Родительское собрание "В мире вежливости и деликатности"
материал (5, 9 класс)

Цели собрания: Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье на основе ФГОС.

Привлечение родителей к совместной работе по овладению навыками вежливого общения и культурой речи детьми.

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха.

Создание условий для благоприятного психологического микроклимата взаимодействия с родителями.

Помощь родителям в воспитании культуры поведения у детей, помочь им увидеть недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.

Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

Ориентировать семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность.

(Слайд № 4)

Задачи:  Создать условия для комфортного обучения и пребывания ребенка в школе.

Способствовать воспитанию культуры поведения у учащихся. Формировать умения отличать проявление воспитанности и невоспитанности.

Воспитывать сознательную дисциплинированность, чувство коллективизма,

ответственности за свою команду.

Обсудить с родителями проблемы поведения школьников в образовательном учреждении и дома.

Формировать доброжелательные, дружеские отношения между старшими и младшими школьниками.

 Участники: родители учащихся 9-го и 5-го классов, классные руководители,  учащиеся 9-го и 5-го классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_mire_vezhlivosti_i_delikatnosti.docx76.89 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Волковичская основная школа»

Родительское собрание

«В мире вежливости и деликатности»

Авторы-составители:

Занимаемая должность:

Авраменкова Н.Г.

учитель немецкого языка,

Туркова Н. В.

учитель истории.

д. Волковичи, 2016 г.

(Слайд №1)

ФОРМУЛА: Д (деликитность)  × У (уважение) + ЗПП (знание правил поведения) = КП (культура поведения)

ДЕВИЗ: Продаём ПКП (правила культуры поведения)  – покупаем КП (культуру поведения) 

(Слайд № 2) 

"Быть культурным - значит постоянно и непрерывно  

совершенствовать, улучшать себя во многих

отношениях. Роль воспитанности при этом, пожалуй,

не меньше, чем роль образованности"  А.М. Маркуша

                                     

"Воспитанные люди уважают человеческую личность, а  

потому всегда снисходительны, мягки, вежливы,

уступчивы,.."  А.П. Чехов.

                                   

"Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит" Саади.

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                               

I. ВВЕДЕНИЕ................................................................................ ……………………… 6

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………………... 6

1. Вступительное слово классных руководителей  ....................................................... 6

2. Отчёт учащихся о проделанной работе ………...........................................................6

3. Дискуссия по предложенным классными руководителями ситуациям………….. 10

4. Побуждение мотивации к обсуждению предлагаемой темы.  Осмысление……... 14

5. Подведение итогов проведения КВН. Анализ.  ........................................................ 15

6. Получение от родителей, учащихся обратной связи на уровне отношения и понимания сути проблемы ................................................................................................................... 15

7. Рефлексия. Заключительный этап. Подведение итогов ...........................................  17

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................ 19

IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………..... 20

V. ПРИЛОЖЕНИЕ  ............................................................................................................21

(Слайд № 3) 

Цели собрания: Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье на основе ФГОС.

Привлечение родителей к совместной работе по овладению навыками вежливого общения и культурой речи детьми.

Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности и отдыха.

Создание условий для благоприятного психологического микроклимата взаимодействия с родителями.

Помощь родителям в воспитании культуры поведения у детей, помочь им увидеть недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения.

Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.

Ориентировать семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность.

(Слайд № 4) 

Задачи:  Создать условия для комфортного обучения и пребывания ребенка в школе.

Способствовать воспитанию культуры поведения у учащихся. Формировать умения отличать проявление воспитанности и невоспитанности.

Воспитывать сознательную дисциплинированность, чувство коллективизма,

ответственности за свою команду.

Обсудить с родителями проблемы поведения школьников в образовательном учреждении и дома.

Формировать доброжелательные, дружеские отношения между старшими и младшими школьниками.

 Участники: родители учащихся 9-го и 5-го классов, классные руководители,  учащиеся 9-го и 5-го классов.

   Подготовительная  работа:

1. Классные руководители изучают психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по теме родительского собрания и подбирают книги и журналы о культуре поведения для выставки.

2. Разработка классными руководителями совместно с родительскими комитетами заданий, ситуаций для  каждой группы, выработка критериев оценки.

3. За две недели до начала собрания проводится анкетирование родителей и  учащихся по проблеме собрания.

4. Подбор высказываний о воспитании. 

5. Разместить на доске рисунки учащихся 5-го класса "Мое поведение дома и в школе".

 П р и м е ч а н и е. Можно привлечь к работе на собрании школьного психолога.

Форма проведения: семейная гостиная.

 Игра проводится в уютном и просторном помещении. Для проведения собрания нужно создать 4-5 групп из  учащихся 9-го, 5-го классов, их родителей. От каждой группы выбрать 4-5 консультантов. Все рассаживаются группами, на столах листы, на которых написаны тексты ситуаций для обсуждения, анкеты. Все группы принимают участие в заданиях.

Оформление, оборудование и инвентарь: Медиапроектор; экран; презентация; магнитная доска; таблицы; бумага; маркеры; ручки; задания для микрогрупп. 

Плакаты с правилами.  

Газеты: "Пункт вежливой помощи"

"Здравствуйте".

Нарядные скатерти.

Лампа, имитированная под керосиновую.

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка рассказывает об элементах нравственной культуры, таких, как доброта, сострадание, вежливость, деликатность, такт, терпимость, убеждённость, стремление понять другого. Быть культурным и воспитанным, стать гармоничной личностью, научиться достойно вести себя в любой обстановке – это и право, и обязанность каждого человека в нашем обществе.

Ход проведения

1. ВВЕДЕНИЕ

Данная методическая разработка посвящена знанию правил культуры поведения. Главная ее цель заключается в привитии учащимся вежливости, деликатности, скромности, общительности, уважению к старшим. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения с раннего возраста. Сегодня крайне необходимо говорить о воспитании культуры поведения молодого поколения, развивать, способствовать и углублять знания о культуре поведения и общения. Необходимо создавать условия для комфортного обучения и пребывания ребенка в школе. Формировать умения отличать проявление воспитанности и невоспитанности. Обсуждать с родителями проблемы поведения школьников в образовательном учреждении и дома. Формировать доброжелательные, дружеские отношения между старшими и младшими школьниками.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом культуры поведения.  Следовательно, значение воспитания культуры поведения граждан возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических и культурных ценностей. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов воспитания культуры поведения.

Кого мы можем в наше время признать культурным человеком, каковы основные черты и признаки истинной культуры? Что такое культура поведения, как она связана с общим духовным обликом человека, как воспитывать у ребёнка лучшие нравственные качества – уважение к людям, забота и внимательность к окружающим, как получить его хорошие манеры поведения? Как воспитывать ребёнка на разных возрастных этапах его развития?

Тема разработки актуальна, так как вопрос воспитания культуры молодежи занимает сейчас важное место.

Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы данного мероприятия: «В мире вежливости и деликатности».

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(Звучит музыка)

1. Вступительное слово классных руководителей.

1-й классный руководитель: Добрый вечер, уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на родительское собрание. Воспитание, привитие хороших манер, уважительное отношение к другим людям и самому себе начинаются в детстве. Ребенок всему подражает и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья. Он должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как общаться со сверстниками и взрослыми. Оставаться культурным человеком на протяжении всей жизни.

2-й классный руководитель:  Добрый вечер, дорогие ребята! Мы рады вас приветствовать в нашем уютом классе. Сегодня он выглядит ещё уютнее, совсем по-домашнему (на столах скатерти, чайные принадлежности, выпечка, посередине стола большой самовар, в углу «керосиновая лампа», которая горит красным цветом.). Так давайте же проведем этот вечер как одна большая дружная семья.

1-й классный руководитель:  Мы искренне надеемся, что этот вечер станет действительно добрым.

(Звучит песня "Чашка чая" сл.М.Рябинина, муз. В.Добрынина)

2-й классный руководитель: Свое выступление хочу начать со слов А. С. Макаренко «Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Мы рады встрече с вами. Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и обычно не придаём им должного значения. Ну а на какую тему мы сегодня будем с вами разговаривать, вы попробуете угадать сами.

(Зачитываются цитаты, изречения о воспитании)

Веселый архивариус.

"На камзоле Ломоносова продрались локти. Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу:

- Учёность выглядывает оттуда...

- Нисколько, сударь, - немедленно ответил Ломоносов, - глупость заглядывает туда!"

2-й классный руководитель:   Итак, уважаемые товарищи родители, дорогие ребята, я думаю, вы уже догадались, о чем мы сегодня будем с вами беседовать?

(Ответы родителей, детей)

1-й классный руководитель: Правильно. Сегодня в очередной раз мы собрались в семейной гостиной, чтобы поговорить с вами о воспитании культуры поведения у наших с вами детей. Разговор пойдёт о культуре поведения, о воспитанности, о вежливости, о такте, о деликатности, поэтому мы открываем ещё одну страничку нашей семейной гостиной “Родители и дети”. Мы увидим и услышим много интересного.

2-й классный руководитель: Мы поведём беседу о том, как помочь нашим детям стать такими, какими мы их хотим видеть: умными, добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Мы надеемся, что каждый из вас по ходу разговора сделает для себя соответствующие выводы. Главное, будьте раскованными, не бойтесь рассуждать вслух.

1-й классный руководитель: Итак, сегодня мы проводим родительское собрание по теме «В мире вежливости и деликатности»

(Слайд № 5) 

 (Читает высказывание А. С. Макаренко)

«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».  А. С. Макаренко

2-й классный руководитель: Дети являются гордостью своих родителей – самые красивые, милые и лучшие. Но всегда ли мы задумываемся над тем, что красота нашего ребенка не только в красоте его внешности, но и в том, как он ведет себя в семье, со сверстниками, в школе, в общественных местах? Каковы его манеры – жесты, мимика, осанка, речь, движения?

1-й классный руководитель:  Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях? Это вежливость, деликатность, скромность, общительность, уважение к старшим. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения с раннего возраста.

2-й классный руководитель:  Дорогие мамы и папы, девочки и мальчики! Наша встреча в семейной гостиной посвящена культуре поведения. Культурное поведение – значение многогранное. Отношение к нам других людей зависит от многих факторов, в том числе насколько мы вежливы, уважительны, внимательны к окружающим.

1-й классный руководитель:  Воспитанные люди уважают человеческую личность, потому всегда снисходительны, вежливы, уступчивы… Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и унижает его в глазах говорящего. Они не рисуются, они не болтливы, не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

2-й классный руководитель:  На собрании мы решим, какого человека можно называть воспитанным, а какого невоспитанным.

2. Отчёт учащихся о проделанной работе.

1-й классный руководитель: Но сначала мы поговорим с вами о том, как же мы потрудились в 1-ом полугодии. Чем занимались на уроках и в свободное от уроков время?

2-й классный руководитель:  Итак, слово предоставляется учащимся 9-го и 5 - го классов.

(Выступления учащихся 9-го и 5 - го классов)

Ученик: Выступать наше время настало,

                Ждёте вы с нетерпеньем начала.

                Мы приветствуем всех.

                Наш девиз таков: “Больше дела – меньше слов».

Ученик: Сегодня в программе особое ядро!

                Сегодня в программе острое перо!

                Работает окно сатиры,

                Выступают Волковичские задиры!

                Дадим мы скептикам бой,

                Заставим смеяться ценою любой!

Ученик: В эфире информационно-развлекательная программа  «45 минут».

Сегодня в программе:

Ритмы современности.

Проблемы наши.

В мире иллюзий.

Встречи с гостями программы.

Эти и остальные новости вы узнаете в этот вечер.

Ученик:  В одном 9-ом классе,

                А может и не в классе,

                А может не в 9-ом,

                Но всё ж произошло.

                Случилось всё за месяц,

                А может не за месяц,

                А может, не случилось,

                Но мы расскажем вам.

Ученик: А дальше что?

Ученик: Как что? Сейчас увидим.

(Поёт группа учащихся)

Песня на мотив «То ли ещё будет».

Мы хотим в глаза сказать,

Наберясь отваги,

Ведь нельзя в труде дерзать  -

Только на бумаге.

В результате факт такой:

Пишем лишь проворно.

Не писал и Лев Толстой

Так вот плодотворно.

То ли еще будет…

9 класс несется вскачь

Как на ипподроме,

Всё сметая на пути,

Не в своём ведь доме.

То ли еще будет - 3 раза

Ой, ё – ёй!

Стадниченко, Кузнецов

Сидят на батареях

Все уроки напролёт

Они что-то греют.

То ли еще будет – 3 раза

Ой, ё – ёй!

Где девчонки, где мальчишки

Доставай резинки!

И стреляйте по друзьям

Только без запинки.

Ох, сейчас и будет – 3 раза

Ой, ё – ёй!

Замечанья: 1, 2, 3,

Полетели в классе.

И дежурный командир

Вынужден ругаться:

«Сколько раз вам говорил

Чтоб вы не игрались,

Чтобы все учителя на вас не обижались».

Классный наш руководитель

Заходила часто

Говорила нам: «Друзья, это безобразно»

Ох, уж нам и было – 3 раза

Ой, ё – ёй!

(Частушки о проделанной работе, которые сочинили сами ребята).

Сценка «Урок истории и немецкого языка в 9-ом классе».

Ученик: Мы так много узнали за время учебы в школе и с каждым годом узнаём всё больше. Мы продолжаем наш разговор о культуре поведения. Начнём, казалось бы, с самого простого, обыкновенного «ЗДРАВСТВУЙТЕ».

Стихотворение «Здравствуйте»

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы: «Здравствуйте».

Что особого тем ми друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

1-й классный руководитель: Вот видите, вы поздоровались, и на капельку радостней сделалась жизнь. Правда, много тут зависит ещё от того КАК вы поздоровались.

2-й классный руководитель: Умеет ли ваш ребенок говорить вежливые слова? Как вы этого добиваетесь?

1-й классный руководитель: Что, по-вашему, является главным в воспитании культуры поведения и хороших манер?

2-й классный руководитель: Конечно же, одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы авторитет для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.

1-й классный руководитель:  С чего начинать воспитание культуры?

2-й классный руководитель: Воспитание ребенка необходимо начинать с создания доброй, вежливой, терпимой атмосферы в доме. Вежливое слово становится волшебным, когда в нем появляются лучики солнца и тепла, когда оно подкреплено примером.

Ученик: Сегодня мы хотим показать нашим родителям, что мы узнали о культуре поведения и какими мы воспитанными стали. Для этого мы предлагаем провести небольшой КВН между родителями и нами - учащимися.

(Выбирается жюри). (Учащиеся поют «Ах, КВН, ах, КВН!»)

На КВНе в этот раз

Мы встретили, родные вас.

Мы этой встрече очень рады!

Мы не узнали сразу вас,

И вы за то простите нас,

Мы извиниться будем рады.

Вину свою мы искупим

И сразу всех развеселим,

Вы лишь немного помогите.

Примите в клуб, зажгите смех,

И их разделим мы на всех.

Припев: Ах, КВН, ах, КВН,

               Залог весёлых перемен.

               Здесь и болельщик и жюри –

               Все ожиданием полны.

    Ах, КВН, ах, КВН,

    Здесь грусти нет и нет проблем,

    Улыбки, песни, шутки, смех –

    Он подружить сумеет всех.

Ученик: А сейчас мы передаем наш микрофон ведущим нашего КВН, классным руководителям ______________________________________ .

1-й классный руководитель: Мы поговорим о вежливости, о культуре поведения, культуре общения. Вас  товарищи, родители,  удивляет поведение детей в подростковом возрасте, был примерный ребенок и вдруг грубит, хамит, хлопает дверью. Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10-11 лет. Ребенок как губка – впитывает всё, что видит и слышит дома.

2-й классный руководитель:  Много лет людьми создавались правила поведения, этикета – цель которых была кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола – словом во всём, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали.

1-й классный руководитель: Существуют ли в наше время секреты воспитания культуры поведения? Об этом и пойдёт сегодня разговор. И надеемся, что вместе мы найдём ответы на многие вопросы.

(Вопросы задаются всем группам. Даётся время на размышление)

(Слайды № 6 - 7) 

ВОПРОСЫ:

1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Если твой товарищ поздоровался с кем-нибудь, следует поздороваться и тебе)

2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то, как это сделать? (Следует их поприветствовать, при условии, что они тебя заметили. Кричать, конечно, не стоит. Слова заменяют жестом, улыбкой, поклоном)

3. Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»? (Зависит от обстоятельств. Приветствовать этим словом друга, ровесника

 позволительно.)

4. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте Игорь Семенович». Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть все в порядке? (Олег поступил невежливо. Надо было сказать общее «Здравствуйте».

5. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? (Обычно телефонный разговор заканчивает тот, кто его начал. Однако, если вы звоните старшим, не торопитесь, пусть конец разговору положат они).

6. На вечере мальчик потанцевал с девочкой. Он ей говорит: «Спасибо». Правильно. А что должна сказать или сделать девочка? (На благодарность после танца девушка отвечает приветливой улыбкой).

7. Если вам принесли подарок завернутый, можно его развернуть и посмотреть? (Завернутый подарок следует развернуть. Рассмотреть и поблагодарить того, кто его принес. Ему ведь тоже интересно, понравился  ли подарок)

2-й классный руководитель:  Вежливость – это и черта характера, и искусство вести себя в обществе. Ребёнок учится этому, подражая взрослым. И при любых условиях надо учить вежливо, а не грубо.

1-й классный руководитель:  О правилах поведения и хороших манерах дома и в гостях говорится и пишется достаточно много. Но всегда ли мы своих детей учим этому и всегда ли находим правильный выход в конфликтных ситуациях между детьми?

3. Дискуссия по предложенным классными руководителями ситуациям

2-й классный руководитель: Прежде чем дать оценку действиям, постарайтесь вникнуть в ситуацию. Не делайте поспешных выводов!

Рассматриваем и обсуждаем ситуацию № 1.

Ситуация  1.

1.Мама и папа ушли в кино.  Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит "Клуб кинопутешествий". Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

- Здравствуйте, Наташа. Папа дома?

- Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Её рука на щеколде задвижки.

- Жаль. До свидания.

Как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация 2.

2. В дверь постучали. Сергей, продолжая, есть, крикнул: "Входите, открыто!" На пороге появилась Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе.

Что надо сделать, прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате.

Как следует поступить?

Ситуация 3.

3. Скоро в школу. Уроки ещё не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол влажней тряпкой. Но Игорь никак не возьмется за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тосю. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни. Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамины просьбы?

Ситуация 4

4. Четырнадцатилетие - серьезная дата. И Лена с мамой готовились ко Дню рождения, тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженого и даже молочный коктейль сделали. Пришли ребята из класса, засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, довольно быстро управились с угощением... И заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись, шушукались. Мальчики в другом углу играли в шашки. Дима в седьмой раз ставил один и тот же диск. Лена принесла ещё большой торт: "Ешьте ребята, ну ешьте!" Но есть уже никто не хотел. Танцы не получились.

Айда, ребята, шайбу погоняем,- сказал кто-то. И мальчики заторопились. Следом за ними разошлись и подружки.

    Когда мама, которую Лена попросила уйти часа на два к соседям, вернулась домой, виновница торжества в полном одиночестве горько плакала в неприбранной кухне.

ОТВЕТЫ:

Ситуация 1. Наташе следовало сказать гостю, что отец скоро придет, пригласит его в комнату, предложить посмотреть телепередачу или дать журнал, газету.

Ситуация 2. Гостью надо встретить, помочь ей раздеться; если есть возможность предложить поужинать, если нет, отложить свой ужин. Спрашивать о причине посещения не принято, гость должен сам сообщить её. Можно предложить Марине какое-либо занятие, пока Сергей будет искать книжку.

Ситуация 3. Бывает, что ребята злоупотребляют правом гостя. В этих случаях хозяину следует определенно, но вежливо сказать, что у него есть дела, он просит извинить его и приглашает гостей прийти в другой раз.

Ситуация 4. Лена допустила две ошибки. Слишком много внимания уделила праздничному столу и совсем не подумала, чем же займутся гости. Весёлые игры,  забавные соревнования, маленький самодеятельный концерт - всё надо было продумать заранее. Вторая ошибка - зря она попросила маму уйти. Кто как не мама - умная, добрая, опытная - нашла бы выход из положения, придумала что-нибудь, помогла бы объединить ребят.

1-й классный руководитель: Каковы отношения в семье, таково будет отношение детей к вам и окружающим. Что ребёнок видит ежедневно в семье, то он обязательно перенесёт во взрослую жизнь.

2-й классный руководитель:  Хочется, чтобы духовные ценности стояли у ваших детей в ряду главных. Надо только помочь им в этом, больше времени уделяя общим семейным делам, совместным выходам на природу, в гости к бабушкам и дедушкам.

1-й классный руководитель: Сейчас ребята покажут вам сценки о культуре поведения, а вы отдохните, посмотрите и подумайте!

Сценка "Бабка" В. Осеевой

(Показывают учащиеся 5-го класса).

"Пришёл к Борьке товарищ. Товарищ сказал: - Здравствуйте, бабушка!

Борька весело подтолкнул его локтём: - Идём, идем! Можешь с ней не здороваться. Она уже старая старушенция.

Бабка одёрнула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами: Обидеть - что ударить, приласкать - надо слово искать.

А в соседней комнате товарищ говорил        Борьке: - А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои         и чужие. Она главная.

- Как это-главная? - заинтересовался Борька»

Ну,  старенькая ... всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.

Не взгреет! - нахмурился Борька.- Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой: - Чудно! Теперь старых все уважают. Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!

Да мы свою бабку не обижаем, - покраснел Борька.- Она у нас… сыта и здорова.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у двери.

- Бабка,- нетерпеливо крикнул он, - иди сюда!

- Иду, иду - заковыляла из кухни бабка.

-Вот, сказал товарищ Борьке, - попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку: - обижаем мы тебя?

А родителям говорил: - наша бабка всех лучше, а живет хуже всех - никто о ней не заботится!

- Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня, мал ещё!

И, разволновавшись, набрасывались на бабку: - вы что ли, мамаша, ребёнка учите? Если не довольны нами, могли сами сказать. Бабка, мягко улыбаясь, качала головой.

- Не я учу - жизнь учит» А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растёт! Я своё отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьёте, то не вернёте"

Сценка "Вечером и днем"

(Показывают учащиеся 9-го класса).

ВЕЧЕР. Танцевальная площадка. Звучит вальс, кружатся пары. У стены стоит молодой человек, наблюдает за танцующими. Входит изящная девушка. Молодой человек смотрит на неё... Подходит, приглашает танцевать. Они кружатся в вальсе. Музыка стихла, они выходят с площадки, долго гуляя по аллеям парка. Прощаясь, договариваются встретиться завтра в 6 часов вечера около парка...

УТРО. Девушка стоит за прилавком в ателье вязки шерстяных изделий напевает мотив вальса, который всю ночь звучал в её ушах. Входит старушка. Слабым голосом обращается к ней:

- Гражданочка, можно у вас носки связать?

- Не принимаем, - цедит сквозь зубы приемщица. На лице её раздражение.

- Что?

Только выдаём! - отвечает девушка, не отрывая глаз от ярких длинных ногтей.

- А когда будете принимать?

- Написано.

- Мне не прочесть без очков...

- Приходите после обеда.

- Почему же после обеда?

- Приём после обеда. До обеда только выдаем!

- Примите у меня, пожалуйста, сейчас... Мне ходить трудно... Сердце, да и годы...

Девушка пожимает плечами, Бросает на прилавок пилку для ногтей.

- Ну и сидела бы дома, раз всё болит! Нарушай порядок из-за вас. Лицо старушки передёрнулось, она схватилась рукой за спинку стула, грузно села. Задыхаясь, выговорила: - Пожалуйста, неотложную...

Приёмщица с видом великомученицы набрала номер: - Неотложную. В ателье 15. Что? Да! Каждый день! Бросила трубку на рычаг - Ходят тут в обморок падать! Другого места им нет!

Спустя несколько минут в ателье вошел молодой человек в белом халате. Приёмщицу он не заметил. Осторожно снял со старушки пальто, усадил,  послушал пульс, сделал укол. Наблюдает за ней. Она облегченно вздыхает. Тихо говорит: - Спасибо...

Приемщица узнает врача. Это он. Она пытается улыбнуться, нервно поправляет волосы. Жалобно говорит: - Спасибо, доктор...

Он поднимает на неё глаза, не сразу узнает...

Старушка тихо говорит: - Не дай бог, кому такая в жёны попадётся...

Девушка растеряно смотрит на врача, на старушку, снова на врача. Врач укладывает шприц. Обращается к старушке: - Вам лучше?

- Да, спасибо...

- Желаю вам здоровья, - опустив голову,  быстро уходит,

Девушка растеряно смотрит ему в след. Он этого не видит. За ним уж закрылась дверь.

2-й классный руководитель: Если вы будете тактичны с другими людьми, это станет замечательным уроком добра и человечности для ребенка. 

1-й классный руководитель: Будем помнить о том, что красной нитью нашего разговора должна стать мысль о том, что личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей.

2-й классный руководитель:  А сейчас самое сложное задание для всех групп. 

Конкурсное задание - накрыть на стол.  Все вы делали это много раз.

(Выбираются  2 человека от родителей и 2 учащихся. Приготовлены 2 стола, поставлены приборы. Нужно правильно всё расставить по этикету.

Даётся время. Во время выполнения звучит музыка).  (Подводятся результаты).

1-й классный руководитель: А сейчас проведём небольшой интеллектуальный марафон для родителей и учащихся.

(Слайд № 8)

Интеллектуальный марафон

                                                              Конкурс «Русского языка»

Образовать множественное число:

Житель – жители

Любитель – любители

Учитель – учителя

Мать – матери

Человек – люди

Образовать единственное число:

Читать – читаю                       Кусать – кусаю

Мечтать – мечтаю                  Кромсать – кромсаю

Свистать – свищу                   Писать – пишу (писаю)

Образовать слова в единственном и множественном числе:

Ведро – вёдра                         Певцы – певец

Бедро – бёдра                         Концы – конец  

Метро –                              Щипцы –  

День – дни                              Козлёнок – козлята

Лень –                                Пони –  

(Слайд № 9))

Вопросы из области литературы:
Кто автор и откуда это выражение:

1. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. (Н.А. Некрасов. «Поэт и

гражданин»)
2. Рожденный ползать летать не может. (М. Горький «Песня о Соколе»)

3. Человек - это звучит гордо! (М. Горький «На дне»)

4. Там русский дух, там Русью пахнет. (А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)

Вопросы из области географии:

1. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан)

2. Эта точка Земли интересна тем, что ее географические координаты равны нулю. Где находится эта точка? (Атлантический океан, Гвинейский залив)
3.
 Что означает термин «география»? (Землеописание)

(Слайд № 10)

Вопросы из области истории:

1. Крещение Руси произошло в:

а) 882 г.                  

б) 945 г.

в) 911 г.

г) 988 г.

2. Вече - это:

а) народное собрание

б) праздничная еда

в) вид дани

г)  община.

3. Какие события произошли в:

15 июля 1240 г. -

988 г. -

5 апреля 1242г. -

8 сентября 1380 г. -

4. Объясните значение слов:

- вече (народное собрание);

- полюдье (сбор князем дани с подвластных ему территорий);

- волхвы (жрецы); 

5. У А.С. Пушкина есть такие слова:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам...

А что говорит об этом история? Отомстил ли Олег хазарам или это сделал другой князь? (Князь Святослав разбил хазар.)

(Слайд № 11)

Вопросы из области информатики:

1. Какой первоначальный смысл имело слово:

- компьютер? (Человек, ведущий расчеты.)

- калькулятор? (Камень (галька) для счета.)

2. Какие информационные процессы вы знаете? (Хранение, передача и обработка

информации.)
3. Сколько лет счетам? (2000—5000 лет Китай, Египет, Греция.)

Вопросы из области искусства и музыки

1. Назовите имена известных русских пейзажистов. (Шишкин, Левитан, Куинджи,

Поленов, Айвазовский.)

