статья "Семья как важнейший фактор в профессиональном самоопределении подростка"
статья (7 класс)

Аннотация: большую роль в выборе профессии подростка  оказывает семья. При выборе профессии сильно сказываются представления о будущей семейной жизни подрастающих людей - их собственные, а также родителей, родственников, представления, сложившиеся в данном социальном кругу и обществе вообще. В целом семья оказывает огромное, часто решающее влияние на профессиональное самоопределение подростков, поскольку именно в ней вырабатываются их основные социальные установки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakanov.doc.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 159.99

Лысенкова Н.А.

ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», г.Оренбург

e-mail: natlysenkova@mail.ru

Каканов А.С.

ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», г.Оренбург

e-mail: kakanov.84@mail.ru

Семья как важнейший фактор в профессиональном самоопределении подростка

        Аннотация: большую роль в выборе профессии подростка  оказывает семья. При выборе профессии сильно сказываются представления о будущей семейной жизни подрастающих людей - их собственные, а также родителей, родственников, представления, сложившиеся в данном социальном кругу и обществе вообще. В целом семья оказывает огромное, часто решающее влияние на профессиональное самоопределение подростков, поскольку именно в ней вырабатываются их основные социальные установки.

        Ключевые слова: семья, профессия, подросток, профессиональное самоопределение, социальная ориентация, профессиональная ориентация, родители.  

Важная роль в выборе будущей профессии принадлежит семье, хотя сами подростки этого могут и не осознавать. Очень часто они ориентируются на профессии родственников, создавая примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».

Профессиональный выбор осуществляется под влиянием двух групп психологических условий, транслируемых родителями: успешность их профессионального самоопределения и развитие их индивидуально-психологических проявлений. Каждое из данных условий обладает своими особенностями воздействия на профессиональный выбор подростка.

Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин, с которого они будут погружаться в мир профессии…» [3].

На наш взгляд, в большинстве случаев подростки соглашаются с выбором родителей/опекунов, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение.

В литературных источниках все больше можно найти мнение, что «…возможности семьи в ориентировании детей на определенные профессии неуклонно снижаются. Постоянно и быстро усложняется профессиональное разделение труда. Современный труд организован таким образом, что в подавляющем большинстве случаев прямая передача родителями своим детям профессиональных знаний и умений невозможна» [2].

 А ведь традиционно именно такая непосредственная передача была основой трудового воспитания, подготовки новых поколений к трудовой жизни. В семьях трудящихся ребенок воспитывался в атмосфере трудовых забот и интересов взрослых и постепенно втягивался в трудовую жизнь, сначала посильно помогая отцу и матери, старшим братьям и сестрам, затем по мере сил исполняя все более трудные физически и более сложные работы [1,2].

Это было возможно до тех пор, пока семья оставалась производственной ячейкой. Нынешняя семья перестала быть таковой [2]. Подростки нередко совершенно не знакомы с делом, которым занимаются их родители, многие дети никогда не видели своих родителей на рабочих местах.

По многочисленным данным [1,2,4] и из собственного опыта можем утверждать, что в этом отношении существенные преимущества имеет деревня.

Сын сельского механизатора обычно хорошо знаком с работой отца, нередко знает сельскохозяйственные машины и умеет ими пользоваться. Ко времени окончания школы и даже восьмого класса сыновья сельских механизаторов умеют, как правило, и трактор водить, и на комбайне работать, и исправлять несложные поломки сельскохозяйственных машин. Знают, какие требования предъявляют те или иные сельские профессии к человеку, что они дают человеку в материальном и иных отношениях.

Сельские подростки имеют более реальные представления о том, насколько они сами соответствуют требованиям, которые тот или иной вид занятий предъявляет к человеку.

Городские дети всего этого лишены. С рядом профессий они, конечно, знакомы, однако не с позиций работника, а с позиций того, на кого этот работник воздействует, с кем он, так или иначе, воздействует (профессии педагога, продавца и т.д.).

