РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ 5 КЛАСС
методическая разработка (5 класс)

Доронина Ирина Петровна

РОДИТЕЛЬСКИЕ  СОБРАНИЯ

5   КЛАСС

Тематика родительских собраний в 5 классе

В пятом классе родительские собрания должны быть направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся; ус­тановление контакта родительского коллектива с педагогическим кол­лективом школы; психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на формирование понимания возрастных изменений учащихся, общей культуры родителей; понимание значимости и труд­ностей учебной деятельности пятиклассников.

Собрание 1. Вступление в 5 класс

Собрание 2. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Собрание 3. Телевидение и пятиклассник

Собрание 4. О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника

Собрание 5. О детском одиночестве

Собрание 6. О детском одиночестве

Собрание 7. Родная улица

Собрание 8. Как сохранить здоровье ребенка?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ 5 КЛАСС187.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЕ  СОБРАНИЯ

5   КЛАСС

Тематика родительских собраний в 5 классе

В пятом классе родительские собрания должны быть направлены на психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся; установление контакта родительского коллектива с педагогическим коллективом школы; психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на формирование понимания возрастных изменений учащихся, общей культуры родителей; понимание значимости и трудностей учебной деятельности пятиклассников.

Собрание 1. Вступление в 5 класс

Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку: единение умов и рук, сосредоточение сил может стать почти всемогущим.

Д. Уэбстер

Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь проклинать темноту.

Ф. Абрамов

Задачи: познакомить родителей будущих пятиклассников с классом, классным руководителем, педагогами, школой, администрацией, службами школы, а также самих родителей друг с другом, если они незнакомы; помочь подготовиться родителям к изменению статуса ребенка в семье и пониманию значимости перехода ребенка в новые условия учебной деятельности.

Форма проведения: торжественное собрание.

Вопросы для обсуждения: встреча с директором школы и школьной администрацией; самопредставление классного руководителя будущих учеников; визитная карточка семьи пятиклассников; знакомство со службами школы; законы воспитания в семье, какими им быть; анкетирование родителей по теме собрания № 1; родительский тренинг «Ребенок в глазах родителей».

Подготовительная работа: приглашение на собрание представителей школьной администрации; подготовка классным руководителем рассказа о себе; подготовка родителями визитных карточек семьи; полезная информация для родителей (см. приложение); гиперактивные дети дома и в школе (см. приложение).

Оформление класса: кабинет празднично оформлен (его можно украсить рисунками будущих пятиклассников, которые сохранились у

учителя начальных классов). На школьной доске — фотографии выпускников, которые учились у данного классного руководителя, добрые пожелания будущим пятиклассникам и их родителям. Уместно использовать хорошую музыку, связанную с темой торжественного собрания. На школьной доске можно поместить плакат, который станет эпиграфом первой встречи родителей и классного руководителя.

Комментарии для учителя. В настоящее время очень редко можно встретить такую ситуацию, когда учащиеся всем классом и прежним коллективом попадают в пятый класс. Это связано с тем, что некоторые дети поступают после четвертого класса в гимназии или другие учебные заведения. Поэтому классному руководителю пятого класса очень часто приходится начинать работу с нуля. Для того чтобы родители бывших четвероклассников желали участвовать в жизни детского коллектива, проявляли по-прежнему, как и в начальной школе, инициативу и творчество, необходимо включить их в общение со школой уже в августе месяце.

Первое родительское собрание-встречу уместно проводить в конце августа. Это позволит, во-первых, заранее познакомиться с родителями учеников, которые переступают порог школы и класса впервые, настроить семьи на необходимость общения со школой, педагогами; во-вторых, создаст определенный оптимистический настрой на учебную деятельность, снимет боязнь семьи перед школой и учителями.

Ход   собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Окончена начальная школа, ваши дети повзрослели, у них начинается новая, интересная взрослая жизнь. Какой она будет — во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам. Очень хочется, чтобы новая жизнь ваших детей не отдалила вас друг от друга, а, наоборот, сблизила, сделала вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у ваших детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали детям переживать трудные минуты их жизни.

