Ребенок в глобальном информационном пространстве. Плюсы и минусы
методическая разработка (7 класс)

Тимофеева Елена Рудольфовна

Разработка родительского собрания (совместного для детей и родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_-_informatsionnoe_prostranstvo.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Совместное родительское собрание (7 класс)

«Ребенок в глобальном информационном пространстве. Плюсы и минусы»

Тимофеева Е.Р., учитель математики и информатики

МАОУ СОШ №4, г. Покачи

«Принцип искусства воспитания… гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого»

И. Кант

Цель:

помочь родителям и детям определиться в информационном пространстве, правильно организовать свою деятельность для здорового существования.

Участники:

Родительское собрание проводится в форме диспута-дискуссии между родителями и детьми.

Вступление.

В период перехода от индустриального общества к обществу информационному, обилие и доступность информации является главным достижением и главной проблемой. Человек, и особенно ребёнок, получает огромное количество информации, в большинстве своём, не являющейся для него полезной, а именно - новой, понятной и важной. Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. Людям, окончившим школу более 15 лет назад, понятно, о чём идёт речь. Многовековой навык  владения пером, шариковой или гелиевой ручкой успешно заменяется умением работать с клавиатурой, поиск информации в литературных источниках напрямую связан с умением работать с Интернетом, отмирает эпистолярный жанр, ему на смену пришёл жанр электронной записки. И, хотя все мы знаем, что «рукописи не горят»,  электронный вид документа в наше время стал предпочтительнее рукописного.  Умение ориентироваться в информационном потоке становится залогом успешности, а неумение приводит к потере времени и сил без получения положительного результата.

В школьном курсе есть специальный предмет, изучающий способы и средства работы с информацией. Но поток информации на уроках структурирован, строго выверен, проанализирован и скомпонован! А в жизни всё обстоит иначе. Мир заполняет информационный хаос. Как научить ориентироваться в нём без практической экспериментальной работы? Школа, бесспорно являющаяся  моделью современного общества, предоставляет для этого прекрасную возможность. Информационные потоки, являющиеся результатом деятельности  различных школьных структур нужно сделать прогнозируемыми, упорядоченными, доступными для пользователя любого уровня. Чтобы этого достичь, нужно освоить методы работы с информацией, придумать и наладить способы координирования объектов информационного поля, создать единую информационную базу. Прекрасная возможность практической деятельности на информационном материале школы!

Проблема для обсуждения:

 «Плюсы и минусы информационного общества»

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Действительно ли, информационное общество- это идеал, к которому стремится все человечество?

 Гипотеза исследования:

Информационное общество - это идеал к которому стремится все человечество?

Цели исследования:

Выявить плюсы и минусы информационного общества

Результаты исследования:

В результате опроса мы узнали мнение обучающихся нашего класса и родителей по нашему вопросу. Опрос показал 70 % респондентов указали в основном положительные черты информационного общества, 30 % акцентировали внимание на минусах. Анализ публикаций в интернете показал, как плюсы, так и минусы информационного общества.

Просьба родителей и детей разбиться на 2 группы и обсудить проблему «информационного общества» с точки зрения полезности и вредности для наших детей

(дети становятся участниками группы «ЗА»,а родители становятся участниками группы «ПРОТИВ»)

Идет дискуссия и обсуждение.

Тем не менее, давайте рассмотрим плюсы и минусы такой жизни. Что хорошего в культуре информационного общества?

Свободный доступ к любой информации. Но есть и минус. Одновременно с полезной развивающей информацией на нас сваливается поток безнравственной информации, которая навязывается нам с детства. Современный человек терпит ущерб в своей духовности из-за обилия порнографии и рекламы беспутного образ жизни в СМИ.

Плюс ее в том, что существует огромная индустрия досуга, развлечений, туризма, спорта, позволяющая человеку расслабиться, отдохнуть, отвлечься от профессиональной деятельности и восполнить багаж духовных сил. К сожалению, из целого арсенала услуг человек чаще всего выбирает просмотр телепередач дома у экранов телевизора и компьютерные игры. Это минус культуры ИО.

Телевидение стало еще одним способом создания шедевров, памятников и образцов культуры. Но то же самое телевидение породило такое явление, как спам и реклама. Реклама справедливо подвергается острой критике. Редкое явление представляет собой реклама, выполненная со вкусом и оставляющая приятное впечатление. Обычно реклама облачена в примитивную художественную форму. Кроме рекламы,информационное пространство забито коммерческими концертами поп- и рок-музыкантов, которые рассчитаны на десятки и сотни тысяч людей и приносят высокие прибыли, но не несут высокой нравственной культуры в общество.

Плюсы современной культуры ИО – в системе среднего и высшего образования, использующей базы данных, интернет, СМИ. Например, возможность получения дистанционного образования. Популярность передач и фильмов, например, о природе или истории. Но, одновременно, есть и минусы: это манера написания дипломов, рефератов, курсовых работ, сочинений в форме банального списывания из интернета. Этот минус перекрывает плюсы ИО. Современные учащиеся во многом рассчитывают на чужие идеи, а ничего своего не имеют и не создают.

