Университет для родителей "Роль родителей в реабилитации детей с КИ"
консультация

Ожгибесова Елена Ивановна

 

В статье представлены этапы реабилитации детей с КИ, речевые игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, фонематического слуха, связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл universitet_dlya_roditeley.docx37.88 КБ
Файл universitet_dlya_roditeley.pptx1.16 МБ

Предварительный просмотр:

УНИВЕРСИТЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С КИ»

Долгое время неслышащие люди были обречены жить в мире безмолвия. Но с появлением кохлеарной имплантации у них появилась возможность слышать все звуки, даже самые тихие. Кохлеарная имплантация позволяет вернуть слух неслышащему человеку, а благодаря этому улучшить качество его жизни. Глухой ребенок с кохлеарным имплантантом получает возможность научиться понимать речь и говорить.

И сегодня уже не возникает сомнения, что кохлеарная имплантация является самым эффективным методом реабилитации глухих детей и взрослых.

Но многие родители думают, что сделав операцию ребенку, подключив имплант,  ребенок сам научится слышать и говорить! Это не так! Невозможно научить глухого ребенка понимать и говорить, если его родители не будут главными участниками процесса обучения.

Послеоперационная реабилитация – самый длительный и трудоемкий этап кохлеарной имплантации. Ее цель — научить слышать и понимать речь с помощью импланта. Родители должны быть терпеливыми и знать, что в любом случае результаты использования КИ будут видны не сразу, и потребуется долгая кропотливая работа, в результате которой ребенок сможет понимать речь и говорить.

Длительность и эффективность реабилитации ребенка с кохлеарным имплантом зависит от многих факторов: (СЛАЙД)

  1. Ранний возраст имплантации (чем раньше проведена имплантация, тем лучше результат);
  2. Наличие слухового опыта (потеря слуха после 1,5-3 лет, прогрессирующее снижение слуха, раннее слухопротезирование и постоянное использование ИСА);
  3. Отсутствие аномалий в строении улитки и слухового нерва;
  4. Отсутствие сопутствующих нарушений интеллекта, внимания, памяти, специфических речевых расстройств;
  5. Сформированность коммуникативных и познавательных навыков, устной речи, чтения, и других умений, которые важны для развития слухоречевого восприятия и собственной речи.

Ведущим фактором в эффективности и длительности  реабилитации является

возраст имплантации.

Перспективность использования КИ (СЛАЙД)

Дети, имеющие слуховой опыт.

- Если ребенок потерял слух в период овладения речью (1-5 лет), то результаты реабилитации оцениваются как хорошие

Дети, не имеющие слухового опыта.

- имплантация в возрасте до 2-х лет – очень хорошие результаты при отсутствии у ребенка сопутствующих нарушений и адекватной реабилитации. Речевое развитие приближается к норме.

- имплантация в возрасте до 2-3 лет – результаты хорошие при правильной организации реабилитации и отсутствии у ребенка сопутствующих нарушений.

- имплантация в возрасте 3-7 лет – результаты от незначительных до хороших в зависимости от возраста имплантации, опыта использования ИСА, уровня речевого развития, состояния памяти, эмоционально-волевой сферы, организации процесса реабилитации, наличия сопутствующих нарушений

- имплантация в возрасте 7-15 лет – результаты от незначительных до хороших в зависимости от многих факторов

- дети с комплексными нарушениями. Дети не могут научиться хорошо понимать речь на слух и говорить, но большинство из них научаются ориентироваться в мире звуков, узнавать их, понимать простые фразы, произносить звуки и слова.

У детей с врожденной глухотой длительность слухоречевой реабилитации составляет 5 и более лет.

Королева Инна Васильевна, профессор, доктор психологических наук разработала положение  о 4-х этапах слухоречевой реабилитации после КИ (СЛАЙД)

Номер этапа

Название этапа

Длительность (примерно)

1 ЭТАП

Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ

Длительность - 3-12 недель

2 ЭТАП

Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ

Длительность – 6-18 месяцев

3 ЭТАП

Языковой этап развития восприятия речи и собственной  речи

Длительность – более 5 лет

4  ЭТАП

Этап развития связной речи и понимания сложных текстов

         При общении и научении малыша с КИ на 1 и 2 этапах взрослые должны следовать следующим принципам:

  1. Правильно располагайтесь по отношению к ребенку во время общения (глаза ребенка и взрослого на одном уровне)
  2. Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»)
  3. Устанавливайте совместное внимание (взгляд) ребенка и свое на предмете или действии. (смотреть вместе на один предмет)
  4. Следите за направлением вниманием ребенка. (на что обратил внимание ребенок, на том предмете можно и обучать)
  5. Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка.
  6. Комментируйте (проговаривайте) все свои действия и действия ребенка. (В процессе одевания, умывания, приема пищи)
  7. Оставляйте паузу между своими фразами, давая ребенку возможность ответить вам.
  8. Задавайте ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка. (речь – это диалог)
  9. Реконструируйте высказывания ребенка при общении с ним. (ответьте за ребенка, сделайте паузу, чтобы ребенок мог повторить высказывание)
  10. Моделируйте жесты, мимику, звуки, слова, которым вы хотите научить ребенка.
  11. Подражайте действиям/жестам/мимике ребенка, а также поощряйте его, если он подражает вашим действиям/жестам.
  12. Создавайте для ребенка привычные, повторяющиеся ситуации и действия. (это облегчает ребенку запоминание требуемых от него действий, произносимых слов)
  13. Используйте ситуации, удивляющие ребенка.
  14. Используйте при обучении случайные ситуации.
  15. Всегда хвалите и поощряйте ребенка за его действие.
  16. При общении с ребенком говорите короткими фразами голосом разговорной громкости, с интонацией
  17. Сопровождайте речь естественными жестами.

На 1 этапе необходимо: (СЛАЙД)

Формировать слуховое восприятие в новых условиях:

- достичь оптимального уровня настройки КИ, позволяющего ребенку воспринимать звуки всего частотного диапазона на расстоянии более 2 метров;

- научить ребенка обнаруживать наличие или отсутствие звука, различать неречевые звуки при парном сравнении;

Подготовить к овладению устной речью:

- научить подражать речи, соотносить слова и действия,

- научить ребенка сопровождать действия речью.

Крайне важна в этот период роль родителей. Так как они имеют большие возможности в привлечении внимания ребенка к окружающим бытовым шумам, звукам улицы и т.п., вызывают у него интерес к слушанию, побуждают пользоваться голосом нормальной высоты и силы. Сурдопедагог в этот период консультирует и обучает родителей специфическим методам и приемам.

Ребенок  умеет обнаруживать наличие или отсутствие звука, различает неречевые звуки при парном сравнении, умеет подражать речи, соотносит слова и действия, сопровождает действия речью.

На 2 этапе необходимо:

Развивать слуховое восприятие:

- достичь оптимального уровня настройки КИ, позволяющего ребенку воспринимать звуки всего частотного диапазона на расстоянии более 4 метров;

-  продолжать развивать интерес к любым звукам (речевым и неречевым);

- связывать звуки с вызывающими их предметами, действиями, а слова с обозначаемыми предметами (действиями, признаками).

Развивать речь:

- активизировать спонтанную голосовую активность, вызывать у ребенка интерес к собственному голосу, возможностям его изменения;

- продолжать учить обнаруживать и различать звуки по акустическим признакам;

- учить выполнять упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики, движения пальчиковой гимнастики

- учить использовать простые слова в рамках предметно-практической и игровой деятельности

- учить использовать простые фразы в рамках предметно-практической и игровой деятельности

Ребенок знает различные признаки речевых и неречевых звуков,  умеет различать неречевые звуки, музыкальные инструменты, различает на слух звуки, слова с большим количеством слогов,  умеет говорить слитно на выдохе короткие слова, изменять силу, громкость и высоту голоса, пользоваться речью.