Разумеется, городской подросток «понаслышке или вприглядку» имеет некоторые представления о широком круге профессий, однако это совсем не те знания, которые помогают обоснованно, с пользой для себя и общества выбрать занятие.

Семья здесь тоже мало чем может помочь, поскольку знания о профессиях у подавляющего большинства людей ограничены обычно лишь теми занятиями, к которым они сами имеют отношение.

  • Несравненно больше роль семьи в социальной ориентации, в нацеливании детей на те или иные социальные позиции.

Не надо думать, что предпочтения молодежи обязательно рационально обоснованы и хорошо осознаны. Эффективное воздействие на профессиональное распределение подростков предполагает активное воздействие на условия труда, быта и отдыха, поскольку именно отражение этих условий в сознании молодых людей и их родителей создает почву, на которой только и возможна работа по собственно профессиональной ориентации.

Заметим, что на профессиональной ориентации молодежи, последующем выборе и при выборе профессии сильно сказываются представления о будущей семейной жизни подрастающих людей - их собственные, а также родителей, родственников, представления, сложившиеся в данном социальном кругу и обществе вообще. [6]

В целом семья оказывает огромное, часто решающее влияние на профессиональное самоопределение подростков, поскольку именно в ней вырабатываются их основные социальные установки.

Поэтому в последнее время нередко говорят, что начинать профессиональную ориентацию подростка надо с ориентации родителей [5, 6].

Основные позиции родителей/опекунов относительно профессионального будущего детей мы можем представить в виде схемы /см. Рисунок 1/

Рисунок 1

Родители стараются помочь детям выбрать профессию с учетом их индивидуальных особенностей.

Родители настойчиво предлагают ребенку свой выбор профессии и учебного заведения.

 При этом индивидуальные особенности ребенка, его отношение к такой ситуации учитываются минимально или вообще игнорируются, никаких объяснений ребенку не дается.

Родители самоустраняются, предоставляя детям возможность самостоятельно формировать профессиональный план.

Очевидно, что ошибки могут совершать только те родители, которые занимают 1 или 2 позиции, то есть, так или иначе, принимают участие в формировании профессиональной ориентации подростка. Мы отметим наиболее типичные ошибки [1].

  1. Предложение не соответствует индивидуальным особенностям ребенка, потому что родители недостаточно адекватно его (ребенка) оценивают.
  2.  Родители не учитывают, что выбор профессии - процесс не только рациональный, но и эмоциональный. Поэтому, даже вполне адекватный совет иногда отвергается - подросток не видит себя в предлагаемой деятельности.
  3. Предложение родителей не соответствует мотивации подростка, потому что родители не принимают ее всерьез («мал еще, ничего не понимает, потом будет благодарен») или хотят, чтобы ребенок реализовал их планы («станешь врачом, будешь нас лечить», «станешь экономистом - передадим тебе семейный бизнес» и т.п.).
  4.  Родители предлагают ребенку не профессию, а учебное заведение.
  5.  Родители предлагают ребенку выбрать профессию, которая с их точки зрения, всегда будет востребована. Как правило, именно в этом пункте установка родителей особенно твердая («будешь учиться на экономиста, или не рассчитывай на нашу помощь»).

Часто родители подростка не осознают необходимость перестройки отношений «взрослый - ребенок», продолжают привычную линию поведения. В тех случаях, когда это поведение авторитарное, то есть родители считают себя всегда правыми, мнением детей не интересуются, настаивают на безусловном выполнении своих требований, - у ребенка могут возникнуть проблемы. Отсюда - плохое поведение, грубость, лживость, непослушание[6] .

Иногда родители проецируют на ребенка свои собственные качества, чувства, проблемы. Это порождает неадекватные требования и ожидания. Из-за этого у детей может возникнуть психологическая защита по типу отрицания - они просто перестают слышать то, что им говорят[6].