В который раз все мы вместе будем учиться преодолевать трудности, учиться падать, набивая как можно меньше шишек, учиться радоваться успехам своих собственных детей и победам их сверстников.

Мы, педагоги, открыты для общения, наши школьные специалисты дадут вам квалифицированную консультацию, вы всегда получите в школе исчерпывающий ответ на самый, казалось бы, неразрешимый вопрос.

В первую очередь, для вас всегда открыты двери кабинета директора, его заместителей, всех людей, которым поручено помогать семье в воспитании детей.

П. Вступительное слово заместителя директора по учебной работе

В этом вступительном слове необходимо сказать о традициях и обычаях школы; о первоначальных требованиях к учащимся-пятиклассникам; познакомить родителей с Уставом школы и вручить его каждой семье вместе с визитной карточкой школы; указать дни консультаций заместителя директора по учебной работе и других представителей администрации учебного заведения.

 III. Самопредставление классного руководителя

  1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.
  1. Рассказ о выпусках своих учеников, о планах на будущее в работе с новым классом.

Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече представление семей. Это своего рода визитная карточка каждой семьи. Желательно записать такие визитные карточки на магнитофон. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы, о семье. Эта работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений.

Визитная карточка-представление семьи проходит по следующему плану:

  • Фамилия, имя, отчество родителей.
  • Возраст родителей, день рождения семьи.
  • Интересы, увлечения семьи.
  • Традиции и обычаи семьи.
  • Девиз семьи.

Свой девиз каждая семья пишет на листе ватмана, который прикрепляется на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.

После представления и установления теплой атмосферы учитель приглашает родителей на экскурсию по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, ознакомить с расписанием его работы, предложить родителям записать телефон доверия психологической службы.

В обязательном порядке необходимо познакомить родителей с местом расположения школьной столовой, рассказать о том, каким образом в ней будет организовано питание детей в новом учебном году. Для родителей пятиклассников это очень важная информация, так как они понимают, что плохое питание самым серьезным образом может сказаться на здоровье детей, если классный руководитель и школа не будут уделять этому вопросу серьезное внимание.

Не менее важная информация для родителей— спортивные секции и кружки, которые будут работать в школе в новом учебном году. Прекрасно, если в школе есть информационный стенд для родителей, который необходимо показать им в ходе экскурсии.

В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором указаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

В конце собрания проводится анкетирование родителей по его теме.

На мой взгляд, очень уместно, если классный руководитель в конце первого собрания познакомит родителей с планированием будущих встреч в учебном году. Это позволит родителям подготовить вопросы по тематике следующего классного собрания и активно участвовать во встречах родителей с классным руководителем и друг с другом.

В конце родительского собрания можно сделать общую фотографию на память о первой встрече. На прощание родители получают большие разноцветные конверты, в которых находится письмо-обращение детей разных времен и народов к своим родителям. Взрослым предлагается дома внимательно прочитать полученный меморандум и руководствоваться им в воспитании собственных детей.

IV.        Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям —моим родителям (см. приложение)

V.        Подведение итогов

В конце собрания родители пишут вопросы, на которые они не получили ответа. Это могут быть вопросы к администрации школы, классному руководителю. Не на каждый вопрос можно ответить сиюминутно. Для того чтобы родители получили компетентный ответ на поставленные вопросы, на столе у педагога стоит коробка, в которую родители складывают свои записки. Классный руководитель сможет их проанализировать и ответить на вопросы на следующем собрании или созвониться с родителями, если ответ не терпит отлагательств.

Трудности адаптации пятиклассников к

школе

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Л. Кьюби

Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации пятиклассников к школе; система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.

Подготовительная работа: диагностика учителей (см. приложение); анкетирование родителей (см. приложение); оформление классного кабинета; полезная информация (см. приложение); рекомендации для родителей (см. приложение).

Оформление класса: на школьной доске — тема собрания; к собранию готовится выставка рисунков детей-пятиклассников на тему «Мои первые дни в пятом классе»; родительский комитет готовит фотовыставку «Ура! Мы — пятиклассники»; если родители класса снимали первый школьный день пятиклассников, то можно показать видеофильм.