 Для реализации задач 1 и 2 этапа можно использовать такие игры и упражнения:

«Где звучало?»

«Кто позвал?»

«Что ты слышишь?»                                            

«Послушай и повтори»

«Что звучало?»

«Слушай заданный звук» 

«Кто как голос подает?»

Различение звучаний  с электронных носителей.

Различение звучаний в условиях зашумленности.

Упражнения для развития   мелкой         моторики и     ориентировки в пространстве.

Упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики и тд.

Практическая часть. Мы сейчас с вами поиграем.

Игра «Веселый язычок» Развитие артикуляционной моторики.  Родителям предлагается послушать рассказ о язычке и выполнять действия. Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калиточку (язычок высовывается из открытого рта), посмотрел наверх, светит солнышко (кончик языка поднимается вверх), потом посмотрел вниз, нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз). Понравилось язычку на улице, и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз). Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать как кошечка (языком производить лакательные движения). Наелся язычок, а губки испачкал молоком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы). А теперь почистил зубки верхние и нижние (почистить верхние и нижние зубы). Увидел язычок качели и стал качаться на качеле (постепенно поднимается высунутый язык к носу и опускается к подбородку). Устал язычок и пошел в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы).

Игра «Действия» Игра на развитие умения слушать и выполнять действие. Выбрать несколько родителей, один «ребенок». Сначала нужно научить ребенка выполнять вместе с вами команды «беги», «иди», «стой», «ложись», «большие шаги», «маленькие шаги» и тд. Потом ребенок выполняет самостоятельно действия по просьбе родителя.

Игра «Где звучало?» Игра на определение локализации звука. Пригласить несколько родителей. Родители стоят в ряд. У одного колокольчик. Выбирается «Ребенок». Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили. Если угадал, кто позвонил, то колокольчик передается. А если не угадал направление, то он снова водит

Игра «Ляля спит» Игра на различение звука по громкости.  Пригласить несколько взрослых.  Подойти тихо к спящей в кроватке кукле, и произнести папапа (вставай). Кукла не просыпается. Произнести громким голосом ПАПАПА. Кукла просыпается и пляшет.

На 3 этапе необходимо:

Развивать адекватные слуховые представления:

- распознание многосоставных фраз

- распознание речи в различных акустических условиях: помехи (шум, вербальная интерференция), опосредованные ситуации (телефон, телевизор).

- развитие фонематического слуха.

Развивать речевое общение:

- формирование фонетики (коррекция произношения),

- формирование лексики (синонимы, антонимы, обобщающие слова, применение качественных и количественных прилагательных, образование множественных и уменьшительно-ласкательных форм слов, образование глаголов совершенного и несовершенного вида и др),

- формирование грамматики (употребление предлогов, междометий, согласование существительных и числительных, глаголов, прилагательных с существительными в роде и числе, падеже)

- развитие связной речи (ответы на вопросы, составление предложений, составление диалога, составление рассказа по серии картинок, пересказ)

Ребенок умеет воспринимать на слух фразы на расстоянии 6 метров, различать на слух рифмованные фразы, воспринимать шепотную речь, речевой материал в различных акустических условиях, дифференцировать звуки на слух,  передавать своё эмоциональное состояние речевыми и неречевыми средствами (выражением лица, естественными жестами и т.п) в рамках принятого речевого этикета, у ребенка сформированы лексико-грамматические представления о речи, умеет осуществлять самоконтроль за произносительной стороной устной речи.

Практическая часть.

Игра «Кто больше слов назовет?» Игра для развития фонематического слуха, активизации словаря.

Пригласить несколько родителей. Сейчас мы с вами будем называть слова, в которых есть звук, например, З. Родители образуют круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с нужным звуком. Тот, кто назвал слово, получает фант. Тот, кто не назвал – ничего не получает.