Некоторые родители предъявляют ребенку завышенные требования, не соответствующие его возможностям; постоянно ставят ему в пример более успешных сверстников, старших, а иногда и младших братьев и сестер. Такое поведение приводит к формированию у подростка неадекватной самооценки вплоть до комплекса неполноценности. Следствием является снижение успешности всех видов деятельности и уровня притязаний. При этом родители обвиняют ребенка в лени [6].

У некоторых родителей звучит мотив, который выглядит как забота о ребенке, но фактически является отражением их тревожности, нетерпимости, а иногда и эгоизма («мы не можем ждать, пока он повзрослеет, мы должны поставить его на ноги, пока в силах») [6].

С другой стороны, он очень хорошо представляет данную профессию и отдаёт себе отчет в том, какие качества для неё требуются. Например, дети врачей прекрасно знают, что медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и сверхурочную работу, а также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей - что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради.

Выбор профессии и карьеры во многом определяются семейным воспитанием. Некоторые родители подсознательно стремятся "прожить" в своих детях свою вторую жизнь. Тогда они тянут своих детей "за уши" в профессию, которая им совершенно не интересна. Послушный, зависимый ребенок соглашается, расплачиваясь позже за выбор, сделанный вместо него. Непослушный и независимый "ропщет и бунтует", в крайних случаях доводя отношения с родителями до разрыва.

Так же, на наш взгляд, родители могут воздействовать на детей в вопросе выбора будущей профессии, аргументируя свой выбор финансовой стороной. «В этой профессии денег никогда не заработаешь». Родители рекомендуют подростку обратить внимание на денежные, по их мнению, варианты. Они могут убеждать, что и сама профессия, и обучение на интересующем ребенка факультете слишком сложны, что он переоценивает свои силы и не понимает, насколько тяжело ему придется.

Нередко межличностный или внутренний конфликт становится источником энергии, стимулом для достижения карьерных успехов. Тогда подросток,  стремящийся оправдать ожидания родителей или доказать свою правоту, в период взросления достигает профессионального успеха в спорте, бизнесе, политике, искусстве.

Библиографический список источников:

  1. Алиева М.Б. «Сущность содержания профессионального самоопределения старшеклассников» / Научно-исследовательская работа студентов факультета педагогики и психологии. Выпуск №10.,под ред., к.п.н. доцента Керимовой к.п.н., Рамазановой Э.А. Махачкала: Алеф, 2010 г. С,158-160.
  2. Белянина О.А. К вопросу психологической поддержки юных людей в их профессиональном самоопределении [Текст] /О.А. Белянина // Психологическое сопровождение личности в процессе ее профессионального самоопределения. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2008. - с.73-76.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М.: Наука, 2004-320с.
  4. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. - М.: Педагогика,2006. - 160 с.
  5. Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. - М.: Гардарики, 2005. - 408 с.
  6. Емекеев А.А. Роль семьи в выборе профессиональной деятельности: Социология профессий и социальных групп: Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008.
  7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Юрайт, 2000.
  8. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. М.: Гардарики, 2001.
  9.  Тощенко Ж.Т. Социология. М.: Юрайт-Издат, 2003.
  10. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. - М.: Академия, 2006. - 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология Sandplay в профессиональном самоопределении подростков

Здесь представлен сценарий психологической игры методом песочной терапии на тему "Путь в профессию"....

Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)

Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...

Профессиональное самоопределение подростков с позиции психотипологического подхода

Рекомендации организаторам профориентационной деятельности....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Данная программа   направлена на развитие профессиональной ориентации учащихся с нарушением интеллекта, развития творческих способностей и успешной социально – профессиональной адаптации....

«Проблемы профессионального самоопределения подростков, пути их решения через взаимодействие семьи и социальных партнеров».

Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна, и констатируют, что семья- это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельност...

Родительское собрание «Профессиональное самоопределение подростков».

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор...

Роль семьи в профессиональном самоопределении подростков

Цель: мотивировать родителей на оказание поддержки в профессиональном определении детей.Задачи:изучить особенности профессионального самоопределения подростков;развивать интерес родителей к проб...