2. Какой великий композитор начал свою концертную деятельность в шестилетнем возрасте? (Моцарт) 

3. По отрывку песни скажите, как называется песня и кто авторы текста и музыки?
Что ж ты, милая, смотришь искоса,

Низко голову наклоня.

Трудно высказать и не высказать

Все, что на сердце у меня.

(«Подмосковные вечера», слова М. Матусовского, музыка В. Соловьева - Седого.)

 (Слайд № 12)

Вопросы на смекалку.

1.Что можно приготовить, но нельзя съесть?  (Уроки)

2.Сколько месяцев в году имеют 28 дней?  (Все месяцы)

3.Что можно увидеть с закрытыми глазами?  (Сон)

4.Что становится больше, если его поставить вверх ногами (перевернуть)? (Число 6)

5. Чем кончается День и Ночь?  (Мягким знаком.)

6.Что идёт, не двигаясь с места?  (Время.)

Вопросы «Ассорти».

1.Назовите самую близкую к земле звезду. (Солнце) 
2. Назовите самую первую женщину-космонавта. (В.Н.Николаева-Терешкова.) 
3. Назовите самую маленькую птицу.
(Колибри, менее 2 грамм) 
4. Назовите самую крупную ягоду. (Арбуз) 

5. Как называется самая высокая океанская волна? (Цунами) 

6. Назовите самый распространенный напиток, позволяющий утолить жажду. (Вода) 

4.  Побуждение мотивации к обсуждению предлагаемой темы.  Осмысление.

- Отдохнули немного? А сейчас, уважаемые родители, ребята, я предлагаю Вам подумать и ответить на несколько вопросов.

(Вопросы выводятся на экран. Учитель показывает по очереди вопросы. Решают, какой из представленных на них поступков может совершить воспитанный, а какой невоспитанный человек).

(Слайд № 13)

Вопрос 1. Если мужчина на улице пропускает впереди себя незнакомую женщину и открывает ей дверь, а дома не поможет усталой женщине вымыть посуду, то он ____________ человек.

Вопрос 2.  Если человек вежлив со знакомыми, а с домашними раздражается по каждому поводу, то он ____________ человек.

Вопрос 3. Если человек не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, то он ____________ человек.

Вопрос 4. Если уже во взрослом состояния человек принимает помощь родителей как должное и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, то он __________ человек.

Вопрос 5. Если человек громко включат радио и телевизор или громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки (пусть это будет даже его маленькие дети), то он ______________ человек и никогда не сделает воспитанным своих детей.

Вопрос 6. Если человек любит шутить над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то он _______________ человек.

5. Подведение итогов проведения КВН. Анализ.

Слово   предоставляется   жюри, которое  оценивает  работу групп.  Учащиеся   высказывают   свое  мнение  о работе жюри, называют наиболее  интересные  задания. В  заключение  родительский комитет  объявляет победителей групп и награждает их.

6. Получение от родителей, учащихся обратной связи на уровне отношения и понимания сути проблемы.

2-й классный руководитель: Уважаемые гости, возьмите в руки ручки, листочки. Мы предлагаем вам  небольшой тест-игру, который называется  "Какой Вы родитель?" 

1-й классный руководитель: Вам, дорогие ребята, тоже предлагаем тест. Итак, приготовились? 

(Председатель родительского комитета проводит тест. Он предлагает родителям выбрать из перечисленных на листке фразы, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми. После сделанного выбора он называет родителям балл оценки данных фраз.)

Тест "Какой Вы родитель?"

1. Сколько раз тебе повторять!  2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.  1

3. Не знаю, чтобы я без тебя делал (а).  1

4. И в кого ты только уродился!  1

5. Какие у тебя замечательные друзья!  1

6. Ну, на кого ты похож (а)!  2

7. Я в твоё время!  2

 8. Ты моя опора и помощник (ца)! 1

 9. Ну что за друзья у тебя!  2

10.О чем ты только думаешь!  2

11. Какая ты у меня умница!  1

12.А ты как считаешь, сыпок (доченька)?  1

13. У        всех дети лак дети, а у меня?  2

14. Какой ты у меня сообразительный!   1

(Во время заполнения тестов звучит музыка)

  1-й классный руководитель:  А теперь, товарищи родители, подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит, уважает

вас. Ваши отношения способствует становлению его личности!

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает: вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку внимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идёте не по верному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно постарайтесь уделить ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.

Во время заполнения теста родителями,  проводится тест для учащихся:

Тест для учащихся:

1. Если тебе приходится задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской,  по телефону, через товарища)? (Да, нет)

2. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки и дедушки, братьев и сестер? (Да, нет)

3. Свои нужды  (купить коньки, мяч, джинсы) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются приобрести её? (Да, нет)

4. Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполняешь еще  какую-нибудь работу  “от себя”, по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты ещё и всю обувь привёл в порядок)? (Да, нет)

5. Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой.  Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? (А может  быть, ты и вправду веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?) (Да, нет)

6. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или кино, выражаешь ли ты свое нежелание оставаться дома (просишь их не уходить, требуешь  взять с собой, говоришь, что тебе одному скучно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)? (Да, нет)

7. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор? (Да, нет)

8. Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания? (Да, нет)

2-й классный руководитель: Будем помнить о том, что красной нитью нашего разговора должна стать мысль о том, что личный пример – это основное условие воспитания культуры у детей.

1-й классный руководитель: Чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные. К этому вас призывают рисунки ребят, из которых видно, чем занимаются папы, мамы, родные дома. Картина почти одинакова: мама на кухне, папа на диване, сами дети с телефоном, компьютером или с кошкой, собакой…

2-й классный руководитель: Дорогие ребята и уважаемые родители, наша встреча в семейной гостиной подошла к концу. Верится, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что - то изменить в общении с детьми.

А о результатах этого разговора мы будем судить по рассказам детей, по их сочинениям, действиям и поступкам.

1-й классный руководитель: Я советую вам быть всегда вежливыми и всегда соблюдать правила культуры поведения, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться.

(Слайд № 14)

Тест «Детей воспитывают родители. А родителей?».

2-й классный руководитель: Внимательно прослушайте предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания. Считайте только ответы «могу».

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребёнка?

7.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?

8. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

9. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

10. Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?

11. Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить?

12. Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?

Если вы на 7-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты. 

Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка. 

Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса - у вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не достаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советую обратиться к психологам, специальной литературе.

1-й классный руководитель:  В Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 01.09.2013 г. написано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

2-й классный руководитель: В этом же законе говорится о том, что «педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности».

1-й классный руководитель: Из сухой буквы закона становится понятно, что воспитанием ребенка обязаны заниматься, прежде всего, это семья и, конечно же, образовательное учреждение, которое посещает ребенок. Только в тесном сотрудничестве семьи и школы можно добиться в воспитании ребенка желаемого результата. Современное общество уже достаточно настрадалось от равнодушия, жестокости, от утраты морали, потери совести, наглости и некультурного поведения людей. Быть культурным и воспитанным, стать гармоничной личностью, научиться достойно вести себя в любой обстановке – это и право, и обязанность каждого человека в нашем обществе.

7. Рефлексия. Заключительный этап. Подведение итогов

2-й классный руководитель: Подведем итоги сегодняшней нашей встречи:

(На вопросы отвечают родители и учащиеся)

- О чём мы сегодня говорили?

- Была ли вам интересна тема собрания?

- Понравилось ли вам наше сегодняшнее родительское собрание? Какие моменты соревнования вызвали у вас положительные чувства, какие не понравились?
- Что нового узнали вы сегодня?

- Что вам особенно понравилось? Что не понравилось?

- Есть ли вопросы?

- Надо ли еще проводить такие собрания?

Ученик:  _______, скажи, пожалуйста, тебе вечер понравился?

Ученик:  А какое впечатление он произвел на тебя?

Ученик:  А вам, уважаемые гости, вечер понравился?

Оценка. Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу «Сегодня на родительском собрании мы поняли….»

Принимается решение родительского собрания:

1. Родительскому комитету классов совместно с классными руководителями обобщить предложения участников, высказанные в ходе выполнения заданий.

2.Учитывая  важную роль родителей в воспитании  своих детей продолжать работать над заданной темой. 

Родители знакомятся с выставкой литературы и получают конверты с памятками и индивидуальные консультации классных руководителей.

Использовать подготовленные памятки для воспитания детей.

Пишите нам по адресу:

216 500 Смоленск

Студия "Рославль"

Код: "Волковичи 9 + 5".

1-й классный руководитель: Закончился наш вечер, и мы хотим сказать большое спасибо всем участникам за то, что пришли к нам в гостиную, приняли участие в информационно-развлекательной программе, за участие в нашем родительском собрании и выразить надежду, что наша встреча помогла нам объединиться и сделать еще один шаг навстречу взаимопониманию и единству. Желаем света, тепла, уюта и добра вашему дому.

2-й классный руководитель: Здоровья и удачи в воспитании детей! Позвольте закончить наше собрание стихотворением Ольги Высотской:

«Берегите друг друга»

 Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Ссоры все позабудьте

И в свободную минуту

Рядом друг с другом побудьте.

1-й классный руководитель: Будьте к своему ребёнку в меру добры и требовательны, если хотите чего-нибудь добиться. Сохраните в себе всё самое хорошее и передайте это детям. Надеюсь, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми. Хочется всем пожелать только успехов в воспитании детей. Спасибо за внимание. Спасибо за работу.

2-й классный руководитель: Желаем вам успехов во всех ваших делах. Спасибо. До свидания. До скорой встречи.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уважение к окружающим как характерной черты внутренней культуры человека проявляется во внимательности, доброжелательности, в тактичности и деликатности, в сдержанном проявлении чувств. Деликатный, сдержанный человек найдёт правильную форму поведения в школе, в театре, в магазине, в гостях, за столом и т.д. Человек не рождается культурным – нравственные качества формируются в нём по мере его воспитания и прежде всего воспитания в семье. В общении рождается духовная близость, обогащается внутренний мир ребёнка, исчезает чувство одиночества.

Говоря о вежливости, такте и деликатности, мы размышляем о духовном богатстве людей, о резервах человеческой души, о порядочности, о коллективном труде и творчестве, о дружбе и любви.

Мы постарались дать ответы на некоторые вопросы, какие возникают при воспитании ребёнка, не подавляя его личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Е.А. Алябьева. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками”. М.: 2003.

2. Людмила Алёшина «О вежливости, о такте, о деликатности». Лениздат 1990.

3. Бархатова. “Воспитание культуры поведения”. // Д/в № 11/1989.

4. Б.В.Бушелева «Поговорим о воспитанности». М. «Просвещение» 1989

5. “Воспитывать тактичного собеседника” // Д/в № 8/1985.

6.  Иванова “Воспитание культуры речи” // Д/в № 12/1988.

7. Е.И. Кульчицкая Библиотека для родителей. «Родителям о воспитании культуры детей». Киев 1980.

8. Купина Н.А, Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. М., 1992. 176 с.

9. В.Матвеев, А.Панов «В мире вежливости». О культуре общения людей.

10. Одинцова Л.Г. “Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника” //Д/в № 7/1975.

11. Теплюк С. “Об опрятности и аккуратности” //Д/в № 9/1988.

12. Юдина. “Уроки вежливости”// Д/в № 4/1988.