Пятый плюс культуры ИО – это влияние СМИ на формирование эстетических вкусов. Ведь с помощью искусственно созданных и популяризированных образцов создается стереотип поведения, формируется мода на одежду и музыку. Например, СМИ раскручивают образцы духовности, патриотизма, семейного образа жизни . Жирный минус – это те же раскрученные звезды и герои, рекламирующие противоположные стандарты поведения, порой даже нетрадиционные для России и христианского мира.

ИО дает массу возможностей для творчества человека: мы создаем массу творческих интернет страниц, пишем музыку на домашних рабочих станциях и выкладываем их опять же в инете для свободного доступа, создаем видео-фильмы, видео-ролики и видео-сюжеты (например, на YouTube), занимаемся компьютерным дизайном и графикой, делаем мультфильмы и т.д. Одновременно большинство людей, даже имеющих творческую профессию, уже не замечает тривиальный и неконструктивный характер собственной жизни. При обилии возможностей человек не реализует себя, испытывая смутную неудовлетворенность, выливающуюся в поиске сомнительных компенсаций в том же самом информационном пространстве в виде острых, жестоких зрелищ, необычных переживаний и приключений, секса, а порой и наркотиков.

ИО дает возможности безграничного общения: у нас появляются друзья не только в школе, на работе, но и за рубежом, в интернете, в блогах и т.д. Общение это не ограничено ни временем, ни пространством. Минусом этого явного преимущества являются частые случаи общения людей на безнравственной основе, сексуально развращающие подростков и молодежь.

Нельзя не вспомнить такой плюс культуры ИО: ИО присущ триумф личности, а не государственных интересов. Сегодня СМИ способствуют развитию свобод, прав человека, демократизации общества. Если в 1986 году взрыв на АЭС Чернобыля замалчивался несколько дней, в результате чего погибли тысячи, десятки тысяч человек, не эвакуированные и не получившие врачебной помощи, то сегодня утаивание подобной катастрофы просто невозможно. Это защищает человека. Но с другой стороны, информированность человека приводит его к такой проблеме как массовизация. Что это такое? Слушая новости, смотря телевизионные шоу, человек получает готовое мнение. Он не анализирует причину, ход и следствие событий сам. Телевидение просто сообщает ему о конечном результате. Еще до того, как человек проанализирует событие, ему уже навязана определенная реакция на него. Так появляется человек-масса, идеальный объект для манипуляции сознанием.

Сегодня мы обсудили важнейшую тему, давайте сделаем выводы:

Таким образом, несмотря на то, что в ходе дискуссии были выявлены как позитивные, так и негативные черты информационного (постиндустриального) общества, мы пришли к выводу, что именно эта фаза развития общества обеспечивает высокий уровень жизни молодежи, возможности для самореализации в различных областях, широкий доступ к различным информационным ресурсом, расширенные возможности для общения с людьми независимо от их географического положения. В тоже время, мы не должны позволить кому-либо превращать наше молодое поколение в объект управления. СМИ создают определенные представления о мире и человеке, о наиболее значимых ценностях и понятиях, при этом человеческие качества, ценности и убеждения не должны разрушаться под их влиянием. Каждый из нас – не слабое существо, а человек, способный управлять своим выражением. Это сложно, но это возможно. Людям совести и нравственности необходимо уметь направлять эту силу на созидание нравственной культуры. Как кто-то добился узаконивания безнравственных, античеловеческих поступков и законов, так же точно возможно добиться узаконивания нравственных ценностей и принципов поведения в обществе. Это тоже трудно, но тоже возможно. И за этим будущее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электричество, его плюсы и минусы

Данный материал позволяет показать учащимся 5-х классов положительные и отрицательные стороны электричества....

Плюсы и минусы сотовой связи

Для чего ребенку нужен мобильный телефон? Как научить его правильно с ним обращаться? Материал для родителей....

Плюсы и минусы гласности.9/11 классы

Урок по истории России.20 век. Учитывая возрастные особенности обучающихся, применяя дифференцированный подход, возможно проведение данного урока  для обучающихся как 9, так 11 классов. Урок с ...

Наказание ребенка. Плюсы и минусы

Советы и рекомендации...

Классный час по профилактике негативных проявлений: «Курение: минусы и мнимые плюсы» «Энергетические напитки: плюсы и минусы.» Для учащихся 7-12-ых классов

Цель:используя метод противоположностей, помочь подросткам осознать, что курение-это чрезвычайно вредная и опасная привычка.Способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и ос...

Детский спортивный лагерь: Зачем нужен ребенку? Плюсы и минусы.

Детский спортивный лагерь: Зачем нужен ребенку?Плюсы и минусы.- это хорошая школа жизни для детей и подростков. В лагерях они учатся общаться со сверстниками. Жить без родителей. Следить за собой. Реш...