Программа подготовки к ЕГЭ по физике
материал (11 класс)

Хасанова Эльза Ривнеровна

Система работы учителя физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы учителя физики по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ

«Знания и только знания

делают человека свободным

и великим»

                                                               Писарев Д. И.

Физика.  Что, значит, владеть этим предметам? Это, значит, уметь решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности.
          В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны в первую очередь знания, навыки решения, развитая интуиция.  Всё это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения большого количества задач.

Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя задачи текстовые, экспериментальные, графические и задачи рисунки по всем разделам физики разного уровня сложности.  

Самое трудное в подготовке к ЕГЭ,— это как раз научить решать физические задачи.

Как показывает мой опыт, подготовка учащихся путем решения многочисленных тестов, вариантов заданий прошлых лет, дает не вполне устраивающий результат.  Поэтому при подготовке я  сделала акцент на формировании общих приёмов выполнения заданий.  

Целенаправленная подготовка к ЕГЭ, в основном, ведется мною  в 10-11 классах, но с отдельными заданиями знакомлю уже с 7 класса.

Прежде всего, я знакомлю учащихся с процедуру проведения ЕГЭ по физике.  Участники экзамена должны  понимать смысл предлагаемых заданий и владеть методами их выполнения, уметь правильно оформить результаты выполненных заданий, уметь рационально распределять время экзамена, иметь собственную оценку своих достижений в изучении физики. Именно таких учеников я стараюсь готовить, организуя специальные уроки, домашнюю работу и внеурочные занятия.

Систематизация теоретического материала – первый этап подготовки к ЕГЭ, так как любое задание экзаменационной работы требует опоры на определенный теоретический материал. Содержание повторения охватывает основные разделы школьного курса физики, необходимые справочные материалы, пояснения на примерах и задачах, основные методы решения задач. (с 7 класса учу писать и отвечать по опорным конспектам)

Второй этап – применение теоретических знаний к решению задач. В первую очередь формирую  умение  анализировать  решение задачи, раскрывать физический смысл условия, объяснять чертёж, решать задачу сначала в общем виде, а потом производить математический расчёт. (например по одному и тому же графику, таблице, рисунку  задаю различные вопросы)

В процессе подготовки использую больше заданий на построение и интерпретацию графиков, таблиц, уделяю особое внимание экспериментальным задачам. На этом этапе, применяю "правило спирали" - от простейших типовых заданий до заданий повышенного уровня сложности, (например на одном чертеже один график, а на другом уже два, три и т.д.) от комплексных типовых заданий до заданий раздела 2 части. Благодаря этому методу повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса физики, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний и умений учащихся и их перенос на более высокий уровень. (например при изучении мощности в 8 классе я показываю задания 2 части экзамена, где им надо только определить данные для определения мощности)

Дифференцированный подход на уроках позволяет частично реализовать задачи подготовки к ЕГЭ. Для учеников   класса,  физико-математического профиля,  предлагаю задания более высокого уровня сложности, чем для учащихся класса гуманитарного профиля, в форме ЕГЭ. В ходе такой работы формируются у учащихся навыки самообразования, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, которые необходимы для того, чтобы ученик был готов к полной самостоятельности в работе на экзамене.

 Большую роль при подготовке к экзамену играет и самостоятельная работа учащихся с учебной литературой, со справочниками, а также в сети Интернет. Моя роль в организации этой работы - рекомендации по выбору тем и задач для самостоятельного решения, рекомендации по выбору сайтов в сети, где собран теоретический материал и сайтов, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки.

Третий этап – проверка знаний и умений учащихся (тесты обязательно с самопроверкой и анализом ошибок)

Оценка подготовки выпускников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте. Контроль осуществляю с помощью разнообразных форм как ежеурочные (в виде физических диктантов, самостоятельных работ, тестов и т.д.), так и проведение тестирования по образцу ЕГЭ после изучения каждого раздела. 

Таким образом, для обеспечения повышения качества подготовки учащихся к ЕГЭ сегодня необходимо осуществлять выбор содержания и способов обучения; повышение сложности учебного материала; поддержка индивидуального развития ребенка; сотрудничество учителя, ученика, родителей. Необходимо активизирующее воздействие на обучаемых, систематическое убеждение их в том, что лишь при наличии активной позиции при изучении предмета, при условии приобретения практических умений и навыков и их реального использования можно рассчитывать на какой-то успех.

Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ФИЗИКА Программы подготовки специалистов среднего звена 11.02.11 Сети связи и системы коммутации

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО):...

Программа подготовки олимпиадного движения предметов физико-математического цикла

                                             Пояснительная запискаАктуальность...

Программа подготовки к ЕГЭ по физике

Система работы учителя физики...

Программа подготовки к ГИА по физике "Физика в задачах. Механика."

Физическая задача - это   проблемная ситуация, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента на основе законов и методов физики. ...

Программа подготовки к ЕГЭ по физике на муниципальном уровне 2019-2020 учебный год

Программа подготовки к ЕГЭ по физике на муниципальном уровне 2019-2020 учебный год...

Программа подготовки к ЕГЭ по физике

Программа содержит ссылки на дополнительные ресурсы....