Ход   собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые мамы и папы!

Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Какие физиологические и психологические трудности есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.

И. Обсуждение первых впечатлений

Родители делятся друг с другом и с классным руководителем теми впечатлениями, которые оставили первые школьные дни в душе ребенка, говорят о позитивных и негативных моментах, которые произошли за этот период обучения.

Затем проводится родительский практикум в виде игры «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так:

«Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас перепал-

няет более всего в mom период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство».

Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

III. Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе»

Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечебных учреждений, психологи знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Специалисты должны обратить внимание родителей на следующие моменты:

  • изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
  • быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
  • изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

IV.        Рекомендации для родителей 1 (см. приложение)

V.        Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации
пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного

преодоления»

Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

Степень учебной* и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.

Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.

Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

VI.        Рекомендации для родителей 2 (см. приложение)

VII.        Подведение итогов

Телевидение и пятиклассник

Телевидение — пена цивилизации, сверкающая ядовитыми красителями.

В. Г. Кротов

Задачи: обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором; показать влияние телевизионных просмотров на физическое и психическое состояние ученика. Форма проведения: обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения: статистика и цифры о роли телевидения в жизни ребенка; влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы учащихся.

Подготовительная работа: составление телепрограммы класса и изучение ее с помощью психолога; анкетирование учеников (см. приложение); полезная информация (см. приложение).

Ход  собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые мамы и папы! Ваш ребенок стал пятиклассником. Какое главное изменение произошло в его жизни, связанное с тем, что он перешел на новую ступень обучения? Вы можете привести на этот счет массу важных и значительных, на ваш взгляд, аргументов, и все они будут оправданы. Но самое главное изменение состоит в том, что ваш ребенок теперь гораздо больше предоставлен сам себе, чем это было раньше. Многие родители приняли установку «ребенок уже большой» как данность, но при этом не научили ребенка «быть большим», не подготовили его к этому.

В чем же проявляется отсутствие у ребенка умения быть один на один с самим собой? В первую очередь в том, что ребенок зачастую абсолютно бесконтрольно проводит свое время: не вовремя возвращается из школы, бесцельно бродя по улице; придя домой, занимается чем угодно, абсолютно не контролируя себя.

Но самое главное — он не умеет общаться с самим собой, ему нужен еще кто-то, и этот «кто-то» — конечно же, телевизор.

По мнению многих родителей,.как только ребенок переступает порог дома, телевизор становится его полновластным хозяином, вплоть до прихода родителей с работы.

Как помочь ребенку и семье бороться с зависимостью от телевизора? А ведь она совсем небезобидна.

П. Анализ общей статистики по проблеме собрания

— Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.

  • Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более 2 часов.
  • 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений.

—        25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.

—        38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга времяпрепровождения на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.

А как вписываются в данную статистику наши пятиклассники?

III. Анализ результатов статистики школьной психологической службы, проведенной в результате опроса учащихся пятых классов

У каждого родителя на парте лежит расписание телеиедели собственного ребенка. Родители вооружаются карандашами и отмечают те телепередачи, которые они смотрят вместе со своим ребенком.

Прослушав статистику и услышав результаты ответов детей, возникают вопросы: что же делать в сложившейся ситуации, как нужно поступать взрослым, чтобы телемания не ухудшила здоровье детей? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами? (Идет обсуждение проблемы и обмен мнениями.) А что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач нечто положительное? (На доске — мнения учащихся класса.)

  • Возможность расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний.
  • Возможность найти ответы на вопросы, которые не можешь по лучить у взрослых из-за их занятости.
  • Возможность понять с помощью телевизора, «что такое хорошо и что такое «плохо».
  • Развитие познания, повышение культурного уровня.
  • Знакомство с различными явлениями в разных областях знаний.
  • Развитие воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

IV.        Мнение родителей по ответам детей

V.        В родительский дневник (см. приложение)

VI.        Подведение итогов

О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника

Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.

И. Кант

Задачи: показать родителям значение учебной домашней работы школьника; обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы.