        Игра «Найди, что надо» Игра направлена на развитие умения склонять существительные по падежам.(грамматика)

        Раздать карточки: карандаш, ложка, полотенце, санки и тд. Нужно слушать внимательно и тот, у кого имеется нужная карточка, должен ответить на вопрос одним словом  или фразой.

«Вова пошел кататься с горки. И что он взял с собой?» (санки)

«Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» (полотенцем)

«Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» (ложкой)

«Зина нарисовала домик. Чем?» (карандашом)

        Игра «Скажи наоборот» Формирование семантических полей, расширение словаря антонимами. (горячо, светло, тепло, пасмурно, грязно, и тд) (лексика)

Взрослые стоят в шеренге лицом к ведущему. Ведущий произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним к заданному слову и вернуть мяч. Если слово-антоним подобрано верно, то взрослый делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до условной линии.

        Игра «Эхо» Развитие умения образования сложных слов.

        Родителям предлагается хором образовывать сложные слова. Листья падают – листопад; сам ходит – самоход; мед носит – медонос; разводит сады – садовод; звезды падают – звездопад, ходит на атомной энергии – атомоход; воду возит – водовоз; вода падает – водопад; снег падает - снегопад

        Игра «Я начну, а ты продолжи» Развитие связной речи.

Выпал первый …

Утром дети …

Девочка Маша играет ..

Жила была девочка … Однажды она … А навстречу ей …

        Можно использовать любые речевые игры и упражнения. Игры подбираются совместно с сурдопедагогом, учителем – логопедом с учётом тематического планирования и индивидуальных особенностей детей с КИ.  Например, В.И Селеверстов «Речевые игры с детьми»

Родителям кохлеарноимплантированных детей надо помнить, что:

  • для лучшей реабилитации детей с кохлеарной имплантацией необходимо обучение в естественных ежедневных ситуациях;
  • большое значение придавать чтению книг в семье, правильно его организовать - ребёнок научится размышлять и анализировать,  грамотно выражать свои мысли;
  • формировать привычку показывать ребенку каждый день, что он живет в мире разнообразных звуков.
  • устная речь имплантированных детей должна быть по возможности внятной, двусторонней (родитель – ребенок – родитель), связной, а не отрывочной, ситуативной, естественной;
  • дозировать нагрузку во время занятий;
  • присутствовать на занятиях с сурдопедагогом и логопедом,  выполнять с детьми ежедневные домашние задания, следовать их рекомендациям;
  • помимо обучения стремиться к созданию условий для всестороннего развития своего ребенка, способствовать обогащению его личного опыта. Следует поощрять интерес к наблюдениям в окружающем мире, экспериментированию, художественному творчеству, занятиям музыкой, танцами, спортом. Это могут быть экскурсии, поездки, посещения музеев, театров и т.д., воспитание интереса к чтению художественной и научно-популярной литературы с обязательным обсуждением увиденного или прочитанного и др., совместный отдых и занятия спортом. Все перечисленные моменты создают большие возможности для развития словесной речи в семье.

Но в любом случае крайне важно учитывать индивидуальные психофизические возможности и способности ребенка, его интересы, стремление к сохранению личного пространства.

Спасибо Вам за участие. До свидания.


Родителям кохлеарноимплантированных детей надо помнить, что:

  • для лучшей реабилитации детей с кохлеарной имплантацией необходимо обучение вестественных ежедневных ситуациях. В домашней обстановке можно наиболее успешно создавать и использовать ситуации для расширения словарного запаса и развития речи ребенка, для закрепления понятий, полученных в школе. До начала изучения той или иной темы родителям следует: 1) ознакомить ребенка с содержанием учебного материала, используя другие источники информации (иллюстрированные книжки, энциклопедии, интернет); 2) выяснить,  значение  каких слов и речевых оборотов ребенок не понимает или понимает неправильно и разъяснить их смысл. Такая домашняя работа подготовит ученика с кохлеарнымимплантом к восприятию темы, обеспечит условия для успешного участия ребенка в последующей работе над текстом;
  • большое значение придавать чтению книг в семье, правильно его организовать - ребёнок научится размышлять и анализировать,  грамотно выражать свои мысли, как в устной форме, так и в письменной, найдёт надёжные нравственные ориентиры в жизни;
  • формировать привычку показывать ребенку каждый день, что он живет в мире разнообразных звуков. Ребенок начинает чувствовать, что окружающие звуки дома имеют большое значение и становятся также частью его поведения. Некоторые примеры вещей и предметов, которые являются источником звуков в квартире:

- смех, кашель, телевизор, телефон, закрывание и открывание дверей, ложки, ножи, тарелки, стиральная машина, пылесос, лающая собака или мяукающая кошка, пение птиц, дрель, швейная машина, дверной и телефонный звонок,  музыкальные инструменты и многое другое.

Вне дома – на улице, в магазине, поликлинике, зоопарке и прочее ребенок также может слышать много звуков. Имеются много ситуаций, в процессе которых регулярно возникают звуки:

- транспортные средства: автомобили, велосипед, мотоцикл, автобус, трамвай и так далее, которые производят звуки – гудки, шум мотора, шум торможения или шум колес;

- зоопарк: животные, которые производят различные звуки – лошадь, корова, львы, обезьяны и другие;

- стройка: стук, сверление, бурение, шумы, шумы моторов и различных строительных машин;

- железнодорожная станция: стук колес движущегося поезда, визг тормозов, гудок поезда при отправлении и так далее.

В целом можно сказать, что различные места вне дома обладают своей специфической акустической характеристикой. Нормально слышащие люди не осознают богатства акустической среды, потому что это естественная часть нашей жизни. Ребенок с кохлеарнымимплантом находится в другой ситуации, так как он никогда раньше не слышал окружающие звуки. И родители должны осознанно помогать ребенку входить в этот мир. С этой целью можно завести слуховую тетрадь, которая позволит накапливать слуховой словарь неречевых звуков. Можно предложить ребёнку зарисовать звуки, которые он слышит. И результаты будут тем лучше, если эта работа будет вестись постоянно, целенаправленно, важно помнить, что излишняя опека, как и излишняя критичность, неумение похвалить ребёнка, порадоваться успеху мешают не только слухоречевой, но и социальной реабилитации;

  • устная речь имплантированных детей должна быть по возможности внятной, двусторонней (родитель – ребенок – родитель), связной, а не отрывочной, ситуативной, естественной;
  • дозировать нагрузку во время занятий. Возникающие порой перегрузки являются причиной недостаточного усвоения ребенком требуемого объема знаний, а отнюдь не его упрямством или ленью, как иногда считают. Избежать перегрузок помогут игры (предметные, настольно-печатные, словесные), с помощью которых дети качественно усваивают сложный дидактический и речевой материал, активизируют мыслительную деятельность. Игры подбираются совместно с сурдопедагогом, учителем – логопедом с учётом тематического планирования и индивидуальных особенностей детей с КИ;
  • активно заниматься развитием слуха с КИ ребёнком - наблюдать за его поведением, контролировать правильность настройки КИ, регулировать режим его работы, информировать сурдопедагога и аудиолога о реакциях ребёнка на различные звуки, об особенностях восприятия речи с помощью КИ;
  • присутствовать на занятиях с сурдопедагогом и логопедом,  выполнять с детьми ежедневные домашние задания, следовать их рекомендациям. Полезно, чтобы часть занятия проводил родитель, а педагог наблюдал и корректировал его ошибки;
  • помимо обучения стремиться к созданию условий для всестороннего развития своего ребенка, способствовать обогащению его личного опыта. Следует поощрять интерес к наблюдениям в окружающем мире, экспериментированию, художественному творчеству, занятиям музыкой, танцами, спортом. Это могут быть экскурсии, поездки, посещения музеев, театров и т.д., воспитание интереса к чтению художественной и научно-популярной литературы с обязательным обсуждением увиденного или прочитанного и др., совместный отдых и занятия спортом. Все перечисленные моменты создают большие возможности для развития словесной речи в семье.

