатки семейного воспитания, углубленные недостатки школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияния занятий физической культурой и спортом на психо-эмоциональное состояние подростков

Результат исследовательской работы учителя физической культуры...

Развитие эмоциональной сферы подростков в учебной и неучебной деятельности.

Подростковый период – это сенситивный период для развития эмоциональной сферы личности. На первый план здесь выходят эмоции и чувства подростка. О подростковом возрасте говорят как о периоде повышенно...

"Сказкотерапия в коррекционной школе как метод для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром».

Сказкотератия в коррекционной школе - это метод для развития творческих способностей детей, для знакомство их с окружающим миром....

Освещение опыта работы профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у подростков из неблагополучных семей.

Гузачева Лариса Михайловна Педагог-психолог МБУСОССЗН       Чернянского района « Социально--реабилитационный центр для  несовершеннолетних».В 2013году окончила Воронежский эко...

Практическое применение куклотерапии в работе с детьми с речевыми и эмоциональными нарушениями.

Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях колле...

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

Метод Арт-терапии в психологической коррекции эмоциональных нарушений депрессивного регистра у подростков.

В данной статье дается обзор используемых практикующими психологами методов и теоретических подходов в психологической коррекции депрессии у подростков и предлагается опыт использования данного метода...