Форма проведения: встреча с учителями-предметниками. Вопросы для обсуждения: домашнее задание и его значение в умственном труде школьника; назначение домашнего задания в самостоятельной работе школьника; особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся, родителей и учителей-предметников (см. приложение); полезная информация для родителей (см. приложение); памятки «Как готовить домашнее задание» (см. приложение); диагностическое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания; подготовка с учащимися плаката-коллажа «Я учу уроки»; выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий; подготовка газетных статей по теме собрания.

Ход  собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Сегодняшняя наша встреча посвящена его величеству домашнему заданию. Еще не начав наш разговор, вы прочитали результаты исследований психологов, касающиеся домашнего задания, обратили внимание на выставку тетрадей учащихся-пятиклассников, возможно, уже полистали и сравнили тетради с домашним заданием своего ребенка и других учеников.

Почему именно в пятом классе так остро встает вопрос выполнения домашнего задания?

Во-первых, потому, что дети начинают учиться у разных учителей. В каждом предмете есть двои специфические требования к подготовке домашних заданий. Если ученик их не знает, если он их не усвоил, он столкнется с большими трудностями, которые скажутся и на его учебных результатах, и на его физическом и эмоциональном состоянии.

Во-вторых, изменяется ситуация общения ученика и учителя.

Если в начальной школе ребенок приспосабливается к общению с одним учителем, то на средней ступени обучения его задача становится гораздо сложнее, так как он вступает в контакт с большим количеством взрослых. Этот контакт не всегда и не сразу бывает положительным: ученик иногда боится лишний раз спросить учителя, скрывает, что у него есть непонятые вопросы, параграфы, темы. Все это приводит к тому, что успеваемость резко падает, результаты учебной деятельности становятся гораздо хуже.

В-третьих, само содержание домашнего задания меняется по сравнению с начальной школой. В начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (умение писать, читать, считать). На среднем этапе обучения домашнее задание направлено на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод.

Развить способность к суждению у всех учащихся на уроке — неблагодарное и нереальное занятие. Пользоваться своим мозгом для мышления — этому должен учить хорошо организованный домашний труд. Развитие ума, способность самостоятельно мыслить формируются и

совершенствуются в ходе индивидуального освоения умственной культуры эпохи.

П. Статистика собрания. Данные психологических исследований

Если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1—3 часа в неделю, их результаты соответствуют результатам средних учащихся, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3—5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

III.        Изучение назначения домашнего задания

Домашнее задание должно учить ребенка полемизировать с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.

Самое элементарное в домашнем задании — это буквальное повторение пройденного учебного материала.

Главное назначение домашнего задания:

  • воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
  • овладение навыками учебного труда, выраженное в различных  способах учебной работы;
  • формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
  • формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

IV.        Анализ мнения учащихся, родителей и учителей по проблеме
собрания

  • Классный руководитель знакомит всех присутствующих с результатами полученных исследований. Обсуждение полученных результатов.
  • Консультация учителей-предметников.
  • Комментарий родителей по требованиям к домашним заданиям.

V.        На заметку учителю (см. приложение)

VI.        На заметку родителям (см. приложение)

VII.        Подведение итогов

Родители по очереди говорят о том, что положительное они узнали в ходе собрания по данной теме, определяют для себя сроки собственного участия в тематической консультации по данной проблеме.

В ходе рефлексии может быть определено участие отдельных детей в стимулирующих и дополнительных занятиях по отдельным предметам.

О детском одиночестве

Поначалу дети любят своих родителей, со временем, однако, они начинают их судить и редко, очень редко прощают.

Оскар Уайльд

Задачи: обсудить с родителями проблему детского одиночества, ее влияние на поведение и характер ребенка; показать родителям значение общения с детьми для становления и развития ребенка.

Форма проведения: семейный клуб.

Вопросы для обсуждения: как и сколько нужно общаться с ребенком, чтобы он не чувствовал себя одиноким; как стать одновременно успешным профессионалом и успешным родителем; какие могут быть последствия детского одиночества?

Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей по теме собрания (см. приложение); учащиеся готовят выставку акварельных картин «Выходной день в моей семье»; написание сочинения «Вечер в ожидании папы и мамы...»; классный час «Рабочий день моих родителей»; разработка памятки для родителей (см. приложение).

Ход  собрания I. Вступительное слово

Уважаемые мамы и папы! Мы живем в достаточно сложное и непростое время. Мы все спешим, мы, взрослые, стараемся состояться в профессии, мы хотим сделать прорыв в своем материальном благополучии, оставляя на «потом» встречи со своими постаревшими родителями, лучшими друзьями, своими рано взрослеющими детьми.

Наше общение с детьми превращается в работу. Дежурные фразы по утрам, поцелуй на ночь или даже только взгляд на сонного ребенка, суровый взгляд в дневник в конце недели, три летних смены в лагере или отправка на отдых с организацией, отвечающей за детей — вот, пожалуй, и все, что мы оставляем своим детям. И так каждый день, месяц за месяцем, год за годом.

Понятно, что для многих семей сегодня стоит альтернатива: либо работа на износ, либо жизнь за чертой бедности. Поэтому общение с мамой и папой в лучшем случае заменяют дедушка и бабушка, в худшем — продленка, приходящая няня.

Хорошо это или плохо — пусть на этот вопрос ответят ваши дети.

П. Классный руководитель знакомит родителей с результатами опроса детей, проведенного в классе

После обсуждения результатов опроса классный руководитель организует дискуссию родителей по следующим вопросам: как и сколько нужно общаться с ребенком, чтобы он не чувствовал себя одиноким? как стать одновременно успешным профессионалом и успешным родителем? какие последствия детского одиночества могут быть?

После дискуссии родители знакомятся с памяткой для родителей по теме родительского собрания и обсуждают ее.

  1. Памятка для родителей (см. приложение)
  2. Просмотр видеозаписи

Классный руководитель предлагает родителям посмотреть видеозапись классного часа, во время которого дети читают шутливое стихотворение родителям.

1-й ученик Сделав уроки давно, Сяду к окну помечтать. Но месяц светит в окно. Поздно уже. Надо спать.

2-й ученик Вдруг открывается дверь. Два силуэта во тьме. Это родители, Точно, родители, Шепчут застенчиво мне:

Ученики (хором) ч   '     Дело, дело, дело, дело Надо делать нам умело, Чтоб без денег не пропасть. Ты же должен нас понять?!

3-й ученик Все у меня, ребята, есть: Видик, компьютер, фоно. Есть что надеть, что поесть, Но я грущу все равно.

4-й ученик Раньше веселой семьей Мы торопились в кино. Вместе ходили в бассейн, погулять. С няней теперь я гуляю, друзья!

5-й ученик Все! надоело так жить! Бизнес ваш — ветер разлук.

Я же хочу сохранить нежность, Тепло ваших рук.

6-й ученик Как вас с работы украсть? Может, поможет ОМОН? И вам, родителям, Трудным родителям, Тихо скажу в телефон:

Ученики (хором)
Мы желаем, чтобы дело
Ваше срочно прогорело.        .

Может быть, тогда поймете, Как ребенку трудно жить!

V.        Чтение сочинений учащихся

Классный руководитель знакомит родителей с сочинениями учащихся «Вечер в ожидании папы и мамы» и просит их высказать свое мнение о прочитанных работах. Каждый родитель читает сочинение своего ребенка.

VI.        Подведение итогов

Родители получают набор цифр от 1 до 5 и в конце собрания прикрепляют на заготовленный плакат ту цифру, с помощью которой они оценивают родительское собрание.

Родная улица

Задачи: способствовать формированию нравственной культуры учащихся и родителей; воспитывать интерес учащихся и родителей к проблемам нравственного самовоспитания, самосознания.

Форма проведения: семейный клуб.

Вопросы для обсуждения: роль семьи в формировании нравственной культуры ребенка; нравственные традиции и обычаи семьи; методы и приемы нравственного воспитания ребенка в семье.

Подготовительная работа: анкетирование родителей и учащихся (см. приложение); подготовка семейного проекта «Улицы нашей памяти»; подготовка сочинения «По главной улице с оркестром»; конкурс стихотворений «О моей улице»; выставка фотографий «Улицы».

Ход  собрания

{Звучит песня Ю. Антонова, посвященная любимым улицам.)

I. Вступительное слово

Уважаемые мамы и папы, ребята!

Сегодняшнее заседание нашего семейного клуба не совсем обычно. Мы посвятили его вместе с вашими детьми тем местам, которые близки сердцу каждого человека с самого раннего детства. Мы поведем разговор о тех улицах, с которых вы и ваши дети начали познавать мир, знакомиться с родной землей. Мы пройдемся по улицам вашей памяти и памяти нашего народа. Мы отдадим им дань памяти и уважения, потому что они — история нашей с вами жизни...

Может быть, кто-то, услышав тему нашего сегодняшнего разговора, скажет: «Нашли о чем говорить...Что, нет более важный тем для обсуждения? И пусть говорит. Но мы то с вами знаем, что эта тема — начало серьезного нравственного разговора, ценой которому является смысл человеческой жизни... А вы, уважаемые родители, что думаете по этому поводу?

П. Родители обмениваются мнением по вопросу значимости обсуждаемой темы

III.        Ознакомление с результатами анкет

(Звучит фрагмент песни из кинофильма «Весна на Заречной улице») На свете много улиц разных, Но не меняю адрес я. В моей судьбе ты стала главной, Родная улица моя.

Классный руководитель знакомит родителей и учащихся с результатами анкет.

IV.        Проект «Улицы нашей памяти»

Представление лучших семейных проектов «Улицы нашей памяти». Вручение дипломов лауреатов конкурса. (Каждой семье предлагалось Поучаствовать в конкурсе проектов «Улицы нашей памяти». Для этого каждая семья получила лист ватмана размером А-4 и готовила свой проект, *в котором рассказала о всех улицах, с названиями которых связана история семьи. Для выполнения проекта можно использовать фотографии, репродукции, рисунки, можно рассказать интересные семейные истории, связанные с названием улиц.)

V.        Сочинения на тему «По главной улице с оркестром»

На фоне песни Ю. Антонова ребята читают сочинения на тему «По главной улице с оркестром». Родители вручают учащимся сувениры за лучшие сочинения. (Учащимся предлагалось написать сочинение-рассказ о главной улице своего города и рассказать о том, как празднует улица главные праздники страны.)

VI.        Выставка фотографии «Улицы Тулуна»

Учащиеся проводят экскурсию по фотографиям улиц. Можно подготовить компьютерную презентацию «Улицы»

и провести викторину для учащихся и родителей по данной теме. (Учащиеся должны были собрать информацию о знаменитых улицах в виде фотографий, подготовить рассказ о самых знаменитых улицах)

VII.        Конкурс стихотворений «О моей улице»

Ребята читают стихи собственного сочинения о родных улицах. Родители определяют лучшее стихотворение и вручают сувениры и дипломы учащимся.

VIII.        Подведение итогов

В конце родительского собрания классный руководитель обсуждает с родителями вопросы воспитания нравственной культуры детей, которые были определены в самом начале собрания. (Обсуждение проходит в виде беседы.)

Вопросы для обсуждения могут быть такими:

  • Стоит ли уделять внимание в семье вопросам формирования нравственной культуры ребенка?
  • Нужно ли культивировать нравственные традиции и обычаи в семье?
  • Какие из них вы, родители, считаете в своей семье приоритетными?
  • Как формировать нравственную культуру семьи?

—        Какие приемы и методы необходимо для этого использовать?
После ответов на вопросы классный руководитель просит, родителей оставить свое мнение на плакате, прикрепленном на доске.

Я считаю, что такие собрания:

  • необходимы — не нужны:        .
  • полезны — бесполезны:                .
  • поучительны — неинтересны:
  • важны — не важны:

В пятом классе родительские собрания должны быть направлены на: психолого-педагогическое просвещение родителей учащихся; установление контакта родительского коллектива с педагогическим коллективом школы; психолого-педагогическое просвещение.

Как сохранить здоровье ребенка?

Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.

Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок — источник многочисленных невзгод.

В.А. Сухомлинскии

Задачи: показать родителям огромное значение занятий физкультурой и спортом при переходе ребенка на среднюю ступень обучения; формировать у родителей потребность вовлечения детей в занятия физкультурой и спортом; спланировать совместную деятельность родителей и учащихся по формированию здорового образа жизни.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения: отношение семьи ребенка к физкультуре; дополнительные кружки и секции; режим дня; двигательная активность.

Подготовительная работа: подготовка фотовыставки «Спорт в жизни моей семьи»; оформление интересных и необычных приглашений для участия родителей в собрании (см. приложение); анкетирование учащихся и родителей (см. приложение); проведение классного часа «Как я могу сохранить свое здоровье?» (см. комментарии после собрания); посещение родителями уроков физкультуры в классе; подготовка памяток для родителей и учащихся по формированию привычки к здоровому образу жизни (см. приложение).

Комментарии для учителя. Собрание можно проводить не в классе, а в спортивном зале. Предварительно можно провести родителей по залу и показать спортивный инвентарь, ознакомить со стендом школьных, спортивных достижений. Зал можно оформить материалом фотовыставки «Спорт в жизни моей семьи».

Ход  собрания

I. Вступительное слово

Сопровождается видеозаписью внеклассных, спортивных мероприятий школы.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на-своем собственном примере.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке

оздоровительной гимнастики — минутки отдыха для души и тела ребенка.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное ? это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать — заболеешь! Не будешь тепло одеваться — простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении!» и т. д.

Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования, проведенного в 8—И классах (всего опрошено 200 учащихся), здоровье как жизненная ценность ставится лишь на девятое место.

Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно.

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.

Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников.

По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на«4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5—3 часов; ученик-шестиклассник — 3—4 часа, старшеклассник- 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки...

Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности, становится зачастую злым и агрессивным.

Родители начинают бить тревогу и искать пути выхода из кризисной ситуации, совсем не думая о том, что выход находится рядом, стоит только внимательнее посмотреть на своего ребенка, поговорить с ним и предложить ему решать назревшую проблему совместно.

Цифры, связанные с проблемой здоровья говорят сами за себя. Родители зачастую отмахиваются от детских проблем, считая их несерьезными и мелкими, недостойными их участия в разрешении, объясняя, что в жизни есть более важные проблемы. И как жаль, когда за эти проблемы человек платит жизнью.

Еще страшнее, если родители пытаются разрешить проблему, но при этом они загоняют ее еще глубже. «Неважно, что ты полненькая, гораздо важнее, что ты лучше всех учишься», — такие или похожие фразы слышат дети-подростки, но легче им от этого не становится, они страдают не только от самой сложившейся ситуации, но и от отношения родителей к данной проблеме.

Проблема разрастается, она захватывает ребенка целиком, не дает ему жить полноценной жизнью, лишает его общения, привязанностей к друзьям и может привести к трагическому исходу. В такой ситуации родители никак не хотят понимать, что они могут сделать почти не возможное, поддержав своего ребенка личным примером. Но зачастую они идут по другому пути: покупают ребенку игрушки, вещи, делают дорогие подарки и т. д. Проблема не решается, на какое-то время она «засыпает», но, проснувшись, она превращается в лаву, которую просто невозможно остановить.

Еще одна школьная проблема — проблема отсутствия мотивов учения школьников. Опросы, проводимые в школе, показывают, что ребятам-подросткам в школе зачастую неинтересно, скучно и т. д.

Для того чтобы ребенка заинтересовать хоть чем-нибудь, родители находят выход в том, что, идя навстречу его просьбам и пожеланиям, в квартире появляется чудо современной техники — компьютер, за которым ребенок проводит еще дополнительно в день 2—3 часа, упиваясь компьютерными играми.

Свою тревогу родители успокоили: их сын или дочь сидит дома, находится, как говорят, все время «на глазах», но он опять сидит часами, уже у компьютера.

Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей.

В достаточной мере этому помогает и телевидение. Сегодняшний теледень среднестатистического ребенка, — это 2—3 часа неподвижности у телеэкрана, усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение сонливость, апатия и т. д. А если ко всему выше сказанному добавить уличный шум, громкую музыку на улице и в доме, наушники, которые многие дети не снимают даже в школе, сотовые телефоны -— это приводит к различным опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него и появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.

У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость — это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

II. Анализ фактов

Минимальная норма количества шагов за день для человека — 10 000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.

В 13 лет повышение давления до 130/80 — распространенное явление.

Если родители имеют избыточный вес, 60—80% детей имеют его тоже.

Для того чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23—30 тысяч шагов.

Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией.

По данным российских ученых, 51% детей вообще не бывают на улице по возвращении из школы. 73% школьников не устраняют

перерывов между приготовлением уроков. 30—40% детей имеют избыточный вес.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца. По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок.

Ребенок- школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми. Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом? А главный аргумент — отсутствие времени и денег на платные секции и кружки. Но не всегда и не за все нужно платить.

Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций — результат успешности ребенка будет налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его.

Ваши дети — пятиклассники. Довольно много лет мы будем вместе с вами сотрудничать по многим вопросам жизни учащихся класса. Одним из приоритетных среди них — это вопрос сохранения детского здоровья. Мы попытаемся рассмотреть эту проблему со всех сторон. Давайте обратимся к мнению учащихся класса.

  1. Анализ анкет учащихся и родителей
  2. Выступление учителя физической культуры  

Сопровождается видеозаписью школьных уроков и спортивных мероприятий школы. Учитель физической культуры должен обратить внимание на следующие вопросы:

- отношение семьи к занятиям ребенка физкультурой;

  • поведение учащихся на уроке физкультуры;
  • требования и рекомендации родителям по приобретению спортивной формы;
  • рекомендации родителям по приобретению спортивного инвентаря для занятий спортом в домашних условиях;
  • рассказ о кружках и секциях, в которых могут заниматься пятиклассники;
  • рассказ о спортивных мероприятиях школы и спортивных достижениях.

V.        Выступление родительского комитета, посетившего уроки физической культуры

В ходе посещения урока физической культуры родители должны обратить внимание на следующие моменты:

  • Участвуют ли все учащиеся в уроке?
  • По какой причине учащиеся не участвуют в уроке?
  • Имеют ли все ученики класса спортивную форму?

—        Какие виды заданий использует учитель на уроке?
Нравится ли учащимся участвовать в уроке?

—        Помогает ли педагог тем учащимся, у кого не получается выполнение отдельных упражнений?

—        Как педагог стимулирует деятельность учащихся на уроке?

Вручение благодарственных писем родителям, дети которых имеют необходимую спортивную форму и активно участвуют в уроке физкультуры.

Выступления родителей, которые уделяют большое внимание занятиям спортом в своей семье, просмотр видеосюжетов из семейных архивов.

VI.        Выступление школьного врача и врача-диетолога

Они должны обратить внимание на следующие вопросы:

—        состояние здоровья учащихся класса;

  • записки и просьбы родителей об освобождении от физкультуры без посещения врача;
  • питание учащихся в школьной столовой;
  • рекомендации родителям по продуктам, которые дети берут с собой в школу;
  • требования к гигиене, мальчиков и девочек, к хранению спортивной формы.

VII.        Подведение итогов

Вручение памяток для родителей и учащихся. В конце собрания классный руководитель и родительский комитет предлагают план мероприятий для развития интереса у учащихся к занятиям физкультурой и спортом.

VIII. Комментарии по проведению классного часа «Как я могу сохранить свое здоровье?»

В ходе классного часа ребята могут выполнить следующие задания:

Класс готовит рисованные кадры фильма под названием «Как я изменился». Кадры рассказывают, как изменился вес, рост, внешний вид, осанка и т.д.

Учащиеся рассказывают в ходе классного часа, как они берегут свое здоровье. (Например: два раза в день я чищу зубы; каждый день я гуляю один час на улице; я всегда вовремя ложусь спать; я всегда одеваюсь по погоде и т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....