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

1. Какие обязанности выполняет ребенок в семье.

2. Любимое занятие вашего ребенка в свободное время? Бываете ли Вы с ним в кино? Обсуждаете ли просмотренное?

3. Любимые герои литературы и кино Вашего сына или дочки?

4. С кем из одноклассников он особенно близок?

5. Как ребенок чувствует себя в классном коллективе?

6. Какие приемы воздействия лучше всего влияют на неё (на него) (поощрения, наказания).

7. Какие трудности испытываете вы в воспитании на данном этапе? На что надо обратить внимание в поведении ребёнка?

8. Какова главная черта характера Вашего сына или дочери?

9. Какие индивидуальные особенности Вашего ребенка надо учесть классному руководителю?

10.Делится ли ребенок с вами своими переживаниями?

Большое спасибо!

(Слайд № 15)

Высказывания о воспитании

"Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни" (Дж. Дьюи).
"Школа – это мастерская человечности" (Я.А. Коменский).
"Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" (В.А. Сухомлинский).
"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной" (А.С. Макаренко).

"Вежливость порождает и вызывает вежливость" (Э. Роттердамский).
(Слайд № 16)

Законы семьи

  • Закон единства требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
  • Закон значимости похвалы для ребёнка.
  • Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
  • Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

(Слайд № 17)

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Правило №1.  Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

Правило №2.  Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

Правило №3.  Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

Правило №4.  Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.

Правило №5.  Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

Правило №6.  Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка.

(Слайд № 18)

Памятка для родителей «Секреты воспитания вежливого ребенка»

Ваш ребенок будет вежлив и воспитан, если вы, уважаемые родители: 1.Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.

2.Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего сына или дочери, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания.

3.Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряйте самостоятельность своего ребенка.

4. Предъявляйте к детям единые требования и, даже если кто-то из вас не согласен с замечаниями другого, то высказывайте это в отсутствии ребенка.

5.Уважайте достоинство маленького человека, исключив выражения: «Ты еще мал», «Ты еще этого не понимаешь», «Тебе еще рано».

6. Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Спокойной ночи», «Благодарю за помощь».

 7.  Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.

(Слайд № 19)

Советы для родителей

Совет 1. Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.

Совет 2. Сделайте жизнь ребенка интересной и многообразной. Уделяйте ему больше свободного времени. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах.

Совет 3. Эффективным способом сплочения семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга. Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи. Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний. Именно в таких ситуациях ребенок учится доверять Вам свою жизнь, тайны, делится секретами, своими успехами.

Совет 4. Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей. Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем. Дети должны чувствовать ответственность за все, что они совершают в жизни. А чтобы воспитание вашего ребёнка происходило не урывками и эффективно, уделяйте им больше времени вечерами и в выходные.

Совет 5. Не забывайте обнимать своих близких и говорить им слова любви!!!

В ы в о д: Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего-то добиться. Сохрани в себе всё хорошее и передай это детям.

 (Слайд № 20)

Пословицы и поговорки о воспитании

Родители трудятся, дети наслаждаются жизнью, внуки нищенствуют. (Японская)

Детей наказывают стыдом, а не кнутом. (Русская)

Кто свою мать уважает, чужую не обругает. (Азербайджанская)

Сырое дерево гниет, пока не высохнет, ребенка учи в свое время. (Хакасская) Пока сын мал, будь ему воспитателем, когда он вырастет - братом. (Арабская)

Не тот батька кто родил, а тот, кто уму - разуму научил. (Русская)

Если не согнулся, когда был прутиком, не согнется, когда станет палкой. (Татарская)

Ребенок без отца, что дом без крыши. (Африканская)

 «Посейте поступок, поведение  - пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – пожнёте судьбу». 

«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», - гласит народная мудрость.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Е.А. Алябьева. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками”. М.: 2003.

2. Людмила Алёшина «О вежливости, о такте, о деликатности». Лениздат 1990.

3. Бархатова. “Воспитание культуры поведения”. // Д/в № 11/1989.

4. Б.В.Бушелева «Поговорим о воспитанности». М. «Просвещение» 1989

5. “Воспитывать тактичного собеседника” // Д/в № 8/1985.

6.  Иванова “Воспитание культуры речи” // Д/в № 12/1988.

7. Е.И. Кульчицкая Библиотека для родителей. «Родителям о воспитании культуры детей». Киев 1980.

8. Купина Н.А, Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры. М., 1992. 176 с.

9. В.Матвеев, А.Панов «В мире вежливости». О культуре общения людей.

10. Одинцова Л.Г. “Воспитание навыков культурного поведения детей в коллективе сверстника” //Д/в № 7/1975.

11. Теплюк С. “Об опрятности и аккуратности” //Д/в № 9/1988.

12. Юдина. “Уроки вежливости”// Д/в № 4/1988.

13. Яковенко Т., Ходонецких З. “О воспитании культурно-гигиенических навыков” // Д/в № 8/1979.

Интернет-ресурсы:

1. http://www. deutschsprache. ru

2.. http://www.deutsch-uni.com.ru/

3. Официальный сайт Германии. http://www.deutschland.de. Гете-институт в Германии.

4. www.deutsch-als-fremdsprache.de

5.www.repetit-center.ru/include/german.php Публикации методик преподавания в журнале "Deutsch" для учителей немецкого языка издательства "Первое сентября"

6. www.goethe.de

7.abitur.su/uchitelyu-nemeckogo/ Сайты в помощь учителю немецкого языка. Преподавание немецкого языка.

8. www.deutsch-uni.com.ru/method/method.php

Учи.ру

9. http://grammade.ru/index.php

10. www.dw-world.de

11. www.deutsch-als-fremdsprache.de

12. www.daf-portal .de

13. http://www. studygerman.ru