Но в любом случае крайне важно учитывать индивидуальные психофизические возможности и способности ребенка, его интересы, стремление к сохранению личного пространства.

Использованная литература.

Королева И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. С-П.: КАРО, 2016

Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников./ Под.ред. О.С.Ушаковой. М.: Просвещение, 1996

Программа реабилитации дошкольников после кохлеарной имплантации. Автор: И.Е. Рычкова, 2017

Программа педагогического сопровождения обучающихся школьного возраста после кохлеарной имплантации. Авторы: В.А.Трусова, Г.В.Школьная, 2017

Селеверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: ВЛАДОС, 1994


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль родителей в реабилитации детей с КИ Подготовила: учитель-дефектолог Ожгибесова Е.И.

Слайд 2

Факторы, влияющие на длительность и эффективность реабилитации ребенка с КИ Ранний возраст имплантации; Наличие слухового опыта; Отсутствие аномалий в строении улитки и слухового нерва; Отсутствие сопутствующих нарушений; Сформированность коммуникативных и познавательных навыков, устной речи, чтения.

Слайд 3

Этапы слухоречевой реабилитации после КИ Номер этапа Название этапа Длительность (примерно) 1 ЭТАП Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ Длительность - 3-12 недель 2 ЭТАП Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ Длительность – 6-18 месяцев 3 ЭТАП Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи Длительность – более 5 лет 4 ЭТАП Этап развития связной речи и понимания сложных текстов

Слайд 4

На 1 этапе реабилитации Ребенок привыкает слышать звуки, учится распознавать и реагировать на них.

Слайд 5

На 2 этапе реабилитации Ребенок учится различать речевые и неречевые звуки, учится использовать простые слова и фразы в рамках предметно-практической деятельности.

Слайд 7

На 3 этапе реабилитации Ребенок учится воспринимать на слух фразы на расстоянии 6 метров; различать на слух рифмованные фразы; воспринимать шепотную речь; речевой материал в различных акустических условиях; дифференцировать звуки на слух; передавать своё эмоциональное состояние речевыми и неречевыми средствами (выражением лица, естественными жестами и т.п ) в рамках принятого речевого этикета; у ребенка формируются лексико-грамматические представления о речи; учится осуществлять самоконтроль за произносительной стороной устной речи.

Слайд 8

Результаты 4 этапа реабилитации умеет воспринимать и понимать сложные тексты. сформированы все стороны речи (фонетика, лексика , грамматика). умеет осуществлять самоконтроль за произносительной стороной устной речи.

Слайд 9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методических приёмов психолого-педагогической реабилитации детей с ОВЗ в классном часе «Старт в будущее»

Анализ классного часа по применению приёмов психолого-педагогической реабилитации дедей с ОВЗ....

Презентация на тему"Реабилитация детей с нарушением интеллекта"

Презентация "Реабилитация детей с нарушением интеллекта" предназначена для специалистов коррекционных школ. Может быть использована на педагогических советах, заседониях ПМПК....

Статья "Интеграция родителей в процесс физической реабилитации детей с ограничениями в состоянии здоровья."

В данной статье рассмотрены принципы интеграции родителей в процесс ф.р.При использовании данной информации, огромная просьба делать ссылки на авторов,Спасибо))...

Работа с родителями - ключ к успеху в реабилитации детей и подростков.

Помочь семье (матери) обрести прежний социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса....

Комплексная реабилитация детей посредством театральной деятельности в условиях отделения социальной реабилитации.

Использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взросл...

Статья:"Социальная реабилитация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома"

Статья:"Социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...

Программа работы родительского университета «Азбука » ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» предназначена для родителей учащихся и их законных представителей на 2020-2021г.

Психолого-педагогическое и правовое  просвещение родителей;создание единства воспитательного воздействия школы и семьи;совместная деятельность педагогов, родителей и детей; мониторинг и диаг...