Использование специальных игр при автоматизации звуков и развитие речи.
консультация

Кондратенко Наталья Владимировна

Нарушение речи — достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Они отличаются по сложности и характеризуются многообразными причинами возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._ispolzovanie_igr_pri_avtomatiz._zvukov.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для родителей.

Нарушение речи — достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Они отличаются по сложности и характеризуются многообразными причинами возникновения.

 Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Ведь дети в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития, в нарушениях моторики, в наличии у них порезов, общей скованности, плохой координации, слабости движений, расторможенности.

 Цель настоящей работы: использование речевых игр на различных этапах логопедической работы.

 При постановке звуков игра занимает ведущее место уже начиная с выполнения подготовительных упражнений, до автоматизации и дифференциации звуков.

 Возьму для примера звук «С».

 Выполнение подготовительных упражнений производится в игровой форме:

- На сказочной полянке (фланелеграф) представлены рисунки-символы, иллюстрирующие уже знакомые ребенку артикуляционные упражнения для губ, языка, формирующие и закрепляющие группу свистящих звуков.

Используются такие игры как «Лягушки улыбаются», «Заборчик», «Лопаточка», «Язычок силач», «Качели», «Горка», «Насос», «Песенка водички» и др. Можно начать со встречи с маленьким осликом, который поет свою песню: иэ-иэ-иэ. Звукосочетание «ИЕ», «ИЭ» помогут ребенку подготовить нужную форму языка  для свистящих звуков. Артикуляционные упражнения можно сопровождать стишками (логопед). Например:

Упражнение «Горка»

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго.

Кончик в зубы упирается,

Бока к верху устремляется.

                       

                        Игры на автоматизацию звука в слогах.

  1. Игра «Машина едет". Ставятся два домика и машина едет от одного домика к другому и проговаривает слоги.
  2. Игра «Зайчик прет песенку».    Слоги поются на любой мотив.
  3. Игра  «Молоточки».  Сочетание речи с движением СА-СА-СА.  
  4. Игра «Кто внимательный». Я проговариваю слоги, а дети проговаривают слоги, соблюдая их  последовательность СА-СО-СУ и т. д.
  5. Игра «Закончи слова». Я даю начало слова, а дети заканчивают: ли-СА, но-СЫ, ве-СЫ, не-СУ и т.д.                                                                                                        

                           

               Автоматизация звука в словах

  1.                                                                

1. Игра «Что на столе». Игрушки, картинки на звук «С». Перечисли, что  у меня на столе.

  1. Игра «Почта». Предложить детям открыть конверты, назвать все картинки.
  2. Игра «Погрузи на машину». Картинки со звуком «С».
  3. Игра «Сложи в корзину».
  4. Игра «Шляпа клоуна». Укрась шляпу клоуна со звуком»С».
  5. Игра «Телевизор». В рамку прямоугольной формы пропускается лента с наклеенными картинками на данный звук.
  6. Игра «Угадай по описанию». Игра с загадками- ответ со словами «С». Рыжая, пушистая, живет в лесу? Дети говорят «ЛИСА».
  7. Игра «Подбери столько картинок, сколько кружков (от 2 до 5), в подготовительной группе — до10.
  8. Игра «Паровозик». Нарисованы вагончики с окнами. Окна вырезаны. Нужно в окна поезда вставить картинки с заданным звуком «С».
  9. Игра «Стоп». Сейчас будем говорить слова: СОВА, САНКИ, САМОЛЕТ.  Я говорю «СТОП» - повтори слово, какое слово ыло последним.
  10.   Игра «Договори словечко». Нужно начать предложение, а дети докачивают слогом и звуком «С». В лесу живёт - «ЛИСА), (показывают картинку»). Высоко в небе летит — (САМОЛЁТ).
  11.  Игра «Ёлка». Украшаем ёлку игрушками со звуком «С», (картинки).
  12.  Игра «Эхо». Сюжетная картинка с изображением леса и детей, слушающих эхо. Они кричат и слушают, что им отвечает им эхо.           «За речкой тут и там,

                  Кто-то ходит по кустам,

                  -Эхо, эхо ты?

                  Отвечает Эхо: «Ты».

        Давайте и мы поиграем в «ЭХО». Сейчас я буду произносить слова,                      ты их внимательно слушай и повторяй за мной, как ЭХО.

     

                        Автоматизация звуков в предложениях

            1. Игра «Ответь на вопрос». Подобрать карточки по которым можно    составить предложение.

  • Где летит самолёт? Если ответит правильно — дать карточку или фишку.

    2. Игра «Придумай предложение». Дать демонстрационную картинку — придумай предложение со звуком «С».

   3. Игра «Поставь на стол». Поставить игрушки и сказать: «Я поставил на стол самолёт, санки, снеговик — можно силуэты.

     4. Игра «Чего не дорисовал художник».

  • У лисы нет хвоста (лиса без хвоста).
  • Чего нет у киски? ( усов).

    5. Игра «Подбери одинаковые картинки».

Раскладываем картинки, дети должны подобрать парные. Дети проговаривают: «У меня два рисунка со слоном», «У меня три рисунка с самолетом».

    6. Игра «Секрет». Дети сидят кругом и шепотом говорят предложения, а последний говорит громко - «На столе стоит стакан».

Логопед: «Скажи , Маша, какой секрет мы передали?»

                           Автоматизация звука «С» в текстах

  1. Игра «Ванька встань-ка».

                 Ванька встань-ка, Ванька встань-ка,

                 Приседай-ка,  приседай-ка.

                 Будь послушным, ишь какой.

                  Нам не справиться с тобой.

  1. Игра «ЛИСА».
  2. Игра «СОВЫ».

                        Дифференциация звуков

(Можно проводить на играх ранее предложенных по автоматизации, этапы те же)

                  1.Игра «Разноцветные шары».

Украсить шары девочки рисунком со звуком «С» и «Ш». Здесь дифференциация звука на слух и на произношение.

                  2. Игра «Шляпа клоуна».

Украсить шляпу картинками со звуком «С» и «Ш».

                  3. Игра «Пройди по дорожке».

Правильно назвать картинки со звуком «С» и «Ш».

  1. Игра «Мишкины рисунки».

Мишке надо нарисовать разные рисунки. Мы подкладываем карточки на звук «С» и «Ш».

  1. Игра «Укрась ёлку» со звуком «Ш», др. «С».
  2. Игра «Собери чемодан в дорогу».
  3. Игра «Покрывашки».
  4. Игра «Посмотри в окошко».
  5. Игра «Назови картинки со звуком «С» и «Ш».
  6.  Игра «Эхо». Слушай внимательно и повтори за мной (слоги, слова, предложения со звуками «С» и «Ш».

                                    http://festival.1september.ru/articles/599829/7.jpg

Учитель-логопед: Кондратенко Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приёмов при автоматизации согласных звуков у младших школьников

Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое ко...

конспект группового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы по теме: Зима. Автоматизация звука Л.

Конспект логопедического  занятия во 2 классе  специальной (коррекционной) школы "Автоматизация звука Л. Лексика: Зима."...

1. Логопедическое занятие в специальной коррекционной группе V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) I года обучения (5-6 лет). Тема: «Про воробья, который не умел чирикать». Автоматизация звука [Ч] во фразовой речи.

Логопедическое занятие по формированию звука [Ч] во фразовой речи у дошкольников 5-6 лет с общим нарушением речи: «Про воробья, который не умел чирикать»,  было проведено 28.03.2012 для городског...

Презентация опыта работы учителя-логопеда по использованию здоровьесберегающих приёмов при автоматизации звуков.

Использование здоровьесберегающих   приемов  при автоматизации звуков  у детей с общим недоразвитием речи....

«Использование ИКТ на этапе автоматизации звуков»

Целесообразность использования возможности ИКТ учителем -логопедом на современном этапе в дошкольном учреждении....

Методическая разработка Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий с учащимся 3 класса коррекционной школы VIII вида. «Автоматизация звука «с» с использованием методики «Закрытая карт

Тип занятия- индивидуальное Цель-  Автоматизация звука «с» в словах, предложениях, коррекция оптической дисграфии, формирование умения задавать вопросы и с их помощью выяснять со...

Использование игровых приёмов для автоматизации звуков

Занимаясь с ребёнком так хочется увлечь, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал. Как же